Народы Ленинградской области 3

«Коренные народы Ленинградской области», часть 3-я: русские

Date:25 Ноя, 2015

Url:к-я.рф/85

Народы Ленинградской области 3

Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские»

«Коренные народы Ленинградской области»

часть третья: «Русские»

Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск 85, ноябрь 2015 года.

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большин­ство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.ru или через диалоговое окошко на к-я.рф. Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Наша сердечная благодарность Ольге Игоревне Коньковой, руководителю Центра коренных народов Ленинградской области. Серия выпусков подготовлена по материалам справочно-информационного издания для детей «Коренные народы Ленинградской области» (авторы – О.И.Конькова, Л.С.Лаврентьева, Л.А.Сакса), Санкт-Петербург, 2014 год. Первую и вторую части читайте в предыдущих номерах нашей газеты (Стенгазета №80 и Стенгазета №82).

Дорогие друзья, этот выпуск завершает наш рассказ о народах, издавна проживающих на землях от Онежского озера до берегов Финского залива. Он посвящён истории и традиционной культуре русских – самого многочисленного народа как Ленинградской области, так и России. В стенгазете №80 вы можете прочитать о вепсах, води и ижорах, а в стенгазете №82 – о ингерманландских финнах и тихвинских карелах. Вся серия подготовлена по материалам, которые любезно предоставила Ольга Игоревна Конькова – руководитель Центра коренных народов Ленинградской области, председатель Комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям Общественной палаты Ленинградской области, учёный-этнограф, член Международного консультативного комитета финно-угорских народов, инициатор программы поддержки коренных малочисленных народов, один из авторов справочно-информационного издания для детей и подростков «Коренные народы Ленинградской области», изданной Центром коренных народов Ленинградской области при содействии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) Российской академии наук.
 

Введение

 Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
1. Коренные народы на карте Ленинградской области: водь (1), ижоры (2), ингерманландские финны (3), русские (4), вепсы (5), тихвинские карелы (6).

Ленинградская область — это не только большие города и маленькие селения. Это просторы Ладоги и ширь Финского залива. Это старинные церкви и мощные заводы. Это бескрайние поля и необъятные леса. Это древние крепости и родные деревни. Это 1 763 924 человека, для которых эти земли всегда были Родиной или стали новым домом.
Свой богатейший опыт жизни дают нам вепсы. Это и духовное наследие — именно с деятельности Александра Свирского, вепса по происхождению, началась настоящая христианизация Севера. Но не только пример проживания в согласии с Богом даёт нам вепсский народ, но и неоценимый опыт существования в единстве с природой — лесами, озёрами и реками. Одним из древнейших занятий вепсов была охота. До сих пор ходят предания о лучших вепсских охотниках-медвежатниках. Не случайно и поныне говорят: «Вепс с топором родился» — лес давал всё для жизни вепсов — и дома, и материал для промыслов, и поляны для полей. Самым известным среди духов у вепсов был «хозяин леса». Находясь в лесу, чтобы не рассердить его, нельзя было ругаться, разорять птичьи гнезда, без надобности рубить деревья и кустарники. Как и в лесу, находясь «на воде», запрещалось ругаться, бросать мусор в воду. Прекрасный пример экологически правильного поведения, которому нужно подражать! По официальным данным, численность вепсов была максимальной в 1926 году — 33 000 человек. По последней переписи 2010 года в Ленинградской области их число составило 1380 человек.
Другим древним коренным народом Ленинградской области является водь. Она известна по русским летописям с 1069 года. Водь является уникальным народом, сохранившим многие элементы древней культуры коренного населения Северо-Запада России. Традиционные занятия води — земледелие и животноводство, озёрное и морское рыболовство, лесные и отхожие промыслы. Водь была самым «магическим» народом этих земель: до середины ХХ века сохранялись вера в духов-«хозяев» и древние семейные обряды, а старинный водский костюм должен был своими узорами и звенящими подвесками отгонять злых духов. Ныне водь — самый малочисленный народ европейской части РФ. По переписи 2010 года води осталось всего 64 человека, из них 33 — в Ленинградской области. Часть жителей сохраняют водский язык, который находится на грани исчезновения и занесён в Красную книгу исчезающих языков.
Совсем другими чертами и характера, и культуры обладали ижоры. Предками ижор были самые первые люди, начавшие свою многотрудную жизнь на берегах Балтики. Во второй половине ХII века ижора впервые упоминается в европейских документах, а полстолетия спустя ижоры уже признавались в Европе сильным и опасным народом. Ижоры никогда, ни в одном сражении не терпели поражения! В летописном сказании о Невской битве князя Александра со шведами в 1240 году говорится, что именно ижорский старейшина Пелгусий помог князю, предупредив новгородцев о подходе шведских кораблей. Ижоры издавна занимались морским рыболовством. Этот опасный промысел сформировал характер ижор — несгибаемый и твёрдый. И в то же время ижоры — самый «фольклорный» народ Европы. У них удалось записать невероятное число древних песен — более 100 000! Всемирно известной ижорской народной певице Ларин Параске в честь её заслуг перед мировой культурой даже поставлен памятник в столице Финляндии городе Хельсинки. Последняя перепись отметила лишь 266 ижор во всей России, в том числе 169 — в Ленинградской области.
Коренным народом региона являются и ингерманландские финны. Их древней родиной был Карельский перешеек — северные районы современной Ленинградской области. В XVII веке предки современных ингерманландских финнов переселились на 100 км южнее — в пределы провинции Ингерманландии, созданной шведами на завоёванной русской земле. Финны были замечательными хозяевами-крестьянами: их удивительное трудолюбие, аккуратность, самодисциплина принесли уважение этому народу. Финны распространили новые навыки ведения сельского хозяйства на северной земле. Именно ингерманландские финны обильно кормили в течение XVII — начала XX веков столицу империи — Санкт-Петербург. Следует отметить, что местные финны в дореволюционной России были очень грамотным народом — более 70% умели читать и писать. Ингерманландские финны создавали многочисленные деревенские школы, великолепные хоры, печатали газеты и книги на финском языке. К началу ХХ века численность ингерманландских финнов составляла около 120 000 человек. По последней переписи в Ленинградской области проживает лишь 4366 финнов.
В восточных районах Ленинградской области издавна проживали и тихвинские карелы. Их появление на землях близ Тихвинского монастыря связано с «уходом» карел во время шведских войн XVII века с исконных земель Карельского перешейка. В отдалённых лесных деревнях карелы сохранили свой древний язык, твёрдый характер, старинные обычаи и древнюю «карельскую» веру — староверчество. Сейчас в карельских деревнях Климовского сельского поселения Бокситогорского района Ленинградской области проживает около 400 тихвинских карел.

История

 Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
2. Прибытие Рюрика в Ладогу.

Первые древние славяне на территорию современной Ленинградской области пришли с более южных земель в VI–VII веках. Это были ильменские или новгородские словене — предки русских на этой земле. Славяне пахали земли и выращивали хлеб, перенимая у местных древних народов навыки охоты и рыбной ловли. И сами учились новому: как строить крепкие дома и высокие церкви, как торговать с приезжими купцами и управлять погостами. Именно силами новгородских словен (одного из славянских племён) около 750 года на берегах реки Волхов была построена Ладога. Ещё через 100 лет князь Рюрик возвёл здесь крепость, и Ладога стала первой столицей Северной Руси. В XI веке край стали обживать древнерусские земледельцы. Появилось много небольших деревень, распахивались поля, строились по погостам церкви.
Путь «из варяг в греки» привлекал на наши земли и славян с юга, и «гостей» с севера. Древнерусские князья и их дружины привносили в жизнь местных племён христианство, а позднее объединили все народы в Новгородское государство. Военные действия ливонских рыцарей и шведских войск заставили Древний Новгород и местные народы создавать ополчения и строить крепости Копорье, Корелу, Орешек, Ям, Тиверский городок, Ивангород.
Когда в 1703 году начал строиться Санкт-Петербург, в губернии к русским старожилам прибавились десятки тысяч русских переселенцев со всей России. Уже в XVIII веке русские становятся самым многочисленным народом Петербургской губернии. Земледелие и деревенские промыслы, строительство городов и создание Санкт-Петербурга, сельские школы и православные приходы стали самой важной частью жизни русских на этих землях.
После революции тысячи русских из центральных российских губерний переселились в окрестности Петрограда. После Великой Отечественной войны количество русских переселенцев ещё более возросло в центральных и особенно северо-западных районах Ленинградской области. О русской культуре в Ленинградской области рассказывают районные, краеведческие и школьные музеи. Издаются книги, снимаются фильмы. Повсеместно существуют клубы русской культуры, творческие певческие и танцевальные коллективы, русские инструментальные ансамбли и оркестры, ремесленные кружки, кружки по изготовлению русских костюмов и обрядовых кукол, народные мастера, сохраняющие традиционную русскую культуру. Организуются русские праздники, собирающие тысячи людей. Проводятся творческие конкурсы и фестивали русской культуры. Многие русские писатели, художники, музыканты и учёные жили на этих землях и создавали прекрасные творения, совершали замечательные открытия. Имена Пушкина и Лермонтова, Тургенева и Набокова, Кустодиева и Репина, Рериха и Чайковского, Павлова и Менделеева и многих сотен замечательных русских людей связаны с деревнями и городами нашей области.
Сейчас русские живут во всех районах Ленинградской области, являясь самым многочисленным народом, — 1 485 905 человек (по переписи 2010 года), это более 92,75 % всего населения.

Занятия

 Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
3. Вспахивание земли двузубой сохой.
 
 Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
4. Рыбаки вытаскивают невод с лососем при помощи ручного вóрота.
 
Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские». 5. Сено перевозилось в специальных телегах, похожих на корзины.
 
Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские». 6. Заготовка льда. Погреб с ледяными глыбами всё лето служил холодильником.
 
Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские». 7. Садовник и дворник – незаменимые работники в большом хозяйстве.

Осваивая новые территории, русский крестьянин тут же распахивал поле и сеял хлеб — как говорили, «садился на землю». Хлеб на Руси издавна был основой жизни, не зря так много пословиц и поговорок сложено о нём. «Хлеб — Божий дар», «Хлеб — батюшка, водица — матушка», «Худ обед, коли хлеба нет». Словом «хлеб» обозначались различные зерновые культуры: рожь, ячмень, овёс, гречиха. Пахали на лошадях двузубой сохой, боронили боронами. После уборки хлеб сначала сушили в снопах на поле, затем в ригах и молотили на гумне. Рига — небольшой деревянный сруб с печью, где на решётке из жердей клали снопы для просушки. Гумно — это просторный сарай с глиняным полом, на котором молотили хлеб деревянными цепами, а затем веяли зерно, подбрасывая его вверх деревянными лопатами. Чтобы получить муку, зерно везли на мельницу. У каждой крестьянской семьи был и свой небольшой огород.
Многие хозяева держали одну, а то и две лошади, две-три коровы, нескольких овец, свиней, коз, птицу. Лошадь — главный помощник крестьянина во всех его трудах: на ней пахали, возили урожай с поля, брёвна из леса, подряжались возить товары в Петербург. Корова считалась кормилицей семьи. Одной корове в день необходимо около пуда (16 кг) сена, но при хорошем уходе она и молока давала много. Не зря крестьяне говорили: «Молоко у коровы на языке».
Основным занятием русских, живших по берегам Ладожского озера и таких крупных рек, как Нева, Паша, Оять, было рыболовство. Рыбу ели сами и отвозили на продажу в город. Жизнь русских крестьян Петербургской губернии часто была связана с городом. Многие из них зимой жили в Петербурге, работая на заводах, фабриках, занимаясь извозом. Женщины нанимались горничными, няньками в богатые столичные дома. Но летом все возвращались в деревни для работы на своих полях и огородах.
В Петербургской губернии были развиты промыслы по обработке дерева, глины, металла, льна, шерсти. Плетением корзин славились мастера Петергофского и Гдовского уездов. В Лужском, Петербургском, Новоладожском уездах плели лапти и лукошки. Детские игрушки вытачивали в Петербургском, Царскосельском и Лужском уездах. Был развит и прялочный промысел. Интересные прялки делали в деревне Кусони на берегу реки Оредеж, в деревне Грязно, в деревнях, расположенных по рекам Соминке и Тихвинке, в сёлах вблизи Пашозера, в деревнях Кузнецова Гора и Островок Тихвинского уезда. Славились своим искусством плотники и столяры, развивалось гончарство. Крупные гончарные деревни располагались по рекам Ояти и Явосьме. В Царскосельском уезде было несколько десятков мастериц, которые занимались ткачеством сложных узорчатых тканей. Великолепные кружева плели в Дудергофской волости Царскосельского уезда и селе Захожье Городищенской волости Новоладожского уезда. Кружевом украшали полотенца, одежду, постельное белье, занавески.
Кружевные платья, шарфы, косынки, платки, перчатки, зонтики продавали в модных магазинах Петербурга. Все женское население городов, сел и деревень занималось вышиванием. В деревнях вышивали в основном девушки, украшая великолепной вышивкой рубахи, полотенца, подзоры простыней.

Деревни и дома

Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
8. Деревня, как правило, состояла из одной длинной улицы.
 
Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
9. В русской избе пол изначально был земляной, а печь не имела трубы.

Место для поселения выбирали с мудрым расчётом. Дороги в лесу прокладывать было трудно, основными путями служили реки. По их берегам и возникали деревни и села. Все они располагались в красивых местах, но не были похожи друг на друга. Деревня — это селение без церкви с небольшим количеством дворов. Село — это уже крупный населённый пункт, в котором находилась церковь. Вокруг села объединялось несколько деревень.
Прежде чем строить дом, надо было выбрать место, для чего даже прибегали к гаданиям. Дома были деревянные, рубленные из брёвен. Фундаментов под домами не делали, а просто клали камни под углы дома. Под нижнее бревно укладывали бересту: она долго не гниёт и не пропускает грунтовую влагу. Ещё одна особенность русского дома — он разборный. В случае надобности его можно было разобрать по брёвнам, перевезти на другое место и собрать заново. Двери и окна связывали жилое пространство с внешним миром — с солнцем, светом. Не случайно в орнаментах резных наличников строители часто использовали солнечную символику. Чаще всего по фасаду избы прорубали три окна — во имя Святой Троицы.
Печь в избе занимала особое место, с ней связан целый мир представлений, обрядов и верований. В печи варили пищу, пекли пироги, готовили корм для скота, с её помощью нагревали помещение. На печи спали и грелись, под ней и на ней хранили вещи, сушили зерно, лук и одежду, а зимой под печкой держали кур и поросят! По диагонали от печи всегда был передний, или «красный» угол, где стоял стол и висели иконы. Стол в доме в «красном» углу приравнивался к церковному алтарю, и вести себя в этом углу следовало как в церкви. Считалось грехом сидеть на столе, стучать по столу, класть на стол шапку. Стол никогда не должен быть пустым, на нем всегда лежал хлеб и стояла солонка с солью. Недаром есть пословица «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска — так и стол доска».
С XVIII века в деревенских домах стали появляться самовары. Их привозили из Петербурга, Москвы, Тулы и из других городов. Самовар крестьяне использовали как «кухонный комбайн». В верхнюю часть самоварного корпуса, между стенкой и трубой, в чистой тряпице укладывали варить яйца, на его бока вешали связку сушек (подсушенные, горячие, они аппетитно хрустели на зубах), на конфорку ставили заварной чайник или тарелку с пирожками. Были и такие самовары, внутренняя часть которых разделялась перегородкой на два, три отсека. В одном отсеке варили суп, в другом — кашу, а в третьем кипятили воду!

Одежда

Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
10. Деревенские женщины. Бабушки пользовались большим авторитетом.
 
Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
11. Купец в простом кафтане и его жена в дорогом наряде из золотой парчи.
 
Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
12. Влиятельные мужчины для решения важных дел собирались на «совет».

Для получения ткани крестьяне сеяли лён. К осени лён был уже обработан и превращался в мягкое волокно — кудéль, готовую к прядению. Прясть начинали с конца октября, когда заканчивались полевые работы. Весной, закончив прядение, в избу вносили разборный ткацкий стан, ткали и тонкое полотно, и толстые холсты. В старину русские женщины носили рубахи, сарафаны, пояса, головные уборы. Длинные рубахи шили из белого домашнего холста, а их рукава украшали вышивкой или красными ткаными узорами. Поверх рубахи надевали сарафан из однотонной или клетчатой холщовой ткани. Праздничные сарафаны шили из шёлковых или шерстяных тканей. Старинные сарафаны шили с клиньями. Женщина в таком сарафане выглядела величаво — «выступала словно пава». Позднее стали носить «круглые» сарафаны прямого кроя со сборкой в верхней части. Девушки полностью волосы не закрывали, плели косу и носили головные повязки, иногда красиво расшитые золóтной нитью и жемчугом. Замужние женщины волосы тщательно прятали под головной убор — кокошник, повойник, «сороку».
Со второй половины XIX века рубахи и сарафаны часто шили из дешёвых фабричных тканей (ситца, сатина, коленкора). Молодые женщины и девушки все чаще хотели одеваться по моде, которую диктовал Петербург, и стали носить кофты с длинными рукавами и пышные юбки.

Пища

Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
13. Продавцы сбитня (традиционного напитка из воды, мёда и пряностей) и калачей.
 
Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
14. Охтинки несут в Петербург молоко в глиняных горшках, обёрнутых берестой.

Наиболее распространённым и любимым кушаньем русских людей были каши. Каши готовили из пшена, ячменя, овса, гречихи и пр. Сейчас главная огородная культура в деревне — картофель, «второй хлеб», а задолго до его появления такую же роль играла репа. Неслучайно про неё сложено множество пословиц и загадок, и даже одна из самых известных детских сказок «Репка». Ели репу в свежем виде, варёной, печёной, но чаще всего её парили в горшках, откуда и родилось выражение «проще пареной репы». Другим столь же распространённым овощем была капуста. Давно прижился на российских огородах и огурец — выходец из жаркой Индии. Славилась Петербургская губерния и замечательными сортами лука. На огородах выращивали красную свёклу, морковь, репу, редьку, хрен, чеснок, укроп, петрушку — они удивительно разнообразили русскую кухню.
Мясо ели не каждый день. На праздничный стол ставили холодец и жаркóе. В будни готовили рассольник, солянку, щи, окрошку. Горячими блюдами были щи с рыбой, уха. Летом готовили ботвинью с рыбой, луком, огурцом и разными кореньями. Особенно любимы были пироги с рыбой — рыбники.
Пили молоко парное, охлаждённое, кипячёное и топлёное, ели квашеное с хлебом и картошкой. Из молока готовили творог, масло, сметану, сливки. Любимым напитком был квас. Готовить квас стали тогда же, когда научились печь хлеб. Хлебные квасы были разнообразны по вкусу и аромату. Квасы варили и из репы, красной свёклы, из яблок и ягод.

Вера и верования

Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
15. Монахи жили в монастырях и пýстынях и строго соблюдали взятый на себя обет.
 
Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
15-2. Венчание – старинный обряд бракосочетания.
 
Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
16. На восьмой день после рождения ребёнка приносили в церковь для крещения.

Русские были православными. Все молились каждый день, старались соблюдать заповеди и посты, каждый церковный праздник ходили в церковь. В церкви венчались, крестили детей, отпевали покойников. Но широко сохранялись в деревнях и старинные верования. Русские считали, что в каждом доме обитает свой домовой. Он большой проказник и шутник, но иногда сердится на людей. По большим праздникам ему всегда оставляли угощения. Во многих деревнях рассказывали, что в начале лета, когда полям нужен дождь, из рек, озёр и морей выходили на землю русалки. После Троицы они гуляли по полям и рощам, качались на ветвях, аукались между собой и водили хороводы. Говорили, что там, где бегали русалки, трава растёт гуще и хлеб родится обильнее. На «русальной» неделе никогда не купались, не стирали белье, не шили, не пряли и не ткали, нельзя было работать и в поле. В лесных владениях царствовал леший (лесовик, лешак). Он жил в еловых, темных и сырых лесах. Все звери и птицы находились в его ведении и повиновались ему. Зависели от лешего и все охотники. Часто он заводил грибника или ягодника в такое место, из которого никак не выбраться. Чтобы вернуться, нужно было снять одежду, вывернуть её наизнанку и снова надеть или обувь с правой ноги обуть на левую ногу. Хозяином всех рек или озёр был водяной. В его власти были рыбаки, мельники и пасечники. Считалось, что рыбаку он помогал в рыбной ловле, у мельника охранял запруду. Но когда водяной гневался, он рвал рыбачьи сети и распугивал рыбу. Чтобы задобрить водяного, рыбак первую рыбу кидал обратно в воду. Нельзя было купаться в полдень или ночью, боялись, что водяной непременно затащит в своё царство.

Праздники

Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
17. Ледяные горки в Петербурге могли достигать 25 метров в высоту.
 
Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
18. Обряд освящения воды в Петербурге на Неве у Зимнего дворца.
 
Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
19. Лошадиные бега на льду Невы на Масленицу.
 
Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
20. Русские качели. Раскачивающихся подбадривали ритмичной песней.
 
Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
21. Русская борьба: взявшись за пояс соперника, старались повалить его на землю .
 
Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
22. Прыжки на доске – развлечение, требующее большой ловкости.

Слово «праздник» происходит от слова «праздный», «пустой» и означает день, не заполненный работой. Самый любимый праздник у русских — зимние Святки. В эти дни от Рождества до Крещения Господня все ходили в церковь, справляли святочные обряды, готовили ритуальную еду, навещали родных и знакомых, гадали, ходили ряжеными и колядовали.
С первого дня Рождества «колядовщики» ходили по домам и «славили Христа» и пели хозяевам колядки — песни благопожелания. Хозяина сравнивали с месяцем, хозяйку — с солнцем, детей — с частыми звёздочками, описывали богатый двор со множеством скотины. В конце пели, что колядовщиков надо одарить; если же им ничего не давали, они обещали разнести избу или увести корову. Давали кто денег, кто хлеба, кто что. Потом на эти деньги покупали «барашки» (бублики) и все пили чай. Непременным угощением были пряники. Рождественские пряники изготавливались с помощью форм, сделанных из полосок жести в виде зверей, птиц и человека. Их накладывали на раскатанное тесто и вырезали изображения. После выпечки пряники украшали окрашенным в разные цвета сахарным песком или специальной помадкой. Главное развлечение святочных праздников — ряженье. Рядились стариками и старухами, цыганами, барином, надевали маски животных: быка, лошади, козы, медведя. Излюбленной святочной забавой молодёжи были игры, которые сопровождались загадками. В эти дни гадали все — «и малый, и старый». Старики гадали об урожае, приплоде скота, о погоде во время сева, сенокоса и жатвы, а молодёжь гадала о своей судьбе.
Зимние праздники заканчивались Масленичной неделей. В первый день справляли встречу Масленицы. Катались с гор, выезжали на расписных санях. В воскресенье устраивали «проводы Масленицы» или «похороны». За околицей деревни разжигали большие костры, вокруг которых веселилась молодёжь.
В марте надо было встречать весну. Для этого в каждом доме пекли печенье «жаворонки» в форме птичек и исполняли песни-заклички. С жаворонками бежали на улицу в сады, огороды, залезали на сараи, прятали их где-нибудь повыше, а другие съедали. Пасха — это праздник в память воскрешения Иисуса Христа. Пасха празднуется ежегодно не в один и тот же день, её дата рассчитывается по особым таблицам — пасхалиям. Главным символом праздника у русских стали крашеные яйца. Яйцо — это древний символ жизни, красный цвет — кровь Христа.
Святой Георгий (Егор, Юрий) считался покровителем земледельцев, диких зверей и хранителем домашнего скота. Поэтому в каждой русской деревне отмечали Егорьев день. Троица — церковный праздник во имя единого Бога в трёх лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Сегодня праздник сводится к посещению могил своих родных. А ещё в начале XX века устраивались народные гулянья с ярмарками и балаганами. На Троицу украшали зеленью дома, пол в избе устилали душистыми травами и цветами, а на улицах ставили молодые берёзки.
Христианский праздник Рождество Иоанна Крестителя у русских назывался Иваном Купалой. Это время летнего солнцеворота, и все обычаи и обряды этого дня были связаны с солнцем, с растительностью, с огнём и водой.

Детские игры

Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
23. Игра в бабки. Тяжёлой «свинчаткой» сбивали «бабки» – небольшие кости из коровьих суставов.
 
Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
24. Игра в городки.
 
Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
25. Игра в свайку.

Игра «городки» была очень популярна среди мужского населения. На землю ставят различные фигуры из пяти круглых деревянных чурок «городков» длиной около 20 см и разбивают их, бросая в них палки длиной приблизительно 80 см. Вся партия состоит из 15 фигур: «пушка», «бабка в окошке», «конверт» или «письмо» и т. д. Игра «свайка» была одной из любимых игр. Для игры берут большой гвоздь с толстым тупым концом и бросают его на землю так, чтобы он попал своим острием в одно из лежащих на земле маленьких железных колец.
Ещё одна игра «сижу-посижу»: игроки рассаживались в кружок, а девушка-водящая с завязанными глазами ходила в середине и приговаривала: «Братцы, сестрицы! Примите меня. Братцы, сестрицы! Возьмите меня». Подруги отвечали ей: «Иди до нас». Девушка подходила и садилась к кому-нибудь, приговаривая: «Сижу-посижу». Тот, у кого она сидит, должен молчать. Остальные спрашивали: «У кого?». Если девушка отгадывала, то проигравшему завязывали глаза, и он начинал водить.

Фольклор

Стенгазета «Коренные народы Ленинградской области», часть третья: «Русские».
26. В танце Голубец разыгрывается размолвка и примирение двух влюблённых.

На территории Ленинградской области сохранилось очень много старинных русских песен, преданий, заговоров. В каждой деревне можно было услышать колыбельные песни, детские пестушки и потешки, заклички, игровые песенки и приговорки, жеребьёвые сговорки и приговорки по ходу игры. Весёлыми были считалки:
 
  Шла изба по мостику
  И махала хвостиком,
  Зацепила за перила,
  Прямо в речку угодила.
  Кто не верит — это он,
  Выходи из круга вон!
 
Совсем маленьким детям «под сон» рассказывали весёлые сказки про животных. А вечерами особенно в зимнюю пору на «беседах» парни и девушки любили послушать старинные предания о крепостях и подземных ходах, «страшные» рассказы о покойниках и проклятьях, сказки о нелёгкой семейной жизни, волшебные истории о бедных сиротах и героях, побеждающих зло.

Чтобы понять истинное богатство нашего края, нужно знать во многом загадочную историю и уникальную культуру народов, проживающих здесь тысячи лет. Вепсы, водь, ижоры, ингерманландские финны, русские, тихвинские карелы — каждый из коренных народов не просто обладает самобытной культурой, древней историей и ярким национальным характером. Каждый народ, издавна живущий на нашей земле, даёт прекрасный, но ещё до конца не понятый нами опыт — как жить, работать и радоваться в согласии с природой, со своими древними традициями и в дружбе с самыми разными народами.

Иллюстрации настоящего выпуска – из альбома Джона Августа Аткинсона и Джеймса Уокера «Рисунки, изображающие быт, костюм и развлечения русских», изданного в Лондоне в 1803-1804 годах. Это замечательный источник – как по истории России, так и по истории восприятия России за рубежом. В предисловии к альбому сказано: «Всегда великая и сильная русская нация, мало известная остальной Европе до того, как она привлекла внимание благодаря творческому уму и гению великого законодателя Петра Первого, приобрела в настоящее время такой вес и значение, которые неизбежно придают интерес любой вещи, могущей осветить и лучше познакомить с привычками и манерами русских».
   
Ждём ваших отзывов, дорогие наши читатели! И – спасибо, что вы с нами.

Буду рад, если вы найдёте ошибку, выделите её и нажмёте Ctrl+Enter.


Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Cloudim - .