Горный корпус

  • 0
Главный фасад здания Горного института. XIX в.

Горный корпус

Category:Любопытный Петербург Tags : 

 Стенгазета «Искусство дел каменотёсных. К 250-летию со дня рождения знаменитого петербургского каменотёса Самсона Суханова»
15. Главный фасад здания Горного института. XIX в.

 
 Стенгазета «Искусство дел каменотёсных. К 250-летию со дня рождения знаменитого петербургского каменотёса Самсона Суханова»
16. Воронихинский план зданий Горного корпуса.

 
 Стенгазета «Искусство дел каменотёсных. К 250-летию со дня рождения знаменитого петербургского каменотёса Самсона Суханова»
17. Скульптурные группы у Горного института. Фото: Г.Н. Попов.

 
 Стенгазета «Искусство дел каменотёсных. К 250-летию со дня рождения знаменитого петербургского каменотёса Самсона Суханова»  Стенгазета «Искусство дел каменотёсных. К 250-летию со дня рождения знаменитого петербургского каменотёса Самсона Суханова»
18. Картограммы деления скульптурных групп «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины Плутоном» на блоки. Электронный архив ООО «РМ «Наследие»», 2015 г. Материалы конференции «Музей под открытым небом. Современные подходы к сохранению скульптуры». 

 

На правом берегу Невы недалеко от места её впадения в Финский залив уже более двух веков стоит величественное здание Горного института (Горного университета). Оно завершает панораму города в акватории Невы, обозримую из Зимнего дворца, и первым встречает прибывающих с моря гостей в северную столицу.

Преобразование в 1804 г. Горного училища в Горный кадетский корпус привело к резкому увеличению числа воспитанников и служащих, и старые разрозненные двухэтажные дома стали тесны и неудобны, да и «состав строений не отвечал достоинству и важности учреждения». Русским зодчим А.Н. Воронихиным спроектировано новое монументальное строение в стиле классицизма, вытянутое вдоль берега Невы на целый квартал, с «главной фасадой», развёрнутой к реке. Воронихин максимально использовал существовавшую ранее застройку, благодаря чему строительство здания было осуществлено в короткий срок — с 1806 по 1811 гг. Срезав выступавшие на набережной углы трёх домов, подвёл их под одну крышу и соединил их единым коридором, параллельно которому возвёл новое центральное здание и правое крыло, включая церковный флигель. Таким образом архитектору удалось объединить весь главный фасад в единое здание с ломаными очертаниями и связать его с боковыми фасадами Корпуса.

Закладка здания была проведена 27 мая 1806 г., осенью 1808 г. всё здание вчерне было закончено и покрыто железной кровлей, а весной 1809 г. начались отделка и украшение здания. В строительстве корпуса участвовали известные мастера того времени. На возведение колонн и украшение здания приглашён каменотёсных дел мастер и подрядчик Самсон Суханов. В 1807–1808 гг. его артель вырубила, отделала «ложками» (каннелюрами) и установила двенадцать колонн из «пудовского камня», с «прокладками кругов» из «путиловской плиты». На их возведение также пошла часть «колонных штук», оставшихся по окончании строительства Казанского собора.

В эти же годы рабочими людьми Суханова была произведена тёска и кладка цоколя из «путиловской плиты», а самим мастером вырезаны из «пудовского камня» капители для колонн и пилястр. В мае 1809 г. Самсон Суханов заключил контракт на поставку и обтёску «лутчего однослойного пудовского камня в течение лета для сделания двух скульптурных групп, двух барельефов на фризах».

Строительство и украшение здания Горного корпуса было завершено в 1811 г. На набережной Невы у «морских ворот» столицы выросло здание в виде древнегреческого храма с выдвинутой вперёд центральной частью – ризалитом с приподнятой горообразной крышей со слегка отодвинутыми назад широкими крыльями. Главный вход «храма геологии», символизировавший вход в подземное царство – царство Плутона, выделен портиком с массивными колоннами дорического ордера, поддерживающими высокий тяжелый треугольный фронтон. Верхняя часть стен по сторонам портика украшена барельефными фризами длиною 5 сажень и высоту 1 ½ аршина на сюжеты из жизни бога огня и ремёсел Вулкана, в аллегорической форме подчёркивающие значение горного дела. На правом барельефе изображён «Апполон, приходящий к Вулкану за колесницею своею», на левом – «Венера, требующая от Марса доспехи».

С двух сторон парадной лестницы установлены две двухфигурные скульптурные группы «высотою 5 аршин»: «Похищение Прозерпины Плутоном» (скульптор В.И. Демут-Малиновский) и «Борьба Геракла с Антеем» (скульптор С.С. Пименов). Первая группа состояла из 16, а вторая – из 9 (по другим источникам – из 8) блоков пудостского камня. В начале XX в. сделаны копии фигур для украшения фасада Русского выставочного павильона в Риме на Международной выставке изящных искусств. В настоящее время оригиналы сняты вместе с постаментами и восстанавливаются в реставрационной мастерской «Наследие». На их месте – точные копии из травертина.

 

  


Это одна из статей выпуска №119 благотворительной стенгазеты «Коротко и ясно о самом интересном» – «Искусство дел каменотёсных». Поводом для создания выпуска послужило 250-летие со дня рождения каменотёсных дел мастера Самсона Суханова. Имя его сейчас не особенно известно, несмотря на то, что Суханов построил со своей артелью почти половину Петербурга первой трети XIX века. Выпуск продолжает серию «Каменное убранство Санкт-Петербурга».

Спасибо вам за интерес к нашему проекту.

Related Images:


About Author

Георгий Попов

Редактор сайта «Коротко и ясно о самом интересном»

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *