76. Исторический район Купчино

76. Исторический район Купчино

Стенгазета «Любопытный Петербург, часть 6-я: исторический район Купчино»

Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск №76, апрель 2015 года. Сайт к-я.рф

Любопытный Петербург, часть шестая:

Исторический район Купчино

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт к-я.рф) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.ru или через диалоговое окошко на сайте к-я.рф. Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Наша особая благодарность – краеведу Денису Шаляпину, создателю и редактору сайта kupsilla.ru, автору книги «Купчино. Четыре века истории. 50 лет современности» за неоценимую помощь в создании этого выпуска. Все фотографии номера (если не указано иное) – © Денис Шаляпин.

Дорогие друзья! Шестой выпуск серии «Любопытный Петербург» посвящён историческому району Купчино. Купчино удивит нас как своей четырёхсотлетней историей, так и новыми, редкими или просто малоизвестными памятниками и достопримечательностями. Материал для этой газеты нам предоставил купчинский краевед Денис Шаляпин, который на протяжении многих лет собирал литературные источники, уникальные архивные данные, старинные географические карты, фотографии и воспоминания очевидцев – всё, имеющее отношение к этой, казалось бы, исключительно «спальной» окраине Санкт-Петербурга.

Введение

В защиту «спальных районов». Редкий петербургский краевед не написал что-нибудь о Невском проспекте. О Московском проспекте написаны тома. Автово совсем не забыто и историками, и литераторами. И Ржевка, и Рыбацкое, и Озерки, и Гражданка имеют своих знатоков и краеведов, описывающих историю этих районов. А что же можно почитать о Купчине? Да практически ничего! Огромный район современного города как будто выпал из истории. Словно на пустом месте появились многочисленные, по большей части безликие, многоквартирные жилые здания. Иначе говоря – спальный район, «не помнящий родства». Только в начале XXI века в периодических изданиях стали появляться статьи и заметки о Купчине. А между тем история южной окраины нынешнего Санкт-Петербурга насчитывает не одну сотню лет. Так, в 2019 году исполняется четыре века с момента первого упоминания о деревне под названием «Купчинова» в шведских переписных книгах. А в прошлом, 2014, году Купчино отметило 50-летие как район массовой жилой застройки. Впрочем, обо всём по порядку.

О склонении названия Купчино. Географические названия славянского происхож­дения, оканчивающиеся на -ово, -ево, -ино, -ыно, в русском языке традиционно склонялись. Вспомним у Пушкина: «История села Горюхина», у Лермонтова: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!», советский фильм: «Дело было в Пенькове» и многие другие примеры. Впрочем, современные словари допускают оба варианта: склоняемый и несклоняемый. При этом склоняемый вариант соответствует строгой литературной норме (и рекомендуется, например, для речи дикторов). Склоняемую форму («в Купчине») использовали жители деревни и посёлка, а также и значительное количество жителей, въехавших в Купчино уже как в район массовой застройки. Мы будем употреблять именно склоняемую форму названия, уважая, тем не менее, самостоятельный выбор читателя.

О границах исторического района Купчино. Купчино является южной окраиной Санкт-Петербурга, располагается в Приневской низменности, в среднем течении реки Волковки. Это один из крупнейших спальных районов Санкт-Петербурга и основная составляющая часть современного Фрунзенского района. Современная территория города, объединяемая названием «Купчино», описывается разными источниками по-раз-ному. Простота коммуникаций внутри района и, наоборот, сложность прохода-проезда за его пределы позволяет чётко выделить территорию, ограниченную линиями четырёх железных дорог: старой окружной (Соединительной) – с севера; современной окружной – с юга, путями витебского и московского направлений – соответственно с запада и востока. Со строго исторической же точки зрения на право называться Купчином могла бы претендовать только небольшая территория у железнодорожной платформы «Проспект Славы», где ранее находилась одноимённая деревня.

XVI–XVII века

Фотография Деревня Купсила-бю и Галатеевы острова на «Карте-схеме приневских поселений» историка Александра Шарымова («Предыстория Санкт-Петербурга»).

Фотография Деревня Купсилла на «Карте бывших губерний Ивангорода, Яма, Копорья, Нотеборга, составленной из материалов, найденных в шведских архивах, показывающей разделение и состояние оного края в 1676 году».

Фотография Купчинова деревня на «Географичес­ком эскизе» Эрика Аспегреена. 1643 год. Государственный Архив Хель­синки (по материалам vostlit.info, Возгрин В.Е., Шаскольский И.П., 1978 год).

Территория, на которой располагается современное Купчино, упоминается в летописных источниках с XV века. С тех же времён известно деление бывшего Новгородского княжества на пятины («пять частей»): Водскую, Шелонскую, Обонежскую, Деревскую и Бежецкую. Пятины делились на уезды, а уезды – на погосты. Водская пятина (известная также как «Ижорская земля», «Ингрия», «Ингерманландия») охватывала значительную область к северу и западу от Новгорода. Интересующая нас территория – это Никольский-Ижорский погост Ореховского уезда Водской пятины. В Переписной окладной книге Водской пятины 1500 года упомянуты несколько деревень «на Галатéеве острове на Сетýе». Одна из них, деревня Сýдола (Сýтила), по мнению ряда историков, станет известной впоследствии как Волкова деревня («сýси» по-фински и означает «волк»). Границы упомянутого «Галатеева острова», по мнению ряда исследователей, можно очертить реками: Невой, Сетуем и Ижорой.

Купчина или какого-либо иного, созвучного наименования в окладной книге не встречается. Однако Новгородцы не особо основательно и регулярно занимались переписью населения на своих территориях. А если подобные работы и проводились, то далеко не всегда сведения хранились должным образом, вследствие чего очень немногие из таких документов дошли до нашего времени.

После Русско шведской войны 1610–1617 годов (по Столбовскому мирному договору) Россия была вынуждена уступить Швеции земли от Ивангорода до Ладожского озера. Соответственно, и территория современного Купчина оказалась под шведским владычеством. В отличие от новгородцев, шведы без промедления и со всей тщательностью приступили к переписи «всё и вся» на вновь обретённых территориях. В первую очередь переписывалось население с целью последующего налогообложения. На территорию Галтеева острова шведские переписчики добрались в 1619 году.

В одной из записей упомянута деревня «Купчинова Бю», где проживали четыре облагаемых налогом хозяина: православные Иван Кузмин, Прошка Лефонтьев и Семён Абрамов, а также польский боярин Кристофер Канарский. Очевидно, что деревня не в этом году образовалась, а существовала и до появления в ней шведских переписчиков. Есть предположение, что ранее она была более населённой, но со сменой государственной принадлежности часть славянского населения деревню покинула, не без основания опасаясь притеснений со стороны новой власти. Её название, несомненно, славянского происхождения и восходит к словам «купец», «покупка». А частица «бю» – не что иное, как «деревня» по-шведски.

Тут надо отметить, что и для шведов, и для финнов славянское название «Купчинова» было абсолютно непонятно – просто труднопроизносимое сочетание звуков. Возможно, переселенцам слышалось в названии деревни слово «купс» (зрелый) или «кипси» (заяц). Название изменилось и приобрело смысл для нового населения. Самым известным из названий шведского периода является «Купсилла». Финский историк Сауло Кепсу высказывал предположение, что название восходит к финскому слову «силта» – «мост». Таким образом, название получается «купчинова силта» – «Купсилта».
Река Сетуй, на берегу которой располагалась деревня, возможно происходит от слов языков финно-угорской группы «сет» (светлый) и «уй» (ручей). В XVIII веке река получила более привычное название – Чёрная речка, затем – Волковка. На правом берегу реки, неподалёку от деревни, с давних времён находилась Кукарева (Куккарова) пустошь. Она располагалась выше по течению, примерно в том месте, где ныне находится Дунайский путепровод.

Купчинова деревня отчётливо видна на «Географическом эскизе» шведского землемера Эрика Аспегреена 1643 года. Это первая подробная и достаточно точная карта низовьев Невы – территории будущего Петербурга. Карта имеет распространённую в средневековой картографии ориентировку (юг – наверху, север – внизу). Рядом отмечена дорога, ведущая от расположенного на левом берегу Невы напротив Ниеншанца села Спасское к Дудергофу и далее к Нарве.

XVIII–XIX века

Фотография
Деревня Купсила на шведской карте «Провинция Ингерманландия» землемера Эрика Белинга. Начало 1700-х годов.

Фотография
Фрагмент плана деревень Купчино и Волково с пустошами. 1766 год.

Фотография Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы на проспекте Алексан­дровской Фермы. Освящён в 1896 году.

В 1702 году, во время Северной войны, территория, ранее захваченная Швецией, вновь вошла в состав России. Деревня Купсила и прилегающая местность были переданы во владение Александро-Невскому монастырю. Состав населения в деревне снова стал меняться: на смену финно угорским народам вновь пришли славяне. И название деревни со временем сменилось на привычное и понятное – «Купчина». К 1713 году в деревне насчитывалось 5 крестьянских дворов, а также проживали 5 бобылей (одиноких крестьян, не имевших земельного надела). В 1714 году деревню с прилегающей пустошью передали царевичу Алексею Петровичу. После смерти Алексея Петровича, в 1718 году, деревню возвратили Александро-Невскому монастырю.

Основание Санкт-Петербурга в 1703 году в той или иной степени оказало влияние на всю окружающую местность. Так, неподалёку от Купчина был проложен Лиговский канал – один из первых грандиозных строительных проектов Петра I. Канал был сооружён в 1718–1721 годах для питания фонтанов Летнего сада. Возможно также, что по каналу на конной или бурлацкой тяге двигались баржи и другие небольшие суда, перевозившие стройматериалы для строительства и отделки зданий Петербурга. Канал начинался на юго-западе, у реки Лиги (ныне – река Дудергофка), вытекающей из Дудергофского озера, и заканчивался искусственным бассейном на углу современной улицы Некрасова (в прошлом – Бассейная улица) и Греческого проспекта. Согласно карте 1858 года, через Лиговский канал было перекинуто 36 мостов (например, Расстанный мост располагался в створе Расстанной улицы). В XVIII–XIX веках в районе канала находились извозчичьи дворы, питейные дома, чайные и другие заведения, создававшие негативную репутацию этой части города. С конца XIX века Лиговка приобрела статус одного из самых криминальных районов города. Хулиганство и бандитизм процветали здесь и в период советской власти, вплоть до конца 1940-х годов. К концу XIX века канал пришёл в запустение. Впоследствии канал засыпали, и он превратился в Лиговский проспект. Сохранился участок Лиговского канала протяжённостью 11 километров от Горелова до речки Красненькой и парка Авиаторов.

К середине XIX века Купчино представляло собой средних размеров деревню, расположенную близ «Куракиной дороги», проходившей от Московского тракта до слободы Фарфорового завода и усадьбы князей Куракиных. Географическое расположение деревни оказалось удачным. С одной стороны, близость к Московскому тракту (самой оживлённой транспортной артерии города), а с другой – некоторая удалённость от неё способствовали развитию деревни. Здесь происходила активная торговля. Крестьяне, привозящие товар в Петербург, чтобы сэкономить на выплатах в казну, сворачивали с прямой дороги и в обход государственных таможенных органов обменивались товарами с петербургскими купцами. Не исключено, что это обстоятельство отчасти тоже повлияло на возвращение названия деревни. В списке населённых мест Российской империи за 1862 год в деревне упомянуты 42 двора и 273 жителя обоего пола.

В 1830 х годах западнее деревни проложили Царскосельскую железную дорогу. Однако пройдёт почти сто лет до того времени, когда у деревни обустроят полустанок, известный сейчас под названием «Проспект Славы». В 1851 году восточнее Купчина прошла линия Николаевской железной дороги. В результате выемки грунта для строительства насыпей железной дороги неподалёку от оной образовалось несколько карьеров, в дальнейшем заполнившихся водой. В 1885 году севернее Купчина проложили линию Соединительной железной дороги. В 1837 году открыли первую в России железную дорогу, соединившую Петербург с Царским Селом. Хотя на освоение близлежащих местностей это коренным образом не повлияло, остановок в Купчине поезда не делали вплоть до 1927 года. С 1899 года Царскосельская железная дорога вошла в состав Московско-Виндаво-Рыбинской.

В исторический период сколь-нибудь весомых архитектурных шедевров здесь создано не было. Территорию занимали в основном крестьянские поля и огороды. Не было тут даже загородных усадеб каких-либо состоятельных петербуржцев. Единственное исключение – строения религиозного характера. Из таковых до нашего времени дошло одно. Это церковь на проспекте Александровской Фермы, освящённая в 1896 году во имя Александра Невского, а ныне являющаяся храмом во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Она представляет собой типичное сооружение в «русском стиле». В церкви отпевали умерших солдат Петербургского гарнизона. В годы Первой Мировой войны в церкви отпевали солдат, умерших в госпиталях Петрограда и его окрестностей. Закрыта в мае 1938 года. В 1983 году передана старообрядческой православной общине Белокриницкого согласия и восстановлена к концу 1980-х годов. Храм повторно освящён в 1988 году. Именно это здание и претендует на то, чтобы считаться самым древним (из сохранившихся) на описываемой территории.

На картах города середины XIX века отображались только Лиговка (окрестности Лиговского канала), Волкова деревня и Волково поле. Вся эта местность объединялась тогда названием «Каретная часть». Границей города длительное время считался Обводный канал. Деревня Купчино же находилась далеко от границы города и отображалась только на картах губернии. К концу XIX века ситуация мало изменилась. В районе Боровой, Екатеринославской (Днепропетровской) и Расстанной улиц сформировалась жилая застройка. А вся эта местность стала административно именоваться Александро-Невской полицейской частью.

XX век, 1900–1917 годы

Фотография Фрагмент карты окрестностей Санкт-Петербурга. 1909 год.

Фотография Храм преподобного Герасима в Купчине. Постройка 1906 года. Рисунок: Владимир Исаев.

Фотография Фрагмент карты Санкт-Петербурга. 1913 год.

Фотография Фарфоровский пост, дом 60. Постройка 1911 года.

К началу XX века в Купчине уже было две улицы. Население деревни занималось животноводством, огородничеством и извозом. В деревне имелись школа, читальня, кузница, пожарное депо, где дежурили члены добровольной дружины. В 1906 году жители Купчина заложили собственный храм – деревянную церковь во имя Преподобного Герасима (известна легенда о том, как Святой Герасим встретил в пустыне раненого льва и вылечил его; в благодарность дикий зверь стал служить старцу как домашнее животное). Вокруг церкви появилось небольшое кладбище. Церковь находилась немного западнее пересечения нынешних улиц Димитрова и Белградской, близ железнодорожного полотна. Церковь закрыли в марте 1938 года и разобрали во время Великой Отечественной войны.

У главной улицы, на правом берегу реки, восточнее деревни, находилось другое, большее по размеру кладбище. С середины XIX века и до Великой Отечественной войны на кладбище стояла деревянная Троицкая часовня. Вплоть до недавнего времени недалеко от этого места можно было обнаружить остатки надгробий.

В начале XX века севернее деревни Купчино возникло село Романово, находившееся между современными Бухарестской и Софийской улицами. Постройки были не слишком многочисленны. Значительную часть местности занимали луга и огороды. С 1909 года началась активная самозастройка этой территории. В 1912 году Городской думой утверждаются наименования улиц. Большинству улиц давали названия уездных российских городов. Пройдёт пятьдесят лет, и уже новые улицы на этой территории будут именовать в честь столиц стран социалистического лагеря.

Строений, возведённых до 1917 года, на территории Купчина очень мало. В основном они сосредоточены у нынешней платформы «Фарфоровская». Построены они были в стиле модерн в 1910–1911 годах и принадлежали Николаевской железной дороге. До недавнего времени ещё сохранялись дореволюционные деревянные строения по Витебской Сортировочной улице.

XX век, 1917–1941 годы

Фотография Памятник жертвам «Кровавого воскресенья» 9 января 1905 года. Возведён в 1931 году.

Фотография Фрагмент проекта планировки Ленинграда 1935 года. Из книги «Санкт-Петербург. Карты и планы» 2004 года.

Фотография Витебская Сортировочная улица, дома 10 и 12. Постройка 1932 года.

После революции 1917 года быт купчинцев серьёзных изменений не претерпел. Только в начале 1930 х годов жителей деревни объединили в колхоз имени Тельмана. Колхозные угодья располагались южнее деревни. Тут же находились колхозные строения: правление колхоза, клуб, школа, скотный двор. Колхоз существовал до начала Великой Отечественной войны. Вскоре после Октябрьской революции Романово переименовали в Рылеево. Вероятно, по причине «неблагозвучности», фамилию представителей последней династии российских самодержцев поменяли на более «модную» – фамилию одного из декабристов.
В 1925 году было принято решение о сооружении памятника над братской могилой восьмидесяти восьми жертв «Кровавого воскресенья» 9 января 1905 года. Преображенское кладбище было переименовано в кладбище «Жертв Девятого Января». Памятник поставлен в 1931 году на месте снесённой Казанской церкви. Трибуна памятника являлась местом проведения традиционных митингов. Одна из надписей на трибуне памятника гласит: «Тысячи убитых и раненных – таковы итоги кровавого воскресения 9-го Января в Петербурге. Немедленное низвержение правительства – вот лозунг, которым ответили на бойню 9-го Января Петербургские рабочие. Ленин».

В середине 1920-х годов севернее Рылеева, близ железнодорожной платформы «Фарфоровская» и неподалёку от образовавшегося при строительстве железной дороги карьера, был основан посёлок Николаевский. Название, вероятно, произошло от проходившей рядом Николаевской железной дороги. Вскоре и посёлок, и завод назвали именем революционера Степана Шаумяна. В 1929 году здесь выделили земли профсоюзам врачей и учителей. Образовавшиеся огородные товарищества стали первыми в Ленинграде.

С конца 1930-х годов на территории Рылеева располагался совхоз «Ударник». В середине 1930-х годов на Куракиной дороге, близ платформы Сортировочная, началось строительство кирпичного завода. Карьеры, ныне превратившиеся в пруды, прилегающие к улицам Димитрова и Бухарестской, – результат деятельности именно этого предприятия. Из довоенных построек до нашего времени здесь сохранились дом 53 по проспекту Славы (в прошлом – школа, сейчас – отдел вневедомственной охраны) и дом 104 по Южному шоссе (в прошлом – Дом ребёнка, сейчас – военный комиссариат Фрунзенского района).
В 1933 году разработан «Эскизный проект» нового Ленинграда, предполагавший смещение центра Ленинграда на юг. Планы были поистине грандиозны! Купчино становилось местом, непосредственно прилегающим к центру города, а в процессе роста могло бы войти и в его состав. Ещё одним новшеством «Эскизного проекта» стал «Большой Ленинград» – плотное кольцо пригородных поселений вокруг города. Проектная граница «Большого Ленинграда» должна была проходить по линии Шлиссельбург – Саблино – Красногвардейск (Гатчина). Проектировалась также дамба от Лисьего Носа до Ораниенбаума. Этот проект, как неосуществимый, был отвернут со скандалом.

В 1935 году утверждён куда более скромный новый Генеральный план, в котором не оказалось места «Большому Ленинграду»; не предусматривалось также развитие города в северном направлении по причине близости государственной границы. Планировалось увеличение городской территории только в южных направлениях. Центральной осью города должны стать Международный (Московский) проспект и Московское шоссе. В середине 1930 х годов приступили к формированию нового делового и административного центра Ленинграда на юге города. На проекте планировки Ленинграда территория Купчина расчерчена большим количеством прямых параллельных улиц. Обозначена на плане и дуговая магистраль, проходящая через Купчино и ведущая к уже построенному к тому времени Володарскому мосту. Но воплощению этих проектов помешала война. Из всего проектируемого построили только Дом Советов (на нынешней Московской площади). В результате Купчино ещё многие годы оставалось, по сути, загородной местностью, в то время как соседствующие с ним территория нынешнего Московского района и территория на левом берегу Невы развивались весьма стремительно. Отчасти это можно объяснить примыканием к этим районам внешних магистралей.

К настоящему времени из довоенных названий улиц остались только Волковский проспект, Стрельбищенская улица и Козловский переулок. Остались также улицы, названные в честь героев советско-финской войны (1939–1940 годы). В Купчине это улица, названная именем Александра Салова.

А вот деревню Купчино все эти переименования никак не затронули. Впоследствии именно это название было присвоено новому городскому микрорайону, возведение которого на месте совхозных полей и дачных участков началось в середине 1960-х годов. Большинство жилых зданий предвоенного периода относятся к архитектурному стилю «конструктивизм». Строения, изначально предназначенные для учебных заведений, возводились тогда, как правило, в стиле «сталинский неоклассицизм».

XX век, 1941–1945 годы

Фотография Памятник «Маршалу Жукову от жителей Фрунзенского района» у домов 24 и 28 по проспекту Славы. Открыт 9 мая 1995 года.


Фотография Пулемётный двухамбразурный ДОТ на улице Димитрова. Огневая точка восстановлена в том виде, в каком она существовала во время боевых действий. Здесь открыт народный музей.


Фотография Памятный знак, установленный в 1990 году на проспекте Славы в память о подвигах ополченцев Фрунзенского района.


Фотография Артиллерийский ДОТ на Софийской улице у дома 62-а. Огневая точка прикрывала огнём противотанковый ров, проходивший перпендикулярно нынешней Софийской улице.


Фотография Единственная сохранившаяся в Купчине башенка поста воздушного наблюдения. Дом 68 по Южному шоссе. На крыше башенки – пункт геодезической сети.

В годы Великой Отечественной войны население деревни Купчино эвакуировали. Жилые дома, за исключением трёх, оставленных для военных целей, разобрали для постройки военных укреплений и на дрова.

Под командованием генерала армии Жукова в сентябре-октябре 1941 года войска Ленинградского фронта совместно с Балтийским флотом осуществляли оборону Ленинграда от группы фашистских армий «Север».

В первые месяцы блокады с Витебского вокзала в специальных поездах жители Ленинграда отправлялись в район Купчина для возведения оборонительных сооружений. Для защиты города в 1941 году создали три рубежа внутренней обороны. Два из них находились на территории современного Купчина. Первый рубеж проходил по Куракиной дороге. Второй рубеж проходил примерно по линии Благодатная улица – улица Салова – платформа Фарфоровская. В мае 1943 года Военный совет Ленинградского фронта принял решение в кратчайший срок возвести новый железобетонный оборонительный рубеж по южному обводу города. Рубеж получил условное название «Ижора». В период с 20 мая по 1 октября 1943 года на этом рубеже было построено 92 железобетонных артиллерийских и пулемётных сооружения с новейшими артиллерийскими системами и всеми средствами жизнеобеспечения. Эти фортификационные сооружения можно разделить на два типа: бетонные литые конструкции (ДОТы) и железобетонные составные (ЖБОТы). Многие из них сохранились до нашего времени.

«Работы велись вручную, днём и ночью, под самым носом у фашистских войск, под непрерывным артиллерийским и миномётным огнём, – вспоминает Н.Ф.Филиппов, полковник-инженер запаса, командир роты военно-строительного отряда. – И построенные женщинами сооружения – обеспеченные сантехникой и водоснабжением, вентиляцией, отоплением, системой охлаждения и надёжной телефонной связью доты – были практически неуязвимы для огня противника. Они сохранили жизнь многих тысяч солдат и офицеров, оборонявших Ленинград».
Над отдельными сохранившимися оборонительными сооружениями взяли шефство образовательные учреждения района. Школьники и педагоги подкрашивают ДОТы, убирают окрестную территорию. Есть проект создания целого мемориального комплекса с целью сохранения для потомков оставшихся оборонительных сооружений рубежа «Ижора». Практически это народная инициатива. Её поддерживают и те, кто пережил войну и блокаду, и молодые люди.

Ещё во второй половине 1930-х годов на крышах многих зданий были построены башенки постов воздушного наблюдения. Во время войны с них велось наблюдение за вражеской авиацией (а в некоторых случаях – ведение зенитного огня по пикирующим бомбардировщикам противника из счетверённых пулемётов «Максим»). Все посты были снабжены телефонными аппаратами, сообщения от которых поступали в центральную диспетчерскую и наносились на карту оперативной обстановки. С башенок также велось определение мест падения зажигательных бомб, наблюдение за небом на предмет сброса парашютистов-диверсантов, а также выявление работы вражеских шпионов-корректировщиков, которые при помощи ракетниц наводили вражеские бомбардировщики или корректировали огонь вражеской артиллерии.

XX век, 1945–1964 годы

Фотография Яблоневый сад у перекрёстка улиц Турку и Белградской.

Фотография «Немецкий коттедж» на Южном шоссе, дом 100. Постройка 1951 года.

После войны Купчино (уже в статусе посёлка) восстанавливалось, хотя довоенных размеров не достигло. Колхоз имени Тельмана, существовавший до войны в деревне, не восстановили. Совхоз «Ударник» продолжил свою работу и прекратил существование только в 1960 х годах, с началом периода массового жилищного строительства. Ныне воспоминанием о совхозной деятельности может служить только яблоневый сад.

После войны, в 1948 году, вышел новый Генеральный план развития города. На сей раз замыслы проектировщиков были более скромны и реалистичны. Застройка Купчина, согласно проекту, заканчивалась границей города, проходившей по окружной железной дороге. На территории Купчина задумывалось множество разнообразных парков. Чего стоит, например, проект парка, покрывающего собой всю (!) территорию нынешнего Юго-Запада. В Ленинграде таких парков не было никогда, нет их и в нынешнем Петербурге.

С 1948 года началось строительство новых зданий взамен разрушенных за время войны. До 1951 года в основном строились небольшие двухэтажные дома. Эти здания часто называют «немецкими коттеджами». Связано это с тем, что по некоторым данным, в проектах советских архитекторов учитывались немецкие разработки. А также известны случаи использования немецких военнопленных при строительстве подобных зданий (достоверных сведений о работе военнопленных на территории нынешних Купчина и Волкова не имеется). На территории Купчина такие строения расположены между Стрельбищенской улицей и Волковским проспектом и на Южном шоссе.

В 1955 году разработан новый план, охватывающий временной период с 1956 по 1966 годы. По масштабам застройки он уступал предыдущему. На территории нынешнего Купчина, хотя и просматривались будущие улицы (Бухарестская, Софийская, Белы Куна и Дунайский проспект), но жилая застройка ещё не обозначена. С 1957 года постройки сильно видоизменились. Теперь это были кирпичные, ничем не облицованные, трёх- или пятиэтажные серые здания. Такие дома возводили как в уже сформировавшихся районах: Волково, Фарфоровский пост, посёлок при кирпичном заводе, так и на территории совхоза «Ударник», где ранее столь значительных каменных строений не было.

В 1930 е годы жителей Купчина связывала с Ленинградом лишь железная дорога. С середины 1950 х годов первый маршрут общественного транспорта пролёг вглубь района. Это был автобус маршрута №15 – от Троицкого поля до 4 го кирпичного завода, расположенного на Южном шоссе. К 50 й годовщине Октябрьской революции, в ноябре 1967 года, открыли трамвайное движение по Бухарестской улице. В начале 1970 х годов по проспекту Славы пошёл первый троллейбус.

Самым любопытным из неосуществлённых проектов середины 1960-х годов можно назвать сооружение Южного обводного канала, который должен был соединить Неву с Финским заливом. Идея создания такого сооружения относится ещё к середине 1930-х годов. На территории Купчина канал должен был проходить частично по руслу Волковки. Версии об использовании канала различны: для ускоренного прохода судов из Невы в Финский залив; гребной канал; канал для подпитки прудов Московского парка Победы. И совсем уж прозаическая версия – канал должен был стать частью городской канализационной системы. О размерах предполагаемого канала можно получить представление, прогулявшись по бульвару нынешней улицы Турку.

XX век, 1964–2000 годы

Фотография Дом 8 по Белградской улице. Первый в городе дом 137 серии. Постройка конца 1970-х годов.

Фотография «Купчинские ворота» – дома 23 и 72 по Бухарестской улице. Постройка 1973–1976 годов.

Фотография Здание Администрации Фрунзенского района на Пражской улице. Постройка 1984–1989 годов. На этом месте находился центр села Рылеево.

Фотография Скульптура «Музыкант» на улице Турку. 1991 год.
Фотография Церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца у парка Интернационалистов. Постройка 1997–2002 годов.

Фотография Капище Перуна на улице Ярослава Гашека. Фото 2006 года.

Фотография Памятник воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане в 1979–1988 годах. Открыт в 1998 году.

Период массового строительства крупнопанельных домов, начавшийся в 1964 году, совершенно изменил район. Многочисленным новым улицам присваивались названия в честь столиц братских социалистических государств и их политических деятелей. Стратегия массового панельного жилищного строительства (как в Купчино, так и в стране в целом) была призвана служить одной цели – дать каждой советской семье отдельную квартиру. Тем более, что уже виднелся в перспективе 1980 год, а в нем, согласно планам тогдашнего руководства СССР, советские люди должны были жить при коммунизме. Для достижения этой цели пошли по пути удешевления и упрощения всего, что только можно было упростить и удешевить. Первые панельные пятиэтажки («хрущёвки») в большинстве случаев представляли собой одну проходную комнату и несколько более маленьких, с крайне малым размером кухонь и с совмещённым санузлом. Толщина перегородок в них была всего четыре сантиметра. Первые панельные дома появились в Купчине на только что проложенной Бухарестской улице, между Волковским проспектом и улицей Салова, в 1964 году. Им на смену пришли несколько более совершенные панельные и кирпичные пятиэтажки.

В 1965 году было начато строительство и более высоких – девятиэтажных зданий. Первыми такими домами стали дома 38 по Будапештской улице и дома 22–24 по Белградской улице. На некоторых из таких домов впервые в Купчине начинают выкладывать цветными кирпичами год постройки. В 1969 году в северном Купчине было построено несколько зданий, известных в народе под названием «корабли». Параллельно с длинными девятиэтажками с 1966 года начали возводить и дома башенного (точечного) типа.

В 1970 году на Бухарестской улице открылся первый в стране универсам – «Фрунзенский». На углу Бухарестской улицы и проспекта Славы по типовому проекту построен кинотеатр «Слава». В 1972 году открыта первая в городе, совмещённая с железнодорожной, наземная станция метро – «Купчино». Чуть позже старую платформу, носящую такое название с начала 1920-х годов, переименовали в «Проспект Славы». В 1974 году вступил в строй Невский путепровод, известный также, как Сортировочный мост. Он связал Купчино с Невским районом (в прошлом – Щемиловкой). Куракина дорога, являвшаяся в прошлом основной южной магистралью, утратила актуальность и была поделена на части. Ныне это разделённые Бухарестской улицей Южное шоссе и Альпийский переулок. Основной магистралью Купчина стал проспект Славы.
С 1973 года массовая строительная площадка постепенно переместилась в южную часть нынешнего Купчина. С 1975 года активно застраивались вся территория, прилегающая к новой станции метро – улицы Малая Балканская, Ярослава Гашека, Олеко Дундича. Дома «137-й серии» строят в Купчино с конца 1970-х годов и до сих пор.

В 1972–1973 годах была засыпана большая часть русла реки Волковки и прорыт прямой Волковский канал от улицы Димитрова вдоль Белградской улицы до улицы Салова. Стáрицы (остатки русла) Волковки ныне можно увидеть в парке Интернационалистов и на Будапештской улице. На одном из участков засыпанного русла Волковки (на территории пустыря на углу улиц Салова и Фучика) в начале 1980-х годов началось строительство ипподрома и конной школы. Строительство довольно быстро свернулось, и более двадцати лет скелеты недостроенных трибун «украшали» собой эту местность. Предполагалось также строительство аквапарка на проспекте Славы, но этот проект так и не был реализован.

В 1980–1990 годах застройка Купчина велась кирпичными 9–14 этажными домами вдоль проспекта Славы, у кинотеатра «Балканский», в «Новом Купчине».
В 1991 году в рамках «Первого Ленинградского пленэра» на бульваре в середине улицы Турку были установлены разнообразные гранитные скульптурные группы. Скульптуры в течение двух месяцев рубили в карьере в Кузнечном. Из девяти скульптур, установленных первоначально, до настоящего времени сохранилось всего пять.

В 1997 году в парке Интернационалистов заложен храм Святого Великомученика Георгия Победоносца в память всех павших за Отечество. Строительство церкви началось в 1997 году и велось на частные пожертвования. В стены храма укладывались кирпичи с выгравированными именами жертвователей. В 2003 году в дар храму передана частица святых мощей Георгия Победоносца.
В 1990-е годы в сквере на улице Ярослава Гашека, между Загребским бульваром и Бухарестской улицей, появилась интересная достопримечательность – капище славянского языческого божества Перуна. Капище многие годы являлось своеобразным культовым местом – здесь проводились языческие обряды и славянские праздники – пока не было ликвидировано в 2007 году.
На территории парка Интернационалистов, у пересечения проспекта Славы и Бухарестской улицы, в 1998 году возведён монумент воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане в 1979–1988 годах. В состав мемориала входит статуя Скорбящей Матери, две фигуры бойцов и десять гранитных стел с фамилиями погибших воинов.

XXI век

Фотография Памятник академику Святославу Фёдорову. Открыт в 2002 году.

Фотография Скульптура бравого солдата Швейка на Балканской площади. Открыт в 2003 году.

Фотография Памятник «Письмо в 2045 год» на улице Фучика. Открыт в 2010 году.

Фотография Памятник бойцам специальных подразделений Российской Федерации в парке Интернационалистов. Открыт в 2012 году.

Фотография Тепловоз «Пегас» с поездом на Малой Царскосельской железной дороге.

Фотография Синичка в подземном вестибюле станции метро «Бухарестская».

Фотография Храм Святого преподобного Серафима Вырицкого на Загребском бульваре (проектный рисунок). serafim-kupchino.ru

Строительство в Купчине, конечно же, продолжается и поныне. Многоэтажные здания возводятся на проспекте Славы, Бухарестской, Будапештской, Белградской улицах. Возводятся супер , гипер , мега- и прочие маркеты, торговые комплексы. Яркий пример такого строительства – Балканская площадь у станции метро «Купчино».

В 2002 году во дворе Санкт-Петербургского филиала научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза» имени академика Святослава Фёдорова открыт памятник прославленному академику. Кроме памятника С.Н.Фёдорову, на территории расположен фонтан, оформленный оригинальными скульптурными композициями.

В 2003 году на Балканской площади установлена скульптура бравого солдата Швейка. Этот сатирический персонаж придуман чешским писателем Ярославом Гашеком, улица имени которого начинается от Балканской площади. Бравый солдат с отполированным до блеска носом стоит у станции метро Купчино.

В 2005 году на Аллее Славы во дворе Гуманитарного университета профсоюзов (на углу улиц Фучика и Бухарестской) началась установка бюстов Георгия Свиридова, Андрея Петрова, Даниила Гранина, Михаила Аникýшина, Дмитрия Лихачёва, Жорéса Алфёрова, Юрия Темирканова и других знаменитых петербуржцев. Всего планируется установить двадцать пять бюстов. К сожалению, территория Университета закрыта для свободного посещения.

8 мая 2010 года в сквере на улице Фучика появилась берёзовая аллея Победы. 65 деревьев были посажены ветеранами и школьниками Фрунзенского района. Тогда же состоялась церемония закладки капсулы «Письмо в 2045 год» с письмами к потомкам и с фотографиями, иллюстрирующими празднование Дня Победы в 2010 году. Письма в течение всех предпраздничных недель писали школьники Фрунзенского района. Также в капсулу была положена земля, привезённая из города Олонец, где в ожесточённых боях в годы Великой Отечественной войны мужественно сражалась 3-я Фрунзенская дивизия народного ополчения. Вскрыть послание предполагается через 35 лет – в день 100-летия Победы.

В 2012 году в парке Интернационалистов был открыт памятник бойцам спецподразделений. Монумент представляет собой фигуры четверых бойцов-спецназовцев (фигуры выполнены из бронзы). Бойцы передвигаются по наклонной плоскости, что символизирует трудную работу спецназа, сама плоскость – условная пластина бронежилета, на ней сетка снайперского прицела. Прорези в пластине – световые силуэты тех, кто погиб при выполнении специальных операций. Идея создания памятника возникла после трагических событий в осетинском Беслане в 2004 году, где погибли десять спецназовцев.

В 2011 году была открыта Южная трасса Малой Октябрьской (детской) железной дороги, которая в 2012 году, по случаю 175-летия железных дорог России, стала называться Малой Царскосельской железной дорогой. Около «взрослой» железнодорожной станции «Купчино» расположилась «детская» станция – «Молодёжная». От неё до станции «Царскосельская» (около платформы «21 километр» в Пушкине) курсируют три маленьких (но вполне настоящих) тепловоза и один паровоз, которые возят по 3-4 вагончика. Во время движения юные железнодорожники рассказывают историю детской железной дороги.

В канун 2013 года распахнули свои двери две новые станции метро: «Бухарестская» и «Международная». Первая расположилась в торговом комплексе у перекрёстка Бухарестской улицы и улицы Салова, вторая – также в торговом комплексе у пересечения Бухарестской улицы и улицы Белы Куна. Любопытно, что произошло сие радостное событие ровно через сорок лет после открытия первой в Купчине станции метро. Открытие новых станций значительно улучшило транспортное обеспечение жителей северного Купчина. Подготавливается строительство ещё двух станций – «Проспект Славы» и «Дунайская». Интересно, что в подземном вестибюле станции «Бухарестская» среди прочих орнаментов спряталось изображение синички. Местные жители прозвали синичку «купчинской птицей удачи».

На пересечении Загребского бульвара и улицы Ярослава Гашека, напротив клиники микрохирургии глаза академика Фёдорова, в настоящее время ведётся строительство храма в честь известного подвижника преподобного Серафима Вырицкого.

Загадки названий

• Есть Малая Балканская улица и при этом нет Балканской.

• Есть улица, названная в честь венгерского политического деятеля Белы Куна. Однако много лет подряд с самого её основания улица носила название улица Бела Куна. Остаётся только удивляться тому, что никто не поинтересовался, как звучало имя этого человека в именительном падеже.

• Есть Карпатская и Малая Карпатская улицы. Обе они проходят с севера на юг и начинаются, и заканчиваются у одних и тех же улиц. И ширина, и протяжённость у них одинаковая. По какой причине одну из них назвали «малой», остаётся только гадать.

• Нет улиц Дундича и Гашека, а существуют улицы Ярослава Гашека и Олеко Дундича. Также отсутствуют улицы Георгия Димитрова и Юлиуса Фучика, а имеются улицы Димитрова и Фучика. Замыслы людей, присвоивших одним улицам полные имена писателей и политических деятелей, а другим – исключительно фамилии, очевидно, останутся тайной для потомков.

• Близ железнодорожной платформы «Сортировочная» от Южного шоссе на юг отходит маленький тупиковый переулок, названный Агатовым. Редкий случай в современной топонимике – переулок получил название в 1993 году по располагавшемуся здесь акционерному обществу «Агат». Фирма, давшая свое название переулку, давно уже не существует, а название сохранилось.

• Индустриальной улицы не существует и никогда не существовало, адресов по ней нет. Зато имеется автобусная остановка с таким названием. Это единственное упоминание на местности о несуществующей улице.

• На картах обозначен Козловский переулок, однако ни одного дома по Козловскому переулку не значится.

Музеи Купчина

Фотография Один из стендов музея «Купчинская сторона» в школе №302 Фрунзенского района (Дунайский пр. 48, корпус 2).

А музеев то в Купчине нет. Не то чтобы совсем, но нет общедоступных. Зато существует целый ряд школьных. Основная тематика и направленность этих музеев – военная. Музей героев защитников Дороги Жизни в школе №303; музей «Защитников Ленинградского неба» в школе №230; музей «Боевой путь 8 й воздушной армии» в школе №322; музей третьей Фрунзенской дивизии народного ополчения в лицее №299; музей «Непобеждённый Гангут», некогда располагавшийся в школе №224, а ныне – в школе №368, и ряд других. В череде школьных музеев с военной тематикой недавно появился и один музей краеведческой направленности. Это – музей «Купчинская сторона» в школе №302. Существуют и поисковые отряды, которые выезжают на места прошедших боев, дабы найти и должным образом перезахоронить останки павших в боях наших соотечественников. В частности, такой отряд существует при школе №325. Честь и хвала ученикам и педагогам, занимающимся таким благородным делом! Однако и здесь есть куда стремиться. Так, целый ряд ДОТов оборонительного рубежа «Ижора» (пересекающего всё Купчино) находится буквально во дворах или в непосредственной близости от школ и жилых домов. Но многие и не знают о том, что это за сооружения. Или, например, буквально под окнами школы №325 в военные годы производились захоронения бойцов и командиров Ленинградской армии противовоздушной обороны, а известно об этом лишь узкому кругу специалистов. Часто получается так, что мы ищем (и находим!) привлекательное почему-то вне пределов собственного района, не замечая того, что расположено в непосредственной близости.

Школьные музеи как места сосредоточения свидетельств и документов, повествующих о героизме народа, могут сыграть важную роль в развитии подрастающего поколения. Будет замечательно, если в каждой школе появится пусть не музей, но хотя бы уголок, посвящённый истории своего района.

Что читать о Купчине?

Фотография Книга Дениса Шаляпина «Купчино. Четыре века истории. 50 лет современности»

Интернет-ресурсы, имеющие информацию о Купчине:

kupsilla.ru – сайт Дениса Шаляпина о Купчине;

aroundspb.ru – сайт «Окрестности Петербурга»;

al-spbphoto.narod.ru – фотографии Петербурга и пригородов;

encspb.ru – «Энциклопедия Санкт-Петербурга»;

gov.spb.ru – Портал Администрации Санкт-Петербурга;

frunzspb.ru – сайт Фрунзенского района Санкт-Петербурга;

spb-projects.ru сайт «Проекты Санкт-Петербурга»;

kartoved.ru – сайт клуба «Картоведъ»;

photoarchive.spb.ru – Центральный архив кинофотодокументов;

pereyezd.ru – сайт, посвящённый «путешествиям по глубинке»;

spbculture.ru – сайт Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Буду рад, если вы найдёте ошибку, выделите её и нажмёте Ctrl+Enter.


Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Cloudim - .