Стенгазеты для школьников, учителей и родителей. Благотворительный проект в Санкт-Петербурге.
Дорогие друзья! Мы продолжаем фотопутешествие по «неклассическому» Петербургу. На этот раз в объектив нашей камеры попали необычные, новые или просто малоизвестные памятники Васильевского острова (напомним: в прошлом выпуске мы беседовали о неформальных достопримечательностях Адмиралтейского и Центрального районов). Присылайте в редакцию свои вопросы, мнения и пожелания, а также фотографии замеченных вами необычных памятников, скульптур, барельефов и прочих интересных объектов – будем вместе исследовать любопытные уголки нашего замечательного города!
Памятник конке в начале пешеходной зоны (6-7 линии) у метро Василеостровская. Скульптор – Ахнаф Зиякаев, 2004 год. По маршруту «6-я линия — Адмиралтейская площадь» с 1863 года курсировали вагончики первой линии конной железной дороги. Надпись на табличке такая: «Здесь! Установлена модель-копия вагона Санкт-Петербургской “Конки” образца 1872-1878 г.г. выпуска (в натуральную величину). Данная модель-копия построена, опираясь на оригинальные чертежи Путиловского завода, проектировавшего большинство российских “конок”».
Памятник Василию Корчмину (генерал-майору, артиллеристу, инженеру, одному из ближайших сподвижников Петра I) на 7 линии у дома 34. Скульпторы – Григорий Лукьянов и Сергей Сергеев, 2003 год. Батарея Корчмина стояла на Стрелке Васильевского острова, охраняя строящийся Петербург.
Памятник графу Фёдору Головину (первому русскому генерал-фельдмаршалу, первому кавалеру ордена Андрея Первозванного, одному из ближайших сподвижников Петра I) у собора святого апостола Андрея Первозванного. Скульпторы – Александр Бортник, Владимир Аксёнов, Шухрат Сафарматов, 2007 год.
Трёхглавый дракон, 8 линия, 23, во дворе. История этого существа теряется в начале 80-х годов прошлого века, когда, по легенде, его построил из железобетона неизвестный скульптор, проживающий в этом дворе. С тех пор за дракошей бережно ухаживают местные жители: убирают мусор, восстанавливают оторванные головы, красят в разные цвета. Раньше можно было пролезть из пасти чудовища прямо в живот, но, после того, как кто-то из детей по дороге застрял, проход пришлось забетонировать.
«Башня грифонов» на 7-й линии Васильевского острова во дворе дома 18 (здание одной из старейших аптек Санкт-Петербурга, с 1858 года принадлежавшей Вильгельму Пелю). Видимо, башня служила химической лабораторией. Согласно городской легенде, секреты башни охраняют невидимые грифоны. Рассмотреть башню можно, поднявшись по лестнице немного выше входа в аптеку.
Памятник Домéнико Трезини, первому главному архитектору Санкт-Петербурга, на Университетской набережной, 21 (этот дом принадлежал Трезини с 1720-х годов), у Благовещенского моста. На постаменте надпись: «Установлен в 2013 году в честь 310-летия Санкт-Петербурга на средства жителя города Жорно Юрия Юрьевича. Скульптор Павел Игнатьев. Архитектор Павел Богрянцев». Великий зодчий вооружён внушительного размера циркулем (символом гармонии) и облачён в медвежью шубу.
«Минерва в окружении трёх гениев художеств» на куполе здания Академии художеств, Университетская набережная, 17. Восстановлена по старинным чертежам скульптором Михаилом Аникýшиным и его учениками к 300-летию Санкт-Петербурга. Минерва в римской мифологии – дочь Юпитера, богиня искусств и ремёсел, а слово «гений» здесь используется в значении «дух-покровитель». Сама Академия (под названием «Академия трёх знатнейших художеств» – живописи, скульптуры и архитектуры.) была основана стараниями И.И.Шувалова и М.В.Ломоносова в 1757 году.
Уникальная коллекция архитектурных моделей в Музее Академии художеств (Университетская набережная, 17). Воскресенский Новодевичий (Смольный) монастырь (на фото), Исаакиевский собор, Троицкий собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок, Биржа и собственно Академия художеств. Архитекторы, прежде, чем начинать строительство, собирали небольшие модели своих зданий из дерева. Так они могли со всех сторон критически осмотреть свои творения и, при необходимости, внести в окончательный проект изменения. Известно, что Франческо Растрелли при проектировании Смольного собора хотел построить колоссальную колокольню. Однако, собрав макет, мастер понял, что собор лучше смотрится без колокольни и решил отказаться от её возведения.
Памятник графу Ивану Шувалову (государственному деятелю, генерал-адъютанту и меценату) в огромном круглом внутреннем дворе основанной им «Академии трёх знатнейших художеств», Университетская набережная, 17. Скульптор – Зураб Церетели, 2003 год.
