118. Любопытный Петербург, часть 9: Выборгский район

Выборгский район

118. Любопытный Петербург, часть 9: Выборгский район


Стенгазета «Выборгский район»

 

Благотворительная стенгазета «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск 118, апрель 2017 года.

Любопытный Петербург, часть 9

Выборгский район

 

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Наша цель: школьникам – показать, что получение знаний может стать простым и увлекательным занятием, научить отличать достоверную информацию от мифов и домыслов, рассказать, что мы живём в очень интересное время в очень интересном мире; родителям – помочь в выборе тем для совместного обсуждения с детьми и планирования семейных культурных мероприятий; учителям – предложить яркий наглядный материал, насыщенный интересной и достоверной информацией, для оживления уроков и внеурочной деятельности.

Мы выбираем важную тему, ищем специалиста, который может её раскрыть и подготовить материал, адаптируем его текст для школьной аудитории, компонуем это всё в формате стенгазеты, печатаем тираж и отвозим в ряд организаций Петербурга (районные отделы образования, библиотеки, больницы, детские дома, и т. д.) для бесплатного распространения. Наш ресурс в интернете – сайт стенгазет к-я.рф, где наши стенгазеты представлены в двух видах: для самостоятельной распечатки на плоттере в натуральную величину и для комфортного чтения на экранах планшетов и телефонов. Есть также группа Вконтакте и ветка на сайте питерских родителей Литтлван, где мы обсуждаем выход новых газет. Отзывы и пожелания направляйте, пожалуйста, по адресу: pangea@mail.ru. Наша искренняя признательность автору текста и фотографий (если не указано иное) этого номера – Маргарите Емелиной, кандидату исторических наук, научному сотруднику Военно-исторического центра Северо-Западного федерального округа.
 
 
 

Дорогие друзья! Четыре года назад мы начали серию стенгазет «Любопытный Петербург» – приглашение на экскурсию по «неклассическому» Санкт-Петербургу. Мы разыскали и сфотографировали для вас новые, необычные или просто малоизвестные памятники, скульптуры, барельефы, композиции и прочие «арт-объекты». В объектив нашей камеры попали достопримечательности Центрального и Адмиралтейского районов (№ 62), Васильевского острова (№ 64), Петроградского острова (№ 66), Заячьего острова (№ 67), Петропавловского собора (№ 72), Купчино (№ 76), Калининского района (№ 100), Невского района (№ 106). Наши читатели, судя по отзывам, активно поддерживают идею таких «прогулок», и мы с удовольствием продолжаем серию новой стенгазетой – про Выборгский район. Что здесь было раньше? Где погулять? Что посмотреть? Какие объекты делают этот уголок города неповторимым? Давайте узнаем!

 
 

Дорога на Выборг на шведской «Генеральной карте провинции Ингерманландия» 1678 года (скан aroundspb.ru).

В 1718 году по указу Петра I Петербург был разделён на пять частей – сторон. Одной из них была Выборгская сторона, названная так по старинной дороге на Выборг, проходившей по трассе современного Большого Сампсониевского проспекта, проспекта Энгельса и Выборгского шоссе. С другими частями города её соединяли наплавные мосты. Это довольно возвышенный район. В периоды наводнений зоны затопления на Выборгской стороне охватывали лишь прилегающую к берегу Невы и Большой Невки прибрежную часть. Вплоть до начала XIX века освоение района шло главным образом вдоль рек.

Ещё при Петре I на Выборгской стороне были налажены разного рода производства: восковый, сахарный и кожевенный заводы, прядильный двор и др. А с середины XIX века по берегам Невы и Большой Невки стал развиваться крупный промышленный район. Здесь располагались меднопрокатный и металлический заводы, машиностроительный, чугунолитейный и котельный завод Г. А. Лесснера, машиностроительный завод Л. Э. Нобеля, телефонная фабрика Л. М. Эриксона, Арсенал, бумагопрядильные и ткацкие мануфактуры: Выборгская, Никольская, Сампсониевская. С развитием предприятий неподалёку от них разрастались жилые кварталы рабочих. Большинство этих построек сохранились до наших дней, и застройка Выборгской стороны может считаться образцом промышленной архитектуры конца XIX – начала XX веков. Большое значение для развития района имело открытие в 1870 году Финляндской железной дороги, связавшей Петербург с Выборгом и далее с городами Великого княжества Финляндского. В 1879 году Выборгскую сторону связал с центральной частью города постоянный Литейный мост. К началу XX века Выборгская сторона стала крупнейшим промышленным районом Петербурга.

Яхт-клуб на Шуваловском озере (открытка начала ХХ века, РНБ).

Окраины Выборгской стороны оказались привлекательны для летнего отдыха. Большие участки земли принадлежали здесь Шуваловым, Кушелевым, Левашовым, Ланским. Здесь были построены дачи канцлера А. А. Безбородко, тайного советника Г. Н. Теплова, адмирала А. Н. Сенявина и других высокопоставленных лиц. С развитием железнодорожного сообщения в середине XIX века возникли целые дачные места, где любили отдыхать петербуржцы: Ланская, Удельная, Озерки, Лесное, Шувалово. Здесь появились настоящие культурные и общественные центры. Удельная, Озерки, Шувалово были весёлыми дачными местами, с театрами, танцами, катанием на лодках по озёрам. В Лесном было тише и сюда приезжали из центра города на паровичке (так назывался в конце XIX века трамвай на паровом ходу).

После Октябрьской революции и образования СССР облик Выборгского района изменился. Новая власть сделала упор на развитие промышленности: были усовершенствованы старинные промышленные зоны, построены новые предприятия. Трагическим испытанием для нашего города стала Великая Отечественная война и блокада. В Выборгском районе есть памятники, которые были созданы в честь подвигов горожан в те далёкие страшные дни.

Выборгский район был образован в 1917 году, а его современные границы утверждены в 1988 году. Выборгский район – один из самых крупных в Санкт-Петербурге. И один из самых зелёных: здесь располагается шесть больших парков общегородского значения: Сосновка, Шуваловский и Удельный парки, парк Лесотехнической академии, Осиновая роща и парк Юннатов.

Памятный знак «Выборгская сторона 300 лет» в лесопарке «Сосновка».

Здание Администрации Выборгского района на Большом Сампсониевском проспекте, 86.

Сампсониевский собор – храм-памятник в честь Полтавской баталии (фото: Александр Разумов).

Всем известно о блистательной победе русских войск над шведской армией под Полтавой 27 июня 1709 года. По церковному календарю это был день святого Сампсония Странноприимца, поэтому деревянную церковь, которую Пётр I заложил в память победы над шведами в своей новой столице, назвали Сампсониевской. Здесь же было устроено и первое городское кладбище, действовавшее до конца XVIII века. Именно на нём был похоронен первый архитектор Петербурга Доменико Трезини, который, предположительно, и руководил постройкой церкви. Здесь же захоронили казнённых в 1740 году организаторов дворянской оппозиции – Артемия Волынского и его друзей. В 1885 году над их могилой был поставлен бронзовый памятник по проекту скульптора А. М. Опекушина и архитектора М. А. Щурупова. С годами здание Сампсониевской церкви обветшало. К 1740 году на её месте был возведён каменный собор и колокольня в стиле барокко. К сожалению, имя архитектора сооружения доподлинно не известно. Главный колокол звонницы был отлит в 1763 году в Москве, и это один из самых больших колоколов, сохранившихся до настоящего времени в Петербурге. Теперь Сампсониевский собор и памятник-музей, и храм, в котором проводятся богослужения по церковным праздникам, службы по выходным дням.

Памятник Петру I у Сампсониевского собора.

Напротив Сампсониевского собора в 1909 году в честь 200-летия победы над шведами под Полтавой был открыт памятник основателю Санкт-Петербурга Петру I работы скульптора Марка Антокольского. Автор работал над моделью в Риме в начале 1870-х годов. В 1872 году статуя была завершена, выполнена в гипсе и показана в Москве на первой Политехнической выставке, организованной к 200-летию со дня рождения императора. Пётр I изображён в мундире Преображенского полка, в треуголке, с лентой и звездой ордена Андрея Первозванного; его правая рука с тростью откинута назад, а правая нога выдвинута вперёд, что символизирует стремительность и решительность. Работа Антокольского была признана удачной. Был отлит бронзовый памятник, который установили в Петергофе в 1884 году. Ещё несколько копий появилось в различных городах страны: в Таганроге (1903), Шлиссельбурге (1903), Архангельске (1914). Средства на отливку и установку бронзовой статуи у Сампсониевского собора предоставили потомки фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева, сподвижника Петра и героя Полтавской баталии. Надпись на пьедестале гласила: «А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога: жила бы только Россия, благочестие, слава и благосостояние ея». Скульптура находилась на постаменте до 1929 года, после чего была перемещена в фонды Третьяковской галереи, так как проезжая часть проспекта реконструировалась и памятник мешал движению. А к 300-летию Санкт-Петербурга монумент был восстановлен по инициативе Музея-памятника «Исаакиевский собор», филиалом которого является Сампсониевский собор. Фигура Петра была отлита по авторской модели и установлена на постаменте из финского гранита. Открытие состоялось 24 мая 2003 года.


Памятник первостроителям Петербурга. Слева – первоначальный вид (фото: bnv_kompas), справа – в настоящее время.
17 октября 1995 года в саду неподалёку от Сампсониевского собора был открыт памятник первостроителям Петербурга. Его композиция должна была напоминать о том, что наш город – это «окно в Европу» для России: у гранитной арки, похожей на оконный проём, – бронзовый стол, на нём – план Петербурга, подсвечник, трубка и череп; рядом поставлен бронзовый стул. Предметы мебели выполнены по голландским образцам XVII века. На арке сверху был укреплён бронзовый медальон с портретом Петра, а на её устоях – восемь барельефов, которые изображали архитекторов Доменико Трезини и Бартоломео Франческо Растрелли и аллегорические картины. Над памятником работали скульптор Михаил Шемякин и архитектор Вячеслав Бухаев. К сожалению, в 2000 году памятник повредили вандалы – теперь не постоять у стола градостроителя, не полюбоваться творческим замыслом наших современников. Но всё ещё можно пройти сквозь арку к великолепному творению зодчих XVIII века – к Сампсониевскому собору.

«Каменный гребец» на берегу Среднего Суздальского озера.

Есть в Выборгском районе и памятник о прошлом этой местности, о тех людях, которые жили здесь в допетровское время. Эта композиция работы скульптора Дмитрия Каминкера и архитектора Станислава Одновалова была открыта 17 мая 2003 года. Мощные гранитные блоки образуют фигуру человека, плывущего на лодке. В этой скульптуре авторы воплотили эпоху, когда здесь по берегам рек и озёр селились первые жители – древние охотники и мореплаватели.

Комбинат «Красная Нить».
Почти 170 лет назад купец второй гильдии Иван Иванович Торшилов основал на Выборгской стороне одну из первых в Петербурге бумагопрядильных мануфактур. Она получила название «Невка», так как её корпуса строились вдоль правого берега Большой Невки. Сейчас это прядильно-ниточный комбинат «Красная Нить». Здесь производится множество ниток для швейной, обувной, трикотажной, кожгалантерейной промышленности и для изготовления мебели. Грандиозное здание фабрики было построено в 1911 году по проекту петербургского архитектора Николая Васильева. А стиль постройки называется «кирпичным». Такое направление сложилось в архитектуре во второй половине XIX – начале XX веков. Именно в этом стиле стали строить многие промышленные предприятия. Для «кирпичного стиля» характерны простота планировки и композиций зданий. Кирпичная кладка стен не покрывалась штукатуркой, а декоративное убранство фасадов домов достигалось за счёт рельефной кладки кирпичей. Нередко «кирпичный стиль» при постройке фабрики или завода дополнялся элементами готического стиля – башенками, шпилями. Так и фабрика «Красная нить» кажется нам настоящим средневековым городом на берегу реки.

Завод «Русский дизель» на Большом Сампсониевском проспекте, 30 (фото: Георгий Попов).
В 1862 году Людвиг Нобель (брат и деловой партнёр знаменитого учредителя Нобелевской премии Альфреда Нобеля) основал Чугунно-медно-сталелитейный и котельный завод. Здесь изготавливали водопроводную арматуру (раковины, сифоны), батареи для отопления, чугунные печи. Затем появились заказы от Артиллерийского ведомства и на заводе начали делать чугунные бомбы и лафеты, станки для военных предприятий. С 1876 года Людвиг Нобель занялся конструированием и изготовлением паровых насосов для перекачки нефти, так как старший брат Роберт стал владельцем нефтяных предприятий в Баку. В 1879 году братья объединили капиталы и учредили «Акционерное товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Они ведали добычей, переработкой и транспортировкой нефти, впервые в России построили нефтеналивной флот. Семейное дело продолжил сын Людвига Эммануил. Именно он в 1898 году купил лицензию на двигатель внутреннего сгорания Рудольфа Дизеля. Получив чертежи, он внёс конструктивные изменения в двигатель – теперь он мог работать на нефти, а не на керосине. И на заводе развернулось массовое производство дизелей. А в 1900 году на Всемирной выставке в Париже русский дизельный двигатель получил Гран-при! После революции предприятие стало именоваться «Русский дизель».

Доходный дом Людвига Нобеля на Лесном проспекте, 20 (фото: Георгий Попов).
Для рабочих и служащих завода построили целый квартал из невысоких домов, отделявшихся друг от друга тенистыми садиками. За скромную плату люди могли поселиться в квартирах со всеми удобствами: ваннами, центральным отоплением. Всего было 13 жилых корпусов. Тут же построили здание школы и библиотеки. Квартал назывался «Нобелевский рабочий городок». Строительство осуществлялось поэтапно в 1893–1916 годах архитекторами Виктором Шрётером, Романом Мельцером, Фёдором Лидвалем. Такие городки возникали и при других заводах Нобелей – в Астрахани, Перми, Уфе, Рыбинске, Саратове… В наши дни сохранились и доходный дом, и заводские корпуса, и жилой массив.

Альфред Нобель активно участвовал во всех делах братьев, так что «российский вклад» в капитал Нобелевских премий достаточно велик. И, кстати, первой была не Нобелевская премия (то есть премия имени Альфреда Нобеля), а премия имени Людвига Нобеля – «за успехи в металлургической и нефтяной науках». Революция 1917 года заставила Нобелей навсегда покинуть Россию. Возможно, эта славная династия промышленников и меценатов принесла бы ещё немало пользы нашей стране.

Памятная доска на фасаде доходного дома Людвига Нобеля.
В честь 80-летия династии Нобелей 31 марта 2015 года на стене доходного дома Людвига Нобеля установили две бронзовые памятные доски. Их создал скульптор Зураб Церетели. На первой доске – профили Людвига и Эммануила Нобелей, отца и сына, на второй – краткая история жизни трёх поколений династии в Северной столице.

Особняк Нобелей на Пироговской набережной, 19 (фото: Наталия, citywalls.ru).
О славной династии Нобелей в Петербурге напоминает также особняк (который служил и жилым домом, и заводоуправлением), а также старинный двухэтажный дом на Петроградской набережной, 24 с памятником напротив (Петроградский район) и здание товарищества «Бранобель» на канале Грибоедова, 6 (Центральный район).

Камень с надписью «Villa Kumbergia 1865» на Дрезденской улице.
Этот гранитный валун служит источником различных мифов и легенд. На самом деле владелец дачного участка использовал оказавшийся на его земле огромный камень для своеобразного номерного знака – подобного не было ни у кого из соседей. Дача погибла в годы войны, а валун остался. Напоминает он нам о владельце дома – петербургском купце, мастере-бронзолитейщике Иоганне Андреасе Кумберге. Его предприятие находилось в начале Каменноостровского проспекта. На нём изготавливались люстры, столовые лампы и прочие изделия из бронзы. Огромными люстрами, отлитыми здесь в 1862 году, освещается Казанский собор. В 1861 году в честь отмены крепостного права Кумберг придумал и сделал часы-аллегорию «Благословение России». Их корпус венчала фигура, разрывающая цепи рабства.

