Здравствуйте.
Извините, я не знал, как лучше назвать этот раздел – обращение к любителям прогулок по Петербургу.
Для вас – наша серия «Любопытный Петербург». Эти выпуски – обзор необычных памятников нашего города. Своеобразное приглашение на экскурсию по «неклассическому» Санкт-Петербургу. Мы разыскали и сфотографировали новые, необычные или просто малоизвестные памятники, скульптуры, барельефы, композиции и прочие «арт-объекты». И даже выяснили интересные подробности у создателей некоторых из них.
Центральный и Адмиралтейский районы
Мне часто говорят: у вас ошибка, зачем в газете две фотографии носа майора Ковалёва? А это целая детективная история. Как известно, нос проживает 20 с лишним лет на фасаде дома 36 по Вознесенскому проспекту (он же дом 11 по проспекту Римского-Корсакова). Оказывается, в 2002 году он исчез и целый год считался «без вести пропавшим». Его расстроенные создатели заново изготовили скульптуру (правда, в уменьшенном размере и с бородавкой). И только они собрались водрузить новый памятник на своё законное место, беглец внезапно был найден. Неизвестно кто и зачем укрепил его в парадной дома 15 по Средней Подьяческой. Водворён обратно был, конечно, оригинал, а копия прописалась на фасаде нового выставочного комплекса Музея городской скульптуры на Чернорецком переулке около метро пл. Александра Невского. Так что, в газете – справедливо имеются оба носа.
Васильевский остров просто переполнен необычными скульптурами. Например, двор Филологического факультета Университета, где проживает ещё и Нос №3.
Мне нравится рассматривать, например, детали известных скульптур и увязывать несколько, казалось бы, разрозненных фактов. Так, «Минерва в окружении трёх гениев художеств» на куполе здания Академии художеств на Университетской набережной – дочь Юпитера, богиня искусств и ремёсел, а слово «гений» здесь используется в значении «дух-покровитель». Сама Академия (под названием «Академия трёх знатнейших художеств» – живописи, скульптуры и архитектуры.) была основана стараниями И.И.Шувалова и М.В.Ломоносова в 1757 году. И логично обнаружить памятник графу Ивану Шувалову (государственному деятелю, генерал-адъютанту и меценату) в огромном круглом внутреннем дворе основанной им «Академии трёх знатнейших художеств».
А в саду Академии Художеств – гранитная колонна, увенчанная лирой. Она была подарена Академии в 1807 году архитектором Андреем Воронихиным, который изначально заказал её в качестве «запасной» для Казанского собора. На этом месте колонна стоит с 1847 года, а до этого несколько лет она украшала круглый двор Академии – там, где сейчас памятник графу Шувалову.
И уж надо упомянуть здесь уникальную коллекцию архитектурных моделей в Музее Академии. Архитекторы, прежде, чем начинать строительство, собирали небольшие модели своих зданий из дерева. Так они могли со всех сторон критически осмотреть свои творения и, при необходимости, внести в окончательный проект изменения. Известно, что Франческо Растрелли при проектировании Смольного собора хотел построить колоссальную колокольню. Однако, собрав макет, мастер понял, что собор лучше смотрится без колокольни и решил отказаться от её возведения.
Бесподобен двор-колодец правильной восьмиугольной формы на Малом проспекте, 1б (доходный дом Занина, почётного гражданина и члена общества взаимного кредита лесопромышленников). Почему двор имеет такую форму – неясно: известно только, что в нём располагались дворницкая и прачечная. Примечательно, что посередине двора «растёт» железное дерево.
Не должны остаться незамеченными скульптуры животных и растений в оформлении «Дома Лидваль» – замечательного образца архитектурного стиля «северный модерн». Этот дом построил архитектор Фёдор Лидвáль в 1904 году для своей матери. Из мягкого «горшечного камня» вырезаны сценки лесной жизни: среди сосновых ветвей, папоротников и мухоморов прячутся филины, волки, рыси, зайцы и другие милые обитатели наших северных лесов. ну и, конечно, скульптуры кошек, львов и медведей в декоре доходного дома Алюшинского, улица Ленина, 32. Здание построено Александром Лишневским в стиле модерн в 1908 году.
А колокольня Петропавловского собора отнюдь не самое высокое здание в Петербурге, как многие думают. С 2013 года Петропавловский собор является третьим по высоте зданием в городе, после 145,5-метрового небоскрёба Лидер Тауэр и жилого комплекса «Князь Александр Невский», высота которого составляет 124 метра. Это не считая, конечно, башни Лахта-центра, которая намеревается стать самым высоким зданием Европы.
Остальные наши газеты про Петербург (особенно Архитектурные стили Петербурга) смотрите в разделе «Газеты по учебным предметам» – «Петербурговедение».
С уважением, Георгий Попов –
соучредитель и редактор благотворительного проекта «Коротко и ясно о самом интересном: к-я.рф», генеральный директор полиграфической компании Пангея. +7 921 930-4160, pangea@mail.ru
Более подробно о проекте можно прочитать в соответствующем разделе. Авторы и консультанты наших стенгазет отмечены здесь. Спасибо.
Комментарии: