66. Петроградский остров

66. Петроградский остров


Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск №66, октябрь 2014 года.

Стенгазета «Петроградский остров»

Часть третья: Петроградский остров.

Необычные, новые, малоизвестные памятники.

 

Дорогие друзья! Мы продолжаем фотопутешествие по «неклассическому» Петербургу, разыскивая необычные, новые или просто малоизвестные памятники. На этот раз в объективе нашей камеры – Петроградский остров – самый большой остров Петроградской стороны. Напомним, что Петроградский район составляют восемь островов дельты Невы: Заячий, Петроградский, Артиллерийский, Аптекарский, Петровский, Крестовский, Каменный и Елагин. Следующий выпуск нашей стенгазеты будет посвящён Заячьему острову.

 

Петроградский остров

Этот третий по величине остров Невской дельты (после Безымянного и Васильевского) в Новгородских летописях XIV века назывался Берёзовым, а затем Фоминым. В шведском атласе 1676 года на нём значится «Койвосари или Бьёркенхольм», что также означает «Берёзовый остров» – по-фински и по-шведски. После основания Санкт-Петербурга остров назывался Городовым, Городским, Троицким, Петербургским. После переименования Санкт-Петербурга в 1914 году в Петроград остров называется Петроградским.

 

Александровский парк

Многие памятники, триумфальные арки, барельефы Санкт-Петербурга прямо указывают на то, что наш город был основан в ходе Северной войны 1700-1721 годов как крепость – по всем правилам фортификационной науки. Каждой крепости полагался «гласис» (от греческого «гладкая поверхность»). Это широкое незастроенное пространство перед крепостью – для того, чтобы войскам неприятеля негде было спрятаться. Александровский парк возник как раз на месте гласиса Петропавловской крепости (так же, как Адмиралтейская и Сенатская площади – на месте гласиса Адмиралтейской верфи-крепости). Парк назван в честь императора Александра I, впервые озаботившегося устройством здесь места для народных гуляний.
 

Памятник миноносцу «Стерегущий» – первая скульптурная группа Александровского парка (скульптор Константин Изенберг). На церемонии открытия в 1911 году присутствовал сам император Николай II. В почётном карауле стоял кочегар Алексей Осинин – один из нескольких выживших матросов «Стерегущего». Памятник отсылает нас к трагическим событиям русско-японской войны 1904-1905 годов. 10 марта 1904 года миноносец принял бой, оказавшись в окружении шести японских кораблей. Исчерпав боеприпасы, оставшиеся в живых моряки приняли решение затопить миноносец, чтобы он не достался врагу. Памятник изображает двух матросов: один распахивает иллюминатор, через который начинает хлестать вода, другой – крутит рукоятку, открывающую кингстоны. За месяц до геройской гибели «Стерегущего» так же погиб легендарный бронепалубный крейсер «Варяг».

02

Скульптура «Рисующая девочка» (скульптор – Ефим Гендельман, 1972) неподалёку от станции метро «Горьковская», а также «Девушка, повязывающая косынку» (Валентина Рыбалко, 1964), «Молодость» (Николай Кочуков, 1969), «Девочка с голубем» (Василий Стамов, 1969), «Дети» (Александр Черницкий, 1972) и другие скульптуры, объединённые темой безмятежного детства и юности.

 Стенгазета «Петроградский остров»

Памятный знак «300-летию Петербургской журналистики» (автор проекта – Владимир Филиппов). На церемонии открытия памятника в 2011 году Президент Союза полиграфистов Сергей Радванецкий сказал: «Это поистине грандиозное событие для истории и культуры нашего города. Именно 300 лет назад в районе Троицкой площади была выпущена первая печатная продукция молодой Северной столицы – «Реляция о взятии крепости Новосергиевской». Это был очередной выпуск в Санкт-Петербурге газеты «Ведомости». Нам показалось, что очень важно обратить внимание петербуржцев и гостей города на то, что Санкт-Петербург славен не только своей архитектурой; культурными и историческими традициями, но и традициями в области журналистики, книгопечатания и издательского дела». Попробуйте догадаться сами: что здесь не так с буквами и почему.


 

04

«Колодец с ангелами» и другие скульптурный группы у ресторана на Кронверкской набережной, дом 3. Ангелочки, нимфы и медведи полюбились публике, прогуливающейся по парку, несмотря на то, что это стандартные образцы «садово-парковой скульптуры», выставленные на продажу.

05

Скульптурная композиция «Зодчие», скульптор – Александр Таратынов, 2011 год. Памятник посвящён знаменитым градостроителям. Стоят: Василий Баженов и Франческо Растрелли. Сидят: Жан Томá де Томóн, Огюст Монферран, Домéнико Трезини, Карл Росси, Андреян Захаров (слева направо). Андрей Воронихин остался слева за кадром. Один из стульев намеренно оставлен пустым – для желающих посидеть за одним столом с великими и проникнуться их идеями.

07

Скульптурная группа «Мини-город», скульптор – Александр Таратынов, 2011 год. На символической карте центра Петербурга установлены бронзовые макеты главных архитектурных шедевров Северной столицы в масштабе 1:40. Это Исаакиевский собор (Огюст Монферран); ансамбль Биржи с Ростральными колоннами (Жан Томá де Томóн); Адмиралтейство (Андреян Захаров); Петропавловская крепость (Домéнико Трезини); «Спас на крови» (Альфред Пáрланд); Казанский собор (Андрей Воронихин); Ансамбль Дворцовой площади с Зимним дворцом (Домéнико Трезини), Главным штабом (Карл Росси) и Александровской колонной (Огюст Монферран); Инженерный замок (Василий Баженов и Винченцо Брéнна); Ансамбль Сенатской площади с «Медным всадником» (Этьéн Фальконé и Юрий Фéльтен) и зданиями Сената и Синода (Карл Росси).

06

Скульптура «Святой Апостол Пётр», скульптор – Михаил Дронов, 2011 год. Многие считают, что наш город назван в честь Петра I. Однако правильнее говорить, что название крепости (Санкт-Питер-Бурх), а позже и города, было выбрано Петром I в честь святого Петра. Пётр – один из 12 апостолов Иисуса Христа, основатель первой христианской церкви – часто изображается с ключами от «Царствия небесного». Имелись они и на скульптуре Святого Петра в Александровском парке… до тех пор, пока их не отломали вандалы.

08

Памятные кресла у театра «Балтийский дом» – своеобразная «аллея славы», посвящённая ведущим театральным деятелям, много сделавшим для «Балтийского дома» и Ленинградского Государственного театра имени Ленинского комсомола (так театр назывался до 1991 года). Собственного кресла удостоились Кама Гинкас (режиссёр Московского театра юного зрителя) и Генриетта Яновская (главный режиссёр Московского театра юного зрителя, Народный артист Российской Федерации), Донатас Банионис (советский и литовский актёр и режиссёр, Народный артист СССР), Римас Туминас (художественный руководитель Московского театра имени Евгения Вахтангова) и Геннадий Опорков (советский театральный режиссёр, Заслуженный деятель искусств РСФСР). Открытие памятных кресел стало для театра доброй традицией.

09

Цветочные часы, подаренные мэром швейцарского города Женева к 300-летию Петербурга (2003 год). Ещё в древности было замечено, что многие цветы распускаются и закрываются в определённое время суток. Первые известные цветочные часы составил в 20-х годах XVIII века великий естествоиспытатель Карл Линней. На его клумбе в 4 часа утра распускался козлобородник, затем мак, одуванчик и т. д., а к вечеру цветки также по очереди закрывались. Составление цветочных часов некоторое время было популярным в ботанических садах Европы. Однако ввиду трудоёмкости процесса подбора растений, а также нарушения «хода» часов из-за капризов погоды, с начала XX века распространилась мода на обычные механические часы, вкопанные в землю. Поверх часового механизма разбивалась выложенная в виде циферблата клумба. К сожалению, такие часы обладают низкой «вандалоустойчивостью»: стрелки и механизм часов в Александровском парке по нескольку раз в год ломают, а «циферблат» вытаптывают.

 

10

Закладной камень на месте будущего памятника Шаляпину. Фёдор Шаляпин – знаменитый русский оперный певец, солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера в Нью-Йорке, художественный руководитель Мариинского театра. Модель памятника (скульптор – Александр Мурзин) изображает Шаляпина в концертном фраке, элегантно опирающимся на колонну.

 

Ленинградский зоопарк

Наш зоопарк – один из старейших зоопарков России и один из самых северных зоопарков мира. Он был основан в середине позапрошлого века (в 1865 году) голландкой Софией Тер-Рееген, которая путешествовала по России со своим зверинцем. Сегодняшний зоопарк сохранил историческую планировку и является частью архитектурного ансамбля города. В годы Великой Отечественной войны зоопарк сильно пострадал, но не прекращал своей работы даже в блокаду. В память об этом подвиге принято решение именовать наш зоопарк Ленинградским.

 

12

Памятник сове открылся в Ленинградском зоопарке в 2013 году в рамках благотворительного проекта «Зоология металла», который ведут скульпторы Ольга Сагоконь и Дмитрий Чеботарёв. Сова (а, точнее, мохноногий сыч) держит когтями зачётную книжку – такой образ придумали студенты, которые проходили практику в зоопарке. Кроме совы, на территории зоопарка можно увидеть бронзовых луговых собачек, игуану, леопарда и морского львёнка, а всего проект украшения зоопарка бронзовой скульптурой предусматривает установку 15 фигур животных.

 

Западная часть Петроградского острова (западнее ул. Большая Зеленина)

13

Русалочка-флюгер на фонаре на Кронверкской набережной у Кронверкского проспекта, автор – художник Виктор Горин, 1980-е годы. Интересно, скоро ли рядом встанет парный фонарь – с тритоном, эскизы которого у автора давно готовы?

14

Памятник Габдулле Тукаю, татарскому народному поэту и общественному деятелю, в сквере на углу Кронверкского проспекта и Зверинской улицы, скульптор – Ахнаф Зиякаев, 2006 год. «Подарок республики Татарстан Петербургу», – написано на постаменте. На месте сквера, где установлен памятник, раньше располагалась татарская слобода.

15

Мемориальная композиция памяти Виктора Цоя, легендарного рок-музыканта, на улице Блохина, 15. В этом доме располагалась угольная котельная «Камчатка», где Виктор работал кочегаром. Здесь же проводились неофициальные концерты. Чуть позже эта котельная стала культовым местом ленинградского рока, а сейчас здесь располагается клуб-музей Виктора Цоя. Примечательно, что музыкальная карьера Виктора началась вскоре после того, как его, поющего под гитару в электричке, увидел и предложил свою помощь Борис Гребенщиков. С тех пор не одно поколение разучивало строчки его песен и руководствовалось ими: «Перемен требуют наши сердца»; «Это время пришло – те, кто молчал, перестали молчать»; «Все говорят, что нужно кем-то мне становиться, а я бы хотел остаться собой»; «Помни, что нет тюрьмы, страшнее чем в голове»; «Раньше в твоих глазах отражались костры, теперь лишь настольная лампа»; «Ты мог быть героем, но не было повода быть»; «Попробуй спеть вместе со мной»… Виктор погиб в автокатастрофе в 1990 году.

16

Кованые драконы на фасаде доходного дома А. В. Асташева, улица Зверинская, 17б, на углу Любанского переулка. Архитектор – академик Владимир Курзанов, 1900 год. Дом построен в модном тогда стиле «эклектика».

17

Скульптурная композиция «Просветители» в Успенском сквере слева от входа в Князь-Владимирский собор, улица Блохина, 26, скульптор Вячеслав Бойко, 2011 год. На сайте Санкт-Петербургской Митрополии (не путайте с «метрополией») приводится такое описание: «Фигуру Христа окружают равноапостольная княгиня Ольга, воспитавшая внука – князя Владимира, сам святой князь, благодаря которому Русь приняла православие, святые равноапостольные просветители Руси братья Мефодий и Кирилл, создатели церковнославянского языка и азбуки. В виде выставки представлены репринтные издания первых русских книг – «Слова о Законе и благодати», Остромирова Евангелия, «Изборника» князя Святослава, появившиеся в XI веке, и более поздних, ХII-XVI веков – «Повести временных лет», Геннадиевской Библии, «Апостола» и «Букваря» первопечатника Ивана Федорова. Книги есть и в руках детей, фигуры которых олицетворяют стремящихся к знанию учеников». Отец Владимир, настоятель Собора, отметил: «Создание многофигурных композиций вблизи храмов – давняя церковная традиция».


 

18

Двор-колодец правильной восьмиугольной формы на Малом проспекте, 1б (доходный дом Занина, почётного гражданина и члена общества взаимного кредита лесопромышленников). Архитекторы – Николай Резвый и Лев Яругский, 1916 год, стиль – неоклассицизм. Почему двор имеет такую форму – неясно: известно только, что в нём располагались дворницкая и прачечная. Примечательно, что посередине двора «растёт» железное дерево.

 

Центральная часть Петроградского острова (Между улицей Большая Зеленина и Каменноостровским проспектом)

18-3

Оригинальная пристройка-особнячок к дому 49 по улице Ленина. Архитектор – военный инженер Н. А. Оболонский (стиль – модерн), 1904 год. Больше про это интересное здание нам ничего разыскать не удалось.

19

Загадочные скульптуры на фасаде «собственного доходного дома Лишневского» (улица Лахтинская, дом 24), 1911 год. Александр Лишневский – видный петербургский архитектор, мастер модерна и неоклассицизма. Ухмыляющийся демон с широко раскинутыми крыльями и мрачный ворон более сотни лет взирают с высоты шестого этажа на людскую суету… Возможно, на такое оригинальное архитектурное решение повлияло увлечение петербургской публики начала XX века спиритизмом, медиумами и прочей мистикой. Интересно, что прямо напротив идёт строительство Церкви Ксении Петербужской, дом которой находился на Лахтинской улице.

 

20

Скульптуры кошек, львов и медведей в декоре доходного дома Алюшинского, улица Ленина, 32. Здание построено Александром Лишневским в стиле модерн в 1908 году.

21

Памятник Дмитрию Шостаковичу во дворе дома 29 по Кронверкской улице, установлен в 1996 году, к 90-летнему юбилею выдающегося композитора. Здесь он жил и работал во время блокады, здесь написал героическую Седьмую («Ленинградскую») симфонию. Скульптурный портрет Шостаковича – дипломная работа выпускника Академии художеств Александра Черницкого, хорошо знавшего композитора лично (1948 год). Интересно, что Первая симфония Шостаковича, которая принесла ему мировую известность, также была дипломной работой.

22

Композиция «Женщинам, защитившим Ленинград» на стене дома 12 по Кронверкской улице, скульптор – Лев Сморгон, 2002 год. На мемориальной доске сказано: «Посвящается женщинам – бойцам краснознамённой МПВО в годы блокады Ленинграда. 1941–1944». МПВО – это «местная противовоздушная оборона», бойцы которой обезвреживали авиабомбы, тушили пожары на крышах, оказывали экстренную помощь жителям, пострадавшим от бомбёжек. Памятник установлен по инициативе ветеранов местной противовоздушной обороны.

 

23

Скульптурная композиция «Первая скрипка» в саду композитора Андрея Петрова на Каменноостровском проспекте между домами 28 и 32, архитектор – Александр Трумм, 2008 год. Сад был заложен в 2006 году силами местных жителей при участии самого композитора, а год спустя саду было присвоено имя Андрея Петрова. Здесь проводятся концерты и музыкальные фестивали. Композиция «Первая скрипка» – восемь скульптур-символов, которые отражают миссию композитора: «Скрипка-Яблоко» – искушение музыкой, «Скрипка-Туфелька» – музыкальный эксперимент, «Скрипка-Женщина» – вдохновение, «Скрипка-Кресло» – музыкальная пауза, «Скрипка-Лебедь» – музыкальное совершенство, «Скрипка-Граммофон» – музыкальная классика и две скульптуры «Скрипка-Сфинкс» – охрана музыкального наследия. В центре композиции – концертная площадка (как несложно догадаться – в форме скрипки).

24

«Стена Столетия» – экспозиция на огромной стене дома 28 по Каменноостровскому проспекту (выходит на сад Андрея Петрова), автор – художник Кирилл Миллер, 2002 год. Она посвящена столетним юбилеям выдающихся личностей: Даниила Хармса, Сальвадора Дали, Дмитрия Шостаковича, Дмитрия Лихачёва. Художник попытался таким образом продемонстрировать связь поколений и преемственность культурных традиций. Помните, как называется такая специальная глухая стена здания, сделанная, чтобы пожар не смог перейти на соседние здания?

 

Восточная часть Петроградского острова (Восточнее Каменноостровского проспекта)

24-2

Памятник Георгию Товстоногову, выдающемуся режиссёру и педагогу, в сквере его имени у дома 4 по Петровской набережной. Скульптор – Иван Корнеев, 2010 год.

24-3

Китайские львы Ши-цзá на Петровской набережной у домика Петра I. На постаментах высечена надпись: «Ши-цза из города Гирина в Маньчжурии перевезена в Санкт-Петербург в 1907 году. Дар генерала от инфантерии Н. И. Гродекова». «Ши-цзá» по-китайски – «львы». По старинной восточной традиции храм или важное государственное заведение должна охранять пара Ши-цза: лев и львица. Лев придерживает лапой шар – символ знания и могущества, а львица – маленького львёнка. Таких львов получил в подарок приамурский генерал-губернатор Николай Гродéков. Из Маньчжурии (историческая область на северо-востоке Китая) ценный груз Гродеков за свой счёт переправил в Петербург, где они и поселились на только что облицованной гранитом Петровской набережной. Кстати, слово «инфантéрия» раньше обозначало «пехотные войска», от итальянского «инфáнте» – «юноша».

 

24-4

Памятник «Морякам и создателям флота в России» на Петровской набережной у Авроры. Установлен в 1996 году к 300-летию создания российского флота Петром I, скульптор – Михаил Аникýшин. Это аллегорическая фигура летящей над волнами Ники – богини Победы.

24-5

Памятник Павлу Нахимову, прославленному адмиралу, герою Синопского сражения и Крымской войны 1853-1856 годов. Установлен у Нахимовского училища на Петроградской набережной, 2-4 в 2004 году (к 60-летию Нахимовского училища). Скульптор – Леонид Аристов, изучив архивные материалы, точно изобразил портретные черты адмирала.

25

Бюст Пётра I на фасаде Нахимовского училища, скульптор – Василий Кузнецов (по эскизам Александра Бенуа), 1911. Здание, в котором сейчас Нахимовское училище, строилось как «Училищный дом имени Петра Великого» к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга. Архитектор Александр Дмитриев разработал проект в историческом стиле с элементами барокко петровского времени.

26

Памятник Альфреду Нобелю, учредителю знаменитой Нобелевской премии, у Дома Нобелей, Петроградская набережная, 24. Скульпторы – Павел Шевченко и Сергей Алипов, 1991 год. Оригинальная бесформенная бронзовая композиция кажется то смертоносным взрывом, то «древом жизни».

27

Мемориальная доска «Доброму сказочнику Евгению Шварцу» на стене «Писательского дома», улица Малая Посадская, 8. Скульптор – Павел Игнатьев, 1997 год. Евгений Шварц – драматург, автор пьес для драматического театра и театра кукол, сценариев к кинофильмам и мультфильму «Сказка о потерянном времени».

29

Символ медицины – змея, обвивающая чашу, – в сквере на пересечении улиц Льва Толстого и Рентгена, около Первого Санкт-Петербургского медицинского университета. В 2008 году скверу присвоено имя замечательного хирурга, академика, просветителя Фёдора Углова. Всю блокаду он возглавлял хирургическое отделение военного госпиталя в осаждённом Ленинграде. В возрасте 98 лет он успешно проводил операции (умер выдающийся академик в 103 года). Углов изобрёл искусственный клапан сердца.

30

«Памятник студентам и преподавателям Первого медицинского института, погибшим в годы Великой Отечественной войны», улица Льва Толстого, 6. Скульптор – Александр Крутиков, 1987 год. На высоком постаменте – греческая богиня здоровья Гигиéя. В её руках – чаша со змеёй (символ медицины) и лавровую ветвь (символ победы). Надпись на пьедестале гласит: «Они погибли, спасая защитников Отечества».

28

Ангелочек во дворе одного из корпусов Первого Санкт-Петербургского медицинского университета на улице Рентгена, 19. Конечно, этот образчик «садово-парковой скульптуры» – не бог весть какой памятник, но он удивительно хорошо вписался в окружающую обстановку. Кому-то он просто радует глаз, а кого-то подбадривает и, может быть, сулит надежду на скорое выздоровление.

31

Памятник Рентгену в палисаднике перед зданием кафедры рентгенологии Первого Санкт-Петербургского медицинского университета на улице Рентгена, 8. Скульптор – Виктор Синайский, 1920 год. Это один из первых памятников Вильгельму Рентгену – выдающемуся немецкому физику, первооткрывателю излучения, названного его именем, первому лауреату Нобелевской премии по физике. До революции в этом здании находилась больница императора Александра II и памятник этому императору.

32

Скульптуры животных и растений в оформлении «Дома Лидваль» – замечательного образца архитектурного стиля «северный модерн». Этот дом построил архитектор Фёдор Лидвáль в 1904 году для своей матери. Из мягкого «горшечного камня» вырезаны сценки лесной жизни: среди сосновых ветвей, папоротников и мухоморов прячутся филины, волки, рыси, зайцы и другие милые обитатели наших северных лесов.

 

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт к-я.рф) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.ru или через диалоговое окошко на сайте к-я.рф. Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Все фото этого выпуска: © Георгий и Анастасия Поповы.