Электроника – образ, символизирующий современную науку.
В 1911 году большой участок земли на Выборгской стороне для постройки завода приобрёл Яков Моисеевич Айваз. Через два года акционерное общество «Я.  М. Айваз» купило патент на изготовление электрических ламп. Первая лампочка была изготовлена в 1914 году, и на ней был отмаркирован товарный знак «Светлана» (то есть «СВЕТовые ЛАмпы НАкаливания»). Теперь объединение «Светлана» – крупнейшее предприятие электронной промышленности России. Здесь разрабатывают и изготавливают микроволновые приборы, рентгеновские трубки, различное электронное оборудование, которое применяется на телевидении, в медицине, в радиосвязи. Корпуса «Светланы» занимают обширный квартал от Манчестерской улицы до Светлановской площади. По имени предприятия были названы Светлановская площадь и Светлановский проспект. На одном из зданий завода «Светлана», обращённом боковой стороной к проспекту Мориса Тореза, в 1976 году появилась композиция скульптора Валентина Козенюка. Он изобразил Электронику (так он назвал своё творение) в виде летящей молодой женщины, передав в её полёте движение вперёд, в будущее. Фигуру сверху и снизу обрамляют декоративные элементы, похожие на импульсные вспышки на экранах. Электроника стала визитной карточкой не только научно-производственного объединения «Светлана», но и всего Выборгского района.

Главное здание Военно-медицинской академии на улице Академика Лебедева, 6.
В первые годы существования Петербурга на Выборгской стороне сложилась также и Госпитальная слобода, где лечили заболевших горожан. Здесь в 1715 году по указу Петра I для оказания медицинской помощи «служивым людям» был заложен Адмиралтейский генеральный госпиталь, а в 1717 – Сухопутный. С 1773 года при них были открыты учебные хирургические школы, которые в 1786 году объединили в Главное врачебное училище, готовившее лекарей для армии и флота России. А официальным днём учреждения Медико-хирургической академии считается 18 (29) декабря 1798 года, когда император Павел I подписал указ «об …устроении при главных госпиталях особого здания для врачебного училища и учебных театров».
Медико-хирургическая академия – первый и главный в России научный, учебный и лечебный центр, здесь были изданы первые русские медицинские учебники, обучали профессоров для медицинских факультетов российских университетов, а также занимались ветеринарным и фармацевтическим образованием. Именно здесь трудился великий русский хирург Николай Иванович Пирогов (мы помним его как человека, впервые применившего на поле боя эфирный наркоз, гипсовые повязки, привлёкшего к уходу за ранеными сестёр милосердия), академик Иван Петрович Павлов (создатель учения об условных рефлексах, исследователь физиологии пищеварения, кровообращения и высшей нервной деятельности, лауреат Нобелевской премии), невролог Владимир Михайлович Бехтерев (организатор психиатрической службы в России).

В 1881 году было принято решение о большей военизации быта и учебного процесса, академия стала Военно-медицинской. Теперь здесь готовили врачей и хирургов только для армии и флота. Военные медики спасали жизни раненых на фронтах Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной и других войн.
Архитектурный ансамбль академии велик. В нём 112 капитальных зданий! А 25 из них имеют статус памятников архитектуры и находятся под охраной государства. Главное здание академии строилось в 1799–1809 годах по проекту Антонио Порто и под руководством Андрея Никифоровича Воронихина. Оно похоже на усадьбу: к центральному корпусу, украшенному портиком из шести коринфских колонн и увенчанному зелёным куполом, примыкают боковые корпуса, образующие двор с садом. В саду установлен фонтан «Гигиея» работы скульптора Давида Ивановича Иенсена и архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера. На линию улицы выходит красивая чугунная ограда с воротами.

Памятник в честь военных врачей, павших на полях сражений.
Этот мемориал из серого гранита, полукругом обрамляющий сквер на площади Военных медиков, был открыт 8 мая 1996 года. В его центральной части – сооружение, напоминающее античный храм, на двух сторонах которого расположены стилизованные изображения копий и щитов. Это воинские атрибуты. Венчает строение шлемообразный купол. На щитах мы можем прочесть изречения великих людей – слова, посвящённые труду военных врачей. Легендарный древнегреческий сказитель Гомер говорил так: «Многих воителей грозных стоит один врачеватель искусный». Русский писатель Антон Павлович Чехов отмечал: «Профессия врача – это подвиг. Она требует самоотверждения, чистоты помыслов и душевной чистоты». Таким образом, мемориал является напоминанием для учащихся Военно-медицинской академии о том, что избранная ими профессия является вдвойне почётной – им предстоит не просто заботиться о лечении людей, а быть готовыми спасать человеческие жизни в условиях боевых действий. В центре портика – небольшой гранитный крест, на котором расположена ещё одна памятная надпись, посвящённая именно погибшим при исполнении врачебного и воинского долга медикам: «Тем, кто пожертвовал собой. Тем, кто последует за ними».

Памятник был сооружён на средства, собранные сотрудниками и студентами академии, Министерством обороны и акционерным обществом «Лентрансгаз». Авторы – архитекторы Н.  Б.  и Ю.  К.  Метюревы, художники И.  Г.  Уралов, Б.  А.  Петров, В.  С.  Васильковский.


Памятник С.  П.  Боткину.
25 мая 1908 года у здания больницы Военно-медицинской академии был открыт памятник профессору Сергею Петровичу Боткину. Долгие годы С.  П.  Боткин был специалистом по инфекционным заболеваниям и возглавлял терапевтическое отделение. Именно он доказал необходимость лечения инфекционных больных в отдельных помещениях – так появились «боткинские бараки». Сергей Петрович также стал лейб-медиком, то есть врачом императорской семьи. Он создал учение об организме как о едином целом, подчиняющемся воле человека. После смерти С.  П.  Боткина его ученики и представители общественности собрали средства на создание памятника. Его автор – скульптор В.  А.  Беклемишев. Он расположил несколько грузную фигуру врача на невысоком постаменте из красного полированного гранита. Статуя обращена лицом к зданию и… спиной к площади! Это необычно, но объясняется просто: профессор смотрит на двери клиники. Кажется, что Сергей Петрович только что выслушал больного и, склонив голову, задумался над диагнозом. В заложенных назад руках держит он стетоскоп. Кстати, именно стетоскоп каждый год в ночь перед выпуском полируют курсанты Военно-медицинской академии, надеясь на удачу в будущем.

Памятник павшим на советско-финской войне.
Накануне Великой Отечественной войны разгорелся военный конфликт между Советским Союзом и Финляндией. И унёс жизни многих жителей Ленинграда. 18 мая 2003 года у одного из корпусов Военно-медицинской академии был открыт памятник, на котором высечены простые слова: «Вечная память павшим на советско-финской войне 1939–1940». Рядом посажены дуб и ясень – символы русского и финского народов. Инициатором создания памятника стал Владимир Чекунов, лидер союза клубов военной реконструкции «Северный рубеж». Большой вклад в дело его сооружения внесли потомки участников той войны и ассоциация ветеранов «Покаяние».


Шуваловский парк.
В Выборгском районе располагается крупнейший дворцово-парковый ансамбль нашего города. Принадлежал он не царской династии, а семье графов Шуваловых. Земли, на которых раскинулся Шуваловский парк, были пожалованы императрицей Елизаветой Петровной её сподвижнику – Петру Ивановичу Шувалову. Тогда имение начиналось от Поклонной горы – самой высокой точки на севере Петербурга (42 м), включало в себя Суздальские озёра и холмистую местность и небольшими озерцами и ручьями, где и был устроен регулярный парк. Его площадь составляла около 200 гектаров – это в два раза больше площади Верхнего парка Петродворца! Главными достопримечательностями стали дворец и насыпная гора Парнас, с которой когда-то был виден Финский залив. На акварели итальянского дипломата Никола Серра-Каприола, внука князя Александра Вяземского (1823 год) – вид с горы Парнас в сторону Санкт-Петербурга.

Церковь во имя святых апостолов Петра и Павла (фото: Александров, wikimedia.org.).
В середине XIX века архитектор А.  П.  Брюллов построил церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, своим обликом напоминающую средневековые готические храмы. Шли годы – парк развивался, в нём появились пруды и протоки, старый дворец был перестроен в начале ХХ века архитектором С.  С.  Кричинским. Во время Великой Отечественной войны в нём разместился штаб командующего Ленинградским фронтом маршала Л.  А.  Говорова и госпиталь для офицеров, а затем – Научно-исследовательский институт токов высокой частоты. А за парком уже не ухаживали так, как раньше, он стал зарастать и сейчас его иной раз именуют лесом. Но окрестные жители довольны, потому что парк остаётся прекрасным местом отдыха со своей угадывающейся и в то же время несколько таинственной историей.

Дача Георга Месмахера в Шуваловском парке.
В 1870 году через территорию Выборгской стороны и Шуваловского имения прошла Финляндская железная дорога, и здесь, вблизи озёр, летом петербуржцы стали снимать дачи. Началась новая, дачная, эпоха. Владельцы усадьбы стали выделять участки для аренды и строительства дач. Но дело оказалось для них хлопотным и не особо выгодным. Поэтому в 1877 году часть своего имения они продали в казну. Так для развития местности было учреждено «Товарищество на паях для устройства дачных помещений в Шувалове». На Суздальских озёрах были созданы Шуваловский яхт-клуб (1879 год), парусный кружок и гребной клуб «Фортуна». Местность активно застраивалась. Некоторые дачи стали настоящим произведением архитектуры (несмотря на то, что строились из дерева). На территории Шуваловского парка также было выделено несколько участков для аренды под дачное строительство. Прямо напротив дворцового комплекса расположилась деревянная, с резными деталями, похожая на сказочный русский терем – «Жёлтая дача». Её построил известный петербургский архитектор Максимилиан Месмахер для своего брата Георга в конце 1870-х годов. После революции владельцы дома менялись, потом, как и все строения парка, он был передан Институту токов высокой частоты. Сейчас «Жёлтая дача» ждёт своей реконструкции.

Главное здание Лесотехнической академии.
К началу XIX века стало ясно, что нужно создавать «школы для образования в лесных науках». Первое такое учебное заведение в России было организовано в Царском Селе. Вскоре Лесной институт переехал на Выборгскую окраину города. И местность, где он расположился, получила название «Лесное». Главное здание института построили в 1826–1833 годах по проекту архитектора А.  Д.  Неллингера. В начале ХХ века его фасад украсили вьющейся декоративной лианой. Сейчас этому растению уже более 100 лет! В 1860-х годах близ здания установили декоративную вазу на гранитном постаменте работы скульптора Д.  И.  Иенсена. Автор изобразил на ней собак и коров, мальчиков, обнимающих коз, грозди винограда, белочек, грызущих орехи. Сейчас в парке можно увидеть её копию, оригинал находится внутри здания.

С течением времени институт стал Лесотехнической академией, а теперь это университет – один из крупнейших центров российской науки. Здесь готовят специалистов в области лесного хозяйства. Ещё при создании института было решено, что вокруг него будет большой парк. В конце XIX века о нём писали так: «Содержится в образцовом порядке и в некоторых частях являет нам образцы торжества научных знаний и усилий над неумолимыми факторами нашей северной природы». Парк и в наши дни знаменит тем, что в нём растёт много видов деревьев. В нём есть несколько небольших прудов и каналов, ботанический питомник, настоящие лесные опушки, и можно насладиться громким пением птиц.

Стела на месте дуэли в парке Лесотехнической академии.
10 сентября 1825 года в Лесном парке состоялась одна из самых громких дуэлей в Петербурге. Стрелялись на расстоянии восьми шагов флигель-адъютант Александра I Владимир Новосильцев и подпоручик лейб-гвардии Семёновского полка Константин Чернов. Такое близкое расстояние неминуемо должно было привести к смерти обоих дуэлянтов. Так и случилось: дуэлянты смертельно ранили друг друга и вскоре оба скончались. Что же стало поводом? Новосильцев, по настоянию матери, отказался жениться на сестре Чернова, несмотря на помолвку. Черновы были менее знатными, чем Новосильцевы. Но им было нанесено сильное оскорбление, которое, согласно традиции, можно было смыть только кровью обидчика. Секундантом Чернова был его двоюродный брат, Кондратий Рылеев, член Северного тайного общества декабристов. Он сделал всё, чтобы похороны брата на Смоленском кладбище стали значимым событием, «защитой слабого против сильного, скромного против гордого». Так дуэль получила политическую окраску.

В 1834 году место дуэли было отмечено двумя невысокими круглыми тумбами, символизирующими те два роковых барьера. Тогда же безутешная мать Е.  В.  Новосильцева, винившая себя в гибели сына, возвела на свои средства церковь и три здания Орлово-Новосильцевской богадельни для солдат-инвалидов. Церковь и тумбы не сохранились до наших дней. В 1988 году по инициативе сотрудников Лесотехнической академии было решено установить памятную стелу. Её автором стал архитектор В.  С.  Васильковский. Памятник из серого гранита дополнили два круглых каменных диска, отмечающих расстояние между дуэлянтами.


Скульптура «Память о детстве».
Ещё в середине XIX века близ Лесотехнического института было решено разбить парк. Был вырыт пруд, который назвали Серебряным. Легенд о происхождении этого названия много. Наиболее вероятными кажутся предположения о связи имени водоёма с чистотой родниковой воды или с цветом светлого песка на дне, а возможно, с тем, что первоначально на дно пруда была уложена серебряная сетка, которая способствовала очистке воды. В начале XX века в парке были построены летний театр, чайный павильон и купальня. Парк стал излюбленным местом отдыха жителей Лесного. В наши дни парк стал сквером, так как его территория сокращалась со строительством домов вокруг. При реконструкции сада в нём появилась скульптура «Память о детстве». На берегу Серебряного пруда застыла серо-розовая гранитная глыба, на которой задумчиво сидит бронзовый мальчик. Скульптор Е.  Н.  Ротанов и архитектор В.  Л.  Спиридонов придумали этот памятник ещё в 1980-х годах, а открыт он был 8 октября 2002 года.

Могила Эгберта Вольфа, главного садовника Лесного парка.
Пережить непростые годы Гражданской войны Лесной парк сумел только благодаря известному учёному Эгберту Вольфу, который служил главным садовником в парке начиная с 1886 года, а всего – около 45 лет. Он фактически создал здесь дендрологический сад, занимался благоустройством парка и наблюдениями, вёл записи. Его имя было известно многим в Петербурге: каждый год перед институтом Вольф высаживал цветники, которые называли лучшими в городе. К тому же по совместительству он работал в Главном ботаническом саду. А в 1920-е годы ботаника стали называть ангелом-хранителем парка, так как он не оставил его в непростые годы после революции. Э. Вольфу было присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники, а после его смерти было принято решение похоронить его в парке Лесотехнического института.

Дом Генриха Бертлинга на Болотной улице (фото: Екатерина Борисова).
Важной вехой в истории нашего города и нашей страны стали Февральская и Октябрьская революции 1917 года. Империи не стало, возникло новое Советское государство. В Выборгском районе есть несколько значимых мест, связанных с событиями, которые произошли 100 лет назад.

На Болотной улице сохранился небольшой старинный деревянный особняк (д. 13). Дом был построен в конце в 1902 и перестроен в 1908–1913 годах так, что стал напоминать и дачу в «русском стиле», и швейцарский домик-шале. Эти изменения были сделаны по заказу тогдашнего владельца – Генриха Генриховича Бертлинга, управляющего петербургским отделением фирмы «Зингер», производившей швейные машины. К 1917 году дом остался без хозяина и в июле, когда Лесное уже было включено в черту города, здесь разместилась Лесновско-Удельнинская управа. А председателем её исполнительного органа стал М. И. Калинин. 29 октября (16-го по старому стилю) 1917 года здесь состоялось секретное заседание Центрального комитета партии большевиков под руководством В. И. Ленина. Было принято решение о вооружённом восстании и избран партийный центр для руководства им. Конечно, столь значимое место не могло не стать музеем! История создания музея была долгой. В 1920 году в одной из комнат управы был устроен Ленинский уголок. А с 1921 года и в течение многих лет в особняке располагался детский дом. В нём в 1937 году была открыта Мемориальная комната В. И. Ленина. С 1967 года в здании расположился Народный музей революционной истории Выборгской стороны, который вскоре передали Государственному музею Великой Октябрьской социалистической революции – ныне Музею политической истории России. В конце XX века филиал был преобразован в Детский центр исторического воспитания. Теперь, приходя сюда, мы можем увидеть интерьеры внутреннее убранство дома начала ХХ века, познакомиться с прошлым нашего района и узнать о том, как жили тогда наши прабабушки и прадедушки.


Дом М. И. Калинина или «Усадьба волонтёров» на пр. Энгельса, 92А.
Неподалёку от завода «Айваз» («Светлана») селились рабочие этого предприятия. В одном из небольших деревянных двухэтажