Стенгазеты для школьников, учителей и родителей. Благотворительный проект в Санкт-Петербурге.
Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Наша цель: школьникам – показать, что получение знаний может стать простым и увлекательным занятием, научить отличать достоверную информацию от мифов и домыслов, рассказать, что мы живём в очень интересное время в очень интересном мире; родителям – помочь в выборе тем для совместного обсуждения с детьми и планирования семейных культурных мероприятий; учителям – предложить яркий наглядный материал, насыщенный интересной и достоверной информацией, для оживления уроков и внеурочной деятельности. Мы выбираем важную тему, ищем ведущих специалистов, которые могут её раскрыть и подготовить материал, адаптируем текст для школьной аудитории, компонуем это всё в формате стенгазеты и печатаем. Волонтёры развозят тираж в ряд организаций Петербурга и Ленинградской области, выразивших заинтересованность в получении газет. Это районные отделы образования, библиотеки, школы, кружки, больницы, детские дома и т. д. Их сотрудники бесплатно распространяют газеты своими силами. Наш ресурс в интернете – сайт стенгазет к-я.рф, где наши стенгазеты представлены в двух видах: для самостоятельной распечатки на плоттере в натуральную величину и для комфортного чтения на экранах планшетов и телефонов. Есть также группа Вконтакте и ветка на сайте питерских родителей Литтлван, где мы обсуждаем выход новых газет. Отзывы и пожелания направляйте, пожалуйста, по адресу: pangea@mail.ru. Редактор проекта – Георгий Попов.
Дорогие друзья! Мы продолжаем нашу любимую рубрику «Любопытный Петербург», посвящённую необычным достопримечательностям города. Наш сегодняшний гость и автор материалов выпуска – известный краевед Андрей Дамиров. Он написал несколько книг об архитектуре Петербурга и разработал оригинальные экскурсии по разным районам города. При этом особое внимание обращалось на нетипичные для своего времени постройки. Они ещё на этапе проектирования вызывали споры и противоречивые оценки критиков, от восторгов до нареканий. Именно такие «архитектурные причуды», вызывающие удивление и сейчас, мы решили собрать в этом выпуске.
На примере сохранившихся сооружений, расставленных в газете в хронологическом порядке, мы вместе проследим, как менялись в городе архитектурные тенденции. Отметим, что Петербург всегда отличало стилевое многообразие – здесь можно найти подражания как Древней Руси, так и Древнему Египту, здания, напоминающие нам о буддистской Индии и о средневековой католической Германии. И в этом – настоящее очарование нашего города!
Из построенного в первой четверти XVIII века в Петербурге сохранилась лишь малая часть. Но даже эти немногие здания подтверждают тот факт, что Петербург ещё с основания был городом совершенно непохожим на другие русские города. Старейшая каменная постройка, ныне сохранившаяся в городе, – это дворец первого петербургского губернатора Александра Даниловича Меншикова на Васильевском острове. В целях быстрейшего освоения окрестностей города Пётр I раздаривал острова вокруг Петербурга своим соратникам. Так большой, но пустынный Васильевский остров достался светлейшему князю Меншикову, который уже в 1710 году начал тут строительство каменного дворца с парком. Строительство это не завершалось вплоть до 1727 года, до опалы Меншикова, который, движимый желанием превзойти всех вокруг, постоянно расширял дворец и пристраивал к нему всё новые и новые корпуса.
Строительством руководил итальянский зодчий Джованни Фонтана. Планировка дворца впервые в России была создана по симметричной анфиладной системе, в отделке помещений был использован весь арсенал новых для русского зодчества отделочных материалов – от итальянского мрамора и голландской плитки до тиснёной кожи и масляной росписи на светские темы. На высочайшем уровне было техническое оснащение дворца – тут были не только водопровод и канализация (по тем временам – редкость), но даже проходившие через всё здание мусоросборочные камеры! По итальянской традиции внутренний двор дворца был обнесён крытой галереей на колоннах. В меншиковской оранжерее были установлены печи для подогрева почвы, что было по тем временам в диковинку. Это позволяло в нашем холодном климате выращивать невиданные южные фрукты – виноград и апельсины.
Таким же нетипичным для русского зодчества стал главный городской собор, Петропавловский, заложенный в центре одноимённой крепости по проекту Доменико Трезини в 1712 году. Главной деталью однокупольного храма стала колокольня «в голландском стиле» – огромная башня, завершённая шпилем с фигурой ангела. Причём Пётр I хотел, чтобы сначала была построена именно башня, ведь именно шпили всегда были ориентирами при подъезде к западным городам. К тому же такой вертикалью можно было обозначить на плоской, невыразительной равнине новый город. Идея ангела на шпиле тоже была привычной для европейского зодчества, башни голландских городов традиционно украшают самые разные флюгеры, а первоначально ангел, созданный по проекту Трезини, играл роль флюгера. Кроме того, собор был необычен тем, что у него был только один купол (вместо обычного пятиглавия). Высота колокольни собора со шпилем составила 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого в Москве. Весь собор был достроен только к 1733 году, уже после смерти Петра I, похороненного во временной часовне прямо посреди стройки.
Петропавловский собор стал примером для всех других церквей до середины XVIII века. В 1756 году в колокольню собора попала молния и она сгорела. Новый шпиль и новый ангел по проекту Ринальди были сооружены в 1770-е годы. А в 1856–58 годах по проекту инженера Д. И. Журавского вместо в очередной раз сгоревшего деревянного был сооружён металлический шпиль, и высота храма увеличилась до 122,5 метра. Петропавловский собор оставался самым высоким сооружением города вплоть до постройки Телебашни в 1962 году и самым высоким зданием в России до 1952 года – до завершения постройки московских «сталинских высоток».
В 1715 году, когда столица уже де-факто размещалась в Петербурге, Пётр I определил для строительства административного центра столицы и всей страны Васильевский остров. Уже в 1716 году был утверждён генеральный план, разработанный Доменико Трезини. Предполагалось, что широкие проспекты будут пересекаться поперечными улицами, расположенными на равном расстоянии друг от друга, а также каналами. Практически сразу началась застройка острова каменными зданиями, на Стрелке выросли дома богатейших родов – Демидовых, Строгановых и Нарышкиных. Эти дома вместе со зданием Кунсткамеры и дворцом царицы Прасковьи Фёдоровны образовали главную городскую площадь – Коллежскую.
Площадь эта получила название по зданию Коллегий, которое было заложено в 1722 году и строилось по проекту Доменико Трезини. По известной городской легенде, Меншиков, желавший побольше земель на острове оставить в своей собственности, велел строить Коллегии не фасадом к реке, как предполагалось, а торцом, за что был бит палкой Петром I. История эта – всего лишь миф, объясняющий странное расположение здания в современной окружающей застройке. Дело в том, что Коллежская площадь, на которую и было ориентировано главным фасадом здание Коллегий, не сохранилась – в начале XX века она была застроена корпусами Повивального института (сейчас это НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д. О. Отта).
Ещё одна легенда дала название всему зданию – по числу одинаковых корпусов, поставленных Трезини в длинный ряд (наподобие здания Приказов в Москве, тянувшегося вдоль Кремлёвской стены), его стали именовать «Зданием 12 Коллегий», хотя самих Коллегий было 9, а в ансамбле здания были предусмотрены ещё 3 корпуса – для Сената, Синода и Аудиенц-каморы (зала для приёмов). Корпуса эти имели когда-то отдельные подъезды и не были связаны общим коридором. Строительство закончили только к 1742 году, поскольку каждая Коллегия строила свой корпус самостоятельно, но лишь немногие Коллегии въехали в здание на Васильевском – они предпочли расположиться на Адмиралтейской стороне. В 1835 году здание было передано Петербургскому университету. Именно тогда для объединения корпусов Коллегий был сооружён знаменитый университетский коридор длиной почти в полкилометра, самый длинный в городе.
Говоря о причудливых постройках нашего города, невозможно обойти вниманием самый роскошный дворец Петербурга, который 155 лет выполнял функции главной императорской резиденции. Это Зимний дворец, великолепный и последний памятник русского барокко, созданный гением Бартоломео Франческо Растрелли по воле императрицы Елизаветы Петровны. По богатству и разнообразию архитектурного и скульптурного декора дворец не имел себе равных в Петербурге. Сегодня в Зимнем дворце насчитывается 1057 комнат, 1786 дверей, 117 лестниц, 1945 окон. На парапете крыши установлены 176 скульптурных фигур. По идее Растрелли все четыре фасада дворца получили совершенно разное архитектурное решение. Внутренняя планировка состояла из огромных анфилад, соединявших между собой главные церемониальные объёмы здания: парадную лестницу, церковь, тронный зал и театр.
Строили Зимний дворец так долго, что Елизавета Петровна не дожила до его освящения: на Пасху 1762 года дворец принимал её племянник, Пётр III. В дальнейшем дворец постоянно подвергался переделкам в угоду моде и меняющимся представлениям о комфорте. Над созданием интерьеров дворца трудились лучшие архитекторы. Здесь впервые в городе заработал лифт, печи воздушного отопления, был проведён телеграф. В 1837 году дворец полностью сгорел в разрушительном пожаре, однако, как Феникс из пепла, уже через два года был восстановлен.
При Екатерине II создаётся комплекс прилегающих к Зимнему дворцу построек, первой из которых стал Малый Эрмитаж. Здание возвели в 1764–75 годах архитекторы Жан-Батист Валлен-Деламот и Юрий Фельтен. На первом этаже располагались манеж, каретный сарай и конюшни, а на втором – два павильона. В одном из них (южном) жили фавориты, а в другом (северном) располагались оранжереи и проводились знаменитые Эрмитажные собрания. Павильоны были соединены галереями, в которых демонстрировались картины из собрания императрицы, а между ними находился Висячий сад. Закрытый со всех сторон высокими стенами, сад имел свой микроклимат: под ним существовали инженерные коммуникации, обеспечивавшие дополнительный подогрев земли. В результате, вегетационный период в саду начинался раньше, а осенний листопад наступал позднее, чем в других садах Петербурга.
Сложная гидротехническая задача отвода воды была решена мастерски: гидроизоляция из свинца не допускала попадания воды на первый этаж. Малый Эрмитаж был сразу же признан уникальным в своём роде сооружением, его даже хотели скопировать и повторить для симметрии с другой стороны Зимнего дворца, напротив Адмиралтейства, однако денег на новое строительство не нашли. Северный павильон Малого Эрмитажа в 1840-е годы реконструирует архитектор Андрей Штакеншнейдер – тогда здесь появился крытый Зимний сад (разобран в 1924 году) и Павильонный зал, в котором ныне установлены часы «Павлин».
Екатерининские времена стали временем бурного усадебного строительства. Дворянство, получившее право не служить и заниматься своими имениями, активно вкладывало деньги в собственное обустройство. В 1770-е годы в Полюстрово (исторический район на правом берегу Невы) приобретает себе землю сенатор Григорий Теплов. Вскоре здесь был построен трёхэтажный дом с башенками по проекту неизвестного архитектора. В 1779 году, после смерти Теплова, его наследники продали дом графу Александру Андреевичу Безбородко, с именем которого ныне связывается усадьба. Для Безбородко усадебный дом был расширен по проекту Джакомо Кваренги – к дому пристроили полуциркульные галереи, завершённые небольшими павильонами. Перед домом был разбит сад, который от дороги отделила ограда с 29 скульптурами сидящих львов, поддерживающих цепи. В таком количестве львы в нашем городе есть только тут. «В этом городе львов больше, чем жителей!» – восклицал герой знаменитого фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» около этой ограды. Автор этой ограды неизвестен – вполне возможно, что им был Николай Львов, один из выдвиженцев Безбородко. В творчестве Львова фигуры львов, львиные маски, графические изображения царя зверей встречаются постоянно, это был своеобразный автограф зодчего.
Одновременно с оградой в конце 1770-х годов на набережной была сооружена парадная терраса-пристань, украшенная четырьмя фигурами сфинксов. Количество львов и сфинксов, скорее всего, не случайно. Учитывая, что Безбородко был масоном, символично, что 29 львов соответствуют 29 высшим степеням масонского посвящения, без четырёх начальных, которым соответствуют сфинксы пристани, а цепь является отображением «непрерывного посвящения». Интересно, что львы держат также небольшие перевёрнутые пирамидки – один из масонских символов, а сфинксы часто встречаются в масонской архитектуре как олицетворение тайны и призыв к молчанию.
К 1770 годам относятся первые попытки построить здания, стилизованные под готику. Тогда Юрий Фельтен по заказу Екатерины II выстроил в диковинных для Петербурга формах Чесменский путевой дворец и церковь при нём. Правда, екатерининский готический стиль – совсем не готический, а ложный «турецкий», ведь дворец и церковь строились в ознаменование очередных побед в Русско-турецкой войне. Этот ложный стиль, возникший на смешении западных и восточных влияний, появился из-за того, что о реальной Турции тогда почти ничего не знали, – огромная Османская империя представлялась Европе неизведанной и сказочной страной. Почему же его называют готическим? Дело в том, что в конце XVIII века готическим назывался любой стиль, отличный от классицизма. Просвещённая фрейлина Екатерины II Варвара Головина в 1800-х годах «готическим» называла дворец в Царском Селе, а Карамзин в 1817 году – Собор Василия Блаженного на Красной площади. При этом внутренняя отделка храма и дворца не содержала ни малейшего намёка на «готическую» архитектуру.
Чесменская церковь стала настолько удачной постройкой, что получила сразу два храма – подражания: Преображенский храм (1790 год) в имении Полторацких в селе Красное Старицкого района Тверской области и утраченную ныне Никольскую церковь (1781–1788 годы) в усадьбе А. Д. Ланского в селе Посадниково Новоржевского района Псковской области.
В 1830 году Николай I распорядился организовать в бывшем Чесменском дворце военную богадельню, для размещения которой ко дворцу были пристроены три одинаковых двухэтажных корпуса, где могли разместиться до 500 человек. В 1919 году в здании дворца был организован Первый лагерь принудительных работ, а после 1924 года в Чесменском дворце размещались различные образовательные учреждения (ныне – ГУАП), а церковь использовалась как склад. Только в 1991 году её вернули верующим.
Эта церковь – самая удивительная в городе. Здание храма выполнено в форме ротонды, похожей на пасхальный кулич, а колокольня – четырёхгранной пирамиды, в виде традиционной творожной пасхи. Храм строился в усадьбе генерал-прокурора князя А. А. Вяземского, владельца села Александровское и директора фарфорового завода, находившегося здесь же. Получив от императрицы Екатерины II подарок (200 тысяч рублей), он в память о милости царицы решил на эти деньги в своём усадебном парке построить храм. На фасаде церкви и сейчас можно увидеть надпись «В память твоих щедрот». Начата работа была в 1785 году, закончена в 1787 году.
Таким своеобразием храм обязан архитектору, настоящему новатору в архитектуре, Николаю Александровичу Львову. Задачи воспроизвести символы Пасхи у архитектора не было, более того, и сам храм освящён не в честь Воскресения Христова. По одной из версий, для заказчика церкви, князя Вяземского, служившего по ведомству юстиции, ротонда храма символизировала храм правосудия, а пирамида – сумму трёх человеческих добродетелей: Истины, Человеколюбия и Совести. Но гораздо более вероятно то, что архитектор, часто использовавший в своём творчестве совершенные, по его мнению, формы античной архитектуры, повторил здесь два римских памятника – храм Весты и пирамиду Цестия. Ротонда и пирамида, в те времена воспринимавшиеся как часть античного наследия, в дальнейшем вдохновляли Львова постоянно. Даже в его усадьбе под Торжком (Никольское-Черенчицы) – погреб в виде пирамиды и храм-усыпальница в виде ротонды. Погреб-пирамида теперь привлекает внимание любителей эзотерики, утверждающих, что помещённое под пирамиду вино становится лучше, и приписывающих архитектору Львову тайные знания, идущие от египетских жрецов.
Несмотря на оригинальную форму, прославившую храм, он оказался для совершения богослужений не слишком удобным. В XIX веке церковь стала приходской, на месте усадьбы Вяземского вырос Обуховский завод, и для молящихся в храме было мало места. Из-за этого в 1858 году к храму пристроили притвор.
Наверное, главное чудачество XVIII века в Петербурге – Михайловский замок. Собственный замок на протяжении многих лет оставался заветной мечтой Павла I. Авторство дворца по сей день является загадкой. Но известно, что и общий замысел, и эскизы его планировки принадлежали самому императору: Павел сам продумывал мельчайшие детали, ведь архитектура была одним из его самых главных увлечений. Но осуществить задумку Павел смог только после смерти Екатерины – сына она не жаловала и денег на новое строительство не давала.
Работа над проектом будущей резиденции началась ещё в 1784 году, в бытность Павла великим князем, по мотивам увиденного им в заграничном путешествии. Четыре разных фасада в разных стилях и столь необычные формы стали, по сути дела, предвестником нового архитектурного стиля – эклектики. Форма замка (восьмиугольник в квадрате) для Павла (магистра ордена – преемника крестоносцев) имела глубокий смысл: крестоносцы некогда построили на горе Сион восьмиугольную церковь. Надо сказать, что неприступной крепостью замок не был. Как и «Мариенталь» в Павловске, это была всего лишь игрушка, символический образ «самого романтического императора». Одним из своих поздних указов Павел разрешил всем горожанам, одетым подобающим образом, независимо от сословий, приближаться к замку и осматривать это новое сооружение, так что никакой речи о том, что Павел пытался в замке скрыться от каких-то врагов за неприступными каналами и бастионами, – нет.
Михайловский замок, несмотря на свою внешнюю неприглядность, на самом деле должен был стать самым роскошным дворцом России. К моменту смерти Павла отделаны были только парадные залы и его личные комнаты, всё остальное так и было брошено. Позже все чертежи отделки интерьеров архитектор Бренна увёз с собой в Италию, где их следы затерялись, поэтому даже примерно восстановить интерьеры так, как они задумывались, сейчас возможности нет.
Один из самых выдающихся зодчих нашего города, внёсший неоценимый вклад в создание образа классического Петербурга, несомненно, Карл Росси. Он начинал свою самостоятельную работу созданием ансамбля Елагина дворца с парковыми павильонами, которые в 1816–22 годах перестраивались для нужд вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Рядом с дворцом Росси строит несколько павильонов, среди которых привлекает особое внимание полукруглое в плане сооружение с глухими стенами и статуями античных богов, жриц и весталок, выполненных из удивительного пудостского камня скульптором Степаном Пименовым. Это дворцовые кухни, окна которых, чтобы запахи и шум не мешали гуляющим в парке, обращены внутрь двора. Кухни были связаны с дворцом подземным тоннелем, и снаружи ничто не напоминало о предназначении Кухонного корпуса.
В 1819 году Карл Росси получает сложное задание. Долгое время Дворцовая площадь, подступавшая напрямую к императорскому Зимнему дворцу, не имела должного обрамления. Вокруг площади, по дуге, были выстроены частные дома влиятельных вельмож, различавшиеся по стилистике и цвету. Но Александр I решил разместить здесь, поблизости от дворца, Главный штаб, а также министерства иностранных дел и финансов, для нужд которых были выкуплены все участки вдоль площади. Архитектор предложил объединить все здания под одним фасадом, придав им должное центральной площади города оформление в едином стиле. Благодаря этой идее фасад здания Главного штаба стал на тот момент самым длинным в Европе – около 580 метров. При этом крылья дома не равны по длине, хотя и выглядят одинаковыми. Для устранения диспропорции Росси оформил фасады портиками: из 14 колонн на Главном штабе, из 12 – на корпусе министерств финансов и иностранных дел. При этом Росси частично сохранил не только стены, но даже интерьеры вошедших в комплекс зданий.
После завершения строительства корпусов нового здания к 1827 году приступили к оформлению триумфальной арки. Идея её установки между западным и восточным корпусами пришла Росси во время работы над вторым из них. Оригинальная «изломанная» композиция создавала достойное обрамление зданию – как со стороны площади, так и со стороны Невского проспекта. Направление Большой Морской улицы изменили так, чтобы она выходила строго на центр Зимнего дворца. Сквозь арку открылся удивительно красивый вид на площадь и дворец. Казалось бы, так просто, но никто до Росси не смог додуматься до этого. Скульптурное убранство арки задумывалось скромнее, нежели впоследствии было реализовано. Новый император Николай I посчитал нужным оформить арку как сооружение, прославляющее славу и отвагу русской армии. Для создания «колесницы Славы» были приглашены ведущие скульпторы Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский. Для облегчения конструкции, вес которой могла не выдержать арка, «Колесницы Славы» создали не из чугуна или бронзы, а из меди. По одной из легенд, коллеги Росси по архитектурному цеху усомнились в надёжности Триумфальной арки. Император тогда сказал зодчему: «А что, братец, вот иностранцы сомневаются: выдержит ли арка собственный вес». Росси ответил: «Ваше величество, я поднимусь на неё во время снятия кружал, и, если она упадёт, я упаду вместе с аркой». Действительно, архитектор после разбора строительных лесов вместе со всеми рабочими поднялся на арку и был там до окончания всех работ. Торжественное открытие арки состоялось 28 октября 1828 года.
Наверное, самое оригинальное по форме здание дореволюционного Петербурга находится во дворе дома 92 по набережной Фонтанки (1817 года постройки). Его владелец, купец Устинов, захотел возвести на своём участке ещё одно здание, в котором можно было бы сдавать квартиры внаём. Но таким образом, чтобы по возможности не загораживать солнечный свет ни в имеющихся квартирах, ни в планируемых. В итоге владелец и архитектор (Иосиф Шарлемань) сошлись на том, что именно круглый дом будет удовлетворять этим требованиям. Так в 1822 году и появилась здесь столь необычная постройка.
Последней работой Карла Росси в Петербурге стало сооружение в 1828–1834 годах Александринского театра. Про Росси говорили: «Он не строит домов – он создаёт ансамбли». Благодаря этому зодчему сложился тот облик парадного центра, который мы представляем себе сейчас – Дворцовая, Михайловская, Сенатская, Исаакиевская площади. Здание театра стало центром сразу двух прекрасных ансамблей – площади, выходящей к Невскому проспекту, и Театральной улицы, вышедшей к площади у Чернышёва моста на Фонтанке.
Ансамбль Театральной улицы, ныне носящей имя своего создателя – Зодчего Росси, – гениальное архитектурное решение в парадном центре Петербурга. Оно уникально своим точным следованием античным канонам – её ширина равна высоте зданий её образующих (22 метра), а длина ровно в десять раз больше – 220 метров. Кстати, внешне, с улицы, у этих зданий 3 этажа, но выходящие во двор фасады имеют по 6 этажей, что достигнуто путём увеличения высоты парадных помещений со стороны улицы. Стоит также отметить, что изначально все сооружения Росси были окрашены в светло-серый цвет, архитектурные детали – в белый, а статуи – в бронзовый, и в таком цветовом решении ансамбли Росси выглядели куда лучше. По проекту на уровне первых этажей шли открытые галереи, где по образцу парижского Пале-Рояля должны были располагаться кафе и магазины. Но император изменил план, находя близкое соседство этих учреждений с театральной школой невозможным: арки заделали и превратили их в жилые комнаты.
«Пассаж» (от французского слова Passer – проходить, бродить) – одно из самых известных торговых учреждений нашего города. Первые пассажи появились в Западной Европе в 1830-е годы. Это были целые улицы, перекрытые прозрачной кровлей из металла и стекла. В нашем городе появилось множество торговых сооружений подобного типа, но название «Пассаж» закрепилось только за одним из них. Построил его граф Яков Иванович Эссен-Стенбок-Фермор, который для этой цели купил дом Влодеков на Невском проспекте. По его заказу архитектор Рудольф Желязевич спроектировал прилегавший к дому «пассаж», однако Николай I, любивший лично вмешиваться во все дела, счёл, что будет лучше разместить крытую галерею в центре здания, а для этого бывший дом Влодеков полагалось снести и на его месте возвести новый. Граф, не предвидевший таких больших затрат, оказался на грани разорения. Однако строительство всё же благополучно завершилось, и к маю 1848 года «Пассаж» открыл свои двери.
Здание представляло собой длинную крытую улицу – галерею протяжённостью около 180 метров, освещённую верхним светом через стеклянные фонари, устроенные в кровле. Это был первый в Петербурге пример столь протяжённого светового покрытия. По сторонам улицы-пассажа размещались в два этажа магазины. Третий этаж был приспособлен под квартиры. В подвальном этаже располагались помещения для торговли продуктовыми товарами, требующими низкой температуры. Для привлечения публики в Пассаже были открыты кафе, ресторан и концертно-лекционный зал (именно туда отправлялись в финале герои романа Чернышевского «Что делать?»), бильярдные, «механический театр», разнообразные панорамы и диорамы. Со стороны Большой Итальянской улицы размещался концертный зал, где устраивались музыкальные вечера (сейчас там находится театр им. Комиссаржевской).
Кирпичный съезжий дом 4-й Адмиралтейской (Коломенской) части построен архитектором Рудольфом Желязевичем. Выполненное в духе раннего флорентийского ренессанса оно напоминает Флорентийский дворец Синьории (Палаццо Веккио) с его чертами оборонительного зодчества. Строительство этого дома положило начало так называемому «кирпичному стилю», получившему довольно широкое распространение в последней трети прошлого века. Остаётся только сожалеть, что кирпичный стиль прижился в Петербурге только на строительстве промышленных объектов (получив ещё название «фабричного»), а при строительстве жилых объектов и особняков почти не применялся. Хотя этот простой и практичный способ отделки фасадов гораздо экономичнее непрочной и недолговечной штукатурки, требующей в нашем климате постоянного подновления. С помощью рельефной кладки и узоров из цветного кирпича можно создавать удивительные постройки.
Съезжие дома – административные сооружения, совмещавшие в себе функции местного полицейского управления и пожарной части (прообраз МЧС), где служащие этих подразделений и жили, и работали. В съезжих домах находились тюрьма для заключённых под административный арест, а также лазарет, где постоянно дежурили врач, акушерка и ветеринар. Такое здание венчалось высокой башней-каланчой, с которой дежурный пожарный наблюдал за подведомственной территорией.
Тюрьма «Кресты», возведённая по проекту архитектора Антония Томишко, была на конец XIX века самой большой и совершенной в Европе. Подобные крестообразные тюрьмы к тому моменту строились во многих европейских странах, ведь здесь можно было обойтись одним охранником на этаже, который мог смотреть одновременно за четырьмя коридорами. Архитектор как раз перед постройкой «Крестов» ездил по Европе и изучал передовые достижения тюремной архитектуры.
Но по легенде, Антоний Томишко заложил в крестообразную форму тюрьмы глубокий смысл, воспроизведя христианские кресты и намекая на то, что преступники – грешники, а без веры невозможна их реабилитация. Согласно другой легенде, Томишко пришёл к императору со словами: «Я для вас тюрьму построил». Уловив в этой плохо построенной фразе крамолу, царь якобы ответил: «Не для меня, а для себя», и распорядился замуровать несчастного зодчего в одной из камер. Говорят, что с тех пор в тюрьме 999 камер, а не 1000, как предусматривал проект. На самом деле камер было 960, а Антоний Томишко благополучно трудился и после завершения «Крестов», более того, в начале XX века он стал придворным архитектором: в Петергофе по его проекту строилась Нижняя дача Николая II.
В 2017 году СИЗО-1, находившееся в «Крестах», переехало в новое здание в Колпино, построенное по той же системе: два здания крестообразной формы.
Первой постройкой в нашем городе в стиле модерн традиционно считается дача жены булочного мастера Евгении Гаусвальд – самая привлекательная постройка на Каменном острове. Дача была построена в 1898 году, авторы проекта – архитекторы Владимир Чагин и Василий Шёне. Различные по форме деревянные объёмы и каменная башня скрывают разноуровневость внутренних помещений, искусно решённых архитекторами. Модерн являлся отходом от прямолинейных классических линий и форм – в подражание природе, у которой нет прямых линий. Установилась мода на криволинейные силуэты, живописные детали, включавшие символический растительный и животный орнамент. Отличительными чертами зданий являлись асимметрия фасадов и свободная планировка. Одной из особенностей творческого метода архитекторов эпохи модерна является «проектирование изнутри наружу», то есть от планов к фасадам. Это позволяло значительно улучшить внутреннюю планировку и добиться выразительности фасадов. В советское время здесь разместили сначала детский приют, а затем – санаторий Ленинградского Металлического завода. Удивительные формы здания не могли не привлечь кинематографистов, и дача Гаусвальд часто мелькает в фильмах.
Этот маленький «средневековый замок» в Уткиной заводи был построен в 1898 году на территории заводского полигона по проекту архитектора Фёдора Лумберга. Водонапорная башня, созданная для гидравлического подъёмного механизма пристани завода (на правом берегу Невы находился полигон для стрельб) была сооружением двойного назначения. Некоторое время она служила для настройки прицелов орудий, и отсюда её второе название – «прицельная». На башне находилась метка, по которой орудия выверяли свои прицелы. В советское время к башне было пристроено здание гостиницы Обуховского завода, весьма удачно вписанное по стилю.
Первым общественным зданием в «новом стиле» стало здание петербургского офиса американской компании «Зингер» на Невском проспекте, построенное по проекту архитектора Павла Сюзора. Первоначально руководство компании хотело построить на Невском проспекте небоскрёб, подобный тому, что в то время строился компанией в Нью-Йорке. Однако такой проект шёл вразрез с петербургскими градостроительными традициями и правилами. Сюзор блестяще решил это противоречие: над шестью положенными этажами он возвёл башню, увенчанную стеклянным глобусом, тем самым сделав здание компании самым высоким на Невском проспекте. Поскольку компания «Зингер» намеревалась извлечь из своего здания максимальную прибыль, то помимо собственных торговых залов и складов на нескольких этажах были устроены конторские помещения, чтобы сдавать их внаём. В Петербурге подобных сооружений в ту пору не было и, говоря современным языком, дом компании «Зингер» стал первым в городе бизнес-центром. При строительстве здания был введён ряд технических новшеств: впервые в России был применён металлический каркас здания (основа любого небоскрёба), внутренние дворы был перекрыты стеклянной крышей (впервые в Петербурге появились атриумы), водостоки, чтобы не портить вид здания, были замурованы в стены, а крыши оснащены автоматической системой очистки паром от снега.
Во второй половине XIX века в Петербурге происходит строительный бум. Освобождение крестьян и активное развитие промышленности вызвало бурный рост городского населения. Самыми главными сооружениями того времени (90% застройки центра) становятся доходные дома – здания с квартирами и комнатами, сдающимися в наём. Дело в том, что в дореволюционной России не было частной собственности на квартиры и комнаты, можно было стать лишь собственником земли, а на ней уже построить дом, поэтому почти все жители города жилье себе снимали. Земля была дорогая, и купившие старались максимально её использовать: дома строились в одну линию, без зазоров и скверов, по возможности застраивался весь двор, по максимально возможной этажности. Во многом цену аренды жилья определял внешний вид дома, поэтому домовладельцы пытались перещеголять друг друга в украшении зданий или создании для них необычных форм. Оригинальное здание могло привлечь больше арендаторов. При этом декоративное архитектурное оформление получал лишь парадный фасад, выходящий на улицу, доходные дома со стороны дворов практически идентичны, ведь двор – это просто хозяйственное пространство.
Единственный доходный дом в причудливом мавританском стиле был построен архитектором Алексеем Серебряковым для князя Александра Мурузи, одного из самых известных представителей греческой колонии в Петербурге. Особым великолепием отличалась отделка 26-комнатной квартиры владельца в бельэтаже. Фасады дома оформлены многочисленными эркерами, балконами и нишами, украшены тонкими терракотовыми колонками, подковообразными арками, арабесками и стилизованными надписями. Серебряков по поручению князя Мурузи ездил в Испанию, чтобы скопировать там религиозные мавританские надписи, которые потом были использованы в декоре здания. Строительство и содержание огромного экзотического дома стоили таких затрат, что после смерти князя Мурузи наследники были вынуждены его продать.
Собственный доходный дом архитектора Николая Басина стал настоящей сенсацией в городе. При участии архитектора Никонова, мастера неорусского стиля, Басин создал здание с живописным силуэтом и насыщенным декором. Резные «полотенца», кокошники, столбики-кубышки выделяют дом в окружающей застройке, однако зодчий проигнорировав ансамбль Александринского театра, созданного в эпоху классицизма, нарушил классическую гармонию. Его дом вонзился в ансамбль площади Островского инородным телом. Однако проект был восторженно встречен критиками. Так, Владимир Стасов хвалил «живописность, крупные массы… резные карнизы повсюду, рассеянные по обоим фасадам», которые образовали «необыкновенно художественное целое». Хотя были и противники- Александр Бенуа метко сказал о том, что дом построен в «петушином стиле».
Ещё один дом в русском стиле, настоящий «дом-пряник», отдалённо напоминающий старорусские терема – доходный дом архитектора Николая Никонова, построенный им по собственному проекту на Колокольной улице. Декор фасада поражает разнообразием – штукатурная отделка в русском стиле, обнажённая кирпичная кладка и многоцветные изразцы. Шатровые кровли, колонки с дыньками, кокошники в сочетании с многоцветной керамикой придают зданию своеобразие и привлекательность. Этот дом – шедевр и в плане использования майолики в декорировании фасада. Майолика – это разновидность керамики, которую изготавливают из обожжённой глины и покрывают сверху расписной глазурью, что придаёт ей яркий, праздничный вид. Никонов был признанным мастером неорусского стиля, создав заново, отойдя при этом от традиций неовизантийского стиля времён Николая I. Главной специализацией архитектора были культовые здания. Он построил, например, Иоанновский монастырь и Казанскую церковь в Зеленогорске.
Дом, который на Каменноостровском проспекте построил для своей матери молодой архитектор Фёдор Лидваль, стал в начале XX века архитектурной сенсацией. Дом построен в «новом стиле» – модерне, ещё только набиравшем свою популярность. Он щедро украшен различными изображениями флоры и фауны – дельфины, рыси, пауки, зайцы, совы. Цоколь его, по традиции того времени, отделан местным гранитом, стены покрыты штукатуркой «внабрызг».
«Фёдор Лидваль был явно пристрастен к граниту и новому петербургскому камню рубежа XIX–XX вв., мыльному (горшечному) камню, – пишет ведущий специалист по каменному убранству Петербурга А. Г. Булах. – Лучшее место встречи с такой художественной манерой оформления фасадов в Петербурге – резным декором из мыльного камня – дом И. Б. Лидваль на Каменноостровском проспекте, 1/3. На фасаде этого знаменитого петербургского дома царствует богатство фантазии в выборе лесных сюжетов, растений и животных. Этот дом вошёл в историю русской архитектуры как выдающееся воплощение модерна».
В эпоху модерна особенную выразительность городским зданиям придавали керамические и мозаичные панно. Шедевром в этом плане стал доходный дом герцога Лейхтенбергского, сооружённый архитектором Фёдором фон Постельсом на улице Большая Зеленина. Доминантой главного фасада является огромный фриз, состоящий из пяти больших мозаичных панно, созданных в 1905 г. по эскизам художника Сергея Шелкова. Мозаика расположена между большими окнами пятого этажа и фактически покрывает всю стену здания. Впервые на здании был изображён пейзаж – где-то сельский, где-то индустриальный, но цельный как панорама. Верхние его этажи предназначались для сдачи в наём художникам с обустройством в них художественных мастерских. Четыре трёхгранных стеклянных фонарика, встроенные в прямоугольник фасада, словно разрывают горизонталь карниза. Из-за обилия текучих криволинейных форм декора и «глазков» из мозаичных фрагментов всплывают в памяти образы творений Антонио Гауди. Хотя фасад по своей структуре решён в классическом симметричном стиле, именно фантастический декор здания делает его произведением искусства.
Доходный дом Юлиана Бака (инженера путей сообщения, основателя и главного пайщика газеты конституционных демократов «Речь») был построен архитектором Борисом Гиршовичем. Главная отличительная особенность этого дома: галереи, парящие в воздухе на уровне второго и четвёртого этажей. Они соединяют лицевую и заднюю части дома. Несмотря на фантастический вид, предназначение у них довольно утилитарное – возможность попасть в дальние квартиры из парадной повышало их стоимость.
На Боровой улице находится один из уникальных домов Петербурга. С определённой точки кажется, что никакого дома нет, и стоит лишь одна стена. На самом деле, во дворе эта стена расширяется до комфортных размеров. Дом на Боровой построен архитектором Михаилом Квартом для себя. Подобное, и не менее известное сооружение, есть ещё в Одессе – только там к «дому-стене» водят туристов, у нас же дом на Боровой пребывает в безвестности. Увы, стоять ему осталось недолго – вскоре интересный оптический эффект будет утрачен, поскольку в красную линию с домом Кварта будет построен апарт-отель.
Этот доходный дом был построен в 1910–1912 годах по заказу генерал-майора графа Михаила Толстого (пятиюродного брата писателей Льва Николаевича Толстого и Алексея Константиновича Толстого) по проекту архитектора Фёдора Лидваля. Дом занимает огромный квартал, в нём три парадных двора и несколько сотен квартир. Архитектор вопреки традиционной схеме создал внутри дворов, по сути, парадные уличные фасады. Поэтому внутренний проезд дома иногда называют «улицей Зодчего Лидваля» (по аналогии с улицей Зодчего Росси, также застроенной одним архитектором). Этот дом задумывался как дом для всех сословий: в нём были квартиры для людей разного достатка, от скромных до роскошных. В доме за сто лет его истории жили многие выдающиеся петербуржцы, а вот хозяин дома тут никогда не проживал – он снимал апартаменты в доме общества «Россия» на Моховой улице.
Во многом цену сдававшихся квартир определял внешний вид дома, поэтому домовладельцы пытались перещеголять друг друга в украшении зданий или создании для них необычных форм. Египетский дом был построен архитектором Михаилом Сонгайло для вдовы действительного статского советника Ларисы Нежинской. Своей необычностью дом обязан модой того времени на «ретроспективизм» и историзм, пожеланиям заказчицы, а также вкусам архитектора. По сторонам подъездов стоят огромные статуи – скульптуры бога солнца Ра. Над дверями – священные жуки-скарабеи, символизирующие Солнце и защиту. Чуть выступающие из стены колонны украшены головами египетской богини неба Хатор. Верхние этажи украшены барельефами сцен из загробной жизни, копирующими росписи погребальных камер египетских фараонов. С ними связана легенда, что Сонгайло, сам того не ведая, использовал для оформления здания сюжеты из египетской «книги мёртвых», тем самым обрекая жителей дома на негатив и мистику.
Доходный дом судовладельцев Прохоровых на 4 линии, построенный архитектором Демьяном Фомичевым, появился в ту эпоху, когда стиль неоренессанс уже устарел. Историк архитектуры Георгий Лукомский писал об этом доме: «Он расчленён ордерами по этажам, подобно венецианским дворцам на Canale Grande. Этот, в сущности, удачный для доходного дома приём впервые, кажется, после 80-х гг. применён у нас – и удачно». Фомичев использует приём постепенного облегчения и обогащения ордера – этажи последовательно украшены колоннами дорического, ионического, композитного и коринфского ордеров. Завершает здание пышный фриз и оригинальный карниз.
Рассказ об архитектурных причудах Петербурга будет не полным, если не упомянуть про построенные в нашем городе храмы восточных конфессий, которые являются истинным и весьма своеобразным украшением города.
В 1883 году открылась Большая хоральная синагога, построенная с использованием мотивов древнееврейского зодчества в мавританском стиле по проекту архитекторов Ивана Шапошникова и Льва Бахмана. Во многих городах Европы и мира еврейские сообщества предпочитали возводить синагоги именно в этом стиле, так как он ассоциировался с золотым веком средневекового еврейства в исламской Испании. По настоянию Александра III проект Синагоги изменили с целью уменьшения здания, которое грозило превзойти по размерам православные храмы этой части города. И тем не менее, Санкт-Петербургская Синагога – вторая по величине в Европе и самая большая в России. В отличие от других иноверческих храмов города, Синагога никогда в советское время не закрывалась и работала даже в годы блокады.
Здание строилось по проекту архитектора Гавриила Барановского (одна из самых известных его работ – «Елисеевский магазин» на Невском проспекте) в соответствии с канонами тибетской архитектуры. Это постройка из гранита, с очень толстыми стенами, узкими окнами, плоскими крышами и внутренним двором-колодцем, который перекрыт стеклом (это алтарный зал). По своей форме здание напоминает гигантское кресло, в которое садится невидимый Будда, здесь есть и «ступеньки», и «спинка», и «подлокотники». Над главным портиком – золочёное колесо (символ стремления к совершенству), по обеим сторонам от которого замерли позолоченные фигуры ланей, «сторожей» храма (они, по преданию, первыми пришли на проповедь Будды). Само здание спроектировано так, что в дни зимнего солнцестояния, когда Солнце поднимается на наименьшую высоту над горизонтом, ровно в полдень солнечный луч, проходя сквозь окно над главным входом в храм, попадает точно на лицо статуи Будды, установленной в алтаре. В проектировании храма участвовали петербургские учёные-востоковеды, а эскизы оформления витражей выполнял выдающийся художник Николай Рерих.
Соборная мечеть была сооружена в самом «сердце» Петербурга по проекту архитекторов Николая Васильева, Степана Кричинского и Александра фон Гогена. Купол, венчающий мечеть, по формам близок куполу мечети Гур-Эмир в Самарканде (XV век), и сама постройка напоминает среднеазиатские мечети. В финансировании строительства принимал участие Эмир Бухарский Сеид Абдулахад-хан. Входной портал и купол украшены керамическими кафельными плитками – майоликой. Автором этого декора был Пётр Ваулин, создавший копию древних образцов в соответствии с оригиналом в Самарканде.
Смотрите на компьютерах и смартфонах наши выпуски по теме «Петербурговедение» (сайт к-я.рф, стенгазеты к учебным предметам), заходите в группу стенгазет vk.com/nashiprazdniki, читайте книгу Андрея Дамирова «Нетуристический Петербург» и его группу vk.com/favoritepiter. Базовые сведения по теме выпуска содержатся в трёхтомнике «Зодчие Санкт-Петербурга» (сост. В. Г. Исаченко). Рекомендуем также замечательные интернет-ресурсы: citywalls.ru – архив систематизированных данных о домах, архитектурных стилях и архитекторах Петербурга; сайт pastvu.com – привязанный к карте фотоархив исторических снимков с комментариями и источниками.
Сегодня мы познакомились с оригинальными зданиями Петербурга дореволюционной постройки. Но самое интересное – впереди! В одном из следующих выпусков нас ждёт рассказ об «архитектурных причудах», созданных после 1917 года, – от смелого конструктивизма до ультрасовременных небоскрёбов. Свои впечатления присылайте нам по адресу pangea@mail.ru. Спасибо, что вы с нами!
Спасибо, друзья, за внимание к нашей публикации. Мы были бы вам очень признательны за оставленный отзыв. В наших следующих выпусках мы планируем продолжить рассказ об архитектурных причудах Петербурга, рассказать о становлении Петровского флота, карело-финском эпосе «Калевала», минералах мира, геологическом прошлом окрестностей Петербурга, грибах Ленинградской области, а также и о многих других интересных вещах: увлекательно, основываясь на источниках, с картинками и дополнительными материалами.
Напоминаем, что наши партнёры в своих организациях бесплатно раздают наши стенгазеты.
Этот выпуск напечатан благодаря дружеской поддержке нашего полиграфического партнёра — типографии «Любавич».
Ваш Георгий Попов, редактор к-я.рф