73. Русская Америка

73. Русская Америка


Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск №73, март 2015 года.

 

Стенгазета «Русская Америка»   

«Русская Америка»

(История открытия и освоения Аляски русскими мореходами. Коренное население Аляски: алеуты, эскимосы и индейцы)

 

Фотография Походы Витуса Беринга и Алексея Чирикова в 1741 году.
Фотография Российские владения в Северной Америке на 1816 год.


Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.ru или через диалоговое окошко на сайте к-я.рф. Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Наша искренняя признательность авторам материала этого номера Маргарите Емелиной и Михаилу Савинову, научным сотрудникам музея «Ледокол “Красин”» (филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге, www.world-ocean.ru и www.krassin.ru).
 
 

Введение

Немногим больше, чем 280 лет назад, первый европейский корабль достиг берегов Аляски. Это был русский бот «Святой Гавриил» под командованием военного геодезиста Михаила Гвоздева. 220 лет назад началась русская колонизация континентальной Аляски. 190 лет назад (в марте 1825 года) российский император Александр I и «король Великобританский» Георг IV подписали конвенцию о границах «обоюдных владений их на северо-западном берегу Америки». А в марте 1867 года был подписан договор о продаже Аляски молодым Соединённым штатам Америки. Так что же такое – «Русская Америка», когда она стала русской, приносила ли доход императорской казне, правильно ли поступил император Александр II, решив продать эту землю? Об этом мы попросили рассказать научных сотрудников музея «Ледокол “Красин”», историков Маргариту Емелину и Михаила Савинова. Кстати, мы с удовольствием поздравляем всех наших читателей (и, особенно, учителей истории) с Всемирным днём историка, который отмечается 28 марта!

Наше открытие Америки

Фотография
Поход Семёна Дежнёва. Рисунок из книги «Семён Дежнёв».
 
Фотография
Типы русских судов в Сибири: дощаник, каюк и коч (рисунок XVII века).
 
Фотография
Капитан-командор Витус Беринг.

В 1648 году русские мореходы на кóчах (лодках с двойной обшивкой) под руководством Семёна Дежнёва и Федота Попова вошли в пролив, разделяющий Азию и Америку. Коч Дежнёва дошёл до реки Анадырь, откуда мореход отправил в Якутск донесение. В нём он писал, что Чукотку можно обойти по морю – иными словами предположил, что есть пролив между Азией и Америкой… Рапорт был отправлен в архив, где и пролежал более 80 лет, пока его случайно не заметили при разборе документов. Так в XVII веке открытие «не состоялось».

В 1724 году Пётр I издал указ об отыскании и исследовании пролива между Азией и Америкой, тем самым положив начало экспедициям Витуса Беринга. Первая Камчатская экспедиция началась в 1728 году – из Нижнекамчатского острога вышел бот «Святой Гавриил». Отважным мореходам удалось заметить, что берег Чукотского полуострова, вдоль которого они плыли, всё больше отклонялся к западу.

В то же время по решению Сената на северо-восток была направлена большая военная экспедиция под руководством казака Афанасия Шестакова, назначенного главным командиром Камчатского края. Морской отряд экспедиции Шестакова во главе с Михаилом Гвоздевым в 1732 году достиг побережья Аляски в районе мыса Принца Уэльского (крайней материковой точки северо-западной Америки). Здесь Гвоздев нанёс на карту около 300 км побережья (сейчас эти земли называются полуостровом Сьюард), описал берега пролива и ближайшие острова.

В 1741 году Витус Беринг, руководивший походом двух пакетботов «Святой Пётр» и «Святой Павел», подошёл к материку – Северная Америка была официально открыта со стороны Тихого океана. Тогда же были обнаружены Алеутские острова. Новые земли становились собственностью России. На них стали регулярно снаряжать промысловые экспедиции.

Первые русские поселения на Аляске

Фотография «Русские купеческие корабли у берегов Аляски» (художник – Владимир Латынский).

Промысловики возвращались с новооткрытых земель с богатой добычей мехов. В 1759 году торговец пушниной Степан Глотов причалил к берегам острова Уналашка. Так сюда стали постоянно прибывать суда русских промысловиков. Охотники разделялись на мелкие артели и отправлялись для добычи пушнины на разные острова. При этом они стали поступать с местным населением так же, как и в Сибири, – требовать уплаты пушниной налога (ясака). Алеуты воспротивились и в 1763 году уничтожили всё имущество и почти все суда промысловиков, многие из которых в этом вооружённом столкновении погибли. В следующем году конфликты продолжились, и на этот раз завершились не в пользу местного населения – погибло около пяти тысяч алеутов. Забегая немного вперёд, скажем, что с 1772 года в Голландской гавани на острове Уналашка русское поселение стало постоянным.

В Петербурге, наконец, решили обратить более пристальное внимание на новые земли. В 1766 году Екатерина II распорядилась послать к берегам Америки новую экспедицию. Ею командовал капитан Пётр Креницын, его помощником стал капитан-лейтенант Михаил Левашов. Флагманский корабль разбился у Курильской гряды, другие суда только в 1768 году дошли до Аляски. Здесь во время зимовки многие умерли от цинги. На обратном пути погиб и сам Креницын. Но результаты экспедиции были велики: завершилось открытие и описание сотен Алеутских островов, протянувшихся на две тысячи километров!

«Коломб Росский»

Фотография Памятник Григорию Шелихову в Рыльске.

