Гранит рапакиви


  • 0
Гранит рапакиви (колонна Исаакиевского собора). Фото: Г.Н. Попов, 2012 г.

Гранит рапакиви

Tags : 

 Стенгазета «Искусство дел каменотёсных. К 250-летию со дня рождения знаменитого петербургского каменотёса Самсона Суханова»
60. Гранит рапакиви (колонна Исаакиевского собора). Фото: Г.Н. Попов, 2012 г.

 
 Стенгазета «Искусство дел каменотёсных. К 250-летию со дня рождения знаменитого петербургского каменотёса Самсона Суханова»
61. Гранитные колонны вестибюля «Дома со львами». Фото: В.П. Столбова.

В старых описаниях этот камень часто именовался, как «морской гранитный камень», «финский морской гранит» или «дикий камень». Добывался, в основном на территории современной Финляндии. Геолого-петрографическое название – «рапакиви», означающее с финского «гнилой камень», гранит получил из-за быстрого выветривания. На поверхности земли и до метровой глубины под воздействием солнца, мороза, ветра и дождя камень со временем растрескивался и крошился, но на глубине оставался прочным и крепким.

Облик Санкт-Петербурга эпохи классицизма во многом обязан граниту рапакиви, который с тех пор стал каменным символом северной столицы.

Все граниты рапакиви, употреблявшиеся в строительстве Санкт-Петербурга, добывались из громадного Выборгского массива, занимающего площадь около 18 000 кв. км. Самые известные старинные ломки расположены на берегу и островах Выборгского и Финского заливов: в парке Монрепо под Выборгом, бывшем владении баронов Николаи, и Питерлакс у города Хамина (финск.) или «Фридрихсгама (шведск.). Гранит слагает береговые «курчавые скалы», «бараньи лбы» и даже целые острова.

Граниты рапакиви окрашены в красные, розовые тона (розовый финский гранит), реже в серые, серовато-розовые цвета (серый финский гранит). Для них характерен особый неповторимый рисунок, обусловленный его структурой. Порода состоит из крупных округлых или яйцевидных кристаллов («порфиробластов») или «овоидов» полевого шпата микроклина, занимающих более половины её объёма, и рассеянных между ними зёрен кварца и тёмноцветных минералов.

Среди гранитов рапакиви различают две петрографические разновидности, названные по местам разработок: выборгит и питерлит. Овоиды в выборгите окрашены в красные и розовые тона и часто окружены зеленовато-серыми плагиоклазовыми оторочками. Монолиты выборгитов вырубались под надзором «прикащиков» Суханова для Казанского собора в имении баронов Николаи, в каменоломне Саанлахти в западной части морского острова Монрепо в черте нынешнего Выборга. Из многотонных глыб артель Суханова вытесала 56 колонн для Казанского собора. Ею же выполнены цоколь Биржи из двух сортов выборгита – розового и серого. Из серого выборгита вытесаны базы Ростральных колонн, и вырезаны Сухановым маскароны в стенах спуска к Неве на Стрелке Васильевского острова.

Позднее стали разрабатываться питерлакские каменоломни в окрестностях деревень Виролахти, Питерлакс, Вилькиля и других, в районе города Хамины или (Фридрихсгама). Здесь добывался сорт гранита рапакиви – питерлит, в котором преобладают овоиды без плагиоклазовых оторочек или вообще нет овоидов. Самый большой в мире монолит гранита весом в 600 тонн был вырублен по способу Суханова в Питерлакской каменоломне для изготовления Александровской колонны на Дворцовой площади.

В каменоломне на острове Халнеми рабочими людьми Суханова вырубались колонны для Исаакиевского собора. В ломке на острове Сумале вытесаны пьедесталы для статуи фельдмаршалов М.И. Кутузова и М.Б. Барклая-де-Толли. В Вилькиле выломан камень для недостающих колонн Казанского собора, для пьедестала памятника Минину и Пожарскому в Москве и для статуй апостолов Петра и Павла перед Казанским собором. С острова Сумари доставлен гигантский камень для изготовления Баболовской ванны.

 

  


Это одна из статей выпуска №119 благотворительной стенгазеты «Коротко и ясно о самом интересном» – «Искусство дел каменотёсных». Поводом для создания выпуска послужило 250-летие со дня рождения каменотёсных дел мастера Самсона Суханова. Имя его сейчас не особенно известно, несмотря на то, что Суханов построил со своей артелью почти половину Петербурга первой трети XIX века. Выпуск продолжает серию «Каменное убранство Санкт-Петербурга».

Спасибо вам за интерес к нашему проекту.





Об авторе

Георгий Попов

Редактор сайта «Коротко и ясно о самом интересном»

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Cloudim - .