Стенгазеты для школьников, учителей и родителей. Благотворительный проект в Санкт-Петербурге.
Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей «Коротко и ясно о самом интересном», выпуск 137, 2021 год.
Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Наша цель: школьникам — показать, что получение знаний может стать простым и увлекательным занятием, научить отличать достоверную информацию от мифов и домыслов, рассказать, что мы живём в очень интересное время в очень интересном мире; родителям — помочь в выборе тем для обсуждения с детьми, в планировании маршрутов совместных прогулок и поездок; учителям — предложить яркие наглядные пособия, насыщенные интересным и актуальным материалом, для оживления уроков и внеурочной деятельности. Мы выбираем важную тему, ищем ведущих ведущих специалистов, которые могут её раскрыть и подготовить материал, адаптируем для школьной аудитории, компонуем это всё в формате стенгазеты и печатаем. Волонтёры развозят тираж в организации Петербурга и Ленинградской области, выразившие заинтересованность в получении газет. Это районные отделы образования, библиотеки, школы, кружки, больницы, детские дома и т. д. Их сотрудники бесплатно распространяют газеты своими силами. Наш ресурс в интернете — сайт стенгазет к я.рф, где стенгазеты представлены в двух видах: для самостоятельной распечатки на плоттере в натуральную величину и для комфортного чтения на экранах планшетов и телефонов (электронные версии выпусков, как правило, более подробные). Есть также группа во ВКонтакте, где мы обсуждаем выход новых газет, новости науки и культуры. Отзывы и пожелания направляйте, пожалуйста, по адресу: pangea@mail.ru. Редактор проекта — Георгий Попов. Спасибо, что вы с нами!
На этом плакате собраны уникальные образцы авиационной техники за всю историю авиации, от истоков и до наших дней. О малозаметном истребителе Су 57 и современном пассажирском лайнере МС‑21, сделанном из композиционных материалов, слышали уже, наверное, все. Но только единицы смогут ответить на вопросы: «Как назывался первый самолёт в России, поднявший человека в воздух?»; «Какой из самолётов совершил первый перелёт через Северный полюс?»; «А какой уже целых 75 лет успешно эксплуатируется во всех уголках нашей необъятной Родины?». Ответы на эти и многие другие вопросы вы сможете найти, изучив этот выпуск. Я надеюсь, что краткая историческая справка, представленная в выпуске, даст вам толчок к развитию, новым идеям и свершениям. Ведь для того, чтобы созидать новое, нужно знать историю, помнить взлёты и падения, успешные решения и неудачные примеры. Вперёд, в небо!
— Е. А. Каткова, инженер-конструктор ПАО «Компания Сухой «ОКБ Сухого», выпускница Юношеского клуба космонавтики им. Г. С. Титова (2014 г.)
Оригинальные рисунки, выполненные на картоне масляными красками, использованы в оформлении авиационного класса Юношеского клуба космонавтики им. Г. С. Титова Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных. Автор — петербургский художник Константин Михайлович Грекис. В создании выпуска принимали участие: М. А. Южаков (художник), И. В. Бакустин (фотограф), В. Л. Рыбников (консультант), воспитанники авиационной группы Юношеского клуба космонавтики (материалы статей): Александр Атнашев, Владислав Дмитров, Никита Духов, Кира Замятина, Николай Иванов, Нодар Капанадзе, Ксения Кузьмина, Леонид Носыко, Вадим Парьев, Ирина Плетнёва.
120 лет — очень маленький, по меркам цивилизации, срок. Однако за это время авиация прогрессировала от первых «фанерных» самолётов до современных реактивных лайнеров массой несколько сотен тонн, от мечты о полёте до покорения воздушного океана. Безусловно, существенный импульс к развитию дали две мировые войны, когда вопрос, кто летит быстрее или выше или дальше, был не просто показателем престижа авиастроителей, а вопросом победы или поражения. Но наиболее, на мой взгляд, существенный факт — это то, что авиационная отрасль была всегда на острие современной науки. Все самые передовые исследования, разработки, открытия мгновенно применялись на практике, выливаясь в новые инженерные решения, технологии, конструкции, материалы, позволяя человечеству делать небо ближе, осваивать ранее недоступные пространства. В настоящий момент невозможно представить существование человечества без авиации, но внедрение смелых решений в жизнь не всегда удавалось гладко и быстро. Надо отдать должное всем тем, кто не остановился перед преградами на этом пути, продолжил исследования и испытания, хотя подчас многое приходилось переделывать с чистого листа. Отдать дань памяти лётчикам, которые положили свои жизни ради того, чтобы сегодня полёт для человека стал таким же обыденным явлением, как прогулка в парке. За внешней простотой и элегантностью современных самолётов стоит целая череда их предшественников, труд сотен тысяч людей.
С самого начала становления авиастроения в нашей стране Россия уверенно претендовала на статус ведущей авиационной державы. Имена российских авиаторов, конструкторов и инженеров по праву вписаны в историю мировой авиации. Отечественная авиационная школа широко известна во всём мире. Нашим учёным принадлежит огромное количество как теоретических трудов, лёгших в основу авиастроения, так и практических решений. Российскими пилотами установлено множество мировых рекордов. Авиационная техника, сделанная в России/СССР, имеет свой уникальный стиль, эстетику и красоту. Судьба отечественной авиации неразрывно связана с историей самой страны. Все перипетии, через которые прошло наше государство, сказались и на авиационной индустрии. Только относительно недавно отрасль стала восстанавливаться после тяжёлого удара, нанесённого распадом СССР и переходным периодом девяностых – двухтысячных годов. Хотелось бы надеяться, что в недалёком будущем отечественные воздушные суда будут представлять достойную конкуренцию мировым лидерам авиационного рынка.
Все летательные аппараты, представленные здесь, являют собой яркие вехи в авиационной истории нашей страны. К каждому из них можно добавить слово «самый». Самый первый, самый массовый, самый быстрый и т. д. Это без преувеличения легендарные самолёты, вертолёты, дирижабли, можно сказать, жемчужины авиации своего времени. Очень сложно сжато отразить всё богатство и разнообразие авиационной техники, созданной нашими конструкторами, но, как мне кажется, выбранные экземпляры очень удачно отображают ход развития авиации в России. Безусловно важно сохранить для будущих поколений авиаторов те крупицы истории, которые пока ещё существуют в виде документов, фотографий, видео и, к счастью, иногда самих самолётов и вертолётов. Крылатая фраза «Без прошлого нет будущего» всегда актуальна. Полагаю, что представленный материал будет интересен как людям, интересующимся авиацией во всех её проявлениях, так и неискушённым читателям.
— В. Л. Рыбников, авиакомпания «Россия», командир воздушного судна, пилот-инструктор А319/320, кандидат технических наук, выпускник Юношеского клуба космонавтики им. Г. С. Титова (1991 г.)
Один из первых в мире самолётов, предназначавшихся для подъёма человека в воздух. В одних источниках указывается, что он потерпел аварию при попытке взлёта, в других — что аппарат на короткое время оторвался от земли. Результаты моделирования аэродинамических и весовых характеристик самолёта, проведённые в 1950 году Б. Н. Юрьевым и В. Б. Шавровым, показали, что самолёт Можайского мог подняться в воздух только при разбеге под уклон. Разработчик — Можайский Александр Фёдорович (Российская империя). Первый и единственный полёт: 1882–1885 годы (по данным разных источников).
Крейсерская скорость от 28 до 50 км/ч; масса пустого самолёта — 935–1 600 кг; экипаж — 1 чел.; тип двигателя — паровые машины (1 × 20 л. с. + 1 × 10 л. с.); длина — 23,0 м; размах крыла — 22,8 м.
Был построен для участия в конкурсе военных самолётов, намеченном на осень 1912 года в Петрограде. Стал первым в России подкосным монопланом (крыло крепилось к фюзеляжу при помощи подкосов). Эта схема возникла с целью создания наилучшего обзора вверх и в стороны. В предконкурсных полётах летом 1912 года самолёт показал себя хорошо. В июле Г. В. Алехнович совершил на моноплане в Гатчине несколько удачных полётов с пассажиром. Однако из-за низкой надёжности новой более мощной силовой установки приз получить не удалось. В конце 1912 года в мастерской конструктора возник пожар, обе новые машины были уничтожены. Разработчик: Я. м. Гаккель (Российская империя).
Экипаж — 2 чел.; тип двигателя — поршневой (88 л. с.); длина — 8,2 м; размах крыла — 11 м.
Первый военный российский дирижабль. Изначально носил имя «Комиссионный». Полностью построен из отечественных материалов (за исключением двигателя). Оболочку построил завод «Треугольник», гондолу с платформой — завод «Дукс», пропеллеры сделали в Петербурге. В Первой мировой войне «Кречет» применялся в 9‑й воздухоплавательной роте, которая отлично зарекомендовала себя в боевых действиях. Впоследствии дирижабли были заменены на самолёты, так как они оказались более эффективными. Разработчик: комиссия Главного инженерного управления, руководитель — генерал-лейтенант Нил Кирпичёв (Российская империя). Первый полёт: 12 августа (10 июля) 1910 года над Волковым полем.
Максимальная скорость — 43 км/ч; полезная нагрузка — 2 000 кг; экипаж — 8 чел.; тип двигателя — поршневой (2 × 50 кВт); максимальное время полёта — 10 ч; длина — 70 м; максимальный диаметр — 11,2 м; объём оболочки — 6 000 м³.
Первый в мире пассажирский самолёт, а его военная версия — первый многомоторный бомбардировщик. 12 декабря 1913 года «Илья Муромец» поставил рекорд, подняв в воздух груз массой 1100 кг, предыдущий рекорд составлял 653 кг. К сентябрю 1914 года 4 самолёта были переданы в Императорский военно-воздушный флот. В 1920 году несколько машин были реконструированы для пассажирских перевозок. На сегодняшний день не сохранилось ни одного из произведённых самолётов. Единственная восстановленная реплика с 1979 года находится в музее ВВС в Монино. Разработчик: Авиационный отдел Русско-Балтийского вагонного завода, главный конструктор — И. И. Сикорский (Российская империя), произведено 76 шт.
Максимальная скорость — 105–135 км/ч в зависимости от модификации; полезная нагрузка — 350–1 500 кг; максимальная взлётная масса — 4 600–7 500 кг; экипаж — 5–8 чел.; тип двигателя — поршневой (4 × 140–220 л. с.); максимальное время полёта — 4–5 ч; практический потолок — 2 000–3 000 м; длина — 18,8 м; размах верхнего крыла — 34,5 м, нижнего — 26,6 м.
Летающая лодка конструкции Д. П. Григоровича. Прототип был собран в апреле 1915 года, а в мае на Крестовском острове в Санкт-Петербурге лётчик Я. И. Седов-Серов совершил на нём первые полёты. Данный самолёт стал самым массовым отечественным гидросамолётом XX века. Эксплуатировался военными в качестве бомбардировщика, разведчика, а также в качестве учебного самолёта на Балтийском, Чёрном и Каспийском морях. Разработчик: Григорович Дмитрий Павлович (Российская империя), произведено 183 шт.
Крейсерская скорость — 87 км/ч; максимальная скорость — 105 км/ч; максимальная взлётная масса — 960 кг; экипаж — 2 чел.; тип двигателя — поршневой (100 л. с.); практический потолок — 3 300 м; длина — 8,6 м; размах крыла — 13,62 м.
Советский многоцелевой самолёт. До 15 сентября 1924 года эксплуатировался на авиалинии Москва — Нижний Новгород, а затем совершил несколько полётов по маршруту Москва — Казань. В 1925 году самолёт АК‑1 участвовал в перелёте Москва — Пекин, пролетев с 10 июня по 17 июля 7 тыс. км. В том же году, после аварии в г. Кайфын, списан. АК‑1 серийно не производился, но стал первым советским пассажирским самолётом. Разработчики: В. Л. Александров, В. В. Калинин, А. м. Черёмухин (СССР), произведена 1 шт.
Крейсерская скорость — 112 км/ч; максимальная скорость — 147 км/ч; максимальная взлётная масса — 1 685 кг; экипаж — 1 чел.; пассажиры — 4 чел.; тип двигателя — поршневой (170 л. с.); практический потолок — 2 200 м; длина: 11,0 м; размах крыла — 14,9 м.
Туполев АНТ‑4 (ТБ‑1) — первый в мире серийный цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик. Свободнонесущий моноплан с толстым многолонжеронным крылом и гофрированной обшивкой. Самолёт разработан за 9 месяцев и построен из кольчугалюминия в 1925 году. На вооружении ВВС РККА состоял до 1936 года. С АНТ‑4 началось становление в Советском Союзе стратегической авиации. Эти самолёты эксплуатировались более 20 лет. После снятия с вооружения переданы в Аэрофлот и Севморпуть, где под маркой Г‑1 использовались, по меньшей мере, до 1945 года. Разработчик: Авиационный отдел ЦАГИ, главный конструктор А. Н. Туполев (СССР), произведено 212 шт. Первый полёт: 26 ноября 1925 года.
Крейсерская скорость — 186 км/ч; максимальная скорость — 207 км/ч; полезная нагрузка — 1 000 кг; максимальная взлётная масса — 7 928 кг; экипаж — 4 чел.; тип двигателя — поршневой (2 × 680 л. с.); макс. дальность — 1 425 км; длина — 18,0 м; размах крыла: 28,7 м.
Советский ближнемагистральный пассажирский самолёт с одним поршневым двигателем воздушного охлаждения. Первый серийный самолёт с цельностальной сварной конструкцией, созданный по результатам исследований по возможности применения стали в качестве основного конструкционного материала. Разработчик: НИИ ГВФ, главный конструктор Александр Иванович Путилов (СССР), произведено 111 шт., годы выпуска: 1933–1935. Первый полёт: 11 октября 1931 года.
Крейсерская скорость — 165 км/ч; максимальная скорость — 205 км/ч; полезная нагрузка — 730 кг; максимальная взлётная масса — 1 800 кг; экипаж — 1 чел.; пассажиры — 4 чел.; тип двигателя — поршневой (1 × 300 л. с.); максимальная дальность — 750 км; практический потолок — 5 760 м; длина — 9,74 м; размах крыла — 15,2 м.
Экспериментальный одномоторный цельнометаллический низкоплан. Основная его особенность — суженная и удлинённая форма крыльев, за счёт чего увеличивается подъёмная сила и уменьшается индуктивное сопротивление, что позволяет выполнять полёт с большой взлётной массой и с небольшой крейсерской скоростью. В 1937 году на АНТ‑25 были проведены два рекордных беспосадочных перелёта из Москвы в США через Северный полюс. Протяжённость первого перелёта (экипаж В. П. Чкалова) составила 9 130 км (63 часа 16 минут), а второго (экипаж м. м. Громова) — 11 500 км (62 часа 17 минут), что являлось мировым рекордом. Разработчик: КБ Туполев, главный конструктор — А. Н. Туполев и П. О. Сухой (СССР), произведено 2 шт. Первый полёт: 22 июня 1933 года.
Крейсерская скорость — 165 км/ч; максимальная скорость — 246 км/ч; максимальная взлётная масса — 8 000 кг; экипаж — 3 чел.; тип двигателя — поршневой (750 л. с.); макс. дальность — 12 500 км; практический потолок — 7 850 м; длина — 13 м; размах крыла — 34 м.
Советский высотный истребитель, модернизация МиГ‑1 — основной ночной истребитель ВВС СССР во время Великой Отечественной войны, самый скоростной на момент создания истребитель. На нём впервые была применена система обеспечения кислородом пилота на больших высотах. Разработчик: ОКБ 155, главный конструктор Артем Иванович Микоян (СССР), произведено 3178 шт. Первый полёт: 29 октября 1940 года.
Максимальная скорость у земли — 495 км/ч, на высоте 7 800 м — 640 км/ч; полезная нагрузка — 200 кг; максимальная взлётная масса — 3 350 кг; экипаж — 1 чел.; тип двигателя — поршневой (1 350 л. с.); максимальная дальность — 850 км; практический потолок — 11 800 м; длина — 8,25 м; размах крыла — 10,2 м.
Советский двухдвигательный высокоскоростной бомбардировщик времён Великой Отечественной войны. По компоновке − цельнометаллический высокоплан, имеющий двухкилевое оперение, крыло кессонной конструкции с тормозными решётками и закрылками. Ту‑2 стал наиболее эффективным и успешным советским фронтовым бомбардировщиком Второй мировой войны. Поставлялся на экспорт и за рубежом (в Китае) летал до конца 1970‑х годов. Разработчик: ОКБ Туполева (СССР), произведено 2 649 шт., годы выпуска — 1942–1952, конец 1970‑х (ВВС КНР). Первый полёт: 29 января 1941 года.
Максимальная скорость — 521 км/ч; полезная нагрузка — 2 000 кг; макс. взлётная масса — 11 768 кг; экипаж — 4 чел.; тип двигателя — поршневой (2 × 1 850 л. с.); макс. дальность — 2 020 км; практический потолок — 9 000 м; длина — 13,80 м; размах крыла — 18,86 м.
Самый массовый советский истребитель времён Великой Отечественной войны, одноместный истребитель–моноплан с двигателем жидкостного охлаждения. Принят на вооружение ВВС Красной армии в конце 1942 года. Первой операцией, в которой самолёт принял участие, была Сталинградская битва. Разработчик: ОКБ имени А. С. Яковлева (СССР), произведено 16 769 шт., годы выпуска — 1942–1950. Первый полёт: 1 октября 1942 года.
Крейсерская скорость — 500 км/ч; максимальная скорость — 602 км/ч; максимальная взлётная масса — 3 080 кг; экипаж — 1 чел.; тип двигателя — поршневой (1 180 л. с.); макс. дальность — 1 410 км; практический потолок — 10 750 м; длина — 8,6 м; размах крыла — 9,7 м.
Цельнометаллический низкоплан, пришедший на смену Ли‑2. Крыло при проектировании разрабатывалось не для достижения максимальных скоростей, а для улучшения несущих свойств на крейсерских режимах полёта. Большое внимание уделялось вопросам сохранения управляемости в случае отказа одного из моторов. Была создана эффективная противообледенительная система, использующая выхлопные газы от двигателей. Разработчик: ОКБ Ильюшина (СССР), произведено 663 шт., годы выпуска — 1945–1949. Первый полёт: 15 августа 1945 года.
Крейсерская скорость — 320 км/ч; максимальная скорость — 407 км/ч; полезная нагрузка — 6 118 кг; максимальная взлётная масса — 17 250 кг; экипаж — 4–5 чел.; пассажиры — 18–32 чел.; тип двигателя — поршневой (2 × 1 850 л. с.); максимальная дальность — 1 150 км; практический потолок — 7 000 м; длина — 21,31 м; размах крыла — 31,7 м.
Советский лёгкий многоцелевой самолёт. В 1946 году была начата работа по созданию самолёта СХА‑1, позднее переименованного в Ан‑2. 31 августа 1947 года лётчик-испытатель П. Н. Володин впервые поднял в небо его первый прототип. Ан‑2 используется как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, учебный, пассажирский самолёт и состоит на вооружении ВВС многих стран. Экспортировался в 26 стран мира. Занесён в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который выпускается уже более 70 лет. Разработчик: ОКБ имени О. К. Антонова (СССР), произведено более 1800 шт., годы выпуска — с 1949‑го по настоящее время.
Крейсерская скорость — 190 км/ч; максимальная скорость — 258 км/ч; полезная нагрузка — 1 500 кг; максимальная взлётная масса — 5 500 кг; экипаж — 2–3 чел.; пассажиры — 12 чел.; тип двигателя — поршневой (1 000 л. с.); максимальная дальность — 845 км; практический потолок — 4 200 м; длина — 12,4 м; размах крыла — 18,2 м.
Первый серийный советский вертолёт. Эксплуатировался в Аэрофлоте и ВВС в разных модификациях, поставлялся в 12 стран. На нём установлено 27 мировых рекордов, в том числе рекорды скорости, высоты и дальности полёта для вертолётов этого класса. Разработчик: ОКБ м. Л. Миля (СССР), произведено 2580 шт., годы выпуска — 1952–1965 (в СССР и Польше). Первый полёт: 20 сентября 1948 года.
Крейсерская скорость — 130 км/ч; максимальная скорость — 185 км/ч; полезная нагрузка — 255 кг; максимальная взлётная масса — 2 330 кг; экипаж — 1 чел.; пассажиры — 2 чел.; тип двигателя — поршневой (429 кВт); максимальная дальность — 430 км; практический потолок — 3 500 м; длина — 12,09 м; диаметр главного винта — 14,35 м, хвостового винта — 2,50 м.
Советский реактивный истребитель. Первым из серийных истребителей допускал достижение скорости звука, но для боевых полётов считался околозвуковым. Предназначался для замены МиГ‑15. Состоял на вооружении более чем 40 государств и применялся в ряде вооружённых конфликтов, в том числе в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Разработчик: ОКБ Микояна и Гуревича (СССР), произведено 8 045 шт. (в СССР), 2 825 (Китай, Польша, Чехословакия), годы выпуска — 1951–1969. Первый полёт: 26 июля 1949 года.
Крейсерская скорость — 1 070 км/ч; максимальная скорость — 1 200 км/ч; полезная нагрузка — 250 кг; максимальная взлётная масса — 6 072 кг; экипаж — 1 чел.; тип двигателя — турбореактивный (2 700 кгс); максимальная дальность — 1 295 км; практический потолок — 15 600 м; длина — 11,09 м; размах крыла — 9,63 м.
Советский одноместный реактивный истребитель второго поколения. Первый советский сверхзвуковой самолёт, строившийся серийно. Стал последним самолётом марки «МиГ» со стреловидным крылом. Является классическим цельнометаллическим однокилевым среднепланом. Советские перехватчики МиГ‑19 активно применялись для борьбы с американскими разведчиками. Истребитель стоял на вооружении 21 страны мира. Разработчик: ОКБ Микояна и Гуревича (ОКБ‑155) (СССР), произведено около 6 500 шт., годы выпуска — 1955–1960. Первый полёт: 24 мая 1952 года.
Крейсерская скорость — 950 км/ч; максимальная скорость — 1,6 Маха; полезная нагрузка — 500 кг; максимальная взлётная масса — 8 832 кг; экипаж — 1 чел.; тип двигателя — турбореактивный (2 × 2600 кгс); максимальная дальность — 1 400 км; практический потолок — 17 200 м; длина — 12,5 м; размах крыла — 9,0 м.
Советский турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт, спроектированный на основе Ту‑95. Самый большой и скоростной в мире пассажирский лайнер с самым мощным турбовинтовым двигателем (ТВД) и с наибольшей суммарной мощностью всех ТВД, установленных на одном самолёте. Единственный в мире пассажирский турбовинтовой самолёт со стреловидным крылом. На самолёте Ту‑114 было установлено 32 мировых авиационных рекорда. Разработчик: ОКБ Туполева (ОКБ 156) (СССР), произведено 33 шт. (32 серийных экземпляра и 1 опытный прототип), годы выпуска — 1959–1964. Первый полёт: 15 ноября 1957 года.
Крейсерская скорость — 750–770 км/ч; максимальная скорость — 880 км/ч на 7 100 км; полезная нагрузка — 22 500 кг; масса пустого самолёта — 85 800 кг; максимальная взлётная масса — 179 000 кг; экипаж — 5 чел.; пассажиры — 170–220 чел.; тип двигателя — турбовинтовой (4 × 15 000 л. с.); максимальная дальность — 9 720 км (с грузом 15 000 кг); практический потолок — 12 000 м; длина — 54,1 м; размах крыла — 51,1 м.
Советский лёгкий сверхзвуковой фронтовой истребитель, первый «МиГ» с треугольным крылом. Самый распространённый сверхзвуковой самолёт в истории, самый массовый истребитель 3‑го поколения. Производился серийно в СССР, а также в Чехословакии, Индии и Китае. В процессе серийного производства неоднократно модернизировался и модифицировался (учебно-тренировочный, перехватчик, разведчик). Экспортировался в 47 стран, применялся во множестве вооружённых конфликтов. Разработчик: ОКБ Микояна и Гуревича (СССР), произведено 10 645 шт. (в СССР), годы выпуска — 1959–1985. Первый полёт: 16 июня 1956 года.
Крейсерская скорость — 1 000 км/ч; максимальная скорость — 1 300 км/ч, на высоте — 2 175 км/ч; полезная нагрузка — 1 000 кг; максимальная взлётная масса — 10 100 кг; экипаж — 1 чел.; тип двигателя — турбореактивный (4 100 кгс); максимальная дальность — 1 470 км; практический потолок — 17 800 м; длина — 1 4,10 м; размах крыла — 7,5 м.
Турбовинтовой двухдвигательный пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости. Создан в 1958 году. Один из самых востребованных самолётов из‑за его возможности совершать посадку на небольшие неподготовленные аэродромы и грунт. АН‑24 был самым массовым пассажирским самолётом с турбовинтовыми двигателями в СССР. Самолёт поставлялся на экспорт и до сих пор в эксплуатации. Разработчик: ОКБ имени О. К. Антонова (СССР), произведено более 1 300 шт. Первый полёт: 20 октября 1959 года.
Крейсерская скорость — 460 км/ч; максимальная скорость — 540 км/ч; полезная нагрузка — 6 500 кг; максимальная взлётная масса — 21 000 кг; экипаж — 3–5 чел.; пассажиры — 48–52 чел.; тип двигателя — турбовинтовой (2 × 2 550 л. с.); максимальная дальность — 1 850 км; практический потолок — 7 700 м; длина — 23,53 м; размах крыла — 29,2 м.
Самый массовый двухдвигательный вертолёт в мире. В основу аэродинамической компоновки положена схема с одним пятилопастным несущим винтом и рулевым винтом из трёх лопастей. Выпускается в пассажирском, транспортном и других вариантах, в том числе во множестве модификаций для ВВС. Используется более чем в 50 странах мира, включая Индию, Китай и Иран. Разработчик: ОКБ имени м. Л. Миля (СССР), произведено более 13 000 шт., годы выпуска — с 1965‑го по настоящее время. Первый полёт: 24 июня 1961 года.
Крейсерская скорость — 225 км/ч; максимальная скорость — 250 км/ч; максимальная взлётная масса — 12 000 кг; экипаж — 3 чел.; пассажиры — 28 чел.; тип двигателя — турбовальный (2 × 2 000–2 500 л. с.); максимальная дальность — 365 км; практический потолок — 4 700 км; длина — 25,31 м; диаметр несущего винта — 21,3 м.
Советский военный транспортный вертолёт (летающий кран), развитие Ми‑6. Первоначальная задача — перевозка крылатых и баллистических ракет. Разработан в 1961–1964 годах, принят на вооружение в 1963 году. Серийно производился на Ростовском вертолётном заводе. Ми‑10К — гражданская модификация Ми‑10, оптимизированная для выполнения строительно-монтажных работ. Разработчик: ОКБ имени м. Л. Миля (СССР), произведено 44 шт., годы выпуска — 1964–1969.
Крейсерская скорость — 220 км/ч; максимальная скорость — 235 км/ч; полезная нагрузка — 15 000 кг; максимальная взлётная масса — 43 550 кг; экипаж — 3 чел.; тип двигателя — турбовальный (2 × 5 500 л. с.); максимальная дальность — 250 км; практический потолок — 3 000 м; длина — 32,86 м; диаметр несущего винта — 35,0 м.
Первый сверхзвуковой пассажирский цельнометаллический низкоплан. Двигатель НК‑144, используемый на Ту‑144, до сих пор остается единственным в истории авиации двухконтурным двигателем с форсажной камерой, штатно применяемым на серийном пассажирском самолёте. В коммерческой эксплуатации, длившейся три года, Ту‑144 оказался недостаточно экономичным, шумным и дорогостоящим. До 1999 года один из самолётов этой модели использовался в качестве самолёта-лаборатории. Разработчик: КБ Туполева (СССР), произведено 21 шт. (17 лётных, 3 для наземных опытов, 1 недостроенный). Первый полёт: 31 декабря 1968 года.
Крейсерская скорость — 2 120 км/ч; максимальная скорость — 2,35 Маха (около 2 500 км/ч); полезная нагрузка — 22 500 кг; масса пустого самолёта — 100 000 кг; максимальная взлётная масса — 207 000 кг; экипаж — 4 чел.; пассажиры — 170–220 чел.; тип двигателя — турбореактивный (4 × 15 000 л. с.); максимальная дальность — 5 330 км (с полной загрузкой); практический потолок — 20 000 м; длина — 64,5 м; размах крыла — 28,8 м.
Советский трёхдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер для авиалиний средней протяжённости. Построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом и Т‑образным килевым оперением. Имеет три турбовентиляторных двигателя. Самый массовый реактивный пассажирский самолёт СССР, один из самых быстрых в мире серийных пассажирских лайнеров с крейсерской скоростью более 900 км/ч. Разработчик: ОКБ Туполева (ОКБ 156) (СССР), произведено 923 шт., годы выпуска — 1970–2013. Первый полёт: 3 октября 1968 года.
Крейсерская скорость — 900–950 км/ч; максимальная скорость — 975 км/ч; полезная нагрузка — 22 500 кг; максимальная взлётная масса — 104 000 кг; экипаж — 4 чел.; пассажиры — 152–180 чел.; тип двигателя — турбореактивный (3 × 11 000 л. с.); максимальная дальность — 3 900 км (с полной загрузкой); практический потолок — 12 100 м; длина — 47,9 м; размах крыла — 37,55 м.
Первый серийный советский пассажирский широкофюзеляжный самолёт. Первый полёт состоялся в 1976 году, а серийное производство началось в 1980‑м. На Ил‑86 было установлено 18 мировых рекордов. Из 106 построенных с 1980 по 1997 г. самолётов было потеряно только четыре, при этом ни один пассажир не погиб и Ил‑86 по праву считается самым безопасным самолётом СССР. Разработчик: ОКБ Ильюшина (СССР).
Крейсерская скорость — 900 км/ч; максимальная скорость — 950 км/ч; максимальная взлётная масса — 208 000 кг; экипаж — 3–4 чел.; пассажиры — 350 чел.; тип двигателя — турбореактивный (4 × 13 000 кгс); максимальная дальность — 3 800 км; практический потолок — 12 000 м; длина — 59,94 м; размах крыла — 48,06 м.
Советский тяжёлый дальний транспортный самолёт. Крупнейший и самый грузоподъёмный в мире серийный грузовой самолёт. Ан‑124 поставил 21 мировой рекорд. Самолёт имеет шасси из 24 колёс, что позволяет использовать грунтовые взлётно-посадочные полосы. Грузовой отсек герметичен и оснащён погрузочным оборудованием. С помощью шасси можно менять клиренс самолёта и угол наклона фюзеляжа. Шасси снабжено системой поворота стоек и системой проседания. Разработчик: ОКБ имени О. К. Антонова (СССР), произведено 55 шт., годы выпуска — 1984–2004. Первый полёт: 24 декабря 1982 года.
Крейсерская скорость — 800–850 км/ч; максимальная скорость — 865 км/ч; полезная нагрузка — 120 000 кг; максимальная взлётная масса — 392 000 кг; экипаж — 8 чел.; пассажиры — 7 (в кабине сменного экипажа) + 21 (в кабине обслуживающего персонала) чел.; тип двигателя — турбореактивный (4 × 229,85 кН); максимальная дальность — 4 800 км (с максимальным грузом), 7 500 км (с грузом 80 000 кг); практический потолок — 11 600 м; длина — 69,1 м; размах крыла — 73,3 м.
Лёгкий многоцелевой вертолёт. Предназначен для перевозки пассажиров, транспортировки грузов внутри грузовой кабины или на внешней подвеске, а также решения специальных задач в интересах силовых структур и гражданских операторов. Вертолёт может применяться в различных вариантах целевого назначения: поисково-спасательном, патрульном, медицинском, учебно-тренировочном, грузопассажирском, VIP, противопожарном варианте. Первый прототип вертолёта был собран в мае 1997 года. В августе 2013 года был получен сертификат типа Авиационного регистра МАК для гражданской версии. Разработчик: КБ «Казанского вертолётного завода» (Россия), произведено 69 шт. Первый полёт: 17 августа 1999 года.