Так называл купца Григория Ивановича Шелихова поэт и литератор Гаврила Романович Державин. В юности Шелихов отправился в Сибирь в поисках «счастья», поступил на службу к купцу Ивану Ларионовичу Голикову, а затем стал его компаньоном. Обладая большой энергией, Шелихов убедил Голикова отправить суда «на Аляскинскую землю, называемую Американскою… для производства пушного промысла… и заведения добровольного торга с туземцами». Было построено судно «Святой Павел», которое в 1776 году отправилось к берегам Америки. Через четыре года Шелихов вернулся в Охотск с богатым грузом пушнины.

Вторая экспедиция 1783–1786 годов также была успешной и привела к появлению первых поселений русских в бухте Трёх Святителей на острове Кадьяк. А в августе 1790 года Шелихов предложил своему новому партнёру Александру Андреевичу Баранову стать главным правителем недавно основанной Северо-Восточной меховой компании.

Активность промысловиков привела к конфликтам с местным населением, но впоследствии соседские отношения наладились. К тому же Шелихов организовал посадки привычных русским культур (картофеля и репы). Это снизило остроту продовольственного вопроса, хотя растения приживались плохо.

Главный правитель русских поселений в Северной Америке

Фотография «Портрет Александра Андреевича Баранова» (художник – Михаил Тиханов).

Александр Баранов прожил в Северной Америке 28 лет. Все эти годы – он главный правитель, как компании, так и русских владений. За усердие «к заведению, утверждению и расширению в Америке российской торговли» ещё в 1799 году император Павел I наградил Баранова именной медалью. Тогда же по инициативе Александра Андреевича была основана Михайловская крепость (затем Новоархангельск и ныне Ситка). Именно это поселение с 1808 года стало столицей Русской Америки. Баранов отправлял суда на исследование территорий, примыкавших к Тихоокеанскому побережью Северо-Западной Америки, установил торговые связи с Калифорнией, Гавайскими островами, Китаем, наладил торговлю с англичанами и испанцами. По его распоряжению в 1812 году в Калифорнии была основана крепость Форт-Росс.

Баранов стремился упрочить мирные взаимоотношения с туземцами. Именно при нём на территории Русской Америки были созданы благоустроенные поселения, судостроительные верфи, мастерские, школы, больницы. Стали обычными браки русских с коренными жителями. Сам Баранов был женат на дочери вождя индейского племени, и у них было трое детей. Детям от смешанных браков (креолам) Российско-Американская компания старалась дать образование. Их посылали учиться в Охотск, Якутск, Иркутск, Петербург. Как правило, все они возвращались в родные места служить компании.

Доходы компании возросли с 2,5 до 7 миллионов рублей. Можно сказать, что именно при Баранове русские закрепились в Америке. Александр Андреевич вышел в отставку в 1818 году и отправился на родину. Но морское путешествие было неблизким. В пути Баранов заболел и умер. Его могилой стали волны Индийского океана.

Командор Резанов

Фотография Памятник командору Николаю Резанову в Красноярске.

Николай Петрович Резанов родился в Петербурге в небогатой дворянской семье в 1764 году. В 1778 году поступил на военную службу в артиллерию, вскоре перешёл на гражданскую – стал чиновником, инспектором. В 1794 году был направлен в Иркутск, где познакомился с Григорием Шелиховым. Вскоре Резанов женился на Анне Шелиховой, старшей дочери «Коломба Росского», и занялся деятельностью семейной компании. На Резанова возлагалось «во всём пространстве данной ему доверенности и высочайше дарованных нами привилегий ходатайствовать по делам компании во всём, что к пользе и сохранению общего доверия относиться может».

В начале XIX века при дворе стали разрабатываться планы кругосветного путешествия. Резанов указывал на необходимость установления связей с Америкой морским путём. И вот в 1802 году Высочайшим повелением Николай Петрович стал командором – был назначен руководителем первой русской кругосветной экспедиции на шлюпах «Надежда» и «Нева» (1803–1806 годы) и посланником в Японию. Налаживание отношений со страной Восходящего Солнца и инспектирование Русской Америки были основными целями путешествия. Миссии Резанова предшествовало личное горе – умерла его жена…

Российско-Американская компания

Фотография Здание Правления Русско-Американской компании.

Ещё в середине 1780-х годов Г.И. Шелихов обратился к императрице с предложением предоставить его компании определённые привилегии. Покровительство генерал-губернатора Иркутской губернии, разрешение на торговлю с Индией и странами Тихоокеанского бассейна, отправка в американские поселения воинской команды, дозволение вести различные сделки с туземными вождями, введение запрета иностранцам на торгово-промысловую деятельность в пределах формирующейся Русской Америки – вот составляющие его проекта. Для организации подобной работы он просил у казны финансовую помощь в размере 500 тысяч рублей. В Коммерц-коллегии поддержали эти идеи, но Екатерина II отвергла их, считая, что интересы государства будут ущемлены.

В 1795 году Г.И.Шелихов скончался. Его дела принял зять Николай Резанов. В 1797 году началось создание единой монопольной компании на Тихоокеанском Севере (Камчатка, Курильские и Алеутские острова, Япония, Аляска). Главенствующая роль в ней принадлежала наследникам и компаньонам Г.И.Шелихова. 8 (19) июля 1799 года император Павел I подписал указ о создании Российско-Американской компании (РАК).

Устав компании был скопирован с монопольных торговых объединений других стран. Государство как бы временно делегировало РАК значительную часть своих полномочий, так как компания распоряжалась выделенными ей казёнными средствами и организовывала в регионе весь пушной промысел и торговлю. В России уже был подобный опыт – например, Персидская и Среднеазиатская компании. А самой известной иностранной компанией, конечно же, была Ост-Индская в Англии. Только в нашей стране император всё же больше контролировал деятельность купцов.

Правление компании находилось в Иркутске. А в 1801 году было переведено в Санкт-Петербург. Его здание можно увидеть, гуляя по набережной реки Мойки. Сейчас оно – памятник истории федерального значения.

Первая русская экспедиция вокруг света

Первая русская кругосветная экспедиция на шлюпах «Надежда» и «Нева» началась 26 июля 1803 года. «Надеждой» командовал Иван Фёдорович Крузенштерн (на него было возложено и общее морское руководство), «Невой» – Юрий Фёдорович Лисянский. Начальником же экспедиции, как мы уже говорили, был Николай Петрович Резанов.

Один из кораблей – «Нева» – снаряжался на средства Российско-американской компании. Ему предстояло подойти к берегам Америки, в то время как «Надежда» направлялась в Японию. Во время подготовки экспедиции её руководителям была дана масса разнообразных поручений экономического, политического, научного характера – в том числе и об изучении американских берегов. «Нева» подошла к островам Кадьяк и Ситку, куда были завезены необходимые припасы. Тогда же члены экипажа приняли участие в битве при Ситке. Затем Лисянский направил свой корабль в плавание вдоль берега северо-западной части Америки. «Нева» провела у берегов Америки почти полтора года. За это время была изучена береговая линия, собрана коллекция бытовых предметов индейцев и множество сведений об их укладе жизни. Корабль был нагружен ценными мехами, которые предстояло везти в Китай. Не без сложностей, но пушнина была всё же продана, и «Нева» продолжила плавание.

Резанов в это время находился на шлюпе «Надежда» у берегов Японии. Его дипломатическая миссия продолжалась шесть месяцев, но не была удачной. При этом совершенно не сложились отношения между ним и Крузенштерном. Разлад дошёл до того, что они общались друг с другом, обмениваясь записками! По возвращении в Петропавловск-Камчатский Николая Петровича освободили от дальнейшего участия в плавании.

В августе 1805 году Резанов на торговом бриге «Мария» прибыл в Новоархангельск, где познакомился с Барановым. Здесь он обратил внимание на продовольственную проблему и попытался её решить…

Герой рок-оперы

Фотография Афиша рок-оперы «“Юнона” и “Авось”».

В 1806 году Резанов, снарядив суда «Юнона» и «Авось», отправился в Калифорнию, надеясь закупить продукты для колонии. Вскоре в Новоархангельск было доставлено более 2000 пудов пшеницы. В Сан-Франциско Николай Петрович познакомился с дочерью губернатора Кончитой Аргуэльо. Они обручились, но графу предстояла поездка в Петербург. Сухопутное путешествие по Сибири оказалось для него роковым – он простудился и весной 1807 года умер в Красноярске. Невеста ждала его и не верила слухам о его смерти. Только когда спустя 35 лет английский путешественник Джордж Симпсон сообщил ей печальные подробности, она поверила. И решила связать свою жизнь с Богом – дала обет молчания и ушла в монастырь, в котором прожила почти 20 лет…

В ХХ веке Николай Петрович Резанов стал героем рок-оперы. Основой грустной и пронзительной истории, которую со сцены в песнях рассказывают талантливые исполнители, стали изложенные выше реальные события. Поэт Андрей Вознесенский написал поэму о несчастной любви Резанова и Кончиты, а композитор Алексей Рыбников сочинил музыку к ней. До сих пор в Московском театре «Ленком» с неизменным аншлагом идёт рок-опера «Юнона» и «Авось». А в 2000 году Николай Резанов и Кончита Аргуэльо как будто встретились: шериф калифорнийского города Бениша привёз горсть земли с могилы Кончиты в Красноярск к белому памятному кресту в честь Резанова. На нём надпись: «Я тебя никогда не забуду, я тебя никогда не увижу». Эти слова звучат и в самой известной из композиций рок-оперы, они символ любви и верности.

Форт-Росс

Фотография Форт-Росс – русская крепость в Калифорнии.

«Русская крепость в Калифорнии? Не может быть!», – скажете вы и ошибётесь. Такая крепость действительно существовала. В 1812 году Баранов принял решение создать южное поселение для снабжения продовольствием русской колонии. Он отправил небольшой отряд во главе со служащим компании Иваном Кусковым на поиски удобного места. Кускову потребовалось совершить несколько походов, прежде чем он сумел договориться с индейцами. Весной 1812 года во владениях племени кашайа-помо была заложена крепость (форт), названная «Росс» 11 сентября того же года. Три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги, несколько ниток бус потребовались Кускову для успеха в переговорах с индейцами. Также на эти земли претендовали испанцы, но фортуна отвернулась от них.

Основным занятием населения Росса было земледелие (прежде всего, выращивание пшеницы), но вскоре большое значение приобрела торговля и скотоводство. Развитие колонии шло под пристальным вниманием соседей-испанцев, а позднее мексиканцев (Мексика была образована в 1821 году). За всё время существования крепости ей ни разу не угрожали враги – ни испанцы, ни индейцы. С индейскими вождями даже был подписан протокол беседы, состоявшейся в 1817 году. В нём записали, что вожди «очень довольны занятием сего места русскими».

В Форт-Россе появились первые в Калифорнии ветряные мельницы и судостроительные верфи, фруктовые сады. Но, увы, колония приносила Российско-Американской компании одни убытки. Урожаи не были большими, а из-за близости испанцев поселение не могло расти. В 1839 году РАК решила продать Форт-Росс. Однако соседи не заинтересовались, надеясь, что русские просто забросят колонию. Только в 1841 году Росс приобрёл мексиканец Джон Саттер за 42 857 рублей серебром. Форт сменил нескольких владельцев и в 1906 году стал собственностью штата Калифорния.

Америка Русская, Америка Британская…

Когда речь заходит об Америке, мы, прежде всего, представляем себе переселенцев из Англии и Ирландии и молодое государство Соединённые Штаты Америки. А как складывались их отношения с русскими колониями?

Американские и британские компании также были заинтересованы в промысле пушнины на Аляске и развитии торговли. Поэтому столкновение интересов было неизбежным, а вопрос о границе владений разных стран становился с каждым годом всё более актуальным. Представители компаний пытались привлечь на свою сторону индейцев.

По инициативе Российско-американской компании начались переговоры с США и Великобританией, владения которой назывались Британской Колумбией и простирались на восток от Скалистых гор, считавшихся естественной границей. Ещё продолжалась эпоха географических открытий, поэтому границами служили естественные препятствия – реки, горные хребты. Теперь же край был более известен, и вставала задача его хозяйственного освоения. При этом представители компаний стремились, прежде всего, воспользоваться его богатствами – пушниной.

4 (16) сентября 1821 года император Александр I издал указ, расширивший российские владения в Америке до 51-й параллели и запретивший там иностранную торговлю. В США и в Англии были недовольны этим. Не желая обострения ситуации, Александр I предложил провести трёхсторонние переговоры. Они на­чались в 1823 году. И в 1824 году была подписана Русско-американская конвенция, а в следующем – Англо-русская. Границы были установлены (до 54 параллели), торговые связи налажены.

Продажа Аляски: как это было

Фотография Чек на 7,2 миллиона долларов США, предъявленный для оплаты покупки Аляски. В наши дни его сумма соответствует 119 миллионам долларов США.

Русская Америка находилась очень далеко от столичного Петербурга и центральной части Российской Империи, морской путь был очень тяжёл и по-прежнему опасен и полон лишений. Несмотря на то, что всеми делами ведала Российско-Американская компания, государство не получало доходов с этой территории. Даже наоборот – несло убытки.

В середине XIX века Россия участвовала в Крымской войне, которая завершилась для нашей страны неудачно. В казне остро чувствовался недостаток денежных средств, а расходы на далёкую колонию стали обременительными. И в 1857 году министр финансов Рейтерн высказывает мысль о продаже Русской Америки. Нужно ли было это делать? Вопрос до сих пор будоражит умы. Но не будем забывать – люди, принявшие это непростое решение, действовали в обстоятельствах своего времени, порой очень сложных. Можно ли осуждать их за это?

Дело окончательно было решено в декабре 1866 года, когда были проведены предварительные переговоры с правительством Соединённых Штатов. Тогда состоялось секретное «особое заседание», на котором присутствовали император Александр II и великий князь Константин Николаевич, министр иностранных дел Алексей Михайлович Горчаков, министр финансов Рейтерн, вице-адмирал Николай Карлович Краббе, а также американский посланник Стекль. Именно эти люди и решили судьбу Русской Америки. Все они единогласно высказались за её продажу США.

Русские колонии в Америке были проданы за 7,2 миллиона долларов золотом. 6 октября 1867 года над Ново-Архангельской крепостью в Ситке был торжественно спущен триколор РАК и поднят звёздно-полосатый флаг Соединённых Штатов. Эпоха Русской Америки завершилась.

Большинство русских поселенцев уехали с Аляски. Но, конечно, российское правление не прошло бесследно для этого края – продолжали действовать православные церкви, множество русских слов навсегда поселилось в языках народов Аляски и в названиях местных селений…

Золото Аляски

Золотая лихорадка – жажда обладания золотом – приключалась во все времена и на всех континентах. Одни её жертвы стремились вырваться из бедности, других подгоняла алчность. Когда в конце XIX века на Аляске было найдено золото, туда устремились тысячи старателей. Америка уже была не Русской, но это тоже страница её истории, поэтому мы кратко расскажем о ней.

В 1896 году на реке Клондайк обнаружили россыпи золота. Повезло индейцу Джорджу Кармаку. Новости о его находке распространились с быстротой молнии, и началась настоящая лихорадка. В Америке была безработица, а за несколько лет до открытия начался финансовый кризис…

Путь старателей начинался в расположенных по берегам рек и озёр селениях. В гористой местности дорога становилась сложнее, погодные условия суровее. Наконец, они достигали берегов Юкона и Клондайка, где могли занять участок и вести на нём поиски, промывать песок. При этом каждый мечтал сразу найти большой самородок, ведь работа – промывка – оказалась тяжёлой и изнурительной, а холод и голод – вечными спутниками. Обратная дорога – за продовольствием или с намытым золотым песком, с найденными самородками – также была нелёгкой и опасной. Повезло немногим. Слово «Клондайк» стало нарицательным для обозначения какой-то ценной находки. И о поисках на Аляске нам известно из многочисленных документальных свидетельств – ведь большинство американских газет направили туда своих корреспондентов, которые писали подробные отчёты и были сами не прочь найти немного золота. Автором самых известных рассказов и повестей о золотой лихорадке на Аляске стал Джек Лондон, так как сам приехал сюда в поисках золота в 1897 году.

Почему Джек Лондон писал об Аляске?

Фотография Джек Лондон. Фотопортрет конца XIX – начала XX века.

В 1897 году молодому Джеку был 21 год. Работал он с десяти лет и после смерти отчима содержал мать и двух сестёр. Но работа в Сан-Франциско на джутовой фабрике, продавцом газет или грузчиком не приносила больше доллара в день. А Джек ещё любил читать, узнавать новое и путешествовать. Поэтому он и решился оставить всё и рискнуть, отправившись на Аляску в поисках золота. Компанию ему составил муж сестры, но на первом же горном перевале понял, что здоровье не позволит ему продолжать путь…

Всю зиму Джек прожил в лесной избушке в верховьях реки Юкон. Лагерь старателей был небольшим – в нём жило немногим более 50 человек. Каждый был на виду – мужественный или слабый, благородный или подлый по отношению к сотоварищам. И прожить здесь было непросто – нужно было выдержать холод, голод, найти своё место среди таких же отчаянных авантюристов и, наконец, работать – искать золото. К Джеку любили приходить старатели. У него в гостях спорили, строили планы, рассказывали истории. Джек записывал их – так на страницах записных книжек рождались будущие герои его рассказов – Киш, Смок Белью, Малыш, пёс Белый Клык…

Сразу по возвращении с Севера Джек Лондон стал писать, один за другим рождались рассказы. Издатели не спешили их публиковать, но Джек был уверен в своих силах – год на Аляске закалил его, сделал более упорным. Наконец, первый рассказ – «За тех, кто в пути» – был напечатан в журнале. Его автору пришлось занять 10 центов, чтобы купить этот журнал! Так родился писатель. Пусть он не отыскал на Аляске золото, но он нашёл себя и со временем стал одним из самых известных американских писателей.
Прочтите его рассказы и повести об Аляске. Его герои как живые. И Аляска тоже героиня его рассказов – холодная, морозная, безмолвная, испытующая…

Люди Ворона и Волка

Фотография Колоши. Рисунок из атласа Густава-Теодора Паули «Этнографическое описание народов Российской Империи», 1862 год.

Коренные народы Аляски относились к нескольким различным языковым семьям (в такие семьи учёные объединяют родственные друг другу языки), их культура и хозяйство также отличались – в зависимости от условий обитания. На побережье и островах селились эскимосы и алеуты, жившие охотой на морского зверя. В глубине материка жили охотники на оленей карибу – индейцы-атапаски. Лучше всего русским поселенцам было из­вест­но атапаскское племя танайна (русские звали их «кенайцами»). Наконец, на юго-восточном побережье Аляски обитал самый многочисленный и воинственный народ этого края – индейцы-тлинкиты, которых русские называли «колошами».

Образ жизни тлинкитов сильно отличался от быта лесных охотников. Как и все индейцы северо-западного побережья Северной Америки, тлинкиты жили не столько охотой, сколько рыболовством – многочисленные реки, впадавшие в Тихий океан, были богаты рыбой, которая несметными косяками поднималась туда на нерест.

Все аляскинские индейцы почитали духов природы и верили в своё происхождение от животных, в иерархии которых первое место занимал ворон. По верованиям тлинкитов, ворон Эльк был прародителем всех людей. Он мог принимать любой облик, обычно помогал людям, но мог и рассердиться за что-нибудь – тогда происходили стихийные бедствия.

Посредниками между миром духов и миром людей в индейском обществе выступали шаманы, обладавшие в глазах соплеменников сверхъестественными способностями. Вступая в ходе обряда в транс, шаманы могли не только беседовать с духами, но и управлять ими – например, изгонять духа болезни из тела занемогшего человека. В шаманских ритуалах использовались особые музыкальные инструменты – бубны и погремушки, звуки которых помогали шаману войти в состояние транса.

Всё племя тлинкитов делилось на два больших объединения – фратрии, покровителями которых считались ворон и волк. Заключать браки можно было только между представителями разных фратрий: например, мужчина из фратрии Ворона мог выбирать жену только из фратрии Волка. Фратрии, в свою очередь, делились на множество родов, каждый из которых почитал своего тотема: оленя, медведя, кита-косатку, лягушку, лосося и др.

Не держать богатства для себя!

Фотография Современный индеец-тлинкит.

Племена Северо-западного побережья, не занимаясь ни скотоводством, ни земледелием, довольно близко подошли к возникновению государства. В обществе этих индейцев были знатные вожди, кичившиеся друг перед другом происхождением и сокровищами, богатые и бедные сородичи, и бесправные рабы, на долю которых доставалась вся чёрная работа в домашнем хозяйстве.

Племена Побережья – тлинкиты, хайда, цимшиане, нутка, квакиутли, белла кула и береговые сэлиши – вели непрерывные войны ради захвата рабов. Но чаще воевали не племена, а отдельные кланы внутри них. Помимо рабов ценились одеяла-чилкаты, металлическое оружие, а настоящим сокровищем индейские вожди считали большие медные пластины, которые жители Побережья выменивали у лесных племён. Практического смысла эти пластины не имели никакого.

В индейском отношении к материальному богатству была важная особенность – вожди копили сокровища не для себя! Как реакция на имущественное неравенство, в обществе тлинкитов и других береговых племён возник институт потлача. Потлач – это большой праздник, который богатые сородичи устраивали для своих соплеменников. На нём устроитель выражал презрение к накопленным ценностям – раздаривал их или демонстративно уничтожал (например, бросал в море медные пластины или убивал рабов). Держать богатства для себя считалось у индейцев неприличным. Впрочем, раздарив сокровища, организатор потлача не оставался в убытке – приглашённые чувствовали себя обязанными хозяину, и тот в дальнейшем мог рассчитывать на ответные дары и помощь гостей в различных делах. Поводом для потлача могло стать любое важное событие – рождение ребёнка, новоселье, удачный военный поход, свадьба или поминки.

Чилкат, каноэ и тотемный столб

Фотография Праздничный головной убор тлинкитов, украшенный перламутром и усами морского льва.

Какими мы представляем себе североамериканских индейцев? Полуобнажённые воины в боевой раскраске с топорами-томагавками в руках – это индейцы лесного северо-востока. Всадники в пышных уборах из перьев и в расшитой бисером одежде из бизоньей кожи – это индейцы Великих равнин. Жители Северо-Западного побережья сильно отличались и от тех и от других.

Тлинкиты и атапаски внутренних областей Аляски не выращивали волокнистых растений и шили свою одежду из кожи (точнее, замши) и меха. Из растительных материалов использовали гибкие сосновые корешки. Из таких корешков индейцы плели широкополые конические шляпы, которые затем раскрашивали минеральными красками. Вообще в индейской культуре Побережья много ярких цветов, а главный элемент орнамента – маски животных, реальных или фантастических. Такими масками украшали всё – одежду, жилище, лодки, оружие…

Впрочем, прядение и ткачество береговые племена знали. Из шерсти снежных коз, обитавших в Скалистых горах, тлинкитские женщины делали парадные накидки-чилкаты, поражающие тщательностью исполнения. Чилкаты по всей площади украшались масками духов и священных животных, края накидок расшивали длинной бахромой. В такой же манере делались праздничные рубахи.
Как и у всех индейских племён, костюм тлинкитов давал полное представление о своём владельце. Например, ранг вождя можно было установить по его головному убору. В центре его шляпы закреплялись одно над другим деревянные кольца. Чем знатнее и богаче был индеец, тем выше был столбик из таких колец.

Индейцы Побережья достигли замечательного искусства в обработке дерева. Из кедровых стволов они выдалбливали большие мореходные лодки-каноэ, вмещавшие десятки воинов. Селения индейцев украшались множеством тотемных столбов, каждый из которых представлял собой своеобразную родовую летопись. В самом низу столба вырезался мифический прародитель клана или конкретного семейства – например, ворон. Затем, снизу вверх, следовали изображения последующих поколений предков ныне живущих индейцев этого рода. Высота такого столба-летописи могла превышать десять метров!

Неуязвимые воины

Фотография Воин-тлинкит в деревянном шлеме, боевой рубахе и доспехах из дерева и сухожилий.

Жители Аляски сумели создать самобытную военную культуру. Не зная металла, они делали очень прочное защитное вооружение из подручных материалов. Эскимосы изготавливали панцири из костяных и кожаных пластин. Индейцы-тлинкиты делали свои доспехи из дерева и сухожилий. Готовясь к бою, тлинкитский воин надевал под такой панцирь рубаху из толстой и прочной лосиной кожи, а на голову – тяжёлый деревянный шлем с устрашающей маской. По словам русских колонистов, такую защиту нередко не могла взять даже ружейная пуля!

Оружием индейцев были копья, луки и стрелы, со временем к ним прибавились ружья, считавшиеся ценностью. Кроме того, каждый воин имел большой двулезвийный кинжал. В качестве оружия можно было использовать и заострённые вёсла боевых каноэ.

Индейцы обычно нападали ночью, стремясь застать противника врасплох. В предрассветной мгле устрашающий эффект их снаряжения был особенно велик. «И они подлинно в темноте страшнее самых адских чертей нам казались…» – писал правитель Русской Америки Александр Баранов о первом столкновении русских промышленников с тлинкитами в 1792 г. Но выдерживать долгое сражение индейцы не могли – вся их тактика была ориентирована на внезапные набеги. Получив решительный отпор, они, как правило, отступали с поля боя.

Котлеан против Баранова

Фотография
Индейцы захватывают Михайловскую крепость.
 
Фотография
«Котлеан и его семья» (художник Михаил Тиханов, участник кругосветной экспедиции Василия Головнина, 1817–1819 годы).

Самое большое выступление индейцев против русских колонистов произошло в 1802 году. Вождь ситкинских тлинкитов Скаутлельт и его племянник Котлеан организовали поход на Новоархангельскую крепость. В нём участвовали не только тлинкиты, но и жившие южнее цимшиане и хайда. Русское укрепление было разграблено и сожжено, а все его защитники и обитатели – убиты или уведены в рабство. Причины атаки обе стороны впоследствии объясняли происками противника. Русские обвиняли тлинкитов в кровожадности, а индейцы, в свою очередь, были недовольны действиями русских промышленников в своих территориальных водах. Возможно, не обошлось и без подстрекательства американских военных моряков, находившихся в то время поблизости.

Александр Баранов деятельно взялся за восстановление русской власти на юго-востоке Аляски, но полноценную экспедицию смог организовать лишь в 1804 году. К Ситке выдвинулась большая байдарочная флотилия. К операции присоединились моряки шлюпа «Нева», одного из двух кораблей первой русской кругосветной экспедиции. При появлении эскадры Баранова тлинкиты бросили своё основное селение на берегу и отстроили неподалёку мощное деревянное укрепление. Попытка штурма индейской крепости провалилась – в самый важный момент кадьякцы и часть русских промышленников не выдержали огня тлинкитов и обратились в бегство. Котлеан немедленно предпринял контратаку, и осаждающие отступили под прикрытие пушек «Невы». В этом бою были убиты три матроса из команды шлюпа, а сам Баранов получил ранение в руку.

В конце концов индейцы сами оставили крепость и ушли на противоположный берег острова. На следующий год был заключён мир. А Котлеан оказался одним из первых индейцев Побережья, запечатлённых европейскими рисовальщиками – сохранился портрет, на котором он изображён со своей семьёй.

Как поговорить с вождём?

Фотография Тлинкит в чилкате и резной ритуальной маске.

Эскимосский охотник прицелился из лука в северного оленя. Алеут в камлейке занёс для броска смертоносный гарпун. Шаман потрясает над больным индейцем волшебной погремушкой – гонит прочь злого духа болезни. Воин-тлинкит в деревянных доспехах грозно сверкает глазами из-под забрала резного шлема – сейчас ринется в бой…

Для того, чтобы увидеть всё это своими глазами, совершенно необязательно отправляться в Америку. В нашем городе о жизни эксимосов, алеутов, тлинкитов и лесных атапасков увлекательно расскажут экспозиции Музея антропологии и этнографии (МАЭ).

МАЭ – старейший музей нашей страны, его история начинается с петровской Кунсткамеры. Американское собрание музея сложилось из коллекций предметов, привезённых из Русской Америки военными мореплавателями – Ю.Ф. Лисянским, В.М. Го­ловниным. А материалы по этнографии индейцев других об­ластей Северной Америки получены по программам обмена с музеями Соединённых Штатов.

В музейной экспозиции можно увидеть алеутскую и эскимосскую одежду, орудия промысла, алеутские головные уборы в виде заострённых деревянных козырьков, тлинкитские ритуальные маски, накидки-чилкаты и полный костюм воина-ситкинца – с боевой рубахой и тяжёлым деревянным шлемом! А ещё – сделанные из оленьих рогов томагавки атапасков-атена и много других удивительных вещей, созданных народами Русской Америки.

Собрания русских военных моряков хранятся не только в МАЭ, но и в другом старейшем музее Петербурга – Центральном военно-морском. В витринах новой экспозиции этого музея можно увидеть модели алеутских байдарок с миниатюрными фигурками гребцов.

Охотники в каяках

Фотография Модели алеутских каяков.

На побережье Аляски и близлежащих островов жили народы, жизнь которых была тесно связана с морем – эскимосы и алеуты. Во времена Русской Америки они были главными добытчиками дорогих мехов – основы благосостояния Российско-Американской компании.

Эскимосы (инуиты) расселились очень широко – от Чукотки до Гренландии, по всей североамериканской Арктике. Алеуты обитали на полуострове Аляска и на Алеутских островах, замыкающих с юга Берингово море. После продажи американских владений некоторое число алеутов осталось в пределах нашей страны на промысловых факториях Командорских островов.

Морская охота была главным занятием береговых жителей. Добывали моржей, тюленей, каланов и даже огромных китов – серого и гренландского. Зверь давал эскимосам и алеутам всё – пищу, одежду, свет для жилищ и даже мебель – из китовых позвонков делали сиденья. Кстати, с остальной мебелью в ярангах эскимосов было сложно из-за недостатка дерева.

Самым ярким элементом охотничьей культуры эскимосов и алеутов стали их лодки из звериных шкур – каяки и байдары. Алеутский каяк (именно от него происходят современные спортивные каяки и байдарки) имел деревянный каркас, обтянутый шкурами, и сверху был полностью зашит, для гребцов оставлялись только один или два круглых люка. Расположившись в таком люке, охотник, одетый в непромокаемый балахон-камлейку из тюленьих кишок, затягивал вокруг себя кожаный фартук. Теперь даже опрокидывание лодки не было для него опасным. Короткие вёсла, применявшиеся в каяках, имели лопасти на обоих концах.

Несколько иначе охотились эскимосы. Помимо каяков, они использовали большие лодки-байдары (не путать с байдарками!). Байдары тоже шились из шкур, но были полностью открытыми сверху и вмещали до десяти человек. Такая лодка могла иметь даже небольшой парус. Оружием эскимосским и алеутским охотникам служили гарпуны с отделявшимися костяными наконечниками.

Морская добыча была основой питания береговых народов, причём чаще всего мясо и жир употребляли в пищу в сыром или слегка разложившемся виде. Для длительного хранения мясо и рыбу высушивали на ветру. В суровых условиях Арктики однообразная диета легко приводила к тяжёлому авитаминозу – цинге, спасением были ягоды, водоросли и ряд тундровых растений.

Коренные американцы и православные миссионеры

Фотография «Святитель Тихон и алеуты» (художник Филипп Москвитин).

Первая православная духовная миссия была отправлена в американские владения Российской Империи в 1794 году – на остров Кадьяк. Через 22 года была создана церковь на Ситке, а к середине XIX столетия в Русской Америке насчитывалось девять церквей и более 12 тысяч христиан. «Неужели сюда приехало столько русских?» – спросите вы. Нет, в православие обращались индейцы и алеуты под влиянием русских духовных наставников-миссионеров.

Расскажем об одном таком подвижнике веры. В 1823 году в Русскую Америку прибыл молодой священник из Иркутска – Иоанн Евсеевич Попов-Вениаминов. Первоначально он служил на Уналашке, основательно изучил язык алеутов и перевёл для них ряд церковных книг. Позднее отец Иоанн жил на Ситке, где изучал нравы и обычаи индейцев-тлинкитов («колошей»), полагая, что такое изучение должно обязательно предшествовать любой попытке обращения воинственного и своенравного народа.

Легче всего обращению в православие поддавались алеуты, которые к середине XIX века были почти полностью крещены. Труднее всего шла у миссионеров работа с тлинкитами, хотя и на их язык был сделан перевод Евангелия. Индейцы неохотно слушали проповеди, а при обращении в новую веру требовали подарков и угощения. Среди имущества знатных тлинкитов, любивших всяческие регалии, порой оказывались и предметы церковного обихода…

Русские миссионеры не только проповедовали среди коренных жителей, но при необходимости даже лечили их! В 1862 году, когда сложилась угроза эпидемии оспы, церковнослужители лично занимались оспопрививанием в селениях тлинкитов и индейцев-танайна.

Необходимо отметить, что именно миссионеры, работавшие с коренными жителями Аляски, собрали множество ценных сведений о быте и верованиях эскимосов, алеутов и индейцев. Например, учёные-этнографы многое почерпнули из книги архимандрита Анатолия (Каменского) «В стране шаманов», написанной по наблюдениям автора, сделанным уже в американской Аляске.

«Аляска больше, чем вы думаете»

Фотография Шаман лечит больного индейца. Несмотря на деятельность миссионеров, в обществе тлинкитов шаманы прочно сохраняли свой авторитет.

В советское время несколько десятков километров Берингова пролива разделяли две совершенно разные политические системы. Послевоенный мир разделился. Настали времена «холодной войны», военного соперничества СССР и США. Именно в районе Аляски и Чукотки две сверхдержавы непосредственно соприкасались между собой. По обе стороны пролива – одинаковая природа, близкие по образу жизни народы, у которых схожие проблемы. Как живут ближайшие соседи? Отличаются ли от нас? Можно ли с ними общаться по-дружески? – эти вопросы волновали неравнодушных людей по обе стороны границы. В то же время именно из-за тесного соседства советский Дальний Восток и Аляска с их военными базами были наиболее закрытыми для иностранцев территориями.

К концу 1980-х годов международная обстановка смягчилась. Власти СССР и США даже устроили встречу советских и американских эскимосов. А чуть позже сотрудник газеты «Комсомольская правда», знаменитый путешественник Василий Михайлович Песков, организовал поездку американцев на Камчатку, а сам отправился в гости на Аляску.

Результатом поездки Пескова стала книга «Аляска больше, чем вы думаете» – настоящая энциклопедия жизни этого края. Василий Михайлович побывал на Юконе и на Ситке, в городах и в индейских деревнях, беседовал с охотниками, рыбаками, лётчиками и даже губернаторами штата! А ещё в его книге вы найдёте обстоятельные исторические экскурсы – о Русской Америке, продаже Аляски, «золотой лихорадке» и другой, уже более современной «лихорадке» – нефтяной. Упоминаются в книге и чрезвычайные ситуации, в которых на помощь обитателям Аляски приходили советские моряки (например, разлив нефти после аварии американского танкера в 1989 году) – никакие границы не могут помешать делу помощи и спасения!

Книга Пескова ничуть не устарела и в наши дни, ведь главное в ней – запечатлённые образы жителей Аляски с их историями, размышлениями, радостями и горестями.

«Север в будущее»

Фотография Флаг Аляски. Его придумал 13-летний Бенни Бенсон, мать которого была наполовину русской, наполовину алеуткой.

В 1959 году Аляска стала штатом США, 49-м по счёту. Девиз штата – «Север в будущее» («North to the Future»). А будущее многообещающе: новые месторождения полезных ископаемых, рост полярного судоходства. Именно Аляска делает Соединённые Штаты арктическим государством и даёт возможность вести в Арктике самую разнообразную деятельность – промышленную, научную и военную.
Здесь исследуются и разрабатываются месторождения, действуют мощные военные базы. При этом Аляска – самый малонаселённый штат с плотностью населения один человек на 2,5 квадратного километра. Её самый большой город – Анкоридж, где живут около 300 тысяч человек.

На Аляске самый большой в США процент коренного населения. Эскимосы, алеуты и индейцы составляют здесь 14,8% жителей. А ещё именно здесь находятся самые большие в Соединённых Штатах участки дикой природы – Арктический национальный заповедник и территория Национального нефтяного резерва, где выявлены, но пока не разрабатываются нефтяные месторождения.

Самый удобный и популярный транспорт на Аляске – небольшой самолёт. Но, хотя современная техника прочно вошла в быт коренных американцев, индейцы и в наши дни празднуют потлачи и прочно верят в прародителя-Ворона. Даже радиостанция в Ситке так и называется – Raven Radio!

Сохраняются у жителей Аляски и связи с потомками русских поселенцев, некогда покинувших Америку. В 2004 году в Ситке побывали потомки А.А. Баранова. Была проведена торжественная церемония заключения мира с вождями тлинкитского клана киксади, военным вождём которого некогда был противник Баранова Котлеан…

Вся эпоха Русской Америки и последующая история Аляски не насчитывают и трёхсот лет. Так что Аляска по историческим меркам – очень молодая.

Это интересно!

• Мы обычно представляем себе индейцев без бород и усов. Действительно, у большинства индейских племен мужчины выщипывали растительность на лице, делали это и жители Северо-Западного побережья. Но здесь этот обычай не был строгим – тлинкиты, хайда и другие индейцы этого края нередко носили усы и небольшие бородки.

• Счёт родства у тлинкитов вёлся по женской линии. Например, первоочередными наследниками вождя оказывались не сыновья, а дети его сестёр, они же должны были мстить за него в случае убийства вождя врагами. Женщины управляли домашним хозяйством и пользовались значительными правами, вплоть до инициативы развода.

• Знатные индейцы считали подходящими для себя занятиями только пиры и войну. При поездках некоторые вожди даже использовали носильщиков для перемещения своей особы в паланкине (или просто на плечах) из жилища в лодку.

• К концу XIX века кровавые межклановые войны индейцев ушли в прошлое. Конфликты между отдельными родами никуда не делись, но теперь стороны взывали к правосудию колониальной администрации и нанимали адвокатов за хорошие деньги.

• Главными потребителями изделий тлинкитского ремесла стали в это время приезжие туристы. Сами индейцы надевали традиционные чилкаты только для праздничных танцев, и всё чаще носили европейскую одежду, например, костюмы с жилетками и шляпы-котелки.

 


Спасибо, друзья, что вы с нами!
Ваш Георгий Попов, редактор к-я.рф