115. Время читать!

Стенгазета «Время читать!»

115. Время читать!


Стенгазета «Время читать!»

 

Благотворительная стенгазета «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск 115, январь 2018 года.

Время читать!

Искусство чтения – от классических руководств начала прошлого века до нейролингвистики и размышлений современных школьников

 

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Наша цель: школьникам – показать, что получение знаний может стать простым и увлекательным занятием, научить отличать достоверную информацию от мифов и домыслов, рассказать, что мы живём в очень интересное время в очень интересном мире; родителям – помочь в выборе тем для совместного обсуждения с детьми и планирования семейных культурных мероприятий; учителям – предложить яркий наглядный материал, насыщенный интересной и достоверной информацией, для оживления уроков и внеурочной деятельности. Мы выбираем важную тему, ищем специалиста, который может её раскрыть и подготовить материал, адаптируем его текст для школьной аудитории, компонуем это всё в формате стенгазеты, печатаем тираж и отвозим в ряд организаций Петербурга (районные отделы образования, библиотеки, больницы, детские дома, и т. д.) для бесплатного распространения. Наш ресурс в интернете – сайт стенгазет к-я.рф, где наши стенгазеты представлены в двух видах: для самостоятельной распечатки на плоттере в натуральную величину и для комфортного чтения на экранах планшетов и телефонов. Есть также группа Вконтакте и ветка на сайте питерских родителей Литтлван, где мы обсуждаем выход новых газет. Отзывы и пожелания направляйте, пожалуйста, по адресу: pangea@mail.ru. Идея выпуска и подготовка ряда материалов – Виктория Рудник, специалист информационно-библиотечного центра Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Редактор проекта к-я.рф – Георгий Попов.
 

Дорогие друзья! В этом выпуске мы сделали попытку объединить разные подходы к жизненно важному кругу проблем, связанных с чтением книг. В основу газеты положены выдержки из первого в нашей стране руководства по методике чтения – «Как читать книги» философа Сергея Поварнина (1924 год). Этот классический, но отнюдь не теряющий своей актуальности текст мы подкрепили цитатами из книг и выступлений современных учёных и писателей, а также размышлениями современных школьников. Мы надеемся, что получившийся непринуждённый диалог таких разных собеседников, разделённых к тому же почти вековым интервалом, будет воспринят с интересом и пользой. Спасибо, что вы с нами!
 
 

Как читать книги?

Сергей Иннокентьевич Поварнин (1870–1952) – русский философ и логик. Приводим выдержки из классического труда С. Поварнина «Как читать книги» (1924 год). Разобраны приёмы и навыки рационального чтения, психологические основы усвоения текста.

Чтение вредное и полезное

Как мы обычно читаем книги? Так, как подсказывают наше настроение, сложившиеся навыки, внешние обстоятельства. Кажется нам, что читаем неплохо. А между тем это, по большей части, ошибка. Говорят, бывает у певцов голос «от природы». Но это редкое исключение. Обычно приходится голос «ставить». Так же и стихийно сложившееся правильное чтение бывает очень редким. Обыкновенно чтение страдает очень многими недостатками, а иногда оно просто из рук вон плохо. Плохое чтение вредно, прежде всего, потому, что лишает нас той огромной пользы, которую даёт хорошее чтение. Можно рассматривать чтение с двух сторон: что читать и как читать. И в обоих этих отношениях чтение может быть вредным. Несомненно, есть дрянные книги, приносящие огромный вред. Таковы, например, растлевающие душу пошлые, бульварные книги. Но и самый способ чтения тоже может принести вред. Привычка «глотать» книги может вызвать головные боли и способствовать развитию неврозов. Плохое чтение препятствует нормальному развитию способностей и нередко портит их, например, притупляет внимание, память, ослабляет волю и способность размышлять.

Плохое чтение способствует выработке двух нежелательных типов людей: фразёра и «человека с кашей в голове». Фразёром называют того, кто любит говорить «громкие слова», между тем как в душе его этим словам нет соответствия. Его жизнь и поступки часто определяются совершенно противоположными «настоящими» его мыслями и чувствами. У человека с «кашей в голове» надёрганы отовсюду разные отрывки знаний. И все они без связи друг с другом, без системы, плохо понятые и совершенно непереваренные. У такого человека отсутствует сколь-нибудь стройное мировоззрение, и говорить с таким человеком – мука. Цитаты и ссылки так и гремят, так и летят из уст его, но тщетно стараешься уловить общий смысл и дивишься тем поразительным выводам, которые из этого материала делаются. Человек «с кашей в голове» есть плод ложной начитанности, результат плохого чтения, зубрёжки и отсутствия логической выучки.
 

Чтение как искусство

Помните, Евгений Онегин «Отрядом книг уставил полку, / Читал, читал, а всё без толку»? Так бывает и в наше время. И тут приходит мысль: да так ли мы читаем? Может быть, неправильно? И начинаем искать советов, указаний, правил, начинаем подозревать, что есть искусство чтения. Если мы не остановимся на этом пути, то убедимся, что чтение есть действительно искусство, искусство важное и трудное. Мы найдём истинными слова Гёте: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, чтобы вполне достиг цели».

Один из главных недостатков нашего чтения таков: какая бы ни была книга, мы читаем её приблизительно одинаково с другими книгами. Кто привык читать быстро, тот одинаково «просмотрит» и «Войну и мир», и роман Дюма, и Шерлока Холмса, и теорию Эйнштейна. Кто привык читать медленно, так же читает газету, как и сочинение по политической экономии. Это тоже неправильно, хотя в этом случае вреда меньше. Искусный читатель должен впитать сполна всё ценное, что в книге имеется и может быть дано чтением, а также подобрать способ чтения к цели чтения. Основное правило искусства чтения такое: способ чтения всецело зависит от цели чтения.
 

Цели чтения

Низшую группу целей составит: чтение для того, чтобы «убить время», отвлечься от неприятных мыслей; чтение «для развлечения». Сюда же можно отнести и ряд сходных целей – вплоть до чтения, «чтобы заснуть».

Высшую группу целей чтения составляет: чтение для осведомления о чем-нибудь, пополнения сведений; «воодушевляющее» чтение – книги, которые мы читаем не потому, что они дают новое знание, а потому, что вливают новые силы, подымают настроение, возбуждают к подвигам; чтение крупных произведений искусства; чтение для изучения какого-нибудь вопроса; чтение для самообразования.

Какую из этих мы поставим при чтении, часто зависит от книги. Например, «Критику чистого разума» Канта или «Науку логики» Гегеля вряд ли кто станет читать ради развлечения, а газетный фельетон – для изучения. «Приключения Шерлока Холмса» мало пригодны для целей образования, а кто ищет настроений, возбуждающих к подвигам, не возьмёт для этой цели «Аналитическую химию». Но и одну и ту же книгу можно читать с различными целями. Например, «Илиаду» Гомера Александр Македонский постоянно перечитывал – потому, что образ Ахиллеса служил для него идеалом и источником воодушевления. А учёный историк может читать её как источник сведений о быте Древней Греции. Тот, кто читает «Илиаду» как поэтическое произведение, очевидно, должен читать её иначе, чем учёный или чем Александр Македонский.
 

Способы чтения

1. Можно просто перелистать книгу. При этом умелый читатель схватывает только наиболее существенное вообще или наиболее важное для него: главные мысли, факты и т. д. Есть выборочное чтение: читают основательно, но с пропусками. Например, в историческом романе нередко пропускают справочные сведения, в «Илиаде» – так называемый «каталог кораблей». Есть чтение полное, без пропусков, но и без особой работы над материалом. Наконец, можно читать книгу «с проработкой» её содержания. Этот способ вместе с тем есть лучшая школа чтения. Кто не читал и не умеет читать с проработкой, тот никогда не достигнет того умения читать, какое доступно ему по его способностям.

2. Пассивное и активное чтение. При пассивном чтении мы совсем как бы отдаёмся на волю автора. Ни критики, ни даже отчётливой оценки. Мы просто переживаем его мысли, чувствования, образы; сливаемся на время с его личностью, смотрим его глазами, углубляемся в его переживания. Живём в его мире, на время забывая о себе, о своём «я». Кто любит стихи, тот пусть вспомнит, как он читает любимое стихотворение любимого автора. При активном чтении, наоборот, наше «я» постоянно сознаёт себя, оценивает мысли автора, соглашается с ними, критикует их, перерабатывает по своему, делает выводы и т. д. Типичный случай – чтение статьи, противоречащей нашим взглядам.

3. Поверхностное и углублённое чтение. Представим себе бочку с водой. Если мы на недолгое время вложим в воду конец палки и станем кружить ею, у поверхности вода придёт в движение, но не глубоко. Если мы опустим палку до дна – вся вода скоро придёт в движение. В результате глубокого чтения содержание книги должно «усвоиться» нами, стать составной частью в содержании нашей личности. Известны случаи, когда глубоко прочитанная, продуманная и прочувствованная книга определяла всю жизнь человека. Поверхностное же чтение сопровождается минимальной душевной работой, ровно настолько, чтобы кое-как понять, о чём идёт речь.

Идеальный читатель должен одинаково совершенно владеть всеми способами чтения и легко приспособляться к любой цели чтения.
 

Чтение с проработкой

Такое чтение – дело действительно трудное, особенно в первое время, и долгое. Но зато и плоды оно приносит чрезвычайно ценные.

Прежде всего, книга не только удивительно запоминается; она «отработана»: она в полном смысле слова усваивается. Содержание становится нашим, поскольку мы согласились с ним, входит в плоть и кровь мышления. Тысячью связей неразрывно соединилось оно с нашей личностью, стало частью нашей личности, поэтому не может не отразиться и на нашей деятельности. То, что вы отвергли, тоже принесло, может быть, огромную пользу. Ваши собственные мысли определились точнее, выяснились: иногда они видоизменились, очистились от слабых сторон, укрепились. Нередко они получили при этом неожиданное, новое, широкое развитие.

Та гимнастика мышления, которую приходится выполнять при такой работе, самым благотворным образом влияет на наши силы, мы умственно растём. Ум дисциплинируется, расширяется, развивается. Нет лучшей «умственной гимнастики», чем эта. Кто умеет втянуться и добросовестно выполнять её, тому она, в конце концов, начинает доставлять истинное наслаждение, а вместе с этим и трудное становится лёгким.
 

Заметки на полях

Мысль, которая нам кажется заслуживающей особого внимания, особо интересной или важной, можно аккуратно подчеркнуть. Отчёркивание на полях книги служит той же самой цели. Так предложение выделяется из прочего текста и при пересмотре книги его легче найти. У некоторых читателей система отметок принимает очень сложный характер. Они стараются отметить не только важность мысли, но и степень её сравнительной важности. Употребляют двойную, тройную черту и знак «нотабене» (NB). Иногда применяются вопросительный и восклицательный знаки. Первый обозначает сомнение в истинности мысли или несогласие с ней; второй имеет обычно характер положительной её оценки. Многие делают свои заметки на полях.

Если книги свои, то против этого возразить нечего. Но делать какие-либо отметки в чужих или библиотечных книгах – признак бесцеремонности и некультурности.

Мысли, которые приходят нам в голову при чтении нередко бывают очень ценны для нас. Такие мысли сейчас же нужно записать на полях, на листке или в тетрадь. По свидетельству ряда мыслителей, «даже самой прекрасной мысли, если её не записать, угрожает опасность быть безвозвратно забытой».
 

От общего к частному

Один путь чтения – тот, которым чаще всего идут в школе: прямо начать чтение и проработку с первой страницы и затем двигаться постепенно, по частям далее. Нередко при этом особенно и не заботятся объединять новое со старым, уже прочитанным, и в конце выявить общую, единую и цельную схему всей книги.

Одна из основных задач чтения с проработкой при самообразовании именно в том, чтобы по прочтении книги иметь отчётливое представление о содержании всей книги в целом: отчётливо выявить её главную мысль, выделить общую схему её содержания, главные части и т. д. Для этой цели первый указанный путь недостаточно удобен. Представьте себе, что мы рассматриваем огромную, неизвестную нам картину через узкую щель. При чтении новой книги с незнакомым содержанием мы находимся в довольно сходном положении. Содержание её тоже раскрывается «по полоскам», страница за страницей.

Для нас обычен другой путь восприятия предметов: от общего впечатления к подробностям. Видя незнакомую картину, мы сперва схватываем общий вид её и общее содержание, а потом переходим к деталям. И вот этим другим путём желательно идти, где возможно, и при чтении книги. Предварительное ознакомление с книгой перед настоящим чтением даёт обычно большое сбережение времени и труда и лучшие результаты.
 

Что читать?

Две основные цели должен иметь в виду каждый, кто стремится к образованию: приобретение суммы сведений из какой-либо области (науки, техники, искусства) и развитие душевных сил, способностей, характера. Какая из этих целей важнее? От ответа зависит не только определение способа чтения, но и характер читаемых книг. Ведь если нам сейчас важнее приобрести побольше разных сведений, то мы должны выбирать такие книги, которые ведут к этому с наименьшими затратами, т. е. наиболее легкие, вроде тех, над которыми смеётся американский юморист Вудворт, например, «Десять тысяч фактов, которые каждому следует запомнить». Если же важнее развитие и углубление «душевных сил» – мышления, воображения и т. д., то подобные лёгкие книги будут даже вредны. Необходимы книги не слишком трудные, но и не лёгкие; такие, при чтении которых постоянно приходится напрягать мысль, воображение.
 

Задача самообразования

Образованный человек от необразованного отличается отнюдь не количеством сведений. Знаменитый английский мыслитель Джон Рёскин сказал, что, даже если человек прочтёт и запомнит все книги Британской библиотеки, он от этого не станет образованным. Нужны не только сведения, нужны навыки мыслить, уменье распоряжаться знаниями, развитие других душевных сил и т. п. Есть люди, которые и читали много, и сведений у них много; но стоит им сказать на серьёзную тему несколько слов, и мы сразу увидим: человек не приобрёл образования. Почему это видно? По отсутствию систематического мышления, необходимых навыков мысли, той «культуры ума», которая даётся работой и дисциплиной мышления. Школа даёт в большей или меньшей степени эту дисциплину, культуру мышления и систему знаний, а не просто сумму сведений. Только сравнительно немногие понимают это и стараются не только наполнять память, но и главным образом – дисциплинировать и упражнять ум, приобретать навык к систематическому отчётливому мышлению. Без этого иной напоминает, со всеми своими «знаниями», кузнеца Вакулу в гоголевской «Ночи перед Рождеством», когда тот хотел блеснуть «образованием» перед запорожцами.

Самообразование должно выражаться не в набивании головы плохо понятыми сведениями, а в усвоении их и в саморазвитии. Необходимо развивать и тренировать свои умственные способности – так же, как мы развиваем физические. Для этого есть только один путь – упражнение и работа. При самообразовании работа над книгой должна быть самая серьёзная, упорная, трудная и часто очень долгая. Но времени на неё жалеть нечего: окупится с избытком. Если даже вы забудете потом книгу – работа над ней не пропадёт: она останется в виде полезных навыков, продвинувшегося развития, накопленного уменья и сил. Содержание проработанной книги тысячью корней закрепится в сознании. Если же вы станете читать книгу только для приобретения сведений, без переработки, то польза для развития душевных сил при этом получится минимальная.
 

Необходимые навыки

Первым и самым необходимым навыком является способность удерживать внимание на читаемом. У кого такая способность пока не развита – тот не может правильно читать. Необходима, конечно, и память для того, чтобы удерживать и понимать прочитанное. Нередко приходится слышать жалобы на ослабление памяти. Но мы не запоминаем потому, что не можем сосредоточить внимание на читаемом. Можно заметить, что параллельно смутно сознаваемым мыслям книги идут свои мысли, с ней ничего общего не имеющие. Борьба с ослаблением и недостатком внимания сводится главным образом к упражнению внимания, усиленной тренировке его. Например, берут сперва отрывок в две-три строчки и стараются прочесть его с полным сосредоточением внимания так, чтобы мысль его стала для читающего совершенно отчётлива, прозрачно ясна. Для этого приходится иногда перечитать его несколько раз подряд. Когда это достигнуто с двумя-тремя строчками, начинают увеличивать с каждым днём число строчек.

Второй навык – научиться «выжимать» самую сущность читаемого, отбрасывая мелочи, «охватывать мысль» автора вполне ясно и отчётливо: это помогает выработке ясности и отчётливости собственных мыслей. Мыслить последовательно и осторожно – целое богатство, ничем не заменимое, и кто обладает им, обладает самой основой настоящей образованности, он обладает ключом к глубокому чтению, а вместе с тем и к более глубокому пониманию жизни;

Третий навык – воображать ярко и отчётливо, как бы переживая то, что читаешь. Это дар, о важности которого многие и не подозревают. Большинство не сознаёт всей огромной важности силы воображения.

Вкладывайте в проработку книги все силы, это оплатится с избытком. Если мы будем добросовестно и не щадя усилий работать над книгой, то у нас неизбежно появится много полезных навыков.
 

Помехи чтению

Нетерпеливость относится к первым из них. Читатель не имеет терпения следить за развитием мысли действия и т. п. Ему хочется сразу узнать результат. И вот он пропускает целые страницы, заглядывает вперёд: «какой конец» и т. д. Иногда это вреда не приносит, но иногда портит всё чтение книги. Если «забегание вперёд» вызывается не особыми какими-либо соображениями, а только нетерпением, это необходимо исключить.

Самая важная помеха при чтении, свойственная многим читателям, – лень мышления и лень воображения. Дошли, например, в книге до описания. Чтобы живо, в связной картине вообразить то, что изображается автором, иногда нужно усилие. Нам лень его сделать, и описание для нас пропадает. Читать с наименьшим усилием, с наименьшим напряжением мысли и воображения – вот нередкая склонность. И она – величайшая помеха при чтении.

С этим врагом глубокого чтения и необходимо бороться всякому читателю, стремящемуся хорошо читать. Природа и здесь преодолевается привычкой, а привычка создаётся рядом повторных действий.
 

Плохие привычки

К ним относятся те, которые проявляются, главным образом, в ослаблении внимания. Например, привычка, читая книгу, думать о другом. У некоторых внимание само по себе действует нормально, но дурной навык небрежного чтения портит его работу. Об этом уже было упомянуто выше.

Убийственно действует привычка только пробегать книги, приводящая к неумению читать медленно. Она может развиваться под влиянием многих причин. К ней, например, может привести привычка «глотать» книги. Необходимо бороться с её действием, необходимо постепенно поддерживать в себе навык к полному, углублённому чтению хороших, нужных, глубоких книг, выбирая время для такого чтения.

Очень вредна также привычка читать «запоем». При чтении «запоем» человек может долго обходиться без чтения, но, взявшись за него, уже читает до головных болей, до полного переутомления. «Глотание» книг не только создаёт дурной навык к поверхностному чтению, но прямо действует ослабляющим образом на память, на внимание, на волю. Когда много «глотается», мало переваривается.

Привычка бросать книгу, не дочитав до конца, вредна уже потому, что ослабляет волю: одно из качеств сильного человека – всё, за что берёшься, доводить до конца. Но иногда, конечно, неизбежно требуется нарушить это правило. Если взялся за книгу, в которой ничего не можешь понять, то не будет мудро одолевать её, ничего не понимая. Обыкновенно предварительное просматривание книг, незнакомых нам, предохраняет от необходимости бросить книгу на половине. Словом, отдельные случаи отступления от правила: не бросать книг, не дочитав, – возможны. Но привычка к этому – безусловно вредна.

Пропуски при чтении точно так же часто неизбежны и необходимы, но только в тех случаях, когда они оправдываются целью чтения. Такова привычка пропускать все без разбора «неинтересные места» – описания, исторические сведения и характеристики, рассуждения в беллетристике; или привычка читать в книгах научного содержания только то, что в данный момент «интересно».
 

Хорошие привычки

Не читать слишком много, т. е. когда количество чтения начинает отзываться на качестве, следует сократить число читаемых книг. Читать, поскольку позволяют обстоятельства, только лучшие книги, какие можете достать. Из них прежде всего выбирать самое нужное и необходимое. Некоторые советуют: «не берите книгу, для вас не интересную» – это безусловная ошибка. Интересна книга или нет – вопрос второстепенный. Первый вопрос – нужна она или нет.

Не читать ни слишком лёгких, ни слишком для нас трудных книг. Необходимы книги, которые мы можем одолеть, но при этом должны затратить некоторое усилие. Надо помнить, что если «книга отскакивает от головы читателя», то причина этого часто не в книге, а в том, что читатель не делает никаких усилий, чтобы она не «отскочила». Лень мышления, неумение читать – вот частая причина этого прискорбного явления.

При чтении держаться, насколько возможно, определенного плана. Особенно необходимо это в начале изучения какой-нибудь науки. Полезнее всего начать с хорошего краткого учебника, потом проработать хорошее руководство. Пусть это будут первые основные книги по данной науке. Затем идёт, если потребуется, проработка важнейших трудов по отдельным вопросам. Если человек, не знающий логики, возьмётся сразу за Канта, толку из этого выйдет мало. Разве только «каша в голове».
 

Художественная литература

Она требует – по крайней мере, в первый раз – пассивного чтения. Лишь вслед за этим следует чтение с проработкой. Если вы, читая стихотворение, в то же время анализируете его – это будет очень умное, может быть, препровождение времени, но отнюдь не восприятие произведения искусства. Надо вспомнить, как мы читаем любимые стихи любимого поэта. Мы отдаёмся им, мы переживаем, мы впитываем их. Как только начался анализ – началась совершенно иная деятельность, конечно, не только полезная, но и необходимая. Но разбор на части, критика, выяснение плана не есть восприятие произведения искусства.

Восприятие крупных по размерам произведений, например «Войны и мира» или вообще какого-либо романа, не может не сопровождаться перерывами, во время которых, само собою, иногда возникает обсуждение, оценка. Далее, пассивность чтения не может поддерживаться на одной высоте. Возникают в иных местах невольные мысли по поводу читаемого, одобрения, неодобрения, заметки, особенно у людей, уже привыкших к анализу и критике подобного рода произведений. Но сознательно вызывать их не следует. И нужно помнить, что мы переживаем лучше всего художественные произведения лишь тогда, когда читаем вполне пассивно. Только тогда мы в состоянии вполне вчувствоваться в них, воплотить в свое воображение, пережить то, что пережито автором.

 

– Роль воображения

Как в музыке нужны два художника – композитор и исполнитель, так и в чтении произведений искусства нужны автор и читатель. Как исполнитель великого музыкального произведения часто бывает не на высоте его, а иногда соната Бетховена под варварской рукой обращается в какое-то жалкое бренчание, так и в сознании плохого читателя самое великое произведение искусства может отразиться самым неполным, искаженным, уродливым образом. Пускайте, где надо, своё воображение «вовсю». В этом ключ ко многому. Когда дело пойдет удачно – точно какое-нибудь колдовство совершится: произведение искусства оживёт, заговорит, расцветёт тысячью не замеченных ранее цветов. Пользуйтесь всеми видами воображения – и зрительными, и слуховыми, и осязательными, и обонятельными образами. Тогда, читая, например, «Поездки на долгих» Л. Толстого, вы, сидя в своей комнате, переживёте и поездку, и бурю; будете видеть блеск молний, чувствовать порыв ветра, слышать величественные удары грома, переживёте все впечатления юного Иртеньева. Когда воображение коснётся людей, изображаемых в романе, они облекутся для вас в плоть и в кровь и оживут, вы будете их и видеть, и слышать. Воображение даёт нам возможность видеть чужими глазами – часто лучшими, чем наши, – то, чего мы не видели, переживать то, чего сами не переживали. Уметь воображать – значит беспредельно расширять свой маленький опыт, включая в себя опыт человечества. Вот сила, которою мало кто умеет правильно пользоваться.

 

– Перечитывание

Художественная литература даёт необъятное расширение человеческого опыта в области чувствования, и в области желаний, и в области наблюдений и мыслей. Мы как бы сливаемся с мыслями и чувствами автора и его героев: становимся в их положение, оцениваем их оценкой. Переживаем в одной жизни жизнь многих. Нельзя достаточно оценить эту пользу. Но для того, чтобы как следует понять и «пережить» крупное произведение искусства, надо его перечитывать, и не раз. Помимо разных других условий, вызывающих эту необходимость, надо помнить, что читаемое первый раз произведение имеет для нас огромный интерес новизны. При перечитывании этот интерес отпадает, но взамен мы обращаем внимание на другие стороны, более существенные. Настоящее переживание и понимание художественного произведения возможны только при перечитывании. Не следует только впадать в крайность и всё чтение ограничивать перечитыванием двух-трёх книг. Как бы ни были они хороши, но это походит на то, как если б мы решили смотреть на мир только сквозь две-три дырочки в стенке.

 

– Чтение критики

Критику на читаемое произведение искусства не следует брать в руки раньше прочтения самой книги. Это ослабляет, иногда убивает самодеятельность, заставляя невольно смотреть на книгу через чужие очки. Только прочитав книгу, проработав её своими силами, произведя лично посильный её анализ и оценку, мы можем с пользой прочесть хорошую критику её. Тогда мы увидим, что в критике согласно с нашими выводами, что не согласно, сознаем свои ошибки; сравним свой подход к книге с подходом критики; получим наглядный урок искусства критики.

Но, конечно, если книга читается в целях самообразования, часто приходится и необходимо идти обратным путём. При самообразовании мы читаем заранее выбранные другими лучшие книги, так что с общей оценкой их уже знакомы. При других задачах чтения мы сталкиваемся с совершенно новыми или совершенно неизвестными книгами. Тут приходится решить вопрос: стоит избрать такую-то книгу или нет? И в этом случае мы часто обращаемся сперва к рецензии или к библиографической заметке о книге, или даже к критике.
 

Научно-популярная литература

Главных задач настоящего, серьёзного чтения научной книги три: книга должна быть правильно и отчётливо понята; мысли и сведения, содержащиеся в ней, должны «отработать» в нашем уме, в нашей психике; во многих случаях должна быть произведена оценка материала.

 

– Понимание книги

Понять книгу часто вовсе не так легко, как кажется. Тут опаснее всего «иллюзия понимания»: кажется, что понял, а на деле – понял, да не совсем, или понял, да неправильно.

Первое условие понимания книги – достаточная подготовка. Каждая книга предполагает у читателя некоторые знания. Если основных нужных знаний нет, то читатель, будь он «семи пядей во лбу», не поймёт её. Ясно, что получится из этого: или бросит книгу, как мартышка очки в крыловской басне, или же покажется ему, что «понял». В результате – «каша в голове».

Второе условие – знание научных терминов книги. Большая часть их, при достаточной подготовке, обыкновенно известна. Некоторые объясняются в книге. Но некоторые приходится объяснять себе собственными силами. Для этого можно или пользоваться словарём иностранных слов, энциклопедическим словарём, «руководствами» данной науки и т.п., или уточнять значение термина, сопоставляя несколько мест, в которых он встречается.

Третье основное условие – уменье «вникать» в читаемое. Глаза – особенно глаза, привыкшие «пробегать» читаемое, – действительно «бегут» по строчкам вперёд, и читаемые мысли поверхностно скользят в уме. Для того, чтобы глубже вникнуть в мысль, нужно уметь её задерживать и всю силу внимания сосредоточивать на ней. Кто не умеет или ленился «вникать» в читаемое, для того настоящее знание закрыто.
Следует помнить, что для глубокого изучения хорошей научно-популярной книги, так же, как и художественной, совершенно недостаточно прочитать её один раз.

 

– «Отработка» материала

Содержание прочитанной книги должно произвести известную работу в нашей психике, в нашем уме. Если мы просто запомним его, как, например, бывает при «зазубривании», и оно останется в уме, словно масло на воде, не смешиваясь с тем, что уже у нас имеется, – то это мёртвый капитал, лишнее загромождение памяти. То, что мы вычитали в книге, должно как-то связаться с имевшимися уже у нас мыслями, сведениями, эмоциями и т.п., войти в систему их или изменить их. В этом и состоит его работа; это и есть «отработка» содержания книги. И чем глубже устанавливается связь между прочитанным и имевшимся раньше у нас, чем больше и глубже дополнения и изменения, вносимые прочитанным, тем лучше и глубже обработка. Если прочитанная книга не производит работы, а только запоминается, – то это самая благодарная почва для превращения читателя в «праздно болтающего», «фразёра» и т. п.

Содержание книги должно быть «усвоено» нами. Мы здесь понимаем это слово в самом прямом его смысле: оно действительно становится «своим». Как пища «усваивается» здоровым организмом и перерабатывается в его составные части, так и прочитанные мысли и сведения могут войти в состав нашего мышления как его неотъемлемая часть. Они получены от других людей: но они наши в настоящем смысле слова, потому что стали как бы частью нашего «я», определяют наши выводы, наше миросозерцание, наши поступки. Мы обычно не можем сами создать великую мысль: но мы можем сделать её «нашей», если она станет определяющей силой в нашей жизни и в нашем миросозерцании. Это один тип «отработки» содержания книги. Второй тип «отработки» – противоположный. Мы не признаём содержания книги истинным. Наоборот. Мы отвергаем его, так как оно кажется ошибочным или несовместимым с нашими взглядами. Здесь производится работа, часто не менее ценная, чем при усвоении. Если мы хорошо поняли чужие мысли и хорошо вникли в них, кое-что в наших мыслях будет дополнено, исправлено. Они приобретут большую отчётливость и углубятся, станут более определёнными и обоснованными. Наконец, это даёт возможность совершенно отчётливо и резко «отмежеваться» от мыслей автора. Тезис становится вполне отчётливым только при противопоставлении антитезиса.

 

– Оценка книги

При чтении для самообразования выбираются насколько возможно только лучшие, выдающиеся произведения, работы выдающихся по уму и учёности людей. Возникает вопрос у некоторых: как же критиковать такую книгу, когда я только ещё учусь? Не бойтесь этого. Только знайте цену этой критике. Иногда бывает, что потом сам над ней посмеёшься: но кое-что может оказаться и правильным. Это – критика для развития нашей мысли, для определения взглядов, для того, чтобы научиться критике. Мы с самого начала имеем право сомневаться, находить противоречия, находить ошибки, быть несогласными. Мы должны, чуть что-нибудь покажется подозрительным, поставить знак вопроса и стараться решить – так это или нет? Если нам покажется, что у автора ошибка, то первым соображением должно быть не «как автор глуп», а «не показалось ли мне, что здесь ошибка? Не сам ли я ошибаюсь?». Тогда мы примемся за тщательную проверку, и часто оказывается, что ошиблись-то мы. Например, противоречия у автора нет, нам это только показалось. И такая проверка – очень полезная работа.
 

Заповеди читателя

Читай хотя бы немного, но основательно. Читай необходимое, хотя бы даже и неинтересное. Читай самое лучшее, что можно достать. Читай не слишком лёгкое, не слишком трудное. Руководствуйся каким-нибудь планом чтения. Не читай все книги на один лад. Способ чтения должен соответствовать цели чтения. При чтении для образования: помни, что чтение – одна из самых важных, нужных, серьёзных работ, не «между прочим». Хотя бы одну из читаемых тобою книг читай с проработкой. Не жалей на это чтение ни времени, ни сил: оплатится с лихвой. Вкладывай все силы в чтение. Неослабно борись с ленью мышления и воображения: это злейшие враги. Добивайся, чтобы каждое место книги было совершенно и отчётливо понято. Не пропускай ничего без очень серьёзных причин. Не бросай книги недочитанной без самых серьёзных причин. Не зови других на помощь без самой крайней необходимости, напрягай все силы, чтобы обойтись без чужой помощи. Самодеятельность – прежде всего. Где надо – заставляй воображение работать «вовсю». Хочешь хорошо читать с проработкой – читай с карандашом в руке; делай конспект, заметки, выписки. Научись пользоваться оглавлением. Возвращайся к прочитанному. Прежде старайся хорошо понять, а потом критикуй. Чужую критику на читаемую тобой книгу читай после книги. Прочитав книгу, уясни сущность её и запиши в кратких словах.

Ворота в будущее

Мортимер Адлер (1902–2001) – американский философ, педагог и популяризатор. Фото: Courtesy Center for the Study of The Great Ideas. Приводим (в сокращении) главу «Аналитическое чтение» классического труда Адлера «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» (1940 год).

«Узнайте немного больше про автора и другие его работы. Простое наведение справок о личности автора во многом может прояснить мотивы и особенности его работы. Согласитесь, что книга о способах достижения финансового успеха будет вызывать гораздо больше доверия, если её написал практикующий предприниматель, а не разорившийся неудачник.

Посвятите несколько минут чтению «по диагонали». Изучите название, рассмотрите переднюю и заднюю обложки. Автор всегда придаёт огромное значение названию и оформлению обложки, зачастую вкладывая в них главный смысл (или намёк на него) всей книги. Если вам удастся угадать это послание, то многое станет понятным ещё до первых строк текста. Прочитайте первые несколько страниц, оглавление, предисловие, заключительные строки. Это быстро даст вам представление о книге в целом.

Возвращайтесь к сложным моментам. Прочитайте всю книгу до конца, но старайтесь не слишком растягивать этот процесс. Это означает, что если вы встречаете трудное или непонятное место, то не стремитесь сразу же с ним разобраться, а просто делаете пометку и продолжаете чтение. Когда вы закончите книгу, то необходимо вернуться к своим закладкам и уделить уже максимальное внимание всем спорным и непонятным моментам.

Подготовьте резюме. После завершения работы с книгой (а аналитическое чтение является именно работой) составьте короткий отчёт, отражающий ваши основные впечатления и полученные знания. Идеально, если вы кратко напишите ответы на такие вопросы:

О чём эта книга? Иногда мы так погружаемся в хитросплетения сюжета или малозначимые детали, что к концу повествования напрочь забываем о главной мысли автора. Просто изложите в нескольких предложениях основной смысл произведения.

Что произошло и почему? Составьте очень краткий план книги. Для художественной литературы это может быть цепочка событий основного сюжета, для научно-популярной — основные тезисы и доказательства концепции автора.

Является ли описанные в книге события, факты и мнения интересными, верными, поучительными? Каково ваше отношение к прочитанному? Согласны ли вы с мнением автора или считаете его ошибочным?

Какие выводы вы сделали из прочитанного лично для себя? Книги являются мощным инструментом для изменения себя и своего отношения к миру. Если подходить к этому вопросу по максимуму, то можно сказать, что если прочитанная книга совершенно ничего вам не дала, то вы просто зря потратили время. Вот и попытайтесь в этом ответе зафиксировать всё то, что смогли извлечь из данной книги для своего развития.

Следует учесть, что далеко не каждая книга достойна быть прочитанной подобным образом. Такой способ чтения следует применять только тогда, когда вы действительно хотите получить максимальную отдачу от чтения. Если вы не умеете применять аналитический способ чтения, никакая книга — даже самая полезная и нужная — не сможет дать вам всё, что в ней заложено автором. Да, подобный скрупулёзный подход к чтению не способствует быстрому поглощению литературы и, вероятно, может показаться слишком утомительным. Но зато вы точно можете быть уверены, что каждая книга в вашей жизни оставит свой след, и вы получите максимум от каждого часа, проведённого с книгой в руках».

Взять от книги всё!

Нил Гейман, английский писатель-фантаст. Фото: pinguino k. Мы приводим несколько тезисов из лекции Нила Геймана, прочитанной в рамках Reading Agency – международной благотворительной программы, чья миссия состоит в том, чтобы «вдохновлять больше людей читать больше, поощрять их делиться своим наслаждением чтением и отмечать изменения, которые чтение привносит в нашу жизнь» (2013 год).

«В 2007 году я был в Китае, на первом конгрессе по научной фантастике и фэнтези. Я спросил у официального представителя: «Ведь научная фантастика в Китае долгое время не одобрялась властями. Что изменилось?» – «Всё просто, – сказал он мне. – Китайцы создавали великолепные вещи, если им приносили схемы. Но ничего сами не изобретали. И поэтому мы послали делегации в Apple, Microsoft, Google и расспросили этих людей, которые придумывали будущее, об их жизни. Так мы обнаружили, что все они в детстве увлекались научной фантастикой».

У художественной литературы есть два назначения. Во-первых, она открывает вам зависимость от чтения. Жажда узнать, что же случится дальше, желание перевернуть страницу, необходимость продолжать, даже если будет тяжело, потому что кто-то попал в беду, и ты должен узнать, чем это всё кончится. В этом есть настоящий драйв. Это заставляет узнавать новые слова, думать по-другому, продолжать двигаться вперёд. Обнаруживать, что чтение само по себе является наслаждением. И вторая вещь, которую делает художественная литература, – она порождает эмпатию, сопереживание. Когда вы смотрите фильм, вы просто смотрите на вещи, которые происходят с другими людьми. Но чтение – это то, что вы производите сами – из букв алфавита и пригоршни знаков препинания, – и вы один, используя своё воображение, создаёте мир, населяете его и смотрите вокруг чужими глазами. Вы становитесь кем-то другим, и, когда возвратитесь в свой мир, то что-то в вас немножко изменится. Эмпатия – это инструмент, который собирает людей вместе и позволяет вести себя не как самовлюблённые одиночки.

Я боюсь, что в XXI веке люди не совсем понимают, что такое библиотеки и каково их назначение. Если вы воспринимаете библиотеку как полку с книгами, она может показаться вам старой и несовременной в мире, где, большинство книг существуют в электронном виде. Но это фундаментальная ошибка. Я думаю, что тут всё дело в природе информации. Информация имеет цену, а правильная информация бесценна. На протяжении всей истории человечества мы жили во времена нехватки информации. Информация всегда была ценной вещью, и те, кто обладали ею или добывали ее, могли рассчитывать на вознаграждение. В последние годы мы подошли к перенасыщению информацией. Согласно Эрику Шмидту из Google, теперь каждые два дня человечество создаёт столько информации, сколько мы производили от начала нашей цивилизации до 2003 года. Это что-то около пяти эксабайт (1018 байт) информации в день, если вы любите цифры. Сейчас задача состоит не в том, чтобы найти редкий цветок в пустыне, а в том, чтобы разыскать конкретное растение в джунглях. Нам нужна помощь в навигации, чтобы найти среди этой информации то, что нам действительно нужно. Библиотеки – это свобода. Свобода читать, свобода общаться. Это образование (которое не заканчивается в тот день, когда мы покидаем школу или университет), это досуг, это убежище и это доступ к информации. Библиотеки действительно являются воротами в будущее.

Мы должны читать вслух нашим детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, от которых мы сами уже устали. Говорить на разные голоса, заинтересовывать их и не прекращать читать только потому, что они сами научились это делать. Делать чтение вслух моментом единения, временем, когда никто не смотрит в телефоны, когда соблазны мира отложены в сторону. Я надеюсь, что мы сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать. Самое простое – найдите книги, которые им нравятся, дайте им доступ к этим книгам и позвольте им прочесть их».

Чтение и «скроллинг»

Адриан ван дер Веел, профессор Лейденского университета (Нидерланды), специалист по изучению текста и цифровых медиа. Фото: www.msses.ru. Из интервью порталу Европульс (2015 год).

«Если, теоретически, лишить мозг тела, то он начнёт сжиматься, деградировать, не получая никакой информации от органов чувств – зрения, осязания, обоняния и т. д. Это касается и процесса чтения. Когда вы трогаете бумагу, книгу, журнал, мозг получает определённые сигналы. Впоследствии, например, видя прочитанную нами ранее книгу, беря её в руки, ощущая её вес, трогая поверхность, мы вспоминаем и то, что в ней написано, и то, какие эмоции она вызывала.

В случае с экранным чтением мозг не получает другой сопутствующей информации от органов чувств, ведь в планшет или электронный ридер можно закачать тысячи книг, и все они будут выглядеть, весить, ощущаться пальцами совершенно одинаково. Все страницы – одинаковые, все электронные книги в физическом смысле – тоже.

В последние годы с развитием технологий, социальных сетей, интернет-медиа возник совершенно новый вид чтения – «скроллинг». Мы быстро прокручиваем ленту новостей, пытаясь бегло определить, что стоит нашего внимания, а что можно пропустить, урывками поглощаем информацию. Можно ли считать такой «скроллинг» чтением вообще? Это очень интересный феномен. Когда перед нами книга – это готовый продукт, у неё есть начало и конец. В случае со «скроллингом» мы сами создаём из маленьких фрагментов свою «книгу», сами выбираем, что читать, кликать ли на какую-либо ссылку или нет. Эта выборочная фрагментарность и есть главная особенность цифрового чтения.

Я не пессимист, я не говорю: остановитесь, перестаньте «оцифровываться». Я вовсе не утверждаю, что цифровые медиа – это плохо. Но они приводят к глобальным переменам, и возможно, мы можем потерять что-то важное.

Станут ли цифровые медиа, электронные носители информации «убийцами» традиционных бумажных книг? Скорее всего, нет. Бумажной книге ничего не грозит в глобальном смысле, пока в семьях, в школах, в библиотеках, в магазинах они будут присутствовать. Ведь если ты не видишь книг вокруг, то шанс, что ты их когда-нибудь прочитаешь, стремится к нулю, верно? Дети должны, как минимум, видеть книги, брать их в руки, листать. Здесь ключевую роль играют образовательные учреждения, школы и, конечно, родители. Личный пример родителей – самый эффективный способ заинтересовать ребёнка чтением книг. Если ребёнок знает, что у родителей есть книги, они их читают, считают их важными, то всё нормально. Кстати, есть корреляция между размером домашней библиотеки и экономическим успехом семьи. То есть это не причина и следствие: если у вас тысячи книг дома, это не означает, что вы обязательно миллионер. Но взаимосвязь есть – факт».

Исчезнет ли чтение?

Профессор Татьяна Черниговская (род. в 1947 г.), нейролингвист, заведующая Лабораторией когнитивных исследований СПбГУ. Фото: econet.ru. Из выступления Т. Черниговской на телеканале «Культура» (2015 год).

«Мы рождаемся с мощнейшим компьютером в голове. Какие-то программы в нём уже стоят, а какие-то туда нужно закачать, и вы качаете их всю жизнь. Мозг – это не просто нейронная сеть, это сеть сетей, сеть сетей сетей. В мозге 5,5 петабайт (1015 байт) информации – это три миллиона часов просмотра видеоматериала. Триста лет непрерывного просмотра!

Современные люди привыкают работать в режиме гипертекста: вы читаете, потом какое-то слово или выражение вызывают у вас интерес, вы кликаете по гиперссылке и «проваливаетесь» в него. Так можно уйти очень далеко от первоначального текста. Из этого следует, что изменился сам способ чтения. Люди с большим трудом переваривают длинные тексты от начала до конца — и это тревожный знак. Это значит, что чтение в привычном для нас смысле исчезает. Сама я по-прежнему читаю серьёзные книги только в печатном виде: мне нравится держать их в руках, ощущать бумагу. Но поскольку я вынуждена по роду деятельности изучать очень много научных статей и рецензировать работы, я, конечно, делаю это с компьютера – в том числе «по диагонали». Ситуация изменилась, и я не настолько ретроградка, чтобы отрицать это. Наш мир — текучий, нестабильный, гибридный. Это другой мир, не тот, в котором мы жили ещё пять лет назад. И это необратимые перемены, которые имеют глобальное значение. Мы просто должны это осмыслить.

Сейчас дети часто читают вместо произведений их краткие содержания: «Преступление и наказание» или «Война и мир» на четырёх страничках. Сторонники подобного сокращения обычно объясняют всё тем, что ребёнок не может понять столь сложные произведения. Так что это не только новый способ чтения, но и другой способ мышления, гораздо более рваный. Следуя такой логике, мы должны убрать из школьной программы всю классическую русскую литературу. Если бы от этих романов осталась только банальная сюжетная канва, то это были бы совсем другие книги, и Толстой, и Гоголь, и Пушкин перестали бы быть авторами.

Не исчезнет ли чтение совсем? Человечество всё больше движется в сторону картинок, комиксов. Зачем я буду читать тексты, если есть изображения, которые компактно описывают ситуацию? Но если детям попадётся умный учитель литературы с хорошим вкусом, то он покажет им, какое это удивительное занятие — читать, их будет не оторвать от книги. Я иногда думаю: какое счастье, что гении, жившие на этой планете, написали книги. Их, как физических единиц, уже нет, но ты всё равно можешь продолжать с ними общаться. И это даже диалог. Ты читаешь, сомневаешься, а они тебе потом отвечают. Прошло шестьсот лет, тысяча, а ты всё ещё с ними разговариваешь. Вот где настоящее бессмертие!»

Зачем мы читаем?

Мы обратились к учащимся петербургских школ, которым задали, казалось бы, очевидный вопрос: «Какая польза от чтения?». И вот какие ответы мы услышали.
 

«Печатные книги вечны, не выйдут из моды, не потребуют перемещения в про-странстве, ведь они сами служат телепортом в другую жизнь, в иное место, а порой даже и время, не перестанут «работать», для них не нужна подзарядка или розетка. Погружаясь в чтение, люди обогащают свой внутренний мир, расширяют горизонты подсознания, создают и видят новые образы, пополняют лексикон. Чаще всего в основе фильмов, спектаклей, пьес лежит именно литературное произведение. Книга, как земля для растений, всё выросло на ней и из неё, она питает и зарождает новое. Читая, мы погружаемся в новый мир, познаём как автора, искусство, науку, так и себя».

– Чистякова Яна, 11 «Ж»
 

«Ни аудиокниги, ни художественные фильмы не могут заменить людям чтения старых добрых книг. Ведь когда ты сам читаешь книгу, ты можешь полностью окунуться в ее историю, проникнуться ее атмосферой, превратиться в одного из ее персонажей, даже почувствовать на себе его эмоции»

– Братова Анастасия, 8 «В»
 

«Меня очень удивляет, когда кто-то говорит: «Не читаю книг». Сейчас в мире есть много вещей, которые занимают наше время – фильмы, видеоигры. Но нам надо найти время для чтения. С детства родители прививают любовь к чтению, читают детям сказки. Люди, которые не читают – не знают истории своей страны, свою культуру. Чтение книг делает человека разумным. Помогает преодолевать жизненные проблемы, находить выход из сложных ситуаций, избегать ошибок. Время, которое проведено за книгой никогда не будет потеряно зря».

– Смирнов Максим, 5 «А»
 

«Хорошие книги ничем не заменить. Они учат нас любить и прощать, верить в чудо и творить чудеса. Книга не предаст и поможет в трудную минуту советом, ответит на все вопросы».

– Терехина Дарья, 8 «А»
 

«В современное время многие скажут, что посмотреть фильм намного быстрее и интереснее, чем читать. А я поспорю, ведь в фильмах не описываются так мысли и чувства героев, как в книге, не остаётся той пищи для размышлений, которую даёт автор своими рассуждениями и психологическими портретами главных героев. Разговоры про то, что можно провести время интереснее, чем чтение, ведут люди, которые не хотят развиваться, ленятся думать и имеют слаборазвитую фантазию. Все умные люди говорят о том, что нужно много читать, ведь если человек привыкает мыслить и рассуждать, то делает он это не только над художественными произведениями, но и над остальными событиями в жизни, а это повышает общий уровень развития. Есть произведения, которые живут в веках, и в наше время, как и сто лет назад, их перечитывают и школьники и взрослые, а это означает, что автор сумел вдохнуть в книгу нечто уникальное, что притягивает к себе читателей разных поколений, и каждый выносит из одной и той же книги что-то «своё», важное лично для него».

– Шестопалова Вероника, 5 «А»
 

«Чтение для меня – это путешествие в другой мир, другое измерение. Забываешь обо всем и всех проблемах и неурядицах. Я люблю представлять себе главных героев, их жизнь и всегда сопереживаю им. Всегда интересно чем закончится книга, но когда дочитываешь последние страницы, то становится немножечко грустно, так как не хочется прощаться с новыми друзьями».

– Щетинина Анастасия, 5 «А»
 

«Больше всего я люблю читать. Я с теплотой вспоминаю книжки, которые читала в раннем детстве. Приключения Незнайки и его друзей завораживали меня. Потом пришли другие книги, они заставили меня думать над другими вопросами. Писатели – удивительные люди! Они позволяют нам, читателям, погрузиться в уникальный мир… Современная альтернатива книгам – кино. Не думаю, что кино сможет заменить художественную литературу. Очень часто, когда я вижу экранизацию любимой книги, я разочарована, потому что не так себе всё представляла».

– Тружинковская Полина, 5 «А»
 

«Я люблю читать – это интересно! Когда я читаю, всегда представляю себя главным героем. Книги просвещают меня и поднимают настроение. Меня поразила цитата: «Человек любящий и умеющий читать – счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых, верных друзей. Друзья эти – книги».

– Хабибов Амир, 6 «Б»

 

Книга в скульптурах Петербурга

«Петербургский ангел». Скульптор Роман Шустов: «Эта скульптура посвящена старикам из моего ленинградского детства, носителям особенной душевной культуры и интеллигентности». Фото: Георгий Попов.

Памятный знак «Послание через века» на Университетской набережной напротив дома 13. На страницах гранитной книги – строки из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» и автограф поэта. Скульптор – Эвелина Соловьева, 2002 год. Фото: Георгий Попов.

Памятник Ивану Андреевичу Крылову в Летнем саду. Скульптор – Пётр Карлович Клодт. Установлен в 1855 году по инициативе генерала Ростовцова. Фото: Георгий Попов.

Скульптурная композиция «Размышления о Маленьком принце» во дворе Филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Университетская набережная, 11. Скульптор – Арсен Аветисян, 2002 год. Сам же Маленький принц расположился на одной из научных книг у подножия постамента. Эта композиция – первая в уникальном Парке современной скульптуры во внутренних двориках Университета. Фото: Георгий Попов.

Утомившийся гномик у детской библиотеки в Сестрорецке. Мастерская «Мастерпроф». Фото: Георгий Попов.

Компания гномов у детской библиотеки в Сестрорецке изучают запись в Путевом дневнике Петра I об истории закладки завода в Сестрорецке. Мастерская «Мастерпроф». Фото: Георгий Попов.

Учёный кот у дома 4 на проспекте Испытателей читает книгу. Создатель – кузнец Сергей Мельников. Фото: Peterburg2.ru.

Книга на полотнах русских художников

(в работе)

Книга на полотнах иностранных художников

(в работе)

Источники и литература

– С. Поварнин. Как читать книги. Ленинград: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1962.

– М. Адлер. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений. М: МИФ, 2011.

– Э. Чамберс. Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем. М: Изд. дом Самокат, 2015.

– Ю. Кузнецова. Расчитайка. Как помочь ребенку полюбить чтение. М: МИФ, 2018.

– Ж.-К. Карьер, У. Эко. Не надейтесь избавиться от книг! СПб: Симпозиум, 2010.

Человек с книгой в изобразительном искусстве / Н. Горбунова, Л. Кононова // Журн. Мой университет, 2002, вып. 5. Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского государственного университета.

– А. Зражевский. Книга и чтение в изобразительном искусстве. Сайт Центральной библиотечной системы г. Красноармейска Московской области.

 
 
 


Спасибо, друзья, за внимание к нашей публикации. В наших следующих выпусках: современные исследования Медного всадника и Гром-камня, Гранитный Петербург, лингвистика, Балтийское море и другие интересные темы. Напоминаем, что наши партнёры в своих организациях бесплатно раздают наши стенгазеты.
 

Ваш Георгий Попов, редактор к-я.рф