Крейсерская скорость — 220 км/ч; максимальная скорость — 275 км/ч; полезная нагрузка — 1166 кг (в транспортной кабине); масса пустого вертолёта — 2 400 кг; максимальная взлётная масса — 3 600 кг; экипаж — 1–2 чел.; пассажиры — 7 чел.; тип двигателя — газотурбинный (2 × 630 л. с.); максимальная дальность — 505 км; практический потолок — 5 500 м; длина — 3,5 м; диаметр несущего винта — 11,5 м.
Российский ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт. 9 июля 2002 года Российское авиационно-космическое агентство объявило конкурс на создание перспективного регионального самолёта. 17 февраля 2006 года в Комсомольске-на-Амуре была начата сборка первого RRJ (Russian Regional Jet). 19 мая 2008 года состоялся первый полёт SSJ‑100 — борт № 95001. Суперджет стал первым пассажирским самолётом, разработанным в России после распада СССР. Разработчик: компания «Гражданские самолёты Сухого» (Россия), на конец 2020 года произведено 207 шт., годы выпуска — с 2007‑го по настоящее время.
Крейсерская скорость — 830 км/час; максимальная скорость — 950 км/ч; полезная нагрузка — 12 245 кг; масса пустого самолёта — 24 250 кг; максимальная взлётная масса — 45 880 кг; экипаж — 2 чел.; пассажиры — до 108 чел.; тип двигателя — турбореактивный (2 × 76,84 кН); максимальная дальность — 3 048 км; практический потолок — 12 100 м; длина — 29,94 м; размах крыла — 27,8 м.
Многофункциональный тяжелый истребитель пятого поколения. Приспособлен для применения оружия по воздушным, наземным и морским целям, планируется отработка системы управления Су‑57 в беспилотном режиме. Благодаря технологиям, обеспечивающим снижение массы самолёта, у истребителя короткие разбег и пробег, длительный сверхзвуковой крейсерский режим полёта и высокая маневренность. В 2018 году истребитель использовался в военной операции в Сирии. Сейчас он активно вводится в комплектацию полков ВВС. Разработчик: ОКБ имени П. О. Сухого, главный конструктор А. Н. Давыденко (Россия), произведено 11 шт., годы выпуска — с 2019‑го по настоящее время. Первый полёт: 29 января 2010 года.
Крейсерская скорость — 2 Маха; максимальная скорость — 3 Маха; полезная нагрузка — до 16 000 кг; масса пустого самолёта — 18 500 кг; максимальная взлётная масса — 35 500 кг; экипаж — 1 чел.; тип двигателя — турбореактивный (2 × 9 500 кгс); максимальная дальность — 4 300 км; практический потолок — 20 000 м; длина — 19,4 м; размах крыла — 14,0 м.
Российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт. Впервые для машин ближне- и среднемагистрального классов крыло МС‑21 сделано из полимерных композитных материалов (около 40 %). Впервые был открыт для публичного посещения на МАКС‑2019 в сентябре 2019 года. Сертификация МС‑21 ожидается в конце 2021 года. В 2021 году на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ) планируется построить 6, в 2022 году — 12, в 2023 году — 25 самолётов МС‑21‑300. С 2025 года планируется выйти на производство 72 машин в год. Разработчик: НПК «Иркут» совместно с ОКБ им. А. С. Яковлева, главный конструктор Константин Федорович Попович (Россия), произведено 7 шт. Начало эксплуатации — 2022 год (план). Первый полёт: 28 мая 2017 года.
Крейсерская скорость — 870 км/ч; максимальная скорость — 949 км/ч; полезная нагрузка — 69 100 кг; максимальная взлётная масса — 79 250 кг; экипаж — 2 чел.; пассажиры — 160–211 чел.; тип двигателя — турбореактивный (2 × 137 кН); максимальная дальность — 6 000 км; практический потолок — 12 500 м; длина — 42,3 м; размах крыла — 35,9 м.
Ссылка для цитирования: Юношеский клуб космонавтики им. Г. С. Титова Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных / Легенды российской авиации // Благотворительная газета «Коротко и ясно о самом интересном» (редактор выпусков Попов Г. Н.). Вып. 137. 2021 г. [url: к-я.рф/137].
Спасибо, друзья, за внимание к нашей публикации. Мы были бы вам очень признательны за оставленный отзыв. В наших следующих выпусках будут и другие интересные темы. В редакции вы всегда можете бесплатно взять свежий выпуск стенгазеты (и некоторые другие, если их ещё не разобрали).
Ваш Георгий Попов, редактор к-я.рф
Этот выпуск напечатан благодаря дружеской поддержке нашего полиграфического партнёра — типографии «Любавич». Персональное спасибо директору типографии Дмитрию Степанову.