Гранитная колонна, увенчанная лирой – символом искусств, в саду Академии Художеств. Была подарена Академии в 1807 году архитектором Андреем Воронихиным, который изначально заказал её в качестве «запасной» для Казанского собора. На этом месте колонна стоит с 1847 года, а до этого несколько лет она украшала круглый двор Академии – там, где сейчас памятник графу Шувалову.
Памятник Константину Хетагýрову (основоположнику осетинской литературы и живописи) в саду Академии художеств. Скульптор – Владимир Соскиев, 2009 год. Коста (это его настоящее имя) учился в Академии.
Памятник Петру Клодту, знаменитому скульптору, в саду Академии художеств. Автор композиции – Владимир Горевой, 2006 год. Мастер изображён с макетом монумента Николаю Первому на Исаакиевской площади.
Обелиск «Румянцева победам» в Румянцевском сквере на Университетской набережной. Граф Пётр Румянцев-Задунайский – военный и государственный деятель времён правления Екатерины II. Одержал ряд блестящих побед в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Архитекторы – Винчéнцо Брéнна и Карл Росси, 1799 год. Обелиск до 1818 года стоял на Марсовом поле. В Румянцевском сквере установлены также бюсты художников Ильи Репина и Василия Сурикова.
Сфинксы на Университетской набережной напротив Академии художеств. Их нельзя, конечно же, назвать «малоизвестными», или «новыми». Но пройти мимо мы не смогли. Поражают они, прежде всего, своей древностью: около 35 веков назад сфинксы были высечены из сиенита (порода, похожая на гранит) и поставлены охранять храм около египетского города Фивы. Ещё одна любопытная деталь: головы сфинксов – портретные изображения фараона Аменхотепа III, который, собственно, и повелел их изваять. Фараон был отцом знаменитого религиозного реформатора Эхнатóна, свёкром красавицы Нефертити и дедом всем известного Тутанхамóна. Иероглифы, расшифрованные видным востоковедом Василием Стрýве, оказались перечислением многочисленных титулов фараона. Надписи на постаментах гласят: «Сфинкс из Древних Фив в Египте привезён в град Святого Петра в 1832 году».
Рядом со сфинксами бронзовые грифоны (мифические полульвы-полуптицы) охраняют две полукруглых гранитных скамьи . Для многих петербуржцев (особенно тех, кто назначает здесь романтические свидания) эти с виду грозные существа сделались почти домашними. Уж не они ли прилетают на знаменитую Башню грифонов? В конце XIX века грифоны бесследно исчезли и были восстановлены только в 1958 году по старинным картинам и документам.
Памятник князю Александру Меншикову (первому губернатору Санкт-Петербурга, ближайшему другу и приближённому Петра I) у Меншиковского дворца. Скульпторы – Михаил Аникушин и Мария Литовченко-Аникушина, 2002 год. Дворец (прекрасный образец стиля Петровского барокко) начали строить в 1710 году – это первое каменное здание нашего города.
Памятный знак «Послание через века» на Университетской набережной напротив дома 13. На страницах гранитной книги – строки из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» и автограф поэта. Скульптор – Эвелина Соловьева, 2002 год.
Рядом с гранитной книгой – памятный знак на месте первого в городе наплавного Исаакиевского моста.
Скульптурная композиция «Размышление о Маленьком принце» во дворе Филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Университетская набережная, 11. Скульптор – Арсен Аветисян, 2002 год. Сам же Маленький принц расположился на одной из научных книг у подножия постамента. Эта композиция – первая в уникальном Парке современной скульптуры во внутренних двориках Университета.
Маленький принц – персонаж аллегорической повести французского писателя, поэта (и лётчика!) Антуана де Сент-Экзюпери – крупным планом.
«Бегемотиха Тоня» во дворике Филологического факультета. Скульптор – Владимир Петровичев (известный также созданием кошек Тишка Матроскина и Василиса), 2005 год. У многих народов мира бегемот считается символом удачи и благополучия. Ушки Тони отполированы до блеска: их почёсывают студенты в надежде встретить свою «вторую половинку».
«Лабиринт» или «Сад камней» во дворике Филологического факультета. Авторы – Сергей де Рокамболь и Анна Николаева, 2003 год. «Камни присланы из крупнейших и старейших университетов мира», – написано на пояснительной табличке. На заднем плане видна шестиметровая «Вавилонская башня» авторства Андрея Сазонова, 2010 год.
«Нос майора Ковалёва» во дворике Филологического факультета. Скульптор – Тимур Юсуфов, 2008 год. О двух других памятниках этому знаменитому гоголевскому персонажу мы писали в прошлом номере нашей газеты.
Такса во дворике Филологического факультета. Скульптор – Арсен Аветисян, 2005 год.
Памятник подопытной кошке во дворе главного здания Университета, Университетская набережная, 7-9. Скульптор – Анатолий Дёма, 2002 год. Идея создания этого памятника принадлежит академику Александру Ноздрачёву. Он написал: «Человечество обязано быть бесконечно благодарным кошке, подарившей миру великое множество первостепенных открытий в физиологии».
«Памятник любви» во дворе главного здания Университета, Университетская набережная, 7-9. Скульптор – Ханнеке де Мюнк (Нидерланды), 2010 год. Герои необычной композиции, напоминающей цветок, – один из крупнейших русских поэтов XX века Осип Мандельштам и его жена Надежда. Всего во дворах Университета установлено около 50 скульптур, причём коллекция время от времени пополняется. Есть и памятники вполне классического вида (поэту и дипломату Антиоху Кантемиру, башкирскому востоковеду Ахмет-Заки Валидову, дагестанскому поэту Расулу Гамзатову, памятник первому президенту Республики Вьетнам Хо Ши Мину), и совсем необычные (мифический «Подпоручик Киже» из проволоки, скульптура из лавы Везувия «Размышление: прошлое, настоящее, будущее» и множество других очень любопытных композиций).
«Памятник универсанту» или «Крылатый Гений» перед главным входом в здание Санкт-Петербургского государственного Университета, Менделеевская линия, 2. Скульптор – Михаил Белов, 2007 год. Этот Ангел-хранитель, как написано в журнале Университета, «воплощает идею молодости, стремления к знаниям, смелости и дерзости в науке».
Памятник академику Андрею Сахарову, физику-ядерщику, общественному деятелю и правозащитнику, на площади Сахарова (между зданиями Университета и Библиотеки Академии наук). Скульптор – Левон Лазарев, 2003 год. А.Д.Сахарову в 1975 году была присуждена Нобелевская премия мира – «за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между народами и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства».
Памятник академику Ивану Павлову, учёному-физиологу, создателю науки о высшей нервной деятельности, на Тифлисской улице, 3 (рядом с Институтом физиологии его имени). Скульпторы – Анатолий Дёма и Виктор Онешко, 2004 год. Памятник поставлен к 100-летию присуждения И.П.Павлову Нобелевской премии в области медицины и физиологии (1904 год).
Идолы южноамериканских индейцев, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера), Университетская набережная, 3, во дворе со стороны Таможенного переулка. История их такова. В Андах на севере Южной Америки (территория современной Колумбии) в первом тысячелетии Нашей эры процветало племя индейцев, впоследствии уничтоженное инками. Это племя (называемое сейчас культурой Сан-Агустин) оставило после себя сотни высеченных из вулканических пород статуй богов. Их в 1911 году обнаружил немецкий геолог Карл Штёпель. Он снял гипсовые слепки с некоторых статуй и в Германии изготовил их точные копии. 18 копий из железобетона приобрёл Петербургский учёный и просветитель Владимир Святловский и подарил их Кунсткамере. До 60-х годов XX века эти истуканы хранились в запасниках музея, после чего часть их них была выставлена на всеобщее обозрение.
Памятный знак «Стрелка Васильевского острова: 300-летию города, порта и таможни», дар городу от Северо-Западного таможенного управления. Скульпторы – Андрей Кунац и Дмитрий Никитин, 2003 год. На бронзовом барельефе – реконструкция архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова на 1830-е годы. «Здесь находился крупнейший центр внешней торговли Российской империи», – свидетельствует поясняющий текст. Величественные Ростральные колонны, возведены в 1810 году по проекту архитектора Томá де Томóна, служили маяками ночью и в туман. Они украшены символическими рóстрами (носами) захваченных вражеских кораблей и величественными фигурами богов, согласно легенде, прославляющими русские реки (у северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов). Осмотрев Стрелку, давайте вернёмся к Благовещенскому мосту и продолжим нашу воображаемую экскурсию прогулкой по набережной Лейтенанта Шмидта.
Музей «Подводная лодка С-189» на набережной Лейтенанта Шмидта у 14-15 линии. Лодка была построена в 1955 году и 35 лет несла службу в составе Балтийского флота. С 2010 года лодка стала музеем.
Памятный знак деятелям культуры и науки, высланным большевиками в 1922 г. Установлен на набережной Лейтенанта Шмидта около 8-9 линии по инициативе Санкт-Петербургского философского общества. Архитектор – Александр Сайков, 2003 год. Отсюда на двух кораблях были принудительно отправлены в Германию неугодные советскому правительству учёные и другие представители интеллигенции (более 160 человек). «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно», – писал один из лидеров Октябрьской революции 1917 года Лев Троцкий.
Памятник Ивану Крузенштерну, «первому русскому плавателю вокруг света» (как написано на постаменте), на набережной Лейтенанта Шмидта напротив дома 17 – здания Морского кадетского корпуса. Скульптор – Иван Шредер, 1870 год. Любопытная деталь: прославленный адмирал изображён задумчивым и грациозным – несмотря на то, что обладал «железным» характером и был необычайно физически развит (даже в плаваниях он каждый день тренировался с двумя двухпудовыми гирями). Видимо, скульптор стремился подчеркнуть особенное свойство характера адмирала: отеческое отношение к морякам и неустанную заботу об их здоровье. Немудрено, что деньги на установку памятника Крузенштерну собирали всем миром.
Скульптурные группы у здания Горного института, посвящённые сюжетам древнегреческих мифов о подземном царстве (угол набережной Лейтенанта Шмидта и 21-й линии). «Похищение Прозерпины Плутоном» (на фото), скульптор – Василий Демут-Малиновский, и «Геркулес, удушающий Антея», скульптор – Степан Пименов. Любопытная деталь: эти скульптуры (как и некоторые другие монументальные скульптуры в Петербурге) вырезаны из травертина, добытого у села Пудость около Гатчины. При извлечении из-под земли эта горная порода необыкновенно мягкая, но затем постепенно твердеет, что издавна ценилось у скульпторов. Кстати, в одном из дворов института проживает совершенно не известная широкой публике парочка чёрных чугунных сфинксов.
Ледокол-музей «Красин» на набережной Лейтенанта Шмидта у Горного института. Построен в Англии по заказу Российского правительства в 1916 году (первоначально носил имя «Святогор»). В течение полувека наряду со знаменитым «Ермаком» был самым мощным ледоколом в мире. В августе легендарный ледокол отправится на ремонт в Кронштадт.
Памятник Анатолию Собчаку, видному политику времён «перестройки», первому мэру Санкт-Петербурга, в сквере на Большом проспекте около ДК Кирова. Скульптор – Иван Корнеев, 2006 год. Одна из надписей на постаменте гласит: «Анатолию Александровичу Собчаку (1937 — 2000), возвратившему имя городу».
Скульптуры Эра и Арта перед входом в Музей современного искусства Эрарта («Эра искусства»). Скульптор – Дмитрий Жуков, 2009 год. «Возможно, это ангелы, а возможно, изображения богини победы Ники», – написано на сайте Музея.
Памятник пожарным блокадного Ленинграда, погибшим, спасая наш город от пожаров во время бомбёжек и артобстрелов. Большой проспект, 73 (здание 9-й пожарной части, где сейчас – Музей пожарной охраны). Скульптор – Левон Лазарев, 1981 год.
Паук во дворе здания «Петерстар» на Среднем проспекте, 31, скульптор Николай Елгазин, 1994 год.
Музей «Подводная лодка Д-2 “Народоволец”», Шкиперский проток, 10. Д-2 построена в 1927-31 годах и является одной из первых советских подводных лодок. В годы Великой Отечественной войны участвовала в боевых действиях на Балтийском море. С 1994 года лодка стала музеем.
Памятник Петру Первому у гостиницы «Прибалтийская» на углу улиц Нахимова и Кораблестроителей. Скульптор – Зураб Церетели, 2006 год (с 2005 года памятник стоял на ступенях Манежа). На голове Петра – лавровый венок победителя, в правой руке – символический Указ об основании Санкт-Петербурга.
Скульптурная группа «Создателям флота России» у гостиницы «Прибалтийская». Скульптор – Эдуард Агаян, 1982 год. Фигуры, словно захваченные водоворотом Истории, символизируют прошлое и настоящее русского флота. На стене – бронзовые маски Наяды и Нептуна.
Памятник адмиралу Павлу Нахимову в сквере «Малые Гаванцы» на улице Нахимова. Скульптор – Григорий Лукьянов, 2012 год (5 июля 2012 года исполнилось 210 лет со дня рождения прославленного адмирала, героя Синопского сражения и Крымской войны 1853-1856 годов). В России это второй по счёту памятник в полный рост П.С.Нахимову (первый находится в Севастополе).
«Памятник подвигу моряков Балтийского флота в Великой Отечественной войне и героическому экипажу крейсера Киров» на площади Балтийского флота (пересечение Морской набережной и Боцманской улицы). После списания легендарного крейсера из состава флота (в 1974 году) две его носовые 180-мм трехорудийные артиллерийские башни было решено установить здесь как памятник.
«Памятник юнгам Балтики», сражавшимся наравне со взрослыми во время Великой Отечественной войны, на площади Балтийских юнг (пересечение проспекта Кима и Железноводской улицы). Скульптор – Леонид Эйдлин, 1999 год.
Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт к-я.рф) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.ru или через диалоговое окошко на сайте к-я.рф. Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Все фото этого выпуска: © Георгий и Анастасия Поповы.