42. Стильный Петербург

Стильный Петербург стенгазета

42. Стильный Петербург

Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск №42, апрель 2013 года.


Стильный Петербург

Стрела времени

«Красота Петербурга – в удивительной гармонии городских пространств, улиц, площадей, рек, каналов и окружающих зданий, их размеров, высоты, масштаба деталей. И дело не только в том, что в городе действовал строгий регламент. Но и в том, что его строили очень хорошие архитекторы, как отечественные, так и иностранные. Строили по-разному, в соответствии с духом места и времени, руководствуясь своими и заказчика эстетическими предпочтениями, но всегда строго соблюдая принятые в городе правила. Это, наверное, и можно назвать Петербургским стилем». – Академик архитектуры Юрий Земцов.

Барóкко

Барокко раннее (Петровское)

В то время как Пётр I вёл со Швецией Великую Северную войну (1700-1721 годы) и основывал Санкт-Петербург (1703 год), в любимой им Европе домá строились по правилам стиля «барóкко». Это слово можно перевести как «причудливый». Вот описание типичного дома той эпохи: замысловатые углы на стенах и крышах, многоэтажные башенки, шпили, маленькие колонны, полоски вдоль и поперёк, «завитушки» и другие мелкие украшения. Всё «природное» считалось «дикарским», поэтому натуральный строительный камень старательно закрашивался слоем цветной штукатурки. Пётр старался, чтобы его юная столица не отставала от европейской моды, но заботы и тяготы военного времени не позволяли ему «развернуться» в полной мере. Например, вместо дорогих больших стёкол в рамы вставлялись множество маленьких, а колонны и украшения просто рисовались на ярких цветных стенах толстым слоем белой штукатурки. Приглашённые из разных стран архитекторы в целом равнялись на барóкко, но не особенно отвлекались при этом на «излишества». В результате в молодом Петербурге родилась сдержанная, удивительно элегантная архитектура, стиль которой учёные называют «Петровское барóкко». Стоит запомнить по крайней мере двух архитекторов этого периода: швейцарца Домéнико Трези́ни и француза Жан-Бати́ста Леблóна. Главные творения Трези́ни – Петропавловский собор, Петровские ворота, Летний дворец Петра I, Здание Двенадцати коллегий и Благовещенская церковь в Александро-Невской лавре. Леблóн разработал генеральный план застройки Петербурга. Чудом сохранился жилой дом, построенный по «типовому проекту» Леблóна, – дом Троекурова.

Фотография
Петропавловский собор (Домéнико Трези́ни). Фото Alexxx1979, ru.wikipedia.org.
Фотография
Ки́кины палáты (архитектор не установлен). Фото Heidas, ru.wikipedia.org.
Фотография
Мéншиковский дворец (Джиовáнни Фонтáна). Фото Георгий Попов
Фотография
Здание Двенадцати коллегий (Домéнико Трези́ни). Фото: Андрей Корзун, ru.wikipedia.org.
Фотография
Здание Кунсткамеры (Георг Маттарнóви). Фото Steven Pavlov, ru.wikipedia.org.


Барокко пóзднее (Елизаветинское)

Разгар стиля барóкко в России пришёлся на царствование Елизаветы (дочери Петра I), поэтому этот период называется ещё «Елизаветинское барóкко». Типичная постройка этого времени напоминала изысканный праздничный торт огромного размера с невероятным количеством разнообразных украшений. В строгом по-военному городе вдруг расцвели нарядные дворцы, пышные усадьбы и величавые храмы. Колонны, наконец, «отлепились» от стен, плоские узоры стали выпуклыми и «сочными». Когда вы соберётесь фотографировать архитектурные шедевры Елизаветинского барóкко, постарайтесь «поймать» боковое освещение – в этом случае декоративные детали выглядят наиболее рельефно. Видимо, архитекторы сознательно собирались радовать петербуржцев такой замысловатой игрой света и тени, учитывая, что Солнце заглядывает к нам не так уж часто. В разговорах о барóкко часто мелькает словечко «рококó» («мелкие ракушки») – так называют модный тогда пышный стиль убранства комнат. Главным архитектором позднего барóкко считается итальянец Бартоломéо Растрéлли – именно его творения являются символами Петербурга этого периода: Смольный собор, Зимний дворец, Стрóгановский и Воронцóвский дворцы, Большой Петергофский дворец, Екатерининский дворец в Царском селе. Сáвва Чевáкинский построил прекрасный Морской собор на Никольской площади, Шувáловский и Шеремéтевский дворцы; Александр Вист – Ботный домик (музей «дедушки русского флота» – ботика Петра I) в Петропавловской крепости и Андреевский собор на Васильевском острове. «Обычные» жилые дома в этом «дворцовом» стиле не строили.

Фотография
Смольный собор (Бартоломéо Растрéлли). Фото: Георгий Шуклин, ru.wikipedia.org.
Фотография
Зимний дворец (Бартоломéо Растрéлли). Фото А.Савин, ru.wikipedia.org.
Фотография
Екатерининский дворец (Бартоломéо Растрéлли). Фото Steven Pavlov, ru.wikipedia.org.
Фотография
Строгановский дворец (Бартоломéо Растрéлли). Фото: Alexxx1979, ru.wikipedia.org.
Фотография
Николо-Богоявленский морской собор (Сáвва Чевáкинский). Фото: Alexxx1979, ru.wikipedia.org.


Классицизм

Классицизм ранний и средний

Удивительно, насколько быстро даже самые прекрасные творения могут выйти из моды! Так случилось и с архитектурой в стиле барóкко. Императрицу Екатерину Великую и её сподвижников уже не привлекали пышные «завитушки» Франчéско Растрéлли, сам знаменитый архитектор был уволен и умер, всеми забытый. Наступило время зданий, похожих на строгие классические храмы Древней Греции. Попробуйте нарисовать дом в стиле «классицизм»: гладкая светло-жёлтая стена, снизу во всю ширину ступеньки, несколько белых колонн (обязательно чётное число!), над ними – треугольник («фронтóн», от латинского слова «лоб»), ещё выше – небольшая башенка и где-нибудь, на одинаковом расстоянии от середины, парочка ваз или статуй – всё просто и величественно. В этот период архитекторы наконец-то оценили неповторимую красоту природного камня: вовсю используется серый и розовый гранит, благородный мрамор. Француз Жан-Бати́ст Валлéн-Деламóт проектировал здание Академии Художеств (вместе с Александром Кокóриновым), Гостиный Двор и Малый Эрмитаж; итальянец Антóнио Ринáльди – Мраморный дворец; Юрий Фéльтен – Старый Эрмитаж, набережные Невы и великолепную ограду Летнего сада; Иван Стáров – Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры; Николай Львов – Невские ворота Петропавловской крепости. Самый значительный архитектор эпохи классицизма – итальянец Джакóмо Кваре́нги. На его «счету» такие прекрасные строения: Эрмитажный театр, Конногвардейский манеж, Академия наук и Смольный институт.

Фотография
Таврический дворец (Иван Стáров). Фото: Александр Разумов, ru.wikipedia.org.
Фотография
Академия наук (Джакóмо Кваре́нги). Фото Фото: Dezidor, ru.wikipedia.org.
Фотография
Смольный институт (Джакóмо Кваре́нги).Фото: Georgy Shuklin, ru.wikipedia.org.
Фотография
Усадьба Александрино (Жан-Бати́ст Валлéн-Деламóт). Фото: Mitami, ru.wikipedia.org.
Фотография
Храм святой Екатерины (Юрий Фéльтен). spbcultue.ru


Классицизм поздний (ампи́р)

Самые узнаваемые творения классицизма были построены на последнем этапе жизни этого стиля (это произошло и с барóкко, кстати). Общество находилось под впечатлением военных успехов нашей страны, ставшей к тому времени одной из самых могущественных империй в мире. Архитекторы стремились создать грандиозные «ансамбли», объединяющие целые площади и улицы. Огромные арки, увенчанные военными колесницами, величественные колоннады и скульптурные группы – всё это «работало» вместе во имя одной цели – прославления Империи и её героев. От слова «империя» и возникло название этой парадной разновидности классицизма: «ампи́р». Великолепное Адмиралтейство, построенное Андрея́ном Захаровым на месте Петровских кораблестроительных верфей, воспевает силу Российского морского флота. Больше тридцати статуй морских божеств скульптора Фёдора Щедрина кажутся одним целым со зданием. Андрей Воронихин создал Казанский собор, выходящий на Невский проспект торжественной колоннадой из 96 колонн. Француз Жан Томá де Томóн возвёл ансамбль, известный на весь мир как «стрелка Васильевского острова»: здание Биржи и Ростральные колонны-маяки. Образ города немыслим без творений итальянца Карла Рóсси: арка Главного штаба, Сенатская площадь, Александринский театр и улица, названная именем Рóсси. Всю жизнь француз Огю́ст Монферрáн руководил постройкой грандиозного Исаакиевского собора, а его Александровская колонна – одна из самых высоких и самых красивых. Василий Стасов прославил подвиги российского воинства триумфальными арками – Московские и Нарвские ворота.

Фотография
Адмиралтейство (Андрея́н Захаров). wallspaper.ru
Фотография
Стрелка Васильевского острова (Жан Томá де Томóн). Фото: Юлия Ушакова, ru.wikipedia.org.
Фотография
Ансамбль Дворцовой площади (Карл Рóсси и Огю́ст Монферрáн). Фото: Макс А. Хлопов, ru.wikipedia.org.
Фотография
Исаакиевский собор (Огю́ст Монферрáн). Фото: Dezidor, ru.wikipedia.org.
Фотография
Нарвские ворота (Василий Стасов). Фото: Георгий Попов.


Эклéктика

Эклéктика ранняя

Здания классицизма кажутся нам совершенными. Но и этому замечательному стилю настала пора выйти из моды. Бурное развитие промышленности в России и во всём мире привело к смене идеалов красоты. Архитекторы как будто взбунтовались против надоевших правил. Богатые промышленники, заказывая себе дома, тоже не хотели прослыть старомодными и соревновались друг с другом в оригинальности. Так появился стиль под названием «эклéктика» (что значит «свобода выбора»), главной чертой которого было …отсутствие стиля! Интересно выразил общее мнение классик русской литературы Николай Гоголь: «Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое. Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену». Можно сказать, что заказчик и архитектор просто выбирали себе образец для подражания – среди построек разных стран и эпох – и строили похожий на него дом. Среди множества архитекторов периода ранней эклéктики ведущими являются Андрей Штакеншнéйдер и Константин Тон. Как подражание стилю барóкко Штакеншнéйдер построил дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте и Ново-Михайловский дворец на Дворцовой набережной. Константин Тон разработал проект Екатерининского собора в Пушкине (подражание византийским церквям), Николаевский (сейчас Московский) вокзал (подражание зданиям западноевропейских городов эпохи Возрождения). Многие творения Тóна были снесены после революции 1917 года.

Фотография
Дворец Белосельских-Белозерских (Андрей Штакеншнéйдер). Фото Корзун Андрей, ru.wikipedia.org.
Фотография
Екатерининский собор в Пушкине (Константин Тон). Фото: Sailko, ru.wikipedia.org.
Фотография
Московский вокзал (Константин Тон). Фото: El Pantera, ru.wikipedia.org.
Фотография
«Готическая» капелла в Петергофе (Карл Ши́нкель). Фото: Sergey Nemanov. ru.wikipedia.org.
Фотография
«Греческое» крыльцо Нового Эрмитажа с атлантами (Лéо фон Клéнце). Фото: Sailko, ru.wikipedia.org.


Эклéктика поздняя

Перед тем как выйти из моды, эклéктика подарила Петербургу очень интересные здания, в оформлении которых архитекторы смело смешивали самые разные стили. Во-первых, стали применяться современные строительные материалы и технические приёмы. Так, Максимилиáн Месмáхер возвёл уникальный прозрачный купол из стали и стекла над Музеем училища технического рисования барона Штиглица; Василий Кенель также увенчал куполом оригинальной конструкции первый каменный цирк России (на Фонтанке); Иерони́м Ки́тнер построил удивительную пальмовую оранжерею в Ботаническом саду. Во-вторых, архитекторы решительно перестали «стесняться» голых кирпичных стен. Украшения, которые раньше лепились из штукатурки, стали выкладываться прямо из кирпича, особенно при постройке зданий заводов и больниц – практично и недорого. Основателем такого «кирпичного» стиля в России считается Виктор Шрётер. И, наконец, в-третьих, в период поздней эклéктики возникло увлечение «русским» стилем. Это Собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови́), который построил на месте убийства Александра II Альфрéд Пáрланд; собор Петра и Павла в Петергофе (Николай Султанов); Воскресенская церковь у Варшавского вокзала (Гéрман Гримм); церковь Успения Пресвятой Богородицы на набережной Лейтенанта Шмидта и Богоявлéнская церковь на Гутуевском острове (Василий Косяков). На старинную русскую крепость похож музей Суворова на Кирочной улице (Александр фон Гóген).

Фотография
Музей училища технического рисования (Максимилиáн Месмáхер). Фото: Dezidor, ru.wikipedia.org.
Фотография
Иоáнновский монастырь на Карповке (Николай Ни́конов). Фото: AleAlexander, ru.wikipedia.org.
Фотография
Особняк Шрётера на набережной Мойки (Виктор Шрётер). Фото: Георгий Попов.
Фотография
Собор Воскресения Христова – Спас-на-Крови́ (Альфрéд Пáрланд). Фото: Sailko, ru.wikipedia.org.
Фотография
Музей Суворова (Александр фон Гóген). Фото: Georgy Shuklin, ru.wikipedia.org.


Модéрн

К началу XX (20-го, теперь уже прошлого) века в Петербурге ещё продолжали строить дома, копирующие архитектуру разных прошедших эпох. Но город, уставший от бесконечных подражаний, уже впустил в своё сердце новый стиль, не похожий на прежние, – «модéрн» (что значит «современный»). Железобетон, металл и стекло – полноправные участники как «скелета», так и наружного оформления дома в стиле «модéрн». Эти новые тогда материалы многое «позволили» сделать архитекторам и строителям: огромный стеклянный купол, башню, арку в несколько этажей, которые открывают вид на многоэтажные светлые залы. Окна первых этажей нередко превращены в большие витрины. Стены и крышу стало возможным как угодно изогнуть, сгладив острые углы. Дом свободно поделён на несколько частей разной формы и высоты, а его внутреннее строение подчас угадывается снаружи: мы можем сказать: «вот здесь, например, проходит лестница». Внешние конструкции, фонари, решётки на окнах и балконах и даже дверные ручки изогнуты и переплетены наподобие фантастических растений. Облицовка – грубо отёсанный природный камень и шершавая штукатурка. А некоторые дома даже кажутся не делом рук человека, а творением природы: куском дикой скалы с пещерами, населёнными загадочными животными и мифологическими персонажами. Замечательно было бы пройтись, скажем, по Петроградской стороне и «отловить» на свой фотоаппарат многочисленных филинов, рысей, волков и зайцев, которые спрятались среди папоротников и мухоморов!

Фотография
Дом компании Зи́нгер, или «Дом книги» (Павел Сюзóр). Фото: Александр Гирёв, ru.wikipedia.org.
Фотография
Витебский вокзал (Станислав Бржозóвский). Фото Medved, ru.wikipedia.org.
Фотография
Особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте (Александр фон Гóген). Фото: Sbarichev, ru.wikipedia.org.
Фотография
Дача Гаусвáльд на Каменном острове (Владимир Чáгин). Фото, Laverta, ru.wikipedia.org.
Фотография
Лесные персонажи дома Иды Лидвáль (Фёдор Лидвáль). Фото Георгий Попов.


Советский период

Ранний Советский период (Авангáрд)

В «эпоху модéрна» Петербург был на пике своего развития. Город входил в пятёрку крупнейших столиц Европы и был законодателем архитектурной моды России. Каждый год строилось около пятисот новых домов. Очень интересно, в каком направлении развивался бы наш город дальше? Может быть, как планировал Леонтий Бенуá, возникли бы «двойники» главных проспектов, украшенные новыми домами, а на месте канала Грибоедова прошло двухэтажное шоссе? Или, по плану Игоря Фомина, на острове Голодай был бы построен огромный «Новый Петербург» в классическом стиле? Но революция 1917 года зачеркнула эти смелые проекты. Строительство новых домов в нашем городе, переименованном в Ленинград и лишённом звания столицы, началось только в 1925 году. Наша страна стала называться «Советский союз». Всё происходящее в стране (в том числе и смена архитектурных стилей!) было под личным контролем руководителя правительства. Новая архитектура, по замыслу революционеров, должна была быть «бунтарской» и отличаться от всего того, что строилось прежде. Появились новые типы зданий: коммуны (общежития), дворцы культуры, клубы, фабрики-кухни, стадионы, «рабочие городки», кварталы однотипной застройки («жилмассивы»). Так родился оригинальный стиль под названием авангáрд («передовой отряд»). Простые геометрические формы (куб, шар, цилиндр), главенство внутреннего устройства здания над его внешним видом, отсутствие «лишних деталей» – вот основные черты нового стиля. В 1932 году авангард был «запрещён».

Фотография
Кировский райсовет на пр. Стачек (Ной Троцкий). Фото: Георгий Попов
Фотография
Дворец культуры имени Кирова на В.О. (Ной Троцкий). Фото: Лосев С.Н., ru.wikipedia.org.
Фотография
Фабрика «Красное знамя» (Эрих Мендельсóн, Ипполи́т Претрó). Фото: Даниил Булатов, ru.wikipedia.org.
Фотография
Школа «Серп и молот» на пр. Стачек (Александр Никольский). Фото: Коля Калашников, ru.wikipedia.org.
Фотография
Жилые дома на пр. Стачек (Александр Гегéлло, Александр Никольский). Фото: Sbsrichev, ru.wikipedia.org.


Средний и поздний Советский период

Вскоре «бунтарский» стиль в архитектуре стал для советского правительства нежелателен. Архитекторы по приказу Иосифа Сталина, руководителя страны, начали работу над проектом грандиозного Дворца Советов в Москве. Хоть этот дворец так и не был построен, родился новый стиль, напоминающий классицизм (только скульптуры изображали сцены уборки урожая, рабочих у станков, серп и молот, пятиконечную звезду). Этот «сталинский классицизм» и был «назначен» официальным архитектурным стилем Советского Союза вплоть до смерти Сталина в 1953 году. Авторы одного из проектов, Борис Иофáн, Владимир Щукó и Владимир Гéльфрейх, считаются основоположниками «сталинской архитектуры». Пришедший к власти Никита Хрущёв осудил «архитектуру свадебных тортов». С 1959 по 1970 год вместо по-своему красивых «сталинок» в нашем городе строилось огромное количество безликих пятиэтажных «хрущёвок» (зато многие ленинградцы получили, наконец, отдельное жильё). «Стиль типовых проектов» продолжал воплощаться в жизнь вплоть до 1980-х годов, в период, когда страну возглавлял Леонид Брежнев. На смену «хрущёвкам» пришли дома-«корабли» (похожие на многопалубные лайнеры) и дома более новых типовых «серий». Всем известны стандартные магазины-«стекляшки», одинаковые детские сады, школы и кинотеатры «спальных» районов. Некоторые здания возводились и по специальным проектам, например: Дворец спорта «Юбилейный»; ансамбль Площади Победы; гостиница «Прибалтийская»; спортивно-концертный комплекс «Петербургский» у Московского парка Победы.

Фотография
Жилой дом на Кузнецовской улице (Борис Журавлёв). Фото: Dezidor, ru.wikipedia.org.
Фотография
Дом Советов на Московском проспекте (Ной Троцкий). Фото: Dezidor, ru.wikipedia.org.
Фотография
«Хрущёвки» на Трамвайном проспекте (Виталий Лагутéнко). Фото: Medved, ru.wikipedia.org.
Фотография
Спортивно-концертный комплекс «Петербургский» (Николай Баранов). Фото: Dezidor, ru.wikipedia.org.
Фотография
Морской вокзал на Васильевском острове (Виталий Сохин). Фото: А.Савин, : Dezidor, ru.wikipedia.org.


Наше время

Чуть больше 20 лет назад в нашей стране произошли серьёзные изменения. Вернулось её историческое имя – Россия, а наш город снова стал Санкт-Петербургом. Началась новая – современная нам – эпоха развития города. На фоне серых безликих кварталов строится всё больше зданий «с собственным лицом». Вырастают огромные торговые комплексы, развлекательные и деловые центры, стадионы, жилые кварталы – чаще всего, оригинальные и запоминающиеся. Определиться с названием такого архитектурного стиля довольно сложно. Одни исследователи причисляют строения «из стекла и бетона» к «международному» стилю – ведь похожие дома можно встретить в любой стране. Другие считают, что этот стиль должен называться «хай-тек» («высокие технологии») – необычные формы, цветной металл и пластик, зеркальные стёкла… Третьи говорят о «новой эклектике» – очень уж разные здания строятся одновременно. Большинство архитекторов сходится в одном: место небоскрёбам – в новых районах города. Уникальный исторический центр Петербурга следует сохранять в неприкосновенности, а ветхие здания бережно восстанавливать в том виде, как их задумал архитектор. А можно ли заглянуть в будущее и узнать, каким будет Петербург через несколько лет и даже десятилетий? В какой-то мере «да» – надо только ознакомиться с «Генеральным планом развития Петербурга» до 2025 года. Мы увидим новые линии метро и мосты через Неву, непривычный «надземный пассажирский экспресс» и скоростные автодороги… Исчезнут корпуса заводов и фабричные трубы, плотно окружившие центр города. Та же участь постигнет «хрущёвки» и другие унылые однотипные «коробки». На их месте возникнут современные жилые и деловые кварталы и парки. И, тогда, возможно, кто-то из вас придумает красивое название для этого красивого архитектурного стиля!

Фотография
Жилой комплекс «Князь Александр Невский» («РосСтройИнвест»). rsti.ru
Фотография
145-метровый небоскрёб «Лидер-Тауэр» («Лидер-групп»). starpa.tk
Фотография
105-метровый небоскрёб «Атлантик-сити» («Атлантик») . Фото: Registrator, ru.wikipedia.org.
Фотография
Жилой комплекс «Золотая гавань» («ЛенСпецСМУ»). bn.ru
Фотография
Так представляли себе «город будущего» 100 лет назад…. studiolum.com


Праздники и памятные даты по теме газеты:

27 мая – День основания Санкт-Петербурга.
Первый понедельник октября: «Всемирный день архитектуры» – праздник архитекторов и ценителей архитектурных шедевров.
Второе воскресенье августа: «Всемирный день жилища» – день, когда думают о том, как обустроить «место своего обитания» (это и комната, и город, и страна) как можно лучше.

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт к-я.рф) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.ru или через диалоговое окошко на сайте к-я.рф. Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Источник всех фото выпуска (кроме отмеченных особо) – ru.wikipedia.org, лицензия на свободное использование в некоммерческих целях.

Буду рад, если вы найдёте ошибку, выделите её и нажмёте Ctrl+Enter.


Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Cloudim - .