Какие бывают открытия?

  • 0

Какие бывают открытия?

Category:Коротко и ясно о самом интересном Tags : 

 Стенгазета «Главные астрономические открытия: рассказ астрофизика Сергея Попова о десяти важнейших астрономических открытиях со времён Галилея до наших дней» Архимед на пороге открытия основного закона гидростатики (Walther Hermann Ryff / Deutsche Fotothek, 1547 год).

Сегодня мы попробуем бросить взгляд на историю астрономических открытий. Нас будет интересовать не столько исторический аспект, сколько смысл, суть этих открытий. Астрономия – наука наблюдательная, и самое главное, что здесь происходит, это – открытия. Подчеркну, речь идёт не о теоретических результатах, а именно о наблюдательных открытиях. Попытаемся понять, какими бывают открытия, какими свойствами они должны обладать, чтобы войти в десятку действительно величайших в истории человечества.

Неожиданные. Самое главное, открытие – это, конечно, что-то неожиданное. Так бывает не всегда. Вот, например, два относительно свежих астрономических и физических открытия: бозон Хиггса и гравитационные волны. Это очень важные открытия, но их никак не назовёшь неожиданными. Для открытия бозона Хиггса специально создавался Большой адронный коллайдер, для открытия гравитационных волн – детектор LIGO (а до этого и другие детекторы). Мы будем говорить об открытиях, которые были действительно неожиданными, где элемент внезапности был очень важен.

Противоречат здравому смыслу. На возражения оппонентов, утверждающих, что теория относительности противоречит здравому смыслу, Эйнштейн отвечал: «Здравый смысл – это сумма предубеждений, приобретённых до восемнадцатилетнего возраста». У нас есть в голове какая-то, пусть плохо выраженная словами, картина мира. Мы что-то себе представляем на основе собственного опыта, который, естественно, ограничивается классическим миром. Мы непосредственно не видим квантовые процессы, не видим процессы, которые требуют привлечения Теории относительности, специальной или общей. Большие открытия должны противоречить «массовому» здравому смыслу. Ещё интересней, если они противоречат здравому смыслу профессионалов в своей области.

Понятные на словах. В прошлом все большие открытия были понятны на словах. В современном мире есть много очень важных результатов, о которых невозможно рассказать коротко, понятно и точно. Нужно очень много контекста. Собственно ради этого люди и учатся в школе и узнают что-то из фундаментальных наук – чтобы у них расширялся этот контекст, чтобы расширялся круг того, о чём можно было понятно рассказать на словах. Поскольку, чем больше правильных слов они знают, чем больше связи между этими словами они устанавливают у себя в голове, тем больше нового они могут усвоить с относительной лёгкостью.

Ставят не точку, а многоточие. Бывают важные результаты, которые можно назвать не открытием, а скорее закрытием. На основе какой-либо гипотезы развивалась модель, а новый экспериментальный, наблюдательный результат ставит крест на этой модели, не даёт науке развиваться дальше в этом направлении. Мы же будем говорить о таких важных открытиях, которые давали возможность для развития науки в новом направлении.

Меняют картину мира. Ну и, наконец, самое главное: большие открытия должны существенно менять картину мира. Условно говоря, нужно переписывать учебник. И для астрономии это особенно большая проблема. Учебники по астрономии (если пытаться включать них современную астрофизику) очень быстро устаревают. Скажем, экзопланеты (планеты у других звёзд) вообще начали открывать только в 90-е годы XX века. В этом смысле всё написанное до 90-х годов требует дополнения. Ускоренное расширение Вселенной открыли в самом конце XX века. Новые результаты появляются постоянно, и, поэтому, пытаться в учебнике передать современную астрофизическую картину мира – сложная задача. В некоторых областях даже научно-популярные книги писать тяжело. Как писать книгу, например, по экзопланетам, если в этой области постоянно происходит что-то новое? Только написал книгу, сдал в печать, а тут открыли систему из семи землеподобных планет у звезды TRAPPIST-1 или планету у Проксима Центавра (ближайшей к Солнцу звезды), и книга сразу становится неполна, нужно очень много чего менять и дописывать.


Это – глава из стенгазеты, выпущенной благотворительным проектом «Коротко и ясно о самом интересном». Нажмите на миниатюру газеты ниже и читайте остальные статьи по интересующей вас тематике. Спасибо!

Материал выпуска любезно предоставил Сергей Борисович Попов – астрофизик, доктор физико-математических наук, профессор Российской академии наук, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института им. Штернберга Московского государственного университета, лауреат нескольких престижных премий в области науки и просвещения. Надеемся, что знакомство с выпуском будет полезно и школьникам, и родителям, и учителям – особенно сейчас, когда астрономия снова вошла в список обязательных школьных предметов (приказ №506 Минобрнауки от 7 июня 2017 года).

Все стенгазеты, изданные нашим благотворительным проектом «Коротко и ясно о самом интересном», ждут вас на сайте к-я.рф. Есть также группа вконтакте и ветка на сайте Питерских родителей Литтван, где мы обсуждаем выход новых газет. Любой желающий может бесплатно получать наши газеты в местах раздачи в Петербурге.

 

Related Images:


About Author

Георгий Попов

Редактор сайта «Коротко и ясно о самом интересном»

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *