70. Блокада

70. Блокада

Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск №70, январь 2015 года.

Стенгазета «Блокада»

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт к-я.рф) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.ru или через диалоговое окошко на сайте к-я.рф. Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Наша особая благодарность – директору Музея истории и техники ОАО «Кировский завод» Игорю Юрьевичу Саврасову. Все иллюстрации, если не указано иное, предоставлены Музеем.

Фотография«Портрет маршала Г. К. Жукова» (художник – Павел Корин, 1945 год).

«Несмотря на варварские действия немецко-фашистских войск, трудящиеся ленинградских предприятий героически выполняли задачи, которые им были поручены. Так, с июля и до конца 1941 года они изготовили 713 танков, 480 бронемашин, свыше 3 миллионов снарядов и мин. Тот факт, что ленинградцы, находясь свыше одного года в блокаде, смогли подготовить для войск фронта так много боеприпасов, свидетельствует о том, что противнику не удалось подавить боевой дух славных сынов и дочерей города и парализовать работу промышленности. Пусть наша молодёжь за новыми кварталами, площадями и проспектами нынешних городов разглядит окроплённые кровью минувшей войны улицы и переулки, разбитые и черные от пожарищ стены, вздыбленную землю, с которой руками советских людей, их дедов, отцов и матерей был сметён жестокий враг. Это стоило бы сделать, пока живы очевидцы и участники героических событий великого прошлого».
Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа» и множества других наград, министр обороны СССР Георгий Константинович Жуков о Победе в Великой Отечественной войне.

Фотография
Даниил Гранин (фотограф – Rodrigo Fernandez , 2013 год).

«Голод, морозы, пожары, отсутствие электричества, воды, изматывающие воздушные тревоги – быт становился всё ужаснее, и приходится удивляться, как в этих условиях город всё же не помышлял о сдаче, работал, обеспечивал фронт боеприпасами. 900 дней блокады показали духовную силу горожан. Люди спасали друг друга: любовь, взаимопомощь творили чудеса. Спасались от смерти чаще всего те, кто спасал других, те, кто, не щадя себя, таскал воду, стоял в очередях за хлебом, ухаживал за близкими, добывал дрова… Голод никого не щадил, но всё же люди ходили на концерты, писали стихи, старались не расчеловечиться, и ныне уже непонятно, как питерский блокадник выдержал эти невиданные испытания. В истории Второй мировой войны Ленинград остался единственным городом, который выстоял, не сдался, город наших страданий, город мужества».
Даниил Гранин – писатель и общественный деятель, лауреат множества премий, почётный гражданин Санкт-Петербурга. Перед войной работал инженером на Кировском заводе, откуда ушёл на фронт в составе дивизии народного ополчения.

Фотография
Диорама «Блокадный Ленинград» (фрагмент). Музей ВОВ, Москва.


 

Начало войны

Фотография
Плакат «Все на защиту Ленинграда!»

«Голод, морозы, пожары, отсутствие электричества, воды, изматывающие воздушные тревоги – быт становился всё ужаснее, и приходится удивляться, как в этих условиях город всё же не помышлял о сдаче, работал, обеспечивал фронт боеприпасами. 900 дней блокады показали духовную силу горожан. Люди спасали друг друга: любовь, взаимопомощь творили чудеса. Спасались от смерти чаще всего те, кто спасал других, те, кто, не щадя себя, таскал воду, стоял в очередях за хлебом, ухаживал за близкими, добывал дрова… Голод никого не щадил, но всё же люди ходили на концерты, писали стихи, старались не расчеловечиться, и ныне уже непонятно, как питерский блокадник выдержал эти невиданные испытания. В истории Второй мировой войны Ленинград остался единственным городом, который выстоял, не сдался, город наших страданий, город мужества».>

Начало блокады

Фотография
Линия фронта на 21 сентября 1941 года. Hellerick, ru.wikipedia.org

20 августа 1941 года гражданское и военное руководство города обратились к ленинградцам с таким воззванием: «Над нашим родным и любимым городом нависла непосредственная угроза нападения немецко-фашистских войск. Враг пытается проникнуть к Ленинграду. Он хочет разрушить наши жилища, захватить фабрики и заводы, разграбить народное достояние, залить улицы и площади кровью невинных жертв, надругаться над мирным населением, поработить свободных сынов нашей Родины. Но не бывать этому! Ленинград — колыбель пролетарской революции, мощный промышленный и культурный центр нашей страны, никогда не был и не будет в руках врагов. Не для того мы живём и трудимся в нашем прекрасном городе, не для того мы своими руками построили могучие фабрики и заводы Ленинграда, его замечательные здания и сады, чтобы все это досталось немецким фашистским разбойникам. Никогда не бывать этому! Не впервые ленинградцам давать отпор зарвавшимся врагам. И на этот раз коварные планы врага не осуществятся. Красная Армия требует от нас, ленинградцев, больше и больше вооружения. Обеспечить снабжение бойцов на фронте вооружением и боеприпасами, снабдить оружием отряды Народного ополчения – первейшая задача тех, кто куёт нашу победу у станков, на наших фабриках и заводах. Ленинградские рабочие, инженеры и техники! Крепите оборону Родины, оборону родного города! С ещё большей самоотверженностью, не покладая рук, с полным сознанием ответственности решительного момента работайте на производстве, увеличивайте производство вооружения и боеприпасов для фронта!»

Фотография
«Дорога жизни», рис. Лизы Афанасьевой.

В конце августа 1941 года немецко-фашистские войска, несмотря на упорное сопротивление наших войск, вплотную подошли к Ленинграду, но были остановлены на ближних подступах. Предотвратить окружение Ленинграда не удалось – враг сомкнул кольцо блокады вокруг трёхмиллионного города. В блокаде оказались также сухопутные войска и корабли Балтийского флота. Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной. А уже 12 сентября, когда были закончены проверка и учёт всех съестных запасов, стало ясно, что ситуация с продовольствием является катастрофической. В ноябре в городе начался настоящий голод. Доставка в Ленинград продуктов и других жизненно важных грузов теперь могла проводиться только по воздуху, а также силами Ладожской флотилии и Северо-Западного речного пароходства, чьи транспортные возможности были очень незначительны. Героические усилия моряков не смогли обеспечить огромный город продовольствием до ледостава. Ближе к зиме, пока ладожский лёд не стал достаточно прочным для того, чтобы выдержать вес автомашин, движение через Ладогу практически прекратилось.
В ноябре 1941 года размер дневной хлебной нормы был сокращён до минимума: рабочие стали получать по 250 граммов, а остальные – по 125 граммов хлеба. Ленинград погрузился во тьму: электростанции были разрушены. Перенапряжение, отсутствие элементарных человеческих условий ещё больше снижали возможность людей сопротивляться голодной смерти. Ленинградцы умирали дома в холодных квартирах, на рабочих местах, на улицах, в очередях за хлебом. Противник, не сумев овладеть городом, решил подвергнуть его жесточайшему артиллерийскому обстрелу и массированным налётам авиации. В эти трагические дни ленинградцы делали всё, чтобы отстоять родной город. Понимание своего долга помогало обессиленным, тяжелобольным людям выполнять срочные фронтовые заказы, ремонтировать корабли, танки, артиллерию. Весь мир был потрясён мужеством и стойкостью защитников города на Неве.

У самой линии фронта

Фотография
Диорама «Баррикада у Кировского завода, 1941 год»

Фотография
«Нарвская застава», рисунок Кати Курило.

Фотография
Проспект Стачек – дорога на фронт.

Когда немцы взяли Ленинград в кольцо, передний край обороны проходил в Автово. Это историческая местность на юго-западе Санкт-Петербурга в современном Кировском районе города. От линии фронта до Кировского завода было всего четыре километра, до Нарвских ворот – шесть. Вся эта территория отлично просматривалась с Дудергофских высот, занятых гитлеровцами, и подвергалась прицельному артиллерийскому обстрелу.
С первых же дней войны жители юго-западных окраин города стали возводить оборонительные сооружения. Весь проспект Стачек перегородили дотами, дзотами и баррикадами, которые строили из мешков с песком, стальных балок, плит, колёс. «Многие из них выглядели как непреодолимые стены, в которых имелся проход, – вспоминают ветераны. – Но его устраивали так, что если бы враг прорвался в город, за несколько секунд проход можно было завалить. Многие здания минировали, чтобы в случае необходимости быстро подорвать и преградить фашистам путь завалами». Во всех жилых домах вдоль проспекта появились укреплённые амбразуры для артиллерийских орудий, пулемётов и противотанковых ружей.
На пути к линии фронта располагались три заставы. Первая – под виадуком (путепровóдом) у Кировского завода, вторая – у Красненького кладбища, и самая последняя – у больницы имени Форéля (пр. Стачек, дом 156). Автово с началом войны превратилось в мощный укрепрайон. «После прорыва блокады у немецких артиллеристов обнаружили панораму Ленинграда, – писал в своей книге «Нарвская застава» Юрий Сугоняев. – На ней заводы, фабрики, общественные здания и жилые дома Кировского района нумеровались как стратегические мишени. Нарвская застава воспринималась немецким командованием как сумма пронумерованных объектов, подлежащих уничтожению. С педантичной расчётливостью они изо дня в день уничтожали её». Немцы считали эту часть города мёртвой, ведь от большого количества сброшенных на неё бомб и снарядов там чернели сплошные руины. Однако, несмотря на огромные разрушения, Кировский район жил, воевал и работал!

Семь трамвайных остановок до фронта

Фотография Памятник Блокадному трамваю на проспекте Стачек недалеко от метро Автово. Фото: Георгий Попов.

От Кировского завода к линии фронта ходил трамвай. До войны это была обычная трамвайная линия из центра в пригород. С началом войны весь автомобильный транспорт был мобилизован на фронт, поэтому основным пассажирским транспортом в городе стали трамваи. В блокаду на трамваях к фронту везли солдат и боеприпасы, а обратно увозили раненых на специальных санитарных вагонах. Ко многим предприятиям проложили трамвайные пути. Санитарные и грузовые составы своим ходом по проспекту Стачек могли добраться только до проходной. Дальше электрические провода обрывались. Однако рельсы были в порядке. Поэтому вагоны цепляли к маленькому паровозу-«кукушке», который и тянул их к линии фронта. От завода – всего семь трамвайных остановок. У въезда в трамвайный парк, из старых трамвайных вагонов была сооружена баррикада – вагоны, поваленные набок, были заполнены песком и булыжником, преграждая тем самым путь врагу в случае его наступления на город. В 2007 году на этом месте был установлен памятник блокадному трамваю.

Промышленность Ленинграда в годы блокады

Фотография
Санитарная команда Кировского завода за пошивом тёплых вещей для фронтовиков.

Фотография
Нож-финка – экспонат Музея истории и техники Кировского завода. Такие ножи изготавливали в одном из цехов Кировского района.

Содержательный обзор состояния промышленных предприятий блокадного Ленинграда опубликован членом Совета ветеранов Волховского и Ленинградского фронтов, ветераном войны, кандидатом исторических наук Павлом Даниловым в журнале «Отечественная история» Российской академии наук. Приведём отрывок из этой замечательной публикации.
До войны Ленинград был одним из ведущих промышленных центров страны. В нем действовало более трёхсот крупных предприятий и большое количество заводов и фабрик местной промышленности и артелей. Начало войны определило необходимость перевода всей экономики на выпуск военной продукции. Предприятия лёгкой промышленности были переведены на изготовление гранатных и патронных сумок, заплечных мешков, чехлов для фляг, парусиновых плащ-палаток, обмундирования и белья. Обувная фабрика «Скороход» производила армейскую обувь, а на базе её механической мастерской изготавливали пулемётные ленты. Промкомбинаты и артели выпускали детали ручных гранат и авиабомб, комбинезоны, маскировочные халаты, рюкзаки, ремни, шапки-ушанки, ватные телогрейки и брюки. За короткое время усилиями горожан был создан надёжный ближний тыл, ставший главной базой оборонявших город войск.

Фотография
«Прифронтовая комсомольско-молодёжная бригада» Кировского завода за изготовлением снарядов.

Фотография
Танки у сборочного цеха Кировского завода.

Заводы «Электросила», «Электроаппарат» и «Буревестник» были переключены на выпуск мин. Сталепрокатный и проволочно-канатный заводы стали выпускать крепёж для танков, ленты для патронов, гранаты и автоматы. «Севкабель» и «Красная заря» увеличили производство военно-полевых средств связи. Завод резинотехнических изделий перешёл на производство аэростатов заграждения, противохимической одежды, резиновой обуви. Заводы «Русский дизель», Ижорский, Металлический и многие другие поставляли детали и узлы для танков Кировскому заводу – головному предприятию танковой промышленности России.
Особенно сложным было положение с боеприпасами. В первые недели блокады положение со снарядами, минами, порохом и взрывчаткой оказалось даже хуже, чем с хлебом и мукой. В дни ожесточённых сентябрьских боев наши войска израсходовали почти все довоенные запасы. В городе не хватало сырья для производства чугуна и стали. Заготовкой металлолома активно занималось население. Не хватало не только металла, но и тротила. На подвоз его надежды не было, а наладить производство в городе не представлялось возможным. Тогда группа учёных под руководством профессора Горного института Кузнецова разработала новое взрывчатое вещество – «синал», которое стало основным видом блокадной взрывчатки. Производство синала в короткое время было организовано на Невском химкомбинате. Им заряжались снаряды, ручные гранаты и мины. Для производства боеприпасов использовали и взрывчатку из неразорвавшихся немецких бомб.
К производству боеприпасов, наряду с крупными предприятиями, были привлечены мастерские, ремесленные училища, артели. Мелкие предприятия этого профиля размещались в пустых цехах заводов и фабрик, в бывших овощехранилищах. Применять прежние механические методы прессования взрывчатых веществ оказалось невозможным из-за отсутствия электроэнергии. Поэтому уплотняли взрывчатку в снарядах вручную, деревянными или латунными пестиками. Производство боеприпасов за первые полгода войны возросло в десять раз. Очень острой на протяжении всей войны была проблема борьбы с немецкими танками. Наиболее эффективными средствами их уничтожения, безусловно, были пушки, танки, авиация и противотанковые ружья. Однако в первый период войны этих средств не хватало. Поэтому часто использовалась самовоспламеняющаяся жидкость, залитая в бутылки. Рецепты её производства были разработаны рядом лабораторий химических предприятий и институтов. Испытаниям были подвергнуты десятки образцов горючей смеси, и только после этого началось её промышленное производство. К сбору пустых бутылок привлекали школьников.
Люди недосыпали, голодали, но поставленные перед ними задачи выполняли. Рабочие и работницы сутками не выходили из цехов. На помощь взрослым пришли 12-15-летние мальчики и девочки. Оружие и боеприпасы выпускались прямо у передовой. Примерами самоотверженности могут служить коллективы Кировского завода и завода «Электросила». Немецкая артиллерия и авиация обрушивали на них один удар за другим, но рабочие редко уходили в укрытие, а те, кто обслуживал котельные и литейные цеха, не покидали свои рабочие места ни при каких обстоятельствах.
В связи с оккупацией в сентябре немецкими войсками части Ленинградской области все гидроэлектростанции оказались или на территории, занятой врагом, или отрезанными от города. В начале 1942 года в Ленинграде на ходу оставалась лишь одна электростанция, работавшая на торфе. Чтобы обеспечить город и в первую очередь электростанции хотя бы минимальным количеством топлива, через Ладожское озеро была организована доставка угля. Одновременно использовались все ресурсы местного топлива: начался слом на дрова деревянных построек, активно велась рубка леса. Позднее по дну Ладожского озера был проложен нефтепровод и электрокабель от Волховской гидроэлектростанции.

Фотография
Ленинградский спортсмен лейтенант С.С. Гаскевич во время дозорной службы на буере. Фото: Николай Янов, photoarchive.spb.ru.

Интересно, что для целей ледовой разведки на Финском заливе и Ладожском озере, проведения стремительных диверсионных операций и даже доставки небольших партий грузов широко использовались буеры – сани под парусами. Отряды буеристов проложили первую трассу Дороги жизни, разметив её флажками, сопровождали автоколонны и обозы, контролировали состояние ледовой трассы, оказывали помощь застрявшим во льду машинам.

Фотография
Танк КВ-1 выезжает из проходной Кировского завода.

Наряду с рабочими над выпуском военной продукции трудились учёные. Несмотря на голод и холод, совместно с конструкторами они сумели разработать и внедрить в производство новые виды вооружения и боевой техники. Основным и единственным инструментом технолога был мел, с помощью которого он на полу и стенах создавал чертежи, по которым монтажники сразу же устанавливали на землю оборудование, в срочном порядке поставленное с других предприятий. Затем под станки и машины подводили фундамент. На ряде предприятий, несмотря на нехватку оборудования и сырья, производились принципиально новые виды вооружения. Ими изготовлялись не только легендарные «Катюши», но и первые тяжёлые фугасные ракеты вращательного типа. Впервые в военной истории были разработаны ракеты класса «земля-воздух». Первый в мировой практике залп ракет с воды был нанесён «морскими катюшами» с Финского залива по немецким позициям под Петергофом.
Завод имени Жданова (сейчас «Северная верфь») в блокаду выпускал баржи для Ладожской флотилии, части для пушек, снаряды и ремонтировал корабли. Линия фронта проходила всего в трёх километрах от верфи. Для обстрела фашистам даже не требовались дальнобойные орудия, до цехов «доставали» обычные пушки. Рабочие пытались хоть как-то замаскировать производство. Вдоль всей набережной со стороны передовой они высадили «деревья» – вкопанные в землю стальные трубы с приваренными к ним металлическими «ветками» и стальной стружкой. Выкрашенные в зелёный цвет, такие «рощи» были хоть и не самой эффективной, но все же маскировкой, спасшей немало человеческих жизней. Но вряд ли ждановцы смогли бы самостоятельно держать оборону без поддержки мощных кораблей, находившихся в акватории завода. Они ещё не были готовы к плаванию, но зато их пушки трудились изо всех сил. Долгое время вражеские войска, которые прорывались к Красному Селу и Петергофу, поливал смертельным огнём недостроенный эсминец «Опытный».
В сложнейших условиях военного времени в 1941 году было изготовлено 39 реактивных миномётных установок, 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов, 5 тысяч пушек, 10 тысяч миномётов, 3 миллиона снарядов и мин. Следует особо отметить, что половина всей изготовленной в Ленинграде военной продукции направлялось на другие участки фронта.

Как рождался «Танк прорыва»

Фотография
«Царь-танк» Лебеденко на испытаниях, 1915 год. ru.wikipedia.org.

Фотография
Т-35 – самый мощный танк Красной Армии 1930-х годов. ru.wikipedia.org.

Созданию танков серии КВ, одних из самых лучших для своего времени, предшествовала многолетняя напряжённая работа. Первый российский проект боевой гусеничной машины был выполнен Василием Менделеевым, сыном знаменитого химика. Он был главным конструктором подводных лодок, а в свободное время разрабатывал сухопутную боевую машину, которая, к сожалению, так и не была построена. Первые опытные образцы наших танков – это небольшой танк Пороховщикова («Русский вездеход») и огромный «Царь-танк» (колёсный танк Лебеденко). До этапа серийного производства они не дотянули.
В 1917 году появились более реалистичные проекты (танк Рыбинского завода и бронированный трактор Гулькевича). Первые серийные танки, оказавшиеся на российской земле, были присланы из Британии и Франции в 1919 году в виде военной помощи белой армии. Один из танков (французский Рено FT-17) был захвачен красноармейцами, разобран и исследован. На его основе в 1920-1921 годах было выпущено 15 танков «Рено-русский», первый из которых получил имя «Борец за Свободу тов. Ленин». Собирались танки на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде, а вооружение для них поставлялось Путиловским заводом в Петрограде (с 1922 года – «Красный путиловец», а с 1934 года – Кировский). Вскоре последовало несколько интересных нереализованных проектов, среди которых лёгкий танк «Щитоноска» и плавающий танк Ижорского завода. С 1928 года ленинградский завод «Большевик» (бывший Обуховский) приступил к серийному выпуску танков Т-18 (он же МС-1 – «Малый сопровождения»), а с 1931 года – Т-26. В 1931-1933 годах в Харькове в больших количествах выпускался БТ («Быстроходный танк»), предшественник знаменитого танка Т-34, самого массового среднего танка Второй мировой войны. Там же, на Харьковском паровозостроительном заводе, выпускался тяжёлый пятибашенный танк Т-35.

Фотография
Жозеф Котин – генерал-полковник, Герой социалистического труда, доктор технических наук, профессор, Лауреат Государственных премий СССР, главный конструктор Кировского завода. Памятник на Кировском заводе. Фото: Георгий Попов.

«Сейчас всем от мала до велика ясно, каким может и должен быть танк, – вспоминал выдающийся танкостроитель Жозеф Котин. – А тогда шёл поиск, шли споры. Изготовляли танки с тремя и даже с пятью башнями, начиняли их огромным количеством оружия. Неповоротливость, большой экипаж машин не смущали их создателей. Существовало и другое мнение. Делали так называемые «кавалерийские» танки, обладавшие высокими скоростными качествами, но с тонкой броней и слабым вооружением. Третьи же конструкторы пытались найти золотую середину, добиться такого положения, чтобы танк имел и хорошее вооружение, и достаточную скорость, и надёжную броневую защиту».

Фотография
Исаак Зальцман – генерал-майор, Герой социалистического труда, лауреат Государственной премии, директор Кировского завода, нарком танковой промышленности СССР.

В 1932 году на заводе «Красный путиловец» было создано танковое конструкторское бюро, которое стало головным разработчиком и изготовителем бронетанковой и артиллерийской техники Советского Союза. К 1939 году были построены экспериментальные танки СМК («Сергей Миронович Киров»), Т-100 и КВ («Клим Ворошилов»). Боевое крещение эти могучие бронемашины получили в ходе Советско-Финской войны (1939-1949 годы) при прорыве укреплений «Линии Маннергейма». Танк KB действовал в бою значительно лучше своих «коллег». Он уверенно двигался по территории противника по курсу, указанному по радио, ведя огонь из орудия по обнаруженным целям, а на обратном пути вывел на буксире подбитый танк Т-28. После боя, при осмотре танка, его экипаж насчитал следы от 43 попаданий снарядов в корпус и башню. У танка был прострелен насквозь ствол пушки, повреждены гусеницы, пробит опорный каток, сорван запасной топливный бак. Но броню KB пушки противника пробить не смогли. За «поведением» танков внимательно следили Жозеф Котин, главный конструктор, и Исаак Зальцман, директор Кировского завода. Через два дня после боя (19 декабря 1939 года) решением правительства тяжёлый танк KB был принят на вооружение Красной Армии, и Кировский завод приступил к его серийному производству.

Фотография
Сборка танков КВ-1 на Кировском заводе. 1941 год.

Фотография
Безымянный герой на танке КВ-1C, расстрелявший немецкую танковую колонну на Воронежском фронте. Фото: Макс Альперт, waralbum.

Долгое время этому тяжёлому танку не было равных. Немцы прозвали его «призраком», поскольку снаряды, выпущенные из стандартных противотанковых пушек, просто отскакивали от него, не оставляя на броне никаких повреждений (лишь в 1943 году «эстафетную палочку» у КВ принял более мощный и современный «зверь» – ИС). «Когда 22 июня 1941 года немецкие войска переходят границу СССР, – пишет историк Александр Смирнов, – они обнаруживают, что снаряды их полевой артиллерии неспособны пробить броню советских тяжёлых танков. Когда начальнику Генерального штаба сухопутных войск Германии генерал-полковнику Францу Гальдеру сообщают о советском оружии, он этому просто не верит».
Вот отрывок из воспоминаний немецкого генерал-полковника Эрхарда Рауса: «6-я танковая дивизия вермахта 48 часов воевала с одним-единственным советским танком КВ-1. 50-тонный КВ-1 расстрелял и раздавил своими гусеницами колонну из 12 грузовиков со снабжением, потом прицельными выстрелами уничтожил артиллерийскую батарею. Немцы, разумеется, вели ответный огонь, но безрезультатно. Снаряды противотанковых пушек не оставляли на его броне даже вмятин. Да что пушки — броню КВ-1 не могли пробить даже 150-миллиметровые гаубицы. Правда, удалось обездвижить танк, взорвав снаряд у него под гусеницей. Но «Клим Ворошилов» и не собирался никуда уезжать. Он занял стратегическую позицию на единственной дороге, и двое суток задерживал продвижение дивизии (обойти его немцы не могли, потому что дорога проходила через болота, где вязли армейские грузовики и лёгкие танки). Наконец, к исходу второго дня сражения нам удалось расстрелять танк из зениток. Но, когда солдаты опасливо приблизились к стальному чудовищу, башня танка внезапно повернулась в их сторону — видимо, экипаж все ещё был жив. Лишь брошенная в люк танка граната поставила точку в этом невероятном сражении».
Известно множество случаев, когда танкисты на КВ буквально творили чудеса. Так, 20 августа 1941 года экипаж танка КВ-1 под командованием старшего лейтенанта Зиновия Колобанова в одном бою под Гатчиной подбил 22 танка противника (целую колонну), а всего ротой Колобанова, состоявшей из пяти тяжёлых танков КВ-1, в этот день было подбито 43 фашистских танка. 13 июля 1942 года командир танка КВ Семён Коновалов в тяжёлом бою уничтожил 16 танков и самоходных артиллерийских установок противника. После того, как танк Коновалова всё-таки был подбит, танкисты, сняв с машины один из пулемётов, стали пробираться к своим. На четвёртые сутки они встретили танковую колонну противника, остановившуюся на отдых. Скрытно подобравшись к колонне, герои «угнали» один из танков, что помогло им добраться в расположение наших войск. Коновалов ещё долго успешно воевал на трофейной машине.

Эвакуация ленинградских предприятий

Фотография
Эвакуация оборудования Кировского завода. Порт Кабона на Ладожском озере, осень 1941 года.

Фотография
Дети работников Кировского завода в эвакуации на заготовке дров.

Фотография
Танк ИС-2 в сборочном цеху Челябинского Кировского завода.

В условиях приближения немецких войск к Ленинграду и угрозы его полного окружения необходимой стала массовая эвакуация важнейших промышленных предприятий, станков, материалов, чертежей, а также рабочих и инженеров, в более безопасное место. Эвакуация ленинградских фабрик и заводов в города Поволжья, Урала, Сибири, Средней Азии началась в июле 1941 года. В спешном порядке переезжали на восток крупнейшие машиностроительные, электротехнические, приборостроительные предприятия, конструкторские бюро, учебные и научно-исследовательские институты, военные училища. Всего к началу сентября 1941 года из Ленинграда были вывезены около ста предприятий и 160 тысяч работников.
Из блокированного города в Челябинск и Свердловск вместе с оборудованием переправились свыше 10 тысяч работников Кировского завода и членов их семей. Ленинградцы были эвакуированы водным путём через Ладогу и по воздуху, а затем из Тихвина и Вологды железной дорогой на Урал. Людей расселяли в общежитиях, учебных заведениях, клубах. Пришлось надстраивать старые дома, возводить бараки прямо перед заводоуправлением. Расселялись и в квартиры уральцев – это называлось «принять на уплотнение». Директор завода распорядился, чтобы не было ни одной землянки. Три квадратных метра на человека стало нормой военного времени. Действовали по доброму согласию, не было ссор и пререканий. Уральцы делились с эвакуированными не только жильём, но и одеждой, посудой, бельём. Отношения тех лет теперь кажутся удивительными: незнакомые люди иногда становились ближе родных.
На базе Челябинского тракторного завода в кратчайший срок было создано одно из самых крупных в мире танкостроительных предприятий, получившее название «Челябинский Кировский завод» или «Танкоград». Директором завода был назначен Исаак Зальцман, главным конструктором – Жозеф Котин. В «Танкоград» влились также Харьковский моторный завод и несколько других предприятий. Всего за три недели в здании, не имевшем крыши, было смонтировано 5800 металлообрабатывающих станков и большое количество другого оборудования, прибывшего из Ленинграда. Пока заканчивалось строительство нового корпуса, танки собирались под открытым небом на морозе.
Уже в конце 1941 года «Танкоград» стал посылать на фронт тяжёлые боевые танки КВ, а в январе 1942 года выпускалось по 300 танков КВ в месяц. Вслед за КВ завод освоил выпуск знаменитых Т-34 и самоходных артиллерийских установок. Партия самоходок предназначалась для начала операции по прорыву блокады Ленинграда. В 1943 году начался выпуск нового тяжёлого танка ИС. После окончания Великой Отечественной войны танковое производство вернулось в Ленинград, но многие кировцы остались в Челябинске, и до сих пор сохранились дружественные связи между двумя прославленными коллективами.

Долгожданный прорыв

Фотография
Фрагмент 40-метровой диорамы Музея «Прорыв блокады Ленинграда».

В течение 1942 года Красная Армия дважды предпринимала попытки прорыва блокады (Любанская и Синявинская наступательные операции). Однако они не увенчались успехом. Переломный момент в истории битвы за Ленинград наступил в январе 1943 года. Блокадное кольцо было прорвано 18 января. В ходе операции «Искра» наши войска ударили сразу с двух сторон по самому узкому месту немецких позиций – у деревни Марьино на так называемом «Шлиссельбургско-Синявинском выступе». На узкой полоске отвоёванной у фашистов земли сразу же построили железную дорогу. И только лишь через год, 27 января 1944 года, над Ленинградом впервые прогремели мирные залпы салюта – в честь полной ликвидации ужасной 872-дневной блокады.
Однако войска немецкой 18-й армии находились в непосредственной близости от Ленинграда и продолжали интенсивные артиллерийские обстрелы города и «Дороги победы». Полностью освободить наш город от блокады смогли войска Ленинградского фронта при взаимодействии с войсками Волховского фронта в ходе боевой операции «Январский гром». Петергофско-стрельнинская группировка противника была отброшена на расстояние 60-100 км от города, освобождены Красное Село, Ропша, Пушкин, Красногвардейск (ныне Гатчина) и Слуцк (Павловск). 27 января 1944 года над Ленинградом впервые прогремели мирные залпы салюта – в честь полной ликвидации ужасной 872-дневной блокады.

Их именами названы…

Улицы и проспекты переднего края обороны блокадного Ленинграда

Улица Белоусова (1921-1945). Названа в честь Героя Советского Союза Виталия Белоусова. Майор Белоусов командовал артиллерийским дивизионом. 27 апреля 1945-го в бою под Бранденбургом его пехотинцы яростно сражались за каждый дом. Белоусов вывел орудия дивизиона на прямую наводку и метким огнём подавил огневые точки гитлеровцев. Оборона противника была прорвана. Умер за девять дней до окончания войны.
Улица Маршала Говорова (1897-1955). Названа в честь командующего войсками Ленинградского фронта, Героя Советского Союза Леонида Говорова. Под его руководством осуществлялись планы активной обороны Ленинграда и прорыва блокады в январе 1943 года.
Улица Лёни Голикова (1926-1943). Подросток-партизан. Участвовал в 27 боевых операциях. Им уничтожено 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственных склада и десять машин с боеприпасами. Награждён орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».
Улицы Губина (1918-1941), Косинова (1917-1941), Ивана Черных (1918-1941). 16 декабря 1941 года экипаж самолёта в составе командира Черных, штурмана Косинова и стрелка-радиста Губина выполнял боевое задание по уничтожению вражеской колонны с техникой у города Чудово. Самолёт был подбит вражеским снарядом. Но лётчики не покинули машину. Штурман Косинов сбрасывал бомбы, а стрелок-радист Губин поливал врага свинцом. Командир направил горящий самолёт в самую гущу фашистской колонны. За этот подвиг всему экипажу присвоено звание Героев Советского Союза.
Проспект Маршала Жукова (1896-1974). Один из главных творцов Победы советской армии. Командовал войсками Западного, Ленинградского, 1-го Белорусского фронта, заместитель наркома обороны СССР, заместитель Верховного Главнокомандующего. 8 мая 1945 г. принял капитуляцию гитлеровской Германии. 24 июня 1945 года он принимал триумфальный Парад Победы в Москве.
Улица Маршала Казакова (1898-1968). Маршал артиллерии, герой Советского Союза Василий Казаков. Это звание ему было присвоено 6 апреля 1945 года за отличия в Висло-Одерской операции.
Улица Солдата Корзуна (1911-1943). Артиллерист Андрей Корзун погиб при обороне Ленинграда. 5 ноября 1943 года немцы обрушили на советскую батарею град огня. Дежуривший возле орудия Корзун был тяжело ранен, однако заметил, что осколком подожжены пороховые заряды, невдалеке от которых находились и снаряды. Наводчик дополз до огня, лёг на пламя и ценой своей жизни погасил его. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Улица Зои Космодемьянской (1923-1941). Отважная партизанка. Была схвачена немцами у деревни Петрищево. Её жестоко пытали, но об отряде девушка не сказала ничего. Была повешена фашистами. Ей посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
Улица Маринеско (1913-1963). Названа в честь командира легендарной подводной лодки «С-13», капитана 3-го ранга, Героя Советского Союза Александра Маринеско. 30 января 1945 года, командуя подлодкой, он пустил на дно германский суперлайнер «Вильгельм Густлов», на борту которого находились свыше пяти тысяч солдат и офицеров.
Улица Зины Портновой (1926-1944). Партизанка. В октябре 1943 года её послали на разведку в деревню Мостищи. Девушку поймали полицаи. Во время допроса Зина схватила лежавший на столе пистолет и застрелила начальника гестапо и одного офицера. Попыталась бежать, но была ранена в ногу. Допросы и пытки не сломили воли юной партизанки. В начале января 1944 года её казнили.
Улица Танкиста Хрустицкого (1902-1944). Четырнадцать лет прослужил Владислав Хрустицкий в танковых войсках, пройдя путь от командира танковой роты до командира отдельной танковой бригады. Во время важнейшего боя у посёлка Волосово экипаж Хрустицкого подбил несколько танков противника, раздавил противотанковую пушку, уничтожил много гитлеровцев. И когда бой, казалось, был уже завершён, машина комбрига загорелась. В танке взорвались боеприпасы…
Улица Генерала Симоняка (1901-1956). Названа в честь Героя Советского Союза, гвардии генерал-лейтенанта Николая Симоняка. Комбриг Симоняк участвовал в обороне полуострова Ханко. В 1942 году командовал 136-й дивизией в кровопролитных боях на Ивановском «пятачке». В январе 1943-го его дивизия форсировала Неву и, преодолевая яростное сопротивление врага, вышла на соединение с войсками Волховского фронта. Блокада Ленинграда была прорвана.

Памятные даты, имеющие отношение к блокаде Ленинграда.

8 сентября: «День памяти жертв блокады (1941 год)» – День памяти в Санкт-Петербурге.
18 января: «День прорыва блокады Ленинграда (1943 год)» – Праздник Петербурга.
27 января: «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год)» – Праздник Петербурга, а также День воинской славы России; формулировка – согласно Федеральному закону от 26 ноября 2014 года.
5 июня: «День прорыва морской минной Блокады Ленинграда (1946 год)» – День памяти в Санкт-Петербурге.
Закон Санкт-Петербурга «О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге».

Музеи и выставочные залы, имеющие отношение к блокаде Ленинграда.

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда: Санкт-Петербург, Соляной переулок, дом 9. Тел. 275-7547.
Филиал музея: Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Коккорево, дом 27. Тел. 8 (921) 993-9687, по предварительной записи.
Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда»: Ленинградская область, г. Кировск, ул. Пионерская, дом 1. Тел. 8 (1362) 25-900 (выставочный зал).
Структурное подразделение музея: Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Ленинградская область, Кировский район, деревня Марьино, Ладожский мост. Тел. 8 (1362) 20-782 (диорама и экспозиция танков).
Ленинград в годы Великой Отечественной войны, экспозиция. Государственный музей истории Санкт-Петербурга, филиал «Особняк Румянцева». Санкт-Петербург, Английская набережная, дом 44. Тел. 571-7544.
Музей истории и техники ОАО «Кировский завод»: Санкт-Петербург, пр. Стачек, дом 72, литера «А». Тел. 647-6468, по предварительной записи.

 

Информация об этой стенгазете на сайте Кировского завода

Буду рад, если вы найдёте ошибку, выделите её и нажмёте Ctrl+Enter.


Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Cloudim - .