Стенгазеты для школьников, учителей и родителей. Благотворительный проект в Санкт-Петербурге.
Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Наша цель: школьникам – показать, что получение знаний может стать простым и увлекательным занятием, научить отличать достоверную информацию от мифов и домыслов, рассказать, что мы живём в очень интересное время в очень интересном мире; родителям – помочь в выборе тем для совместного обсуждения с детьми и планирования семейных культурных мероприятий; учителям – предложить яркий наглядный материал, насыщенный интересной и достоверной информацией, для оживления уроков и внеурочной деятельности.
Мы выбираем важную тему, ищем специалиста, который может её раскрыть и подготовить материал, адаптируем его текст для школьной аудитории, компонуем это всё в формате стенгазеты, печатаем тираж и отвозим в ряд организаций Петербурга (районные отделы образования, библиотеки, больницы, детские дома, и т. д.) для бесплатного распространения. Наш ресурс в интернете – сайт стенгазет к-я.рф, где наши стенгазеты представлены в двух видах: для самостоятельной распечатки на плоттере в натуральную величину и для комфортного чтения на экранах планшетов и телефонов. Есть также группа Вконтакте и ветка на сайте питерских родителей Литтлван, где мы обсуждаем выход новых газет. Отзывы и пожелания направляйте, пожалуйста, по адресу: pangea@mail.ru.
Увы, редко случается так, что известный учёный является также и популяризатором. Ведь надо не просто максимально точно «перевести» сухую научную информацию на язык, понятный широкой публике. А сделать это ещё и увлекательно, образно, с яркими примерами и иллюстрациями. Подобные самостоятельные и весьма трудоёмкие задачи решает научный журналист – посредник между учёными и обществом. Как правило, у него высшее профильное образование, собственная аудитория заинтересованных читателей (слушателей или зрителей) и, главное, – безукоризненная репутация в научном сообществе (иначе учёные с ним просто не станут разговаривать).
Мы с радостью начинаем сотрудничество с таким профессионалом своего дела – научным журналистом Михаилом Родиным и его научно-популярной программой «Родина слонов» на радио «Говорит Москва». Здесь «развенчивают исторические мифы и рассказывают о фактах, которые очевидны для учёных, но по разным причинам неизвестны обывателю». Этот выпуск нашей стенгазеты подготовлен по материалам двух передач: «Норманнский вопрос» и «Предыстория Руси».
Собеседником Михаила Родина была Елена Александровна Мельникова – доктор исторических наук, руководитель Центра «Восточная Европа в античном и средневековом мире» Института всеобщей истории РАН, ведущий в отечественной науке (и признанный мировым учёным сообществом) исследователь русско-скандинавских отношений в раннесредневековый период.
«Норманнским вопросом» называют двухвековую дискуссию «норманистов» и «антинорманистов». Первые утверждают, что Древнерусское государство создали «норманны» (выходцы из Скандинавии), а вторые с этим не согласны и считают, что славяне справились сами. Забегая вперёд, отметим, что современные учёные при оценке роли скандинавов в образовании Древнерусского государства занимают «умеренную» позицию. Впрочем, обо всём по порядку.
«Норманнский вопрос» впервые стал обсуждаться в России в XVIII веке. В 1726 году Екатерина I пригласила крупных немецких учёных-историков: Готлиба Байера, Герхарда Миллера и ряд других. Их труды основывались на изучении древнерусской письменности, в первую очередь – «Повести временных лет». Миллер написал обзор ранней русской истории, который обсуждался в Академии Наук.
Образование государства в то время понимали как единовременный акт. Более того, тогда думали, что это под силу одному человеку. И весь вопрос состоял лишь в том, кто именно это сделал. Из «Повести временных лет» прямо следовало, что пришёл скандинав Рюрик и единолично организовал государство. И Миллер всё это и изложил в своём обзоре. Резко против такой концепции выступил Ломоносов. Его патриотические чувства были оскорблены: что же, русский народ сам не может организовать государство? При чём здесь какой-то скандинав? Разгорелась очень бурная полемика по этому вопросу, которая хорошо иллюстрировала процесс становления национального самосознания. Постепенно этот спор заглох, и Карамзин (получивший в 1803 году от императора Александра I звание официального историографа) писал о приходе скандинавов и участии их в образовании государства совершенно спокойно.
Новая вспышка антинорманизма была связана со «славянофильством». Это течение русской общественной мысли, оформившееся в 40-х годах XIX века, обосновывало особый, самобытный путь России. В рамках этой концепции признание скандинавов участниками процессов образования государства было неприемлемо.
В конце XIX века начались обширные археологические исследования, которые показали присутствие скандинавов в очень многих местах. Менялись и теоретические основы происхождения государства: стало ясно, что это длительный процесс, а совсем не одномоментный акт. Что славянские племена долго и интенсивно развивались, а приход скандинавов лишь усилил процессы образования государства, которые и так шли в восточно-славянском мире полным ходом. Независимо от того, какова была этническая принадлежность Рюрика, государство всё равно образовалось бы. В конце XIX – первой половине XX века о присутствии скандинавов и их активной роли в формировании древнерусского государства, скандинавской элите, которая возглавила эти процессы, говорили спокойно.
Но в конце 1940-х годов разыгралась трагическая борьба с космополитизмом: всякое упоминание об иностранном влиянии было запрещено. Некоторые из историков начали искать иные варианты объяснения древнерусской истории, и возобладало представление о самостоятельности развития восточных славян. Естественно, развитие, полностью изолированное от внешнего мира, невозможно в принципе. Развитие идёт только тогда, когда происходит взаимовлияние, взаимодействие разных народов. Однако в то сложное время во главу угла ставилась «линия партии». Норманны были изгнаны из русской истории. В книгах 1950-х годов скандинавы, как правило, не упоминаются вообще. Хотя раскопки продолжались и в тех местах, где скандинавы составляли едва ли не основную массу населения.
Сейчас в научной среде опять установилось согласие. Большинство учёных считает и «норманизм», и «антинорманизм» глубоко устаревшими и абсолютно не продуктивными с научной точки зрения понятиями. Историки, археологи, лингвисты (как западные – английские, немецкие, шведские, – так и российские) в этом прекрасно понимают друг друга. Вопросов чрезвычайно много, но они носят сугубо научный характер. Например, на каком языке говорили скандинавы в Восточной Европе? Как язык скандинавов смешивался со славянским? Как происходило знакомство с христианством тех скандинавов, которые добирались до Византии? Как это отражалось в культуре самой Скандинавии? Это очень интересные вопросы культурного взаимообмена разных народов на обширных пространствах Восточной Европы времени зарождения и становления Древней Руси.
Ни на Руси, ни в Скандинавии в IX – начале XI века развитой письменности не было. В Скандинавии было руническое письмо, но оно очень мало использовалось. На Русь письменность пришла вместе с христианством в конце Х века. Древнерусские письменные памятники были написаны в лучшем случае в 30-е годы XI века. А то, что дошло до нас – «Повесть временных лет» – составлено в начале XII века. Получается, что на протяжении IX – первой половины XI века существовали лишь рассказы, эпические повествования, песни о событиях, которые дошли до летописца. Рассказы обрастали разнообразными фольклорными мотивами. Поход Олега на Константинополь насыщен ими – он и отравленное вино отвергает (за что его и прозвали Вещим), и ставит корабли на колёса. Летописец имеет своё собственное представление об истории, основанное на византийских образцах. И, соответственно, тоже трансформирует эти мифы. Например, о Кие, основателе Киева, ходило несколько легенд: он был и охотником, и перевозчиком, но летописец из него делает князя.
Наряду с «Повестью временных лет» мы имеем целый ряд памятников, которые были созданы в тех регионах мира, где письменность существовала давно. Это, в первую очередь, Византия с античным наследием, арабский мир, западная Европа. Эти письменные источники позволяют нам посмотреть на себя «со стороны» и восполняют многие лакуны в нашем знании истории. Например, известно, что Ярослав Мудрый был связан родством чуть ли не со всеми правящими домами Европы. Один из его сыновей, Изяслав, был женат на сестре польского короля Казимира I. Другой, Всеволод, на византийской принцессе, родственнице, может быть дочери, императора Константина IX Мономаха. Елизавета, Анастасия и Анна были выданы замуж за королей. Елизавета – за норвежского Харальда Сурового, Анастасия – за венгерского Андрея I, и Анна – за французского Генриха I. Вероятно, сын Ярослава Илья был женат на сестре датского и английского короля Кнута Великого. Ярослав, как мы знаем из скандинавских источников, был женат на шведской принцессе Ингигерде, которая и получила, очевидно, на Руси имя Ирина.
А в наших летописях об этом не говорится практически ничего. Вот почему так важно изучать все доступные источники. И критически их оценивать. Например, учёный не имеет права дословно прочитать «Повесть временных лет» и поверить всему, что там написано. Надо понимать: кто это написал, зачем, в каких условиях, откуда брал информацию, что у него творилось в голове, и только с учётом этого делать выводы.
В середине первого тысячелетия нашей эры наиболее воинственная часть племён, живших на территории современных Швеции, Дании и Норвегии, стала предпринимать морские набеги на соседей. Причин такого поведения много – и перенаселённость, и истощение пахотных земель, и изменение климата. Немалую роль сыграла воинственность самих скандинавов, а также их успехи в кораблестроении и навигации. Не всегда, кстати, вылазки носили характер грабительских – если ценности не удавалось отнять, их выменивали или покупали.
Скандинавских морских разбойников латинские источники называли «норманны» («северные люди»). Также они были известны под именем «викинги» (по одной из версий – «люди заливов» с древненорвежского). В русских летописях они описывались как «варяги» (с древненорвежского – «те, кто приносит присягу», «наёмники»; от слова «клятва»). «Спаси нас, Господи, от чумы и нашествия норманнов!» – этими словами в эпоху викингов (конец VIII – середина XI века) традиционно начинались молитвы по всей Западной Европе, от Северного до Средиземного моря.
Первая волна экспансии скандинавов началась ещё в V веке, когда англы и юты (племена, которые жили на Ютландском полуострове) и саксы (жившие в основании Ютландского полуострова) совершают набеги на Англию и расселяются на захваченной территории. Скандинавы специализируются в военной деятельности и становятся лучшими воинами в Европе. Ни мощное Франкское государство потомков Карла Великого, ни Английское государство не могло им противодействовать. Лондон осаждён. Захвачена вся центральная и восточная Англия. Там образуется область датского права. «Большое языческое войско, – говорит англосаксонская хроника, – сначала разграбило земли, а потом некоторая его часть отделилась и решила здесь поселиться».
В 885 году огромный флот викингов на протяжении целого года удерживал в осаде Париж. Город спасает лишь огромная сумма – 8 тысяч фунтов серебра (фунт – 400 грамм), – выплаченная скандинавам, чтобы они ушли от Парижа. Территория северо-западной Франции у викингов с самого начала IX века была излюбленным местом для грабежа. Город Руан был разрушен, разорена вся окрестная территория.
Вся жизнь скандинавов была связана с мореплаванием, поэтому техника судостроения была очень развита. Причём это было не только у викингов, но и задолго до них – в бронзовом веке. В петроглифах в Южной Швеции – сотни изображений кораблей. С начала нашей эры есть находки кораблей и их остатков уже и в Дании. В основе конструкции корабля лежал брус, который представлял собой киль. Или выдалбливался ствол дерева очень большого размера.
Затем сверху нашивались борта, так, чтобы одна доска находила на другую. Эти доски скреплялись металлическими заклёпками. Наверху планширь, в нем делались углубления для уключин и вёсел, потому что корабли были парусно-гребными. Парус появился только в VI– VII веке, до этого были только вёсельные корабли, но гребцы сохранялись до самого конца эпохи викингов. В середине укреплялась мачта.
В эпоху викингов корабли уже различались по назначению. Корабли для военных действий (драккáры) были более узкие и длинные, они обладали большей скоростью. А корабли для торговых целей (кнорры) были более широкие и грузовместимые, но более медлительные и менее манёвренные. Особенность кораблей викингов — это то, что корма и нос делались одинаковыми по конфигурации (в современных кораблях корма тупая, а нос заострённый). Поэтому они могли подплыть к берегу носом, а отплывать кормой, не разворачиваясь. Это давало возможность делать молниеносные набеги — приплыли, разграбили, быстро погрузились на корабли и обратно.
Прекрасный отреставрированный образец – корабль из Осеберга – как раз такой. Кстати, его штевень, сделанный в виде завитка, – съёмный. И при нападениях для устрашения противника на штевень надевалась голова дракона.
С конца IX века некоторые из отрядов викингов начинали поступать в качестве вассалов на службу франкским и английским королям. Иногда они потом уходили обратно, а иногда оставались при дворе навсегда. К началу X века фактически вся северная часть Сены была занята отдельными отрядами викингов. Вождём одного из них был Рольф «Пешеход» (его прозвали так потому, что он был настолько тяжёл, что ни одна лошадь не в силах была его везти). Французские источники его называли Роллон. В 911 году император Франкской империи Карл Простоватый заключил договор с Роллоном. Карл предоставлял Роллону территорию с центром в Руане, а Роллон за это обеспечивал охрану франкских территорий и Парижа, а в грабительские походы ходил на территории противников Карла. Так возникло будущее герцогство Нормандия («земля норманнов») – сейчас это регион на северо-западе Франции.
Известно, что уже в конце X века один нормандский герцог искал учителя датского языка для своего сына. То есть пришлые скандинавы к этому времени почти забыли родной язык. А всего лишь через 150 лет, во времена герцога Нормандии Вильгельма Завоевателя, норманны говорили только по-французски, освоили французскую культуру, – по сути, полностью смешались с местным населением, став французами. От завоевателей осталось только название. Франция была крупным государством со сложившимися традициями, и норманнам оказалось проще вписаться в уже готовые структуры, чем строить новые. Это и обеспечило их быстрое «растворение» или, как говорят учёные, – «ассимиляцию».
Похожая история, кстати, случилась с Болгарией. Территорию этой страны ранее заселяли славянские племена, на которых напали тюрки. Возникло Болгарское царство во главе с ханом Аспарухом. Постепенно захватчики растворились в славянской среде, усвоили славянский язык, культуру, приняли христианство, но оставили в память о себе тюркское наименование – Болгария.
Также можно упомянуть и германское племя франков, которое захватило Галлию. Вскоре франки полностью растворились там, оставив в наследство захваченной стране германское название – Франция.
В VII веке южное побережье Средиземного моря вплоть до Испании было завоёвано арабами. Издавна проходившие здесь торговые пути оказались перекрыты. Интенсивная торговля Центральной и Североморской Европы со странами Востока прекратилась. Начались поиски нового пути, и скандинавы оказались в самом центре его. Путь проходил через Балтийское море, через Неву, Ладогу, по реке Волхов в Ильмень, по Мсте на Волгу, откуда затем постепенно обнаруживался проход дальше в Арабский мир. Основная торговля происходила в городе Булгар при слиянии Волги и Камы.
Так установилась мощная новая трансъевропейская торговая магистраль. Участие в этой торговле было очень прибыльно. Арабское серебро и золото по Балтийско-Волжскому пути текло в Скандинавию, в первую очередь, на Готланд, доходило до Дании и дальше до Англии и Франции.
Установление этого торгового пути имело колоссальное значение и для самой Скандинавии. Активизировались процессы социального и имущественного расслоения, что привело к укреплению власти кóнунгов (верховных правителей). Соответственно, усилились процессы образования скандинавских государств. В VII-VIII веках побережье Северного моря (как Франкское, так и Английское) оказывается усеянным торговыми центрами.
На восточном побережье Прибалтики первые поселения скандинавов, очевидно с острова Готланд, появились в V веке. На территории Литвы было большое торгово-ремесленное поселение Гробиня. На острове Сааремаа обнаружен большой скандинавский могильник. В Финском заливе, на острове Большой Тютерс, также была стоянка скандинавов. Обнаружены следы их пребывания и на севере Ладожского озера.
В Восточную Европу скандинавов привлекала пушнина. Скажем, белка в Скандинавии водилась, а вот горностай и куница – нет. Только в нашей тайге.
Проникновение скандинавов на берега Ладожского озера началось с VII века. В середине VIII века возникает Ладога – торговое поселение на Североморско-Балтийском пути. Здесь, в районе Ладожского озера, на реке Волхов, севернее озера Ильмень возникает центр, который сосредотачивает торговую деятельность, открывает скандинавам путь в Восточную Европу.
Точно так же, как и в Западной Европе, здесь идёт колоссальный поток ценностей. Объём торговли отражается в количестве кладов серебряных арабских монет. Первые два клада (из обнаруженных) на территории Восточной Европы в Ладоге датируются 780-ми годами. На рубеже VIII-IX веков клады образуются на территории современного Петергофа и на острове Готланд. На протяжении IX–X веков на одном только Готланде было спрятано около 80 тысяч арабских монет, а недавно там был обнаружен клад весом в 8 килограмм серебра.
Населяют этот район финны и пришедшие с юга славяне, а контролируют – скандинавы. Идёт взаимное слияние, синтез разнокультурных элементов. Финны охотятся на пушного зверя, а славяне занимаются земледелием и ремесленной деятельностью. Местная знать получает в виде дани пушнину и обменивает её у приезжих скандинавов на серебро, золото и предметы роскоши. И скандинавам удобнее получать тюки пушнины, собранные местной знатью.
Вдоль торговых путей формируются поселения, где купцы могут остановиться, отремонтировать суда, поторговать, запастись продовольствием. Для того, чтобы торговый путь нормально работал, нужно его контролировать: в первую очередь, обеспечивать безопасность. Так в регионе между Ладогой и Ильменем возникает «полития»: ещё не государство, но уже и не племенное образование. Первая полития на территории восточных славян.
Следы скандинавов здесь очень отчётливые: строительство домов, керамика, украшения, оружие, бытовые предметы и, конечно же, захоронения по скандинавскому погребальному обряду, который отражал их верования и представления о загробном мире. В Старой Ладоге, в урочище Плакун, известен крупный могильник IX века. Там в погребениях всё – и погребальный обряд, и все предметы – действительно скандинавские. Ладога, крупнейший центр раннего средневековья, хорошо исследован археологами, и исследования ещё продолжаются.
Древнейшие напластования датируются 750-ми годами, причём очень помогает дендрохронология (определение времени по древесным кольцам). Одна из древнейших построек была ремесленной мастерской скандинава. Найденные там ювелирные и кузнечные инструменты имеют явно скандинавское происхождение. С середины VIII до середины IX века Ладога – единственный крупный центр в этом регионе. Вокруг неё и формируется полития, в которой заправляют скандинавы, но которая включает в себя и славянское, и финское население. Та самая полития, в которой устанавливается власть легендарного Рюрика. Здесь возникает общая финно-славяно-скандинавская зона, здесь же возникает наименование «Русь».
Слово «Русь» происходит от древнескандинавского слова «рóзер» или «рóдсмен», что значит «гребцы». Скандинавы, которые прибывали сюда, называли себя гребцами. Это самоназвание тех ватаг, которые отправлялись в путешествие. Слово отразилось в финском языке как «роотсе», в эстонском – «ротсе», оно существует во всех прибалтийско-финских языках. В современном финском так называют шведов. Долгое скандинавское «о» в слове «родс» передаётся в финском языке как «оо»: «роотсе». Есть целая серия таких слов. Точно так же мы говорим о закономерности передачи финского «роотсе» в древнерусское слово «русь».
Этимология названия Русь из финского (а в финском – из скандинавского) наиболее обоснована и принята большинством исследователей.
Надо отметить, что лингвистика, наука о языке, – вполне строгая дисциплина. Она исследует чёткие законы изменения языка, которые сравнимы с математическими. Поэтому ошибочны такие рассуждения, как: «прототипом слова «Русь» является название реки Рось в Среднем Поднепровье». Такой иранский корень («светлый», «блестящий») действительно существовал. Но это иранское «о» никоим образом не может перейти в древнерусское «у», потому что они восходят к разным индоевропейским гласным.
Торговля по Волжскому пути была очень прибыльна. Однако она осложнялась тем, что в низовьях Волги существовал Хазарский каганат, который не хотел иметь конкурентов в виде скандинавских торговцев. И, соответственно, в IX веке открываются другие пути на юг. Идёт постепенное освоение Днепровского пути «из варяг в греки». В Х веке Днепровский путь (из Балтики по Неве, Ладоге и Волхову до озера Ильмень, по реке Ловать с волоком в Днепр и далее в Чёрное море) начинает играть бóльшую роль, нежели Волжский. Потому что к концу Х века исчерпываются серебряные рудники в восточной части Халифата, и поток серебра иссякает.
Поскольку в таких смешанных поселениях идёт культурный взаимообмен, они интенсивно развиваются. На протяжении IX-Х веков сеть поселений продвигается на восток. В крупнейшем торгово-ремесленном комплексе Гнёздово около Смоленска известны погребения по скандинавскому обряду, но горшки славянские и украшения частично скандинавские, частично славянские. В Ярославском Поволжье, в крупном центре Тимирёво, финские вещи в погребениях находятся вместе со скандинавскими.
В это же время рядом возникали и другие подобные сообщества, о которых мы меньше знаем. Это в первую очередь среднее Поднепровье: на правобережье – древлянская полития со своими князьями; на левом берегу – северяне, тоже высокоразвитая в социально-политическом отношении славянская группировка. На торговом пути из Балтики на Днепр по Двине находился и Полоцк. В Полоцке в 70-е годы Х века сидел скандинавский правитель по имени Рогволод, дочь которого стала женой князя Владимира.
В них тоже развились бы свои государства, если бы в Поднепровье не распространилась скандинавская экспансия с севера во главе с Олегом, и затем на протяжении Х века началось систематическое подчинение славянских политий. Скандинавы по торговым путям начали постепенно переселяться в сторону Киева.
Возникновение Древнерусского государства подавляющее большинство современных историков связывает с объединением двух предгосударственных образований: северного с центром в Ладоге и южного с центром в Киеве.
Поначалу источники чётко разделяют русов и славян. Ибн-Русте, арабский автор, так описал ситуацию IX века: «Что касается русов, у них есть царь, называемый хакáн-рус. Они подъезжают к славянским поселениям на кораблях, высаживаются и забирают их в плен. У них нет пашен, а живут они лишь тем, что привозят из земли славян. Единственное их занятие – торговля соболями, белками и прочей пушниной… Когда у них рождается сын, то он, рус, дарит новорождённому обнажённый меч, кладёт его перед ним и говорит: «Я не оставляю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретёшь ты этим мечом»». А вот что Ибн-Русте пишет о славянах: «Страна славян равнинная и лесистая. Сеют они больше всего просо… Когда наступает срок жатвы, берут они зёрна проса в ковш, поднимают его к небу и говорят: «Ты, Господи, который даёшь нам пищу, давай её нам в изобилии!»». Это противопоставление чётко осознавали арабские путешественники и писатели.
Появление скандинавов в Среднем Поднепровье сразу было замечено западными и южными соседями. Первое упоминание имени «Рус» («Рос» в византийском звучании) происходит из западноевропейского источника «Бертинские анналы». Под 839 годом Пруденций, историограф императора Германской Империи Людовика Благочестивого написал о том, что к Людовику пришли послы от византийского императора Феофила, и вместе с ними появились некие люди, которых Феофил просил Людовика пропустить, чтобы они могли вернуться благополучно домой; они были в Константинополе, а вернуться обратно тем же путём не могли, потому что свирепые племена их не пускают. Народ их называется «рос», и король их, именуемый хакáном, направил их к Феофилу, как они уверяли, ради дружбы. Но что-то не понравилось Людовику в этих росах. Поэтому, расследовав ситуацию, император узнал, что они из народа свеонов (шведов) и, сочтя их скорее разведчиками и в Византии, и в Германии, чем послами дружбы, решил задержать их, пока не удастся доподлинно выяснить, явились они с чистыми намерениями или нет. Каковы были результаты расследования, неизвестно. Это первая фиксация в письменных источниках наименования «рос».
Потом они упоминаются многократно в византийских источниках. Одно из важнейших упоминаний – это 860 год, когда ладьи «безбожных росов» оказались у стен Константинополя. И только «чудо Богородицы», ризу которой патриарх Фотий опустил в Золотой Рог, спасло его. Это была огромная флотилия, которая разграбила окрестности Константинополя и произвела фурор в южной Европе. Европейцы впервые столкнулись с этим крайне опасным народом.
В середине Х века византийский император Константин VII Багрянородный описывает поход в Константинополь на лодках-однодеревках из Руси. Это 9 глава трактата «Об управлении империей», одного из важнейших источников по образованию древнерусского государства. Он описывает росов, которые концентрируются в Киеве. Это военная элита, которая торгует с Константинополем, привозит туда товары – дань, которую они собирают со славянских племён – «славиний», как называет их Константин. Он перечисляет эти славинии. То есть, мы знаем, что на середину века киевским росам были подвластны древляне, северяне, дреговичи, кривичи. Это Среднее и Верхнее Поднепровье – полоса, которая соединяет Ладожско-Ильменский регион со Среднеднепровским.
Это уже формирующееся государство с определённой территорией и структурой. По словам Константина, в Киеве есть несколько архóнтов (среди которых выделяется один), которые разъезжаются, чтобы собирать дань.
Есть ещё один замечательный источник – русско-византийские договоры. И на Западе, и на Востоке скандинавы, оседающие на этих территориях, заключают договоры с правителями. Мы говорили о договоре Роллона с Карлом Простоватым. Такой же немного раньше был заключён в Англии между правителем Уэссекса и предводителем скандинавов.
Русы, которые оседают в Киеве, после походов на Византию переходят к установлению дипломатических отношений. В 907 или 911 году (интересно, что договор с Роллоном – тоже 911 год) после успешного похода киевского князя Олега, заключается торговый договор с Византией. Он содержит много статей, посвящённых тому, как следует торговать, куда приезжают купцы, где они останавливаются. Их поселяют в квартале Святого Мамы на другой стороне Золотого Рога. Они могут выходить из этого самого квартала в количестве не более 50 человек: боятся византийцы, что их будет слишком большой военный отряд. Следующим договором 944 года, заключённым при князе Игоре, оговаривается, что князь должен давать им охранные грамоты, из которых византийские власти могут узнавать, что они законным образом прибыли и не собираются заниматься разбойной деятельностью. В договоре Игорь именуется великим князем, у него под рукой светлые князья, те, кого Константин называет архонтами. Иерархия внутри элиты – важный показатель формирования государства.
В договоре 907-911 годов мы видим только скандинавские имена, никаких других. А в договоре 944 года выделяются три группы людей. Это, в первую очередь, сами князья, от имени которых заключается договор. При них послы и гости (купцы), которые договор свидетельствуют. Среди послов есть финские имена, но нет славянских. А среди купцов появляются славянские имена. И среди правителей, родственников Игоря, появляются славянские имена: Игорь называет сына Святославом, известна также некая женщина по имени Предслава. Славянские имена появляются в княжеском роде.
То же самое в материальной культуре. Формируется так называемая элитная дружинная культура, в которой смешиваются элементы и скандинавские, и славянские, и кочевнические. Замечательное огромное захоронение Чёрная могила в Чернигове. Мужчина-воин и юноша похоронены по скандинавскому обряду. Там целый ряд скандинавских предметов, например, котёл с козлиными или бараньими шкурами, черепом, вооружение, конь в ногах по скандинавскому обычаю. Но обнаружена, например, сумка с венгерским орнаментом. Венгры в это время были кочевниками. Замечательные два турьих питьевых рога, которые украшены накладками также с кочевническими мотивами.
Идёт смешение культур. В дружины начинают вливаться и славяне, и финны, и кочевники. И к середине Х века эта общая, уже не только скандинавская, элита начинает называться русью. И русские князья – уже не совсем скандинавы. Если на начальном этапе, в Ладоге, роотсе, русь – это гребцы-скандинавы, то здесь это новая военная элита, которая управляет государством. Территория, подвластная русским князьям в Киеве, в договорах с греками называется Русской землёй, в современной терминологии – Древнерусским государством. Те, кто находится под властью русских князей, называются русскими.
Кстати, в Новгороде и Пскове жители очень долго не называли себя русскими. Они были новгородцами или словенами. В новгородских летописях читаем, что кто-нибудь «идёт в русскую землю», – то есть, на юг, в Киев. В начале Х века возникает название варяг – от скандинавского слова «вар», клятва. Тот, кто приносит присягу, наёмник. Это многочисленные отряды, которые приходят, нанимаются на службу, уходят обратно, кто-то оседает, торгует… Ни одного случая нет в летописи или в другом источнике, чтобы князья были названы варяжскими. Они всегда русские. Видимо, уже в Х веке и в традиции, которая дошла до летописца, русь и варяги принципиально различны.
Скандинавы довольно быстро усваивали славянский язык, потому что им в первую очередь надо было общаться с местным населением, например, чтобы собирать дань. В Х веке скандинавская знать была, вероятно, двуязычна. Знаем мы об этом из того же Константина Багрянородного. Он подробно описывает путь росов в Константинополь. Они отплывают от Киева, проходят Витичев, где оснащают суда, и доходят до днепровских порогов. Теперь днепровских порогов нет, ДнепроГЭС закрыла их. Константин подробно описывает эти пороги: как разгружаются, протаскивают суда и т.д. Одни пороги он называет по-русски, другие по-славянски и объясняет, что то или иное название означает. Все русские имена бесспорно скандинавские. Информатором Константина, вероятнее всего, был рос, но он хорошо знает славянские наименования, говорит на обоих языках. С начала XI века очевидно, что славянский язык становится единственным.
Как мы, в итоге, благодаря совокупности большого количества источников (и археологических, и лингвистических, и письменных) должны относиться к легенде о призвании варягов? Конечно, воспринимать её буквально ни в коем случае нельзя. Это сказание, очевидно, возникло в IX веке и отражает некую историческую реальность. Реальность присутствия скандинавов, их контроля над торговым путём, политией в Ладоге.
Мотив призвания вообще очень распространён в династических легендах. Скорее всего, таких «Рюриков» был не один десяток, и каждый на какое-то время устанавливал здесь свою власть. Вероятно, действительно существовал «ряд» (договор) с местной знатью, который был важен как для дружин скандинавской «руси», так и для местных племенных образований. Ведь не случайно в Новгороде потом была традиция призвания князей и заключения с ними договоров.
Создание «Повести временных лет», первого официального летописного свода, было связано с необходимостью «привести в порядок» раннюю историю Руси. Летописец стремился утвердить единство княжеского рода, призывая русских князей к объединению. Кроме того, Владимиру, который в конце Х века стал единым правителем, было необходимо сформировать «общественное мнение» о том, что Рюрик, его предок, не захватил власть, а добился её справедливым путём, по «ряду». Так, постепенно, «приглашение варягов» становится официально признанным началом истории Руси, а Рюрик – основателем Древнерусского государства и династии русских правителей.
Елена Александровна Мельникова – автор свыше 250 научных публикаций, в том числе 7 монографий. Приведём здесь основные из них.
Мельникова Е. А. Древнескандинавские географические сочинения: Тексты, перевод, комментарий / Под ред. В. Л. Янина. — М.: Наука, 1986. — Серия «Древнейшие источники по истории народов СССР».
Мельникова Е. А. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе. — М.: Мысль, 1987. — 208 с.: ил. — 50 000 экз.
Мельникова Е. А. Образ мира: географические представления в Западной и Северной Европе. V—XIV века. — М., Янус-К, 1998. — 256 с. — ISBN 5-86218-270-5.
Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. М.: Логос, 1999.
Мельникова Е. А. Скандинавские рунические надписи: новые находки и интерпретации. Тексты, перевод, комментарий. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — Серия «Древнейшие источники по истории Восточной Европы».
Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции. Древнейшие государства Восточной Европы. – М.: Восточная литература, РАН, 2000.
(перечень пополняется)
– Список научных статей и монографий Е. А. Мельниковой.
– Программа «Родина слонов» на сайте передачи «Говорит Москва».
– Программа «Родина слонов» на сайте podfm.ru
– Программа «Родина слонов» вконтакте.
– Викинги и путь викингов на Восток через Древнюю Русь. Ингмар Янссон – археолог, специалист по эпохе викингов (Стокгольмский университет).
– Ахмед Ибн-Фадлан. Книга о его путешествии на Волгу в 921-922 годах.
– «Записка» Ахмеда Ибн-Фадлана
Викинги — раннесредневековые скандинавские мореходы. Рассказ Е. А. Мельниковой.
Насколько христианами были крещёные викинги? Выступление Е. А. Мельниковой на круглом столе «Древняя Русь и германский мир в филологической и исторической перспективе».
Древняя Скандинавия. Эпоха викингов. Программа Час истины. Сергей Агишев и Елена Мельникова. Передача первая.
Древняя Скандинавия. Эпоха викингов. Программа Час истины. Сергей Агишев и Елена Мельникова. Передача вторая.
Христос и викинги. Программа Час истины.
Михаил Родин: Слово о полку Игореве против Велесовой Книги. Выступление на форуме «Ученые против мифов» в 2016 году.
Спасибо, друзья, за внимание к нашей публикации. В наших следующих выпусках: современные исследования Медного всадника и Гром-камня, следы животных, растения Ленинградской области и другие интересные темы. Напоминаем, что наши партнёры в своих организациях бесплатно раздают наши стенгазеты.
Ваш Георгий Попов, редактор к-я.рф