106. Любопытный Петербург: Невский район

Любопытный Петербург: Невский район

106. Любопытный Петербург: Невский район


Серия «Любопытный Петербург», часть 8: Невский район

 

«Коротко и ясно о самом интересном»

Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей. Выпуск 106, апрель 2017 года.

Серия «Любопытный Петербург», часть 8: Невский район

 

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Наша цель: школьникам – показать, что получение знаний может стать простым и увлекательным занятием, научить отличать достоверную информацию от мифов и домыслов, рассказать, что мы живём в очень интересное время в очень интересном мире; родителям – помочь в выборе тем для совместного обсуждения с детьми и планирования семейных культурных мероприятий; учителям – предложить яркий наглядный материал, насыщенный интересной и достоверной информацией, для оживления уроков и внеурочной деятельности.

Мы выбираем важную тему, ищем специалиста, который может её раскрыть и подготовить материал, адаптируем его текст для школьной аудитории, компонуем это всё в формате стенгазеты, печатаем тираж и отвозим в ряд организаций Петербурга (районные отделы образования, библиотеки, больницы, детские дома, и т. д.) для бесплатного распространения. Наш ресурс в интернете – сайт стенгазет к-я.рф, где наши стенгазеты представлены в двух видах: для самостоятельной распечатки на плоттере в натуральную величину и для комфортного чтения на экранах планшетов и телефонов. Есть также группа Вконтакте и ветка на сайте питерских родителей Литтлван, где мы обсуждаем выход новых газет. Отзывы и пожелания направляйте, пожалуйста, по адресу: pangea@mail.ru.
 

Благодарности

Большое спасибо инициатору и организатору подготовки этого выпуска Ольге Быстровой, ведущему библиографу библиотеки им. Фёдора Абра­мова (Невская централизованная библиотечная система). Существенную под­держку нам оказал Дмитрий Шерих, журналист и историк, главный редактор газеты «Санкт-Петербургские ведомости», автор множества книг о Петербурге. Писатель Сергей Глезеров любезно согласился просмотреть выпуск и сделал несколько ценных замечаний. Его книга «Исторические районы Петербурга от А до Я» здорово помогла нам структурировать обширный и разноплановый материал. Валентин Черненко, член Ассоциации исследователей Санкт-Петербурга, написал для этого выпуска очерк по истории Обуховского завода и предоставил для первой публикации портрет П. М. Обухова авторства В. Н. Васильева. Геолог Михаил Никитин (Музей истории Санкт-Петербурга в Петропавловской крепости) рассказал нам о послеледниковой истории Ладожского озера и Невы. Мы благодарим отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга за поддержку при старте проекта. Сердечная благодарность всем, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет.

Главный редактор проекта – Георгий Попов.
 

Дорогие друзья! Наша серия «Любопытный Петербург» – приглашение на экскурсию по «неклассическому» Санкт-Петербургу. В объектив нашей камеры попали Центральный и Адмиралтейский районы (№ 62), Васильевский остров (№ 64), Петроградский остров (№ 66), Заячий остров (№ 67), Петропавловский собор (№ 72), исторический район Купчино (№ 76), Калининский район (№ 100). Мы продолжаем серию новым выпуском – «Невский район», подготовкой которого занимался целый коллектив авторов – краеведов, сотрудников музеев и библиотек. Попробуем в общих чертах рассмотреть достопримечательности исторически сложившихся местностей Невского района, по мере возможности обращая внимание на некоторые интересные детали – настолько, насколько это позволит нам объём стенгазеты. Электронная версия газеты существенно расширена дополнительными материалами.
  

Введение

 Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
1. Невский район на карте Санкт-Петербурга (к-я.рф)

«Невская застава была важнейшей частью Петербурга в XVIII столетии. Здесь были сёла, мызы, кирпичные и гончарные заводы (казённые и частные), огромные болота с пустырями и слободы двух знатнейших предприятий тогдашнего Петербурга, Стеклянного и Фарфорового заводов. А ещё здесь была настоящая вотчина вельмож екатерининского времени: вдоль Невы и нынешнего проспекта Обуховской Обороны (а тогда – Шлиссельбургской дороги, Шлиссельбургского тракта) располагались роскошные усадьбы светлейшего князя Потёмкина, князя Вяземского, князя Куракина и других богатейших жителей столицы. Здесь не раз бывала с визитами императрица Екатерина Вторая! К пушкинскому времени Невская застава уже перестала быть вельможной вотчиной – здесь возникало всё больше промышленных объектов. Самыми крупными новосёлами стали Александровская мануфактура, основанная при Павле I, и Александровский чугунолитейный завод, получивший тут прописку при Александре I. Сплошное освоение этих земель началось лишь в середине XIX столетия, когда капитализм в России стал стремительно наращивать обороты. И уже через пару десятилетий всякий горожанин знал: отправляясь за Невскую заставу, на Шлиссельбургский тракт (переименованный затем в проспект), он попадёт в царство промышленных гигантов – ткацких фабрик, сталелитейных и механических заводов».

Дмитрий Шерих. Берег левый («Санкт-Петербургские ведомости», выпуск № 137).

Заселение Невских берегов

 Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
2. Предполагаемый прорыв ладожских вод из Мги в Тосну и образование Невы около 3-4 тысяч лет назад (к-я.рф)
 
 Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
3. Устье Невы до основания Санкт-Петербурга. Фрагмент шведской «Генеральной карты провинции Ингерманландия», составленной Эриком Белингом в 1678 году (aroundspb.ru)

По мере таяния ледника у его южного края формировался огромный водоём – будущее Балтийское море. Ладожское озеро было одним из его заливов (широкий пролив существовал на севере Карельского перешейка). Примерно к этому времени (около 10,5 тысяч лет назад) относятся и первые следы обитания в наших местах человека. Дальнейшее потепление привело к быстрому освоению древними людьми берегов пролива, да и всей окрестной территории. Суша, освобождаясь от груза ледника, постепенно поднималась, в результате чего Ладожское озеро стало самостоятельным водоёмом. Около 5000 лет назад в Ладогу устремились воды озера Сайма – так образовалась река Вуокса. Интересно, что Невы, вероятно, тогда не существовало. В Финский залив (там, где сейчас Петербург) впадала река Тосна, а в Ладожское озеро (где крепость Орешек) – река Мга. Поднявшиеся воды Ладоги, затопив долину Мги, прорвались в долину Тосны и далее в Балтийское море. Это одна из весьма вероятных гипотез образования Невы – около трёх-четырёх тысяч лет назад, то есть, на глазах жителей этих мест.

Примерно 3300 лет назад с Верхней Волги и Оки сюда пришли предки прибалтийско-финских народов (см. серию наших выпусков «Коренные народы Ленинградской области»), а в VIII-IX веках – восточные славяне. По Неве проходил оживлённый торговый путь «из варяг в греки» – из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Сюда наведывались и охотно селились морские разбойники – викинги.

В Старой Ладоге, первой столице Руси, археологи обнаружили «мастерские», построенные не позднее 750-х годов (возраст определялся на основании изучения годичных колец древесины). А уже в IX веке в результате договорённости местных племён и заморских гостей образовалась Новгородская Русь.

Карелия и берега Невы на многие века оказались беспокойной пограничной территорией между русским и шведским государствами. Широко известна Невская битва 1240 года (в том месте, где Ижора впадала в Неву). Тогда русские войска под предводительством Александра Невского не позволили шведам продвинуться на Ладогу и Новгород. В 1300 году на Охтинском мысу шведы построили дерево-земляную крепость Ландскрона. На следующий год она была взята и разрушена русской дружиной Андрея Городецкого (сына Александра Невского). В начале XVI века на Охте был русский городок Невское устье. В 1611 году здесь заложена шведская крепость Ниеншанц, вокруг которой вырос город Ниен. В 1703 году Пётр I, как известно, поставил точку в споре о принадлежности Невских берегов. На месте Ниена возникла мастеровая Охтинская слобода. Таким образом, мы видим, что вплоть до основания Петербурга здесь велись многочисленные сражения, строились и разрушались крепости, земли многократно переходили из рук в руки.

Население то и дело перемещалось с места на место, основывая новые поселения. Так, одним из условий Ореховецкого мирного договора 1323 года было присоединение к Швеции трёх карельских погостов. Новые хозяева взялись активно обращать карел в католичество, чем вызвали их массовое бегство на русскую сторону. Самые крупные переселения происходили из уезда Эюряпяя (приходы Муолаа, Валкярви, Уусикиркко и Кивеннапа). Переселенцы обосновывались по берегам Невы, где построили ряд деревень, в том числе, и на территории нынешнего Невского района.

Допетровские деревни

 Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
4. Исторические местности и допетровские деревни Невского района (к-я.рф)

На левом берегу Невы, на месте, где сейчас Александро-Невская Лавра, стояла деревня Вихтери. «Может быть, мужчина с таким именем приехал из Уусикирко (современные Поляны), где в XVI веке проживали Вихтеринены», – пишет историк Сауло Кепсу. До постройки Обводного канала современная Монастырка была продолжением Волковки (Чёрной речки, как её называли русские, или Сутелайоки – финны). Следующая деревня, в районе Слободской улицы, – Осинова, или Хаапаси. Около нынешней станции метро Елизаровская была деревня Каллиова и пустошь Новосёлок. С юга с ней соседствовала деревня Виллола (в районе парка им. Бабушкина). В начале улицы Крупской была пустошь Кеппина. Известно, что по улицам Крупской и Салова, а далее берегом Волковки проходила старинная дорога. У нынешнего Володарского моста было поселение Мийккула. В окрестностях метро Пролетарская – деревня Койкоси. Продолжением Койкоси на юге была деревня Йергина. В начале Запорожской улицы располагалась деревня Локкола. В устье нынешней реке Мурзинки стояла деревня Тюрсёвя. Следующей к югу деревней (в начале Рыбацкого проспекта) была Костина. В устье реки Славянки (по-фински – Венйоки, «русская река») стояли несколько деревень: Венйоки, Хурина (к юго-востоку от современной станции метро Рыбацкое), Гудилова (немного севернее; название происходит от скандинавского имени) и Варягово (восточнее; название также говорит о скандинавском прошлом). На «кривом колене» Невы в районе нынешней Заводской улицы была деревня Вуоле – «быстрина» по-ижорски.

На правом берегу Невы, в устье реки Утка располагалась деревня Сонсаритса. Это впеределанное на русский лад название реки – Сорсайоки. Сорса – по-фински «утка», поэтому река также называлась Утиной. Ниже по Неве располагалось Глезнево. Там, где сейчас Володарский мост, стояла деревня Берёзова (Койвуси). Следующей к северу, в районе Весёлого посёлка, была деревня Дубок (Таммико). Часть деревни была в начале улицы Дыбенко. Около метро Елизаровская лежала пустошь Кругулитса (от прилагательного «круглый»). В 1640-е годы здесь стоял завод, производивший кирпичи для шведского города Ниен на Охтинском мысу (крепость Ниеншанц была основана в 1611 году шведским королём Карлом IX). И, наконец, на самой границе Ниена, в районе Финляндского железнодорожного моста, была деревня Йервис.

Более подробно об указанных деревнях (и вообще о процессе заселения Невских берегов) читайте классический труд Сауло Кепсу «Петербург до Петербурга. История устья Невы до основания города Петра».

Исторические местности

Стеклянный городок

Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
5. Александро-Невская лавра в начале XIX века, раскрашенная гравюра И. А. Иванова, 1815 год
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
6. Проходная Невского завода и первый в городе памятник Ленину (фото: Peterburg23)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
7. Элеватор мукомольного комбината «Невская мельница» (citywalls.ru)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
8. Финляндский железнодорожный мост (фото: Георгий Попов)

Вскоре после основания Санкт-Петербурга Пётр I заложил на выезде из города монастырь во имя Святого князя Александра Невского – небесного защитника и покровителя невских берегов. У начала Шлиссельбургского тракта (ныне – проспект Обуховской Обороны) был контрольный пункт – застава. Вскоре «Невской заставой» стали называть всю левобережную часть современного Невского района.

Места неподалёку от Лавры за нынешним Обводным каналом в конце XVIII века были пожалованы Екатериной Великой князю Григорию Потёмкину-Таврическому. Сюда в 1777 году Потёмкин перенёс свой стеклянный завод, ранее находившийся в селе Назия. Это было крупное предприятие, снабжавшее изделиями из стекла петербургскую публику и царский двор.

«Недавно лучшая публика стекалась в Таврический дворец любоваться выставленною там хрустальною кроватью, назначенною в дар от Российского Монарха Персидскому Шаху. — Великолепная и, можно сказать, единственная в свете кровать сия блистает серебром и разнообразною гранью хрусталей, украшена хрустальными столбами и ступенями из синего стекла. Она устроена таким образом, что с обеих сторон ея могут бить фонтаны благовонной воды, они склоняют к дремоте сладким шумом своим; а при освещении она сверкает тысячью алмазов — и, без сомнения, удивит восточную пышность и роскошь. Кровать сия есть изделие Императорского Стеклянного завода», – писали «Отечественные записки» в 1825 году.

Заводские строения размещались вдоль нынешней Мельничной улицы, а жилая слобода – по Шлиссельбургскому тракту в сторону села Смоленского. Завод работал вплоть до революционных времён, в 1940-х годах возрождался под названием «Ленинградский завод художественного стекла», и в перестроечное время закрылся. Названия улиц – Хрустальная, Глиняная, Глазурная, Фаянсовая, Зеркальный переулок – до сих пор напоминают о Стеклянном городке Потёмкина.

В конце XVIII века при Стекольном заводе возле перевоза к деревне Клочки появилась деревянная часовня. В 1893-1898 годах рядом с часовней была возведена Скорбященская церковь по проекту архитектора Александра Гогена, а затем и новая часовня. Историческую деревянную часовню разместили внутри новой. Церковь была снесена в 1932 году, а часовня частично сохранилась. К 2008 году часовню восстановили. Сейчас это храм подворья Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря (проспект Обуховской Обороны, 24).

На Мельничной улице выделяются необычные здания в стиле конструктивизма. Это «мельница Мордуха». Она построена в начале XX века и названа по фамилии одного из первых директоров – купца Давида Мордуха. Сейчас в этих корпусах – мукомольное предприятие «Невская мельница».

По адресу: Шлиссельбургский тракт, 1 (проспект Обуховской Обороны, 51) в 1857 году был основан Невский литейный и механический завод. На нём выпускались паровозы и военные корабли (в том числе легендарный миноносец «Стерегущий»). В 1926 году у проходной завода появился первый в нашем городе памятник Ленину (знаменитый памятник Ленину у Смольного появился только год спустя).

В створе Фаянсовой улицы в 1912 году построен металлический железнодорожный мост через Неву, изначально названный в честь императора Александра I. Вскоре мост получил название Финляндский. В 1983—1987 годах чуть ниже был сооружён новый, современный мост, а старый был разобран. В 2003 году в ходе капитального ремонта раскрывающийся разводной пролёт был заменён на подъёмный. Мост является стратегическим объектом и имеет статус запретной зоны.

Глухое озеро

Мельничная улица раньше называлась Глухоозёрской – она упиралась в довольно большое, но мелководное Глухое озеро. Здесь располагалось роскошное имение Григория Потёмкина – «Озерки», куда не раз приезжала Екатерина II. Высоких гостей развлекали маскарады, балы, фейерверки, а по озеру плавал «увеселительный фрегат». После смерти князя в 1791 году имение пришло в упадок, а озеро было превращено в свалку и в 1882 году засыпано. Какое-то время о бывшем озере напоминали одноимённые ферма и цементный завод, сейчас – только Глухоозёрское шоссе, когда-то называвшееся дорогой на Глухоозёрскую ферму.

Царский городок

Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
9. Царский городок на «Плане С.-Петербурга с ближайшими окрестностями» 1914 года (aroundspb.ru)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
10. Бюст В. М. Бехтерева перед зданием Психоневрологического института (фото: Oggy Fisher)

К двухсотлетнему юбилею Петербурга в числе прочих обсуждался грандиозный строительный проект. Под «Царский городок», как называли будущий «красивейший и живописнейший» квартал, отдали земли к югу от Глухого озера. Площадь с садом, от которой лучами расходились бы улицы, собственная электростанция и железная дорога… До нашего времени сохранилось и вовсе немного: здания Психоневрологического института имени Бехтерева и улица 2-й Луч.

Село Смоленское

Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
11. Село Смоленское (а также Михаила Архангела, Клочки, Весёлый посёлок, Малая Рыбацкая и Сосновка/Черновка) на «Плане С.-Петербурга с ближайшими окрестностями» 1914 года (aroundspb.ru)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
12. Картина Александра Орловского «Ямщик, не гони лошадей!», начало XIX века

Между современными Большим Смоленским проспектом и улицей Крупской ещё при Петре I появилась Смоленская слобода. Здесь поселились ямщики из Смоленской губернии. Они поддерживали почтовое сообщение по Архангелогородскому (Шлиссельбургскому) тракту. Из отчёта санитарного инспектора в журнале «Отечественные записки» от 1880 года известно, что в селе проживало 13 тысяч человек. На протяжении двух вёрст стояли многочисленные производства: ситценабивная фабрика Паля, Паровой лесопильный завод, лесная биржа, Петровская и Спасская мануфактура англичан Максвеллов («Максвелей», как их прозвали), кирпичные заводы. На месте современной «Невской косметики» был Невский стеариновый (стеарин – вещество, похожее на воск) и мыловаренный завод, выпускавший в огромном количестве стеариновые свечи. По улице с редким названием Старопутиловский вал к Путиловскому заводу шла железнодорожная ветка.

Между улицей Ольминского (раньше – Смоленский переулок) и переулком Ногина (раньше – Кладбищенский переулок) с 1884 по 1930-е годы стояла церковь Смоленской иконы Божией Матери. До наших дней сохранилось приходское здание. Во дворе дома 107 по проспекту Обуховской Обороны сохранился четырёхэтажный дом, где до 1914 года размещалась вечерняя школа для рабочих. В доме 3 по улице Ткачей было общежитие рабочих («Максвельские казармы»), а в 1930-е годы – детская пересыльная тюрьма.

Осенью 1919 года в помещении бывшего трактира «Лондон» села Смоленского была открыта маленькая комнатка-читальня для детей рабочих. В архивных документах встречается её первый адрес и название: 1-я школьная читальня Невского района, Общественный переулок, 14. В 1924 году сотрудники Читальни вели культурно-просветительную работу – как в помещении самой библиотеки, так и в трёх других библиотечных пунктах. На детских площадках проводились не только беседы, пересказ и громкая читка книг, но и экскурсии (в том числе на катерах через р. Неву) на промышленные предприятия района, прогулки в лес. В годы блокады коллектив библиотеки был переведён на казарменное положение. Библиотекари занимались сбором книг в пустующих домах, проводили читки, беседы в бомбоубежищах. Как и все жители Ленинграда, сотрудники библиотеки дежурили на крышах, шефствовали над ранеными в военном госпитале. За почти столетнюю историю библиотека не раз поменяла название и адрес. Сменилось не одно поколение читателей: с разными литературными вкусами и интересами, но, безусловно, увлечённых, любознательных и вдохновлённых. В 1986 году библиотека получила новое просторное помещение на Проспекте Большевиков, 2. Начало XXI века знаменует собой новый период деятельности. С 2012 года в библиотеке реализуется программа «Книжная Вселенная». Коллектив библиотеки продолжает поиск новых, креативных форм работы, вовлекая в удивительный мир Книжной Вселенной новых читателей – детей и подростков, живущих в цифровую эпоху. Читатели становятся активными участниками международных, всероссийских, городских, районных акций, проектов и конкурсов.

Палевские места

Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
13. Памятник Ольге Берггольц в Палевском саду (gov.spb.ru)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
13-2. Скульптурная композиция из катушек с нитками (фото: Наталия / citywalls.ru)

В 1830-х годах в селе Смоленском купец Яков Паль построил маленькую мастерскую по выделке ситцевых тканей, вскоре ставшую одним из крупнейших предприятий столицы – Александро-Невской мануфактурой (сегодняшний адрес – проспект Обуховской Обороны, 70). В 1884 году семейное производство перешло к сыну основателя, влиятельному промышленнику Карлу Палю (улица Пинегина раньше называлась Карловской, а проспект Елизарова – Палевским). В Саду ткачей на пересечении улиц Ткачей и Бабушкина недавно установлена композиция из огромных катушек с нитками.

В 1920-х годах в этих местах для рабочих был построен «Палевский жилмассив» (дома 4, 6, 8 по нынешнему проспекту Елизарова, 95 по проспекту Обуховской Обороны и 3, 5, 7 по улице Ольги Берггольц). В одном из домов (он стоял на месте дома № 8 по проспекту Елизарова, в блокаду был разрушен бомбой) жила поэтесса Ольга Берггольц, памятник которой в 2015 году установлен в Палевском садике.

Село Михаила Архангела

Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
14. Паровоз на территории Санкт-Петербургского техникума железнодорожного транспорта (фото: Peterburg23)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
14-2. Усадебный дом графа Николая Муравьёва-Амурского (citywalls.ru)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
14-3. Здание англиканской Британо-американской церкви (фото: GAlexandrova)

Между нынешними улицами Фарфоровой и Крупской располагалось село, получившее своё название от церкви Архангела Михаила. Она стояла на углу нынешних проспекта Обуховской Обороны и улицы Крупской с середины XIX века по 1932 год. По проспекту Обуховской Обороны, 129 сохранилось здание англиканской Британо-американской церкви (сейчас здесь телефонный узел). В селе имелся парк Невского общества народных развлечений (сейчас – парк имени Бабушкина). Эти места планировались для отдыха ещё во времена Екатерины II, когда за Невской заставой для императрицы был построен охотничий замок. В 1925-1926 годах парку было присвоено имя революционера Ивана Бабушкина.

В 1893 году здесь была создана народная читальня Невской заставы – старейшая библиотека для взрослых в Невском районе (сейчас – библиотека № 1 имени Крупской). Она располагалась в деревянном двухэтажном доме, принадлежавшем «Обществу», в районе Чугунолитейного завода. В течение первого года работы в библиотеку записались 240 человек: духовенство, офицеры, юнкера, конторщики, приказчики, рабочие фабрик и заводов, прислуга, нижние воинские чины и т. д. С этого времени ведёт отсчёт история библиотечного дела в районе. Фонды народной читальни пополнялись и за счёт даров. Так, к своему десятилетию читальня получила подарки от известных книгоиздателей и управления Священного Синода. Учительница Смоленских воскресных классов Н. К. Крупская передала 143 книги, собранные рабочими. После 1917 года библиотека стала опорным пунктом по борьбе с неграмотностью, проводила огромную работу по политическому просвещению. По просьбе читателей в 1930 году библиотеке присвоено имя Н. К. Крупской. В годы блокады библиотека была единственной библиотекой района, открытой для читателей. В ноябре 1974 года состоялся переезд в новое, специально спроектированное помещение на правом берегу Невы (Октябрьская набережная, 64/1), в котором библиотека находится и сейчас. Сегодня библиотека № 1 – культурно-досуговый, информационный центр микрорайона, в которой работает молодёжная театральная студия, проводятся поэтические акции, ставятся камерные спектакли, проходят городские публичные чтения.

На углу улиц Седова и Дудко стоит настоящий паровоз с двумя вагонами (грузовым и пассажирским).
Между Александровским и Фарфоровым заводами в начале XIX века располагалось сельцо Муравьево-Покровское. Оно принадлежало семье графа Николая Муравьёва-Амурского, покорителя Приамурья, Хабаровского и Приморского края. Дом Муравьёвых сохранился в перестроенном виде на углу проспекта Обуховской Обороны и Железнодорожной улицы. Со стороны Невы дом выглядит как типичная «сталинка», а со двора сохранились колонны портика и боковая пристройка.
Крупнейшее предприятие села – знаменитый Александровский чугунолитейный и механический завод (в наши дни – «Пролетарский»).

Александровский завод

Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
15. Александровский чугунолитейный завод, акварель начала XIX века
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
16. Подводная лодка Карла Шильдера, модель (submarine.sten.lv)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
17. Модель паровоза на территории Пролетарского завода (rzd-expo.ru)

В 1826 году на седьмой версте Шлиссельбургского тракта был основан Александровский литейный завод. Он выпускал паровые машины для мануфактур Санкт-Петербурга, оборудование для военного и морского ведомств, а также гири и безмены для министерства финансов. Директором завода стал видный инженер Матвей Кларк.
Уже на следующий год здесь был построен пароход «Наследник Александр». В 1830 году был спущен на воду большой грузопассажирский пароход «Нева». На нём Кларк вместе с командой, созданной из сотрудников завода, отправился в первый в истории парового флота поход вокруг Европы – из Балтийского в Чёрное море. Судно, испытанное в длительном морском плавании, вышло на первую в истории России черноморскую пароходную линию, соединив собой Одессу и Константинополь. К 1837 году верфь завода построила 17 пароходов, в том числе пароход «Пётр Великий», корпус которого был полностью сделан из металла.

По проекту известного русского инженера генерал-адъютанта Карла Шильдера на верфи Александровского чугунолитейного завода в 1834 году была построена первая российская подводная лодка с металлическим корпусом. Лодка могла быстро погружаться под воду и приводилась в движение специальными вёслами наподобие гусиных лап, которые управлялись четырьмя матросами. Вооружить подводную лодку предполагалось передовыми в то время в мире системами вооружения: зажигательными ракетами и минами. Испытания субмарины прошли в августе 1834 года на Неве у Александровского завода. Тогда же, в присутствии императора Николая I, совершён пуск ракет из подводного положения. Технологии, изобретённые и применённые К.  А.  Шильдером в своей субмарине, в будущем послужили во славу русского подводного флота.

Александровский завод славился разработкой оригинальных металлических конструкций для дворцов и общественных зданий: это и перекрытия над зрительным залом Александринского театра, и несущие конструкции кровли Эрмитажа. В 1841 году по проекту Кларка через Екатерининский канал был построен первый в Петербурге стальной мост балочной конструкции (сейчас на этом месте Ново-Никольский мост) и, позже, многие чугунные мосты города. Завод принимал участие в строительстве Троицкого, Смольного и Преображенского соборов, арки Главного штаба, Московских и Нарвских триумфальных ворот.

Первая железная дорога в нашей стране появилась в 1836 году между Санкт-Петербургом, Царским Селом и Павловском. Она была оснащена иностранным подвижным составом (вагонами и паровозами). Развитие железных дорог требовало производства собственных вагонов и паровозов, приспособленных к российским условиям эксплуатации. В 1845 году из цехов Александровского завода вышел первый отечественный магистральный паровоз, а с 1846 года здесь же начали производить вагоны для строящейся железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. После её открытия в 1851 году завод стал постоянным поставщиком паровозов и вагонов для этой железной дороги.
В 1922 году предприятие получило название «Пролетарский завод» (проспект Обуховской обороны, 125). Главный корпус украшают чугунные львы, отлитые на заводе.

Село Фарфорового завода

Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
18. Римско-католическая церковь во имя Сердца Иисуса (фото: Grzadam)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
18-2. «Дом-колбаса» (фото: Vesug / wikimapia.org)

В самом начале XVIII века кирпич ввозился в Санкт-Петербург морем или производился приглашёнными из Голландии мастерами. В 1713 году Пётр I издал указ о строительстве кирпичных заводов около Санкт-Петербурга, «дабы всякий сделал кирпичу в год миллион». Только представьте себе, сколько кирпича потребовалось на постройку одного Меньшиковского дворца — первого крупного кирпичного дома в нашем городе. Говорят, для проверки качества кирпичей просто сваливали с телеги на землю весь штабель и пересчитывали разбившиеся. Если разбивалось более трёх штук, вся партия забраковывалась. Большая часть кирпичных производств находилось по берегам Невы: в Усть-Ижоре, в Усть-Славянке, Уткиной заводи, в устье реки Тосна. В середине XVIII века стали ставить на каждый кирпич клеймо производителя. Интересно, что в Петербурге есть музей кирпича (Архитектурно-строительный университет, 2-я Красноармейская улица, 4).

Село Фарфоровского завода изначально образовалось у одного из кирпичных заводов на Неве и стало быстро расти после основания в 1774 году Казённого (позднее – Императорского) фарфорового завода. Примерные границы села – нынешние улицы Фарфоровая и Ивановская.

В селе было несколько церквей и старинное кладбище, которые были снесены в советское время. Сохранилась построенная в 1917 году Римско-католическая церковь во имя Сердца Иисуса на улице Бабушкина, 57. Интересно, что храм планировалось соорудить с высокими готическими башнями-колокольнями, что так и не удалось осуществить.
Любопытен также «дом-колбаса» на улице Бабушкина, 61. Он построен в 1932 году в стиле конструктивизма и был на тот момент самым длинным домом города – 370 метров.

Императорский фарфоровый завод

Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
19. Шлиссельбургский тракт на картине Бенжамена Патерсена «Вид окраины Петербурга у фарфорового завода» (фрагмент), конец XVIII века
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
20. Чаша работы мастера Дмитрия Виноградова, 1749 год (фото из каталога Эрмитажа)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
21. Эмблемы фарфорового завода (фото: ПростоУчастник)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
22. «Кобальтовая сетка» — фирменный стиль нашего фарфорового завода (фото: AL Silonov)

В 1744 году в здании одного из кирпичных заводов на Шлиссельбургском тракте расположилась Невская порцелиновая мануфактура (порцелин – устаревшее название фарфора). С 1765 года она стала именоваться Императорским фарфоровым заводом. Здесь русский учёный-химик, соратник Ломоносова Дмитрий Виноградов разработал рецепт порцелиновой массы и открыл таким образом эру российского фарфорового производства. Марка петербургского «Императорского фарфорового завода» стала одной из самых известных в мире. В 1844 году по распоряжению Николая I был открыт заводской музей. Все заказы императорской семьи исполнялись на заводе в двух экземплярах, один из которых оставался в музее. Эта традиция была сохранена и в советский период. В библиотеке музея собраны редкие книги по искусству. Сейчас этот музей принадлежит Эрмитажу и находится на территории завода (проспект Обуховской Обороны, 151). К территории завода примыкает Виноградовский сквер, названный так в честь знаменитого учёного. Когда-то на его месте было Фарфоровское кладбище, на котором Виноградов был похоронен.

В советские годы предприятие называлось «Ломоносовский фарфоровый завод». Его логотип в 1936 году разработала художница Анна Яцкевич. Посмотрите на донышко бабушкиной чашки – скорее всего, вы увидите буквы «ЛФЗ». Анна работала в Ленинграде все страшные дни блокады – покрывала защитной краской корабли, стоявшие на Неве у завода. Возможно, заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов и перекрёстные лучи прожекторов натолкнули мастера на создание знаменитого орнамента «Кобальтовая сетка», ставшего символом русского фарфора.

Щемиловка

Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
23. Вид на «старый» арочный мост 1936 года постройки (sashagubanov.blogspot.ru)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
24. Памятник Володарскому у Володарского моста (фото: Peterburg23)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
25. Первый в нашем городе крупнопанельный дом (фото: domavspb.narod.ru / Denis Denisov)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
26. Ивановская улица (фото: Potekhin)

По соседству с селом Фарфорового завода, на месте нынешней Ивановской улицы, располагалась деревня Щемиловка, названная так по протекавшей здесь речке. В 1930-е и послевоенные годы Щемиловка стала районом массового жилого строительства.

Ивановская улица, названная так в 1890-х годах по фамилии одного из домовладельцев Щемиловки, – настоящая жемчужина Невского района. Восемь домов 1939 года постройки составляют целый архитектурный ансамбль, возведённый по проекту архитекторов Евгения Левинсона и Игоря Фомина. Ивановская улица планировалась как отрезок Центральной дуговой магистрали, соединяющей южные районы города. В одном из этих домов (№ 14) расположена библиотека имени Фёдора Абрамова, краеведы которой разработали пешеходную экскурсию по Ивановской улице. Она начинается от памятника В. Володарскому работы скульптура Матвея Мáнизера, установленному в 1925 году. Это первый памятник, отлитый из бронзы в нашей стране после революции 1917 года.

В 1936 году был открыт первый в нашем городе крупный железобетонный арочный мост через реку Неву, названный в честь революционера Володарского. В конструкции моста были впервые применены многие технологии, ставшие затем основой для современного мостостроения. Мост сразу стал одним из символов Невского района. До реконструкции 1980-х годов он представлял собой трёхпролётное железобетонное арочное сооружение с металлическим разводным пролётом. Старые фермы Володарского моста до сих пор стоят в районе Новосаратовки. В годы Великой Отечественной войны мост сыграл важную роль в обороне нашего города, так как был самым близким к линии фронта. По Володарскому мосту шло сообщение между частями Ленинградского фронта, находившимися на разных берегах реки Невы.

После окончания Великой Отечественной войны ленинградские строители использовали передовую технологию строительства домов – не из маленьких кирпичиков, а из больших готовых стеновых панелей и блоков. В 1955 году в Невском районе вырос первый в городе крупнопанельный дом (улица Полярников, 10) – за три с небольшим месяца вместо целого года.

Рядом, на улице Седова и на близлежащих улицах, в 1956-1958 году из подобных железобетонных конструкций были созданы два квартала, в которых помимо жилых домов были построены ещё и магазины, детские сады, ясли и прачечная.

На основе полученного опыта строительства в нашем городе началась активная застройка городских кварталов блочными домами, которые позднее назовут «хрущёвскими» в честь руководителя нашей страны тех времён – Н. С. Хрущёва. Принцип же квартальной застройки с включением в неё объектов социального назначения стал нормой и применяется во всех городах нашей страны.

Ещё одна особенность Ивановской улицы – первые в нашем городе коммунальные художественные мастерские (в домах 6 и 7). Они были построены специально для творческих работников Союза Художников СССР. В стенах мастерских и по сей день работают живописцы, графики, прикладники.

Куракина дача

К югу от Володарского моста между проспектом Обуховской Обороны и улицей Бабушкина была усадьба барона Ивана Черкасова, начинавшего государственную службу ещё при Петре I. Во времена Елизаветы Петровны Черкасову была поручена организация Порцелиновой мануфактуры. После его смерти имением владели князья Куракины. В 1837 году территория Куракиной дачи отошла Сиротскому женскому институту, где готовили гувернанток. После революции здесь находился интернат для детей рабочих, а потом – школа. В 1930-х годах на Куракиной даче работала Агробиологическая станция, на которой практиковались будущие биологи. Во время блокады сотрудники станции выращивали овощи для голодающих ленинградцев. В наше время сохранились в перестроенном здании Николаевского приюта (улица Бабушкина, 56 корпус 3) разместился первый в России детский хоспис. В здании младших классов сиротского приюта (улица Бабушкина, 56 корпус 1) – школа № 328.

На южной окраине Куракиной дачи для нужд Александровской мануфактуры построили деревню, куда переселили жителей двух близлежащих деревень – Лесной и Заводской. Новое поселение так и назвали – Леснозаводская. Теперь на этом месте проходит одноимённая улица.

Белевское поле

Между проспектом Александровской фермы, улицей Седова, бульваром Красных Зорь и Московской железной дорогой находилось Белевское поле.

Известно, что одним из специалистов, в начале XIX века работавших «по механической части» на Александровской мануфактуре был англичанин Давид Белль. Его потомки много лет арендовали Александровскую ферму и поля, принадлежащие бывшей Куракиной даче. С тех пор жители деревни Леснозаводской так и называли эти земли – Белевское поле. Сейчас здесь типовые жилые кварталы и несколько малоэтажных домов постройки 1940-х годов. Об историческом названии местности напоминают одноимённые проспект, переулок и карьер, из которого брали песок для железнодорожной насыпи.

Село Александровское

Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
27. Троицкая церковь – «Кулич и пасха» (фото: Витольд Муратов)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
28. Дом Иоанна Чурикова (фото: snegir / citywalls.ru)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
29. Молитвенный дом на Преображенском еврейском кладбище (фото: Витольд Муратов)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
30. Музей «Невская застава» (nevzastava.ru)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
31. Станция метро Пролетарская – одна из самых глубоких станций нашего метрополитена (фото: Alex ‘Florstein’ Fedorov)

В Елизаветинские времена угодьями в окрестностях нынешней станции метро Пролетарская владел генерал-прокурор Никита Трубецкой. Его дочь Елена вышла замуж за князя Александра Вяземского, которому эти земли достались в качестве приданого. Екатерина II нередко бывала в гостях у князя.

Иоганн Георги в «Описании российского императорского столичного города Санкт-Петербург» (1794 год) указывает, что загородное имение «находится на 11 версте дороги и простирается по оной на целую версту. С 1780 года сделаны в оном разные учреждения с изящным вкусом. Деревня состоит из каменных домов, расположенных по обеим сторонам большой дороги в два ряда. Она имеет прекрасную круглую каменную церковь, коей купол столбами поддерживается, голландскую ветряную мельницу, завод для сахарных голов, кожевенный завод. Знатный, в 3 этажа вышины выстроенный, господский дворец находится по левой стороне дороги, на левом берегу Невы и снабжён сделанным профессором Кольрейфом отводом молния. Перед дворцом есть сад со многими теплицами, оранжереей и пр.»

В 1790 году по проекту архитектора Николая Львова здесь была построена Троицкая церковь по образу храма Весты и пирамиды Цестия в Риме, в народе названная «Кулич и пасха». Церковь до сих пор стоит на своём старом месте (проспект Обуховской Обороны, 235) в неизменном виде.

Обширные угодья Александровского постепенно были распроданы, в основном под промышленные предприятия. В 1870-х годах на окраине села возникли «иноверческие» кладбища (лютеранское, римско-католическое, иудейское, магометанское и караимское). К 1950-м годам большая часть кладбищ оказались заброшенными. Сохранилось только одно – Еврейское.

В 1901 году в Александровском произошло одно из первых в российской истории открытое политическое выступление рабочих, переросшее в столкновение с полицией и войсками – «Обуховская оборона».

Местность за Троицкой церковью (между современными улицами Бабушкина, проспектом Обуховской Обороны, Запорожской улицей и улицей Грибакиных) называлась Троицким полем. У развязки Кольцевой автодороги у Вантового моста было большое кладбище села Александровского, Леснозаводской деревни и Мурзинки. В 1925-26 годах здесь появился жилой массив для рабочих Обуховского завода – сейчас это дома по Рабфаковским переулкам и Рабфаковской улице. На 3-м Рабфаковском переулке, 5 корпус 4-А сохранился дом Иоанна Чурикова – лидера движения в защиту трезвости.

Станция метро Пролетарская, открытая в 1981 году, – одна из самых глубоких станций нашего метрополитена (76 метров). Подземный зал этой станции – настоящий музей отделочных горных пород. Широкая полоса над колоннами (фриз) облицована розовым пятнисто-полосчатым мрамором из месторождения Буровщина у южной оконечности Байкала. По замыслу художника это стилизация развёрнутого красного пролетарского знамени. Торцевая стена – полосчатый гранито-гнейс карельского месторождения Уккомяки. Название станции на торцевой стене выполнено из мрамора. Там же – скульптурная композиция «Серп и молот». Колонны и путевые стены — белый и бело-розовый Коелгинский мрамор с Урала. Пол выложен чёрными, серыми и тёмно-красными гранитными плитами карельского месторождения Сюскюянсаари.

По адресу Ново-Александровская улица, 23 сохранился старинный двухэтажный деревянный дом, в котором снимал комнату слесарь Обуховского завода Василий Шелгунов. В 1894-1895 годах Владимир Ульянов (Ленин) проводил здесь нелегальные собрания социал-демократического кружка. С 1967 года в этом здании работает историко-краеведческий музей «Невская застава».

Императорская карточная фабрика

Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
32. Александровская мануфактура на рисунке А. Бараева, 1840 годы (nevzastava.ru)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
33. Рабочие Императорской карточной фабрики перед главным зданием (humus777)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
34. Символ бескорыстной заботы о детях – пеликан, кормящий птенцов собственной кровью (encspb.ru)

История этого уникального производства началась в 1798 году, когда Павел I на 12-й версте Шлиссельбургского тракта основал бумагопрядильную мануфактуру и назвал её по имени своего сына «Александровской». Вскоре мануфактура была передана в ведение Воспитательного дома под покровительство императрицы Mapии Фёдоровны. Здесь, преимущественно силами воспитанников, ткались полотна, салфетки, скатерти, парусина для кораблей и многое другое. В 1863 году Александровская мануфактура была закрыта, а на её месте стал строиться Обуховский завод.

Ещё в 1819 году на Александровской мануфактуре была открыта отдельная Карточная фабрика, которая вплоть до Октябрьской революции была монопольным производителем игральных карт в Императорской России. Фабрика приносила большие доходы, за счёт которых содержались дети-сироты, старики и инвалиды. На игральных картах часто изображался пеликан, кормящий птенцов собственной кровью, – герб Воспитательного дома. Интересно, что рисунок карт придумал русский батальный живописец академик Адольф Шарлемань. Именно карты по эскизам Шарлеманя покорили всю царскую Россию, благополучно пережили Революцию, все войны и перемены, и до сих пор «в ходу». Их называют «Атласными» или «картами Шарлеманя». Позднее на этой же фабрике была выпущена и вторая популярная до сих пор колода – «Русский стиль».

Комбинат цветной печати (так называлась фабрика в советское время) не прекратил своей работы и в годы блокады Ленинграда. В конце 1941 года нескольким художникам поручили создать эскизы игральных карт с карикатурными изображениями фашистских главарей. Лучшими были признаны эскизы Василия Власова. Партизаны забрасывали эти карты в расположение войск противника. После разгрома врага под Ленинградом в окопах, блиндажах и казармах находили антифашистские карты, которыми пользовались немецкие солдаты, несмотря на запреты. Сейчас копии эскизов игральных карт можно увидеть в музее «Невская застава». Кирпичное здание Карточной фабрики сохранилось до сих пор (проспект Обуховской Обороны, 110). Комбинат цветной печати был закрыт в 2006 году.

Обуховский завод

Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
35. Портрет П. М. Обухова (худ. В. Н. Васильев, 2017, фото: В. А. Черненко, 2017)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
36. Музей истории Обуховского завода (culture.ru)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
37. Здание технической школы при Обуховском заводе (фото: Mary / citywalls.ru)

Основатель Обуховского завода Павел Матвеевич Обухов родился в 1820 году на Урале. Окончив Институт Корпуса горных инженеров с Большой золотой медалью, служил на уральских заводах. В 1854 году разработал способ получения высококачественной тигельной стали, что стало важнейшим условием совершенствования российской артиллерии. За многочисленные изобретения он был награждён орденом Святого Станислава 3-й степени, орденом Святой Анны 3-й степени и орденом Святого Владимира 4-й степени.
После испытаний первых орудий из стали специальный Комитет признал, что «литая сталь Обухова превосходна». Впоследствии, сталь Обухова не раз получала признание как в России, так и в мире. К примеру, на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году 12-ти фунтовая пушка была отмечена Золотой медалью, ныне это орудие хранится в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.

В 1863 году Обухов награждён орденом Святой Анны 2-й степени и направлен в Санкт-Петербург, где возглавил строительство сталепушечного завода, основанного им в содружестве с Н. И. Путиловым и купцом С. Г. Кудрявцевым на 12 версте от столицы в 1863 году и, практически до самой смерти в 1869 году, руководил металлургическим производством на построенном заводе, продолжая работать над совершенствованием способа производства стали. Для нужд завода император Александр II повелел передать часть земель и строений Александровской мануфактуры. Первоначально завод выпускал различные артиллерийские системы для флота и сухопутных войск (от лёгких полевых до тяжёлых осадных и корабельных). Перед Первой мировой войной 1914-1918 годов орудиями завода был вооружён почти весь российский флот и значительная часть армии. С 1890-х годов на заводе производились боеприпасы и броневые плиты. Завод выпускал также холодное оружие, чертёжный, слесарный, токарный, хирургический инструмент, вагонные оси, пароходные валы.

Здесь были изготовлены металлические конструкции для Пулковской обсерватории, двигатели для первого отечественного самолёта А. Ф. Можайского, отлит памятник императору Александру III. Изделия завода были отмечены медалями и дипломами на десяти российских и международных выставках. После революции на заводе ремонтировали паровозы и вагоны, производили запасные части к ним. В 1917 году «Обуховский сталелитейный завод» получил заказ на изготовление первого отечественного гусеничного трактора на основе проекта американской фирмы «Холт». Мастера предприятия успешно справились с поставленной задачей, и уже в конце 1919 года государству были представлены три первых трактора, которые по своим показателям превзошли свой прототип. Через три года была выпущена первая сотня этих тяжёлых машин.

В 1922 году завод получил название «Большевик». В 1920-1930-х годах на заводе изготавливалось оборудование для металлургических комбинатов и Московского метрополитена. В 1927 году на базе тракторных мастерских было запущено первое отечественное серийное производство танков МС-1 (Т-18). Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на заводе ремонтировали военную технику, изготавливали орудия и боеприпасы. В послевоенные годы, наряду с выпуском военной продукции, изготавливались узлы атомных электростанций, завод участвовал также в реализации ряда космических программ. В 1992 году заводу возвращено историческое название – «Обуховский завод». Он выполнял заказы нефте- и горнодобывающей, энергетической, атомной, химической, медицинской, машиностроительной, сельскохозяйственной и других отраслей промышленности, производил антенные установки всех типов военного и гражданского назначения.

Сейчас завод переживает новое рождение, приобретая облик современного предприятия военно-промышленного комплекса. Он расположен по адресу: проспект Обуховской Обороны, 118-126.

Сохранилось здание технической школы завода, построенное в стиле модерн (проспект Обуховской Обороны, 257). Здесь помещается школа № 337, в которой действует историко-краеведческий музей.

Обухово

Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
38. Памятник начальнику Николаевской железной дороги Ивану Кёнигу (фото: Витольд Муратов)

Между Софийской улицей, проспектом Александровской фермы, Московской линией железной дороги и Южным железнодорожным полукольцом находится местность, названная по находящемуся неподалёку заводу.

В 1871 году согласно указу Александра II «по Николаевской железной дороге» произведён отвод земли под православное кладбище. По находившейся здесь церкви Преображения Господня оно получило название Преображенское, а в советское время – Кладбище памяти жертв 9-го января, по расположенным здесь массовым захоронениям жертв Кровавого воскресенья 1905 года.

Возле станции Обухово, поставленной «для нужд кладбища», находится могила инженера путей сообщения Ивана Кёнига, начальника Николаевской железной дороги с 1868 по 1880 год. Крест на могиле выполнен из чугунных рельсов. На это место могила была перенесена в 2001 году в связи с постройкой новых путей у Сортировочной станции. Первоначально захоронение было на участке Преображенского кладбища недалеко от Александровского полустанка.

Мурзинка

Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
39. Курдонёр (парадный двор) усадьбы в Мурзинке
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
40. Вид на Мурзинку со стороны Невы
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
41. Вид сада в Мурзинке
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
42. Семейный портрет на крыльце дома в Мурзинке
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
43. Биллиардная и салон в загородном доме в Мурзинке (39-43 – рисунки Никола Серра-Каприола, 1820-е годы, blog.excurspb.ru)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
44. Здание Мариинского училища глухонемых (citywalls.ru)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
45. Большой Обуховский – Вантовый мост (фото: Kristian Larsen)

Земли от нынешней Кольцевой автодороги до Мурзинской улицы принадлежали дипломату и военачальнику Александру Румянцеву (отцу генерал-фельдмаршала Петра Румянцева-Задунайского). Возможно, именно он дал им такое название – в память о своей мызе Мурзинка на Урале (с ударением на второй слог). А, может быть, причастен сподвижник Петра I капитан-командор Прокофий Мурзин. Во времена Екатерины II Мурзинка вместе с Александровским перешла князю Александру Вяземскому. Несколько любительских акварелей его внука, итальянского дипломата Никола Серра-Каприола, позволяют представить образ тогдашней усадьбы. Известно, что в 1880-х годах часть Мурзинки унаследовал генерал Антон Апраксин, владелец Апраксина двора в Петербурге. Апраксин пожертвовал ведомству императрицы Марии Фёдоровны участок земли, на котором построили колонию для глухонемых. Эти здания сохранились до наших дней (Прогонная улица, 7 – 11).

Сад между Невой и Шлиссельбургским трактом, называвшийся Апраксиным, в 1930-е получил название Спартак. По саду течёт ручей (прорытый когда-то вокруг усадьбы), в который впадает речка Мурзинка. Сюда иногда заплывают бобры.

Выдающийся объект Мурзинки нашего времени – Большой Обуховский мост, часто называемый просто Вантовым. Эта единственная неразводная переправа через Неву соединяет Октябрьскую набережную и проспект Обуховской Обороны. Высота моста над поверхностью воды – 30 метров, что позволяет проходить под ним даже крупным судам. Это один из самых длинных мостов России – почти три километра. Мост открылся в 2004 году.

Рыбацкое

Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
46. «Рыбная слобода» – село Рыбацкое (рис. М. Воробьёва, 1810-е годы)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
47. Памятник ополчению, начало XIX века
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
48. «Училищный дом» (фото: Балтика / citywalls.ru)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
49. «Зотов дом» в 2012 году (фото: snegir / citywalls.ru)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
50. Памятник пожарному на Прибрежной улице (фото: Omenaleivonta)

В 1715 году Пётр I велел «переселить на берега Невы, поближе к столице, толковых дворцовых крестьян, предназначая их к занятию рыболовством на Неве». Так образовалась Рыбная слобода, где поселились крестьяне с берегов Оки, ставшие поставщиками живой рыбы к царскому двору. Помимо рыбного промысла переселенцы освоили кирпичное дело, столь нужное молодому Петербургу. Женщины традиционно занимались вязанием рыболовных сетей.

Жители Рыбацкого прославились и ратными делами. В 1788 году, когда шведский король Густав III привёл флот к Кронштадту, угрожая захватом столицы, рыбаки решили на сходке отправиться гребцами на флот. В итоге ополчение под командованием адмирала Василия Чичагова наголову разбило шведов. В память об этом народном порыве в Рыбацком и Усть-Ижоре по указанию Екатерины II поставлены обелиски (предположительно по проекту Антонио Ринальди). Текст на памятнике в Рыбацком такой: «Сооружён в память усердия села Рыбацкого крестьян, добровольно нарядивших с четырёх пятого человека на службу Родине во время шведской войны. 1789. 15-го июня» (Рыбацкий проспект между домами 2 и 12).

В конце XVIII века при въезде в село был построен «круглый дом» рыбопромышленника Зотова. Здание, пережившее войны и революции, было расселено в 1987 году, после чего превратилось в руины (Рыбацкий проспект, 5А). По-видимому, это всё, что осталось от исторического поселения Рыбацкое, утраченного в конце 1980-х годов в результате «бульдозерной реконструкции».

Сохранились появившиеся в конце XIX века Знаменская церковь на Казанском кладбище (переулок Юннатов, 32) и дом при Покровском храме (Рыбацкий проспект, 12).

В 1909 году «из отборного кирпича» было построено училищное здание, где разместились земское, народного просвещения и городское училища. Уже в наши дни дом был снесён и построен на другом месте (Рыбацкий проспект, 18).

Важную работу по краеведению проводит Рыбацкая библиотека № 6 (улица Дмитрия Устинова, 3). Здесь работает историко-краеведческий зал «От Рыбной слободы до современного Рыбацкого». Библиотека регулярно выпускает литературный и историко-краеведческий альманах «Рыбацкая слобода».

Из современных достопримечательностей можно отметить памятник пожарным «Бравый брандмайор», открытый в 2004 году на Аллее славы пожарных вдоль Прибрежной улицы.

Усть-Славянка

Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
51. Дом Слёпушкина в 2011 году (фото: Наталия / citywalls.ru)

Селения в устье реки Славянки (по-фински – Венйоки, «русская река») известны задолго до основания Петербурга. Так, название деревни Гудилова восходит к скандинавскому имени Гудлуйф. В XVII веке на правом берегу речки была шведская усадьба, а в XVIII веке – сторожевое село Усть-Славянка. Её жители занимались извозом по Шлиссельбургскому тракту и изготавливали кирпичи из местной высококачественной глины.

Сохранились руины дома, построенного в 1820-е годы поэтом-самоучкой Фёдором Слёпушкиным (Славянская улица, 1). Дом сохранял первоначальный вид вплоть до пожара 2013 года. Слёпушкин получил золотую медаль Российской академии с благодарственной надписью «Приносящему пользу Русскому слову».

Уткина заводь

Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
52. Водонапорная башня (фото: Георгий Попов)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
53. Электростанция «Красный октябрь» (фото: Георгий Попов)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
54. Здание станции «Нева» (фото: Neu-Zwei)

Перебравшись на правый берег Невы по Большому Обуховскому (Вантовому) мосту, мы оказываемся в Уткиной заводи. Это название ещё допетровское: речка, впадающая в Неву ниже по течению, называлась Сорсайоки (от финского слова «утка»). С середины XVIII века здесь работали кирпичные и лесопильные заводы. В начале 1780-х годов Уткина заводь была подарена Екатериной II будущему государственному канцлеру Александру Безбородко. С 1898 года владельцем земель стало Морское министерство, которое выкупило 50 десятин для устройства полигона Обуховского сталелитейного завода. В 1899 году по проекту архитектора Фёдора Лумберга на полигоне была построена водонапорная башня (Октябрьская набережная, 104А). Помимо своего основного предназначения она была также «пристрельной»: по ней настраивались прицелы орудий, которые выпускались заводом на левом берегу Невы. Эта загадочная башня с готическими мотивами – настоящее украшение здешних мест.

В 1913 году по заказу правительства развернулись работы по сооружению центральной электрической станции, использующей английский уголь. Затем работы были прерваны из-за начала Первой мировой войны. Открытие электростанции Уткина Заводь (Красный Октябрь) состоялось в 1922 году. Весной 1930 года была пущена вторая очередь. Мощная электростанция, котлы которой успешно работали на местном торфе, освобождала город от потребности в дорогостоящем иностранном угле. Во время блокады электростанция в Уткиной заводи (несмотря на массированные артиллерийские обстрелы и гибель сотрудников) была почти единственной, снабжающей Ленинград электричеством. В 1942 году за мужество и героизм станция была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Наибольшие потери станция понесла в сентябре 1943 года. После полного освобождения Ленинграда восстановить работу станции удалось к 15 сентября 1944 года. В 2010 году станция была закрыта. Адрес здания бывшей электростанции – Октябрьская набережная, 108.

В 1932 году для подвоза торфа к электростанции проложили железнодорожную линию и построили станцию «Нева». Вокруг станции вырос одноимённый посёлок, ряд деревянных домиков которого сохранился до сих пор.

Малая Рыбацкая

В допетровские времена неподалёку от устья реки Утки находилась рыбацкая деревня Глезнёво. В XVIII веке сюда начали перебираться жители из разраставшегося села Рыбацкое на левом берегу Невы. Глезнёво и его окрестности стали именоваться Малой Рыбацкой слободой. На картах начала XIX века упоминалась и «Гнилая Рыбная слобода». Название появилось, видимо, «благодаря» существовавшему рядом с деревней большому торфяному болоту, от которого исходил сильный гнилостный запах.

Как мы знаем, в руслах речек, впадающих в Неву, добывали глину для изготовления кирпичей. С 1860-х годов кирпичные заводы в малой Рыбацкой известны как «Беляевские», по фамилии их владельца Петра Беляева. Вода для формовки кирпича содержалась в специально вырытых водоёмах, в связи с чем нынешняя улица Новосёлов до 1964 года называлась Дорогой на пруды. Из глины делали и посуду – с 1752 года до конца XVII в Малой Рыбацкой работал фаянсовый завод (фаянс – вещество, похожее на фарфор). В 1840 году купец Александр Варгунин основал Невскую писчебумажную фабрику. Она стала первой в России, использующей для производства бумаги паровой двигатель. Фабрика существует и поныне (Октябрьская набережная, 54). В 1841 году здесь появилась известная на всю Россию суконная и одеяльная фабрика англичанина Джеймса Тóрнтона. Теперь она называется «Невская мануфактура» (Октябрьская набережная, 50-52).

Сосновка / Черновка

Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
55. Загадочные каменные палаты – «Дача Чернова» (фото: Лана Майер)

К деревне Глезнёво в Малой Рыбацкой примыкал прекрасный сосновый бор, поэтому усадьба князей Гагариных, которым принадлежали эти земли, называлась «Сосновка». В 1889 году её владельцем стал полковник Александр Чернов. В 1893 году по проекту Александра фон Гогена на холме был построен особняк, сочетающий архитектурные черты западноевропейского охотничьего домика и старинного русского терема с шатровыми башнями. За особняком начинался «Черновский лес», где за небольшую плату разрешалось собирать грибы. После революции 1917 года здесь был открыт первый в городе дом отдыха для рабочих Невской заставы, потом в здании находились поликлиника и больница. В 1943 году на территории бывшей дачи Чернова работала радиостанция. В 1955 году здесь разместились «глушилки» западных радиостанций. С начала 1990-х годов оборудование здания обеспечивает радиовещание в диапазоне средних волн в Санкт-Петербурге и части Ленинградской области. Этот оазис старины среди новостроек – одно из уютнейших мест Невского района.

Адрес «Дачи Чернова» – Октябрьская набережная, 72

Весёлый посёлок

Территорию между улицами Новосёлов и Дыбенко называют Весёлым посёлком. С конца XIX века здесь обосновались немецкие колонисты, переселившиеся из Новосаратовки. История немецких поселений («колоний») в окрестностях Петербурга начинается со времён Екатерины II, которая пригласила немцев осваивать пустующие земли. Столь необычное название, видимо, является переводом немецкого слова «люстдорф», как принято было у немцев именовать подобные поселения.

На восточной окраине Весёлого посёлка течёт речка Оккервиль – левый приток Охты. Происхождение этого загадочного названия обычно связывают с шведским полковником Оккервилем, мыза которого якобы стояла на речке. Однако документы эту версию никак не подтверждают. Возможно, название речки как-то связано со старинной деревней Карвила в её верховьях. На берегу реки около станции метро «Улица Дыбенко» – парк имени Сергея Есенина, где недавно открыт памятник поэту.

В постсоветское время в Весёлом посёлке построено несколько храмов с интересной архитектурой, например, храм апостола Петра с 60-метровой колокольней в парке Строителей или Подворье Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря с белым ангелом на колонне.

Невский мемориал «Журавли»

Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
56. Мемориал «Журавли»: скорбящая девушка (фото: Георгий Попов)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
57. Мемориал «Журавли»: скульптуры птиц (фото: Георгий Попов)

Невский район находился в годы блокады на переднем крае обороны города, и до сих мы храним память о тех далёких годах. Повсеместно на территории района можно увидеть ДОТы (долговременные оборонительные точки), входившие в систему оборонных сооружений Ленинграда. Есть также знаменитый трамвайный парк имени Володарского, из ворот которого в апреле 1942 года вышел в путь один из первых блокадных трамваев, заводы, ковавшие в холодных цехах оружие победы и многое другое. Но главными объектами памяти о блокадных годах служат братские могилы тех, кто отдал свои жизни, защищая наш город от врага, кто умер от голода на рабочем посту, а также горожан, не доживших до победы.

Главный из них – знаменитый мемориальный комплекс с красивым названием «Журавли», расположенный на Дальневосточном проспекте. Здесь, в двенадцати братских могилах, покоятся свыше пятидесяти тысяч жителей блокадного Ленинграда. Это одно из крупнейших захоронений времён Великой Отечественной войны в Санкт-Петербурге. Эти птицы появились здесь благодаря знаменитой песне Марка Бернеса, написанной на стихи поэта Расула Гамзатова. На стеле надпись: «Память павших героев, защитников жизни, священна. Будь достойным её светлым подвигом жизни своей». Стела, замыкающая главную аллею, украшена надписью со словами: «Твёрже стали и камня была ваша стойкость, герои. Славу мужества вашего гордый хранит Ленинград».

Ледовый дворец

Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
58. Спортивно-концертный комплекс Ледовый дворец (фото: Георгий Попов)

Гордостью Невского района по праву считается Ледовый дворец. Это одно из крупнейших в нашей стране спортивное сооружение построено в 2000 году для проведения чемпионата мира по хоккею. С момента открытия на этой площадке состоялось множество соревнований мирового уровня: Чемпионат мира по хоккею, Чемпионат мира по гандболу, Чемпионат Европы по фигурному катанию, Финалы Гран-При Европы по фигурному катанию, Чемпионаты Европы по спортивным и бальным танцам, Кубок Европейских чемпионов по хоккею (трижды), этапы Кубка мира по мототриалу, Чемпионат России по фигурному катанию, Чемпионат России по самбо, Чемпионаты России по хоккею и другие соревнования. В свободное от мероприятий время здесь работает каток для всех желающих.

Архитектурный ансамбль Ледового дворца дополняют грифоны на пешеходном мосту через речку Оккервиль – самые «юные» грифоны Петербурга. Фигуры выполнены из гранита, на крыльях использованы титановый сплав и нержавеющая сталь.

Киновия

Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
59. Деревянная часовня у келейного корпуса (фото: Георгий Попов)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
60. Могила Неизвестного солдата на Киновеевском кладбище (фото: Георгий Попов)
 
Любопытный Петербург, часть 8: Невский район
61. Братская могила девушек-зенитчиц, погибших при защите Финляндского железнодорожного моста

Указом Петра I в октябре 1714 года часть земель на правом берегу Невы была передана Александро-Невскому монастырю – для строительства кирпичных заводов и хозяйственных монастырских нужд. Когда-то здесь было кирпичное производство, основанное шведами. Монахи его возобновили, построили скотный двор. К концу XVIII века производство пришло в упадок, эти земли использовались монастырём только для сенокоса.

В 1820 году здесь была основана Кинóвия (с древнегреческого – «совместная жизнь», монастырь общежитского устава). Митрополит Михаил (Десницкий) построил архиерейский деревянный дом со службами и кельи для больных и престарелых монахов. В центре Киновии в 1862 году возвели большую церковь Святой Троицы. Строгий пятиглавый храм был художественной вариацией облика русских церквей XVII века. В 1937 году колокольня храма была взорвана, храм закрыт, купола разобраны, а в помещении храма организованы мастерские Промкомбината. Сейчас храм восстанавливается, его адрес – Октябрьская набережная, 18. Хорошо сохранились здания келий (келья – комната монаха), возле одного из которых в 2016 году построена деревянная часовня.

Первые захоронения в Киновии появились в 1848 году. На кладбище стали хоронить не только монахов, но и крестьян из ближайших деревень, жителей Малой Охты, небогатых купцов. Старинная часть кладбища была ликвидирована в 1930-х годах. Во время блокады, в 1942 году, на Киновиевском кладбище хоронили умерших ленинградцев и погибших защитников города. В братской могиле воинов второго зенитно-пулемётного полка похоронены девушки-зенитчицы, которые погибли 25 мая 1943 году при защите Финляндского железнодорожного моста. В 1965 году на могиле установлена трёхметровая стела из коричневого гранита. На месте ещё одного братского захоронения жителей блокадного Ленинграда и военнослужащих в 1946 году установлена мемориальная колонна. Рядом находится могила Неизвестного солдата.

Севернее Киновии, в Парке Боевого Братства на улице Джона Рида, недавно установлены памятный знак 25-летию вывода советских войск из Афганистана и Памятник псковским десантникам.

Ещё дальше, за рекой Оккервиль, были деревни Малая и Большая Яблоновки. В конце XIX века рядом образовалась свалка, куда свозили мусор со всего правого берега Невы. Свалка постепенно поглотила деревню и была ликвидирована лишь в 1970-х годах. В 1980-х годах на месте свалки разбили парк, который сейчас называется Яблоновским.
Неподалёку (на Клочковом переулке, 2) стоит оригинальный металлический памятник Хищнику из одноимённого кинофильма.

Клочки

Деревня Клочки располагалась от Киновии до Малой Охты – то есть примерно от Гранитной улицы до дома № 10 по Октябрьской набережной. Указом Петра I от 1723 года ямщикам Петербурга выделялся ряд земель Александро-Невского монастыря. Несколько семей ямщиков поселилось на правом берегу Невы, как бы «отколовшись» от основной слободы. Возможно поэтому они назвали свою деревню «Клочки». Здесь находилась Охтинская застава «для исчисления судов, проходящих по Неве» и брандвахта «для прописки по Неве проходящих кораблей и в них кладей». Сегодня память о деревне сохраняется в названии Клочкова переулка и мостика через речку Оккервиль.

Следом за Клочками начиналась уже «Охтенская слобода», указом Петра I заселённая вологодскими, белоозёрскими, холмогорскими «добрыми плотниками, обыкновенными к судовой работе, с жёнами, и с детьми, и с пожитками…» Об этом и о многом другом – отдельный выпуск по истории Красногвардейского района.

Слово от составителей

В этот юбилейный год мы хотели сделать подарок не только жителям Невского района, но и всем горожанам. Значение нашего района в истории города переоценить трудно. Мы гордимся тем, что Невский район стал центром создания новых технологий и производств, составивших пользу и славу и нашему городу, и всей стране. И хотим напомнить об этом всем жителям Санкт-Петербурга. Мы убеждены, что на этой земле вырастут новые герои и появится ещё много изобретений, которые получат прописку именно в Невском районе. История, как мы видим из нашего выпуска, к этому очень располагает.

Над выпуском работали: О. А. Быстрова – ведущий библиограф библиотеки им. Фёдора Абрамова; А. Н. Лончинский – методист, заведующий музеем ГБУ ДО Правобережного дома детского творчества; Л. А. Майер – фотограф, педагог доп. образования ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района; Я. Г. Назаровская – гл. библиограф ЦДБ, куратор Центра чтения; Л. Горшечникова и А. Зоря – сотрудники СПб ГБУ «Музей «Невская застава»»; А. Зеленина – журналист, житель Невского района; В.  А. Черненко – член Ассоциации исследователей Санкт-Петербурга. Автор логотипа «100 лет Невскому району» – А. Макаров, член Союза архитекторов России. Главный редактор к-я.рф – Г.  Н. Попов.

Основная литература

Глезеров С. Е. Исторические районы Петербурга от А до Я. – М.: Центрполиграф; СПб.: МиМ. , – Дельта, 2010. – 491 с.: ил.

Кепсу Сауло. Петербург до Петербурга. История устья Невы до основания города Петра; – СПб.: Европейский дом, 2000.

Шерих Д. Ю. Невская застава. Берег левый, берег правый. – СПб.: МиМ  –Дельта; М.: Центрполиграф, 2007. – 456 с.: ил.

Энциклопедия «Санкт-Петербург». СПб-М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. — 1024 с. ил., карт.

Дополнительные материалы (раздел дорабатывается)

Андрейчева В. Ф. Александровское. Мурзинка. Фарфоровый завод: забытое об известном. – СПб.: Береста, 2012. – 260 с.: ил.

Андрейчева В. Ф. Малая рыбная слобода. Уткина заводь. Клочки и Киновия. – СПб.: ИПК Береста, 2015. – 122 с.: ил.

Александров И. П. Первенец плана ГОЭРЛО в Петрограде. – СПб.: Изд-во Буковского, 2002. – 176 с.: ил.

Ерофеев А. Д. Скверы, сады и парки Петербурга: зелёное убранство Северной столицы. – М.: Центрполиграф; СПб.: Русская тройка. – СПб, 2015. – 414, с.: ил. – (Всё о Санкт  –Петербурге).

Исаченко В. Г. Памятники Санкт-Петербурга: справочник. – СПб.: Паритет, 2004. – 396 с.: ил., фот.

Каптерев Н. А. Обуховский сталелитейный завод. СПб., 1913;

Розанов М. Д. Обуховцы: История завода «Большевик» (бывшего Обуховского сталелитейного завода). Л., 1965;

Кириков Б. М. Архитектура ленинградского авангарда: путеводитель = Leningradavant  –gardearchitecture: a guide. – [2  –е изд., испр.]. – СПб.: Коло, 2009. – 311 с.: ил.

Колчак В. И. История Обуховского сталелитейного в связи с прогрессом артиллерийской техники. СПб., 1903;

Обуховский завод. 150 лет во славу Отечества. 1863-2013 гг. СПб., 2013.

Обуховский завод: очерки истории, 1863  –2008. – СПб.: Береста, 2010. – 591 с.: ил.

Первушина Е. В. Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы. – М.: Центрполиграф; СПб.: Русская тройка. – СПб, 2012. – 382 с.: ил.

Реймерс Г. фон. Санкт  –Петербург в конце своего первого столетия: со взглядом на возникновение и рост этой резиденции при различных государях, правивших в течение этого времени. – СПб.: Росток, 2007. – 526 с.: ил. – (Диалог двух культур).

Федоров А. С. Творцы науки о металле: Очерки о творчестве отечественных ученых металлургах и металловедах. М., 1980. С. 47-51;

http://infocenter-odessa.com/index.php?newsid=1623 – Европейская одиссея «Невы».

http://www.gazrossii.ru/page/history/history5  –Матвей Егорович Кларк, первый директор Александровского завода. П.Б. Кривская, директор музея ОАО «Пролетарский завод».

http://domavspb.narod.ru/index/0-573 – Ленинградская панель: первый опыт. Дмитрий Гусаров.

http://goz.ru – история Обуховского завода

http://nev-cbs.digst.ksob.spb.ru/Spb_v111007_5.pdf – Откуда пошла Мурзинка. О происхождении необычного названия и владельцах этого имения. Вера Андрейчева.

http://blog.excurspb.ru/ob-utrachennykh-zagorodnykh-dvortcakh-xviii-veka-na-beregakh-nevy – Об утраченных загородных дворцах XVIII века на берегах Невы. Вера Андрейчева.

http://v-murza.livejournal.com/99102.html и http://v-murza.livejournal.com/99921.html# – Мурзинка. Исчезающий район Санкт-Петербурга.

http://www.gmgs.ru/events/771—1789 – Памятники Народному ополчению 1789 года.

http://nevcbs.spb.ru/biblioteka-6 – сайт Рыбацкой библиотеки.

http://forum-spb.name/dostoprimechatel-nosti-peterburga/2784-dvorec-razumovskogo.html – история Дворца Разумовского (Педагогического университета).

http://theconstructivistproject.com/ru/object – Энциклопедия конструктивизма.

http://al-spbphoto.narod.ru/okraina/nevsky-district-rybatckoe.html – Городские окраины, по обоим берегам Невского района.

http://www.ipm.ru/istoriya_zavoda – история Фарфорового завода.

http://spb-mitrofan-society.org/farfor_istor.php – история Фарфоровского кладбища.

http://old.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10242603@SV_Articles – Императорский фарфоровый завод, Ольга Шервуд.

http://aroundspb.ru – План С.-Петербурга с ближайшими окрестностями» 1914 года.

 
 

Спасибо, друзья, за внимание к нашей публикации. Мы были бы вам очень признательны за оставленный отзыв. В наших следующих выпусках: секреты Медного всадника, раскрытые при реставрации. Напоминаем, что наши партнёры в своих организациях бесплатно раздают наши стенгазеты.
 

Ваш Георгий Попов, редактор к-я.рф

 
 
 
 

Related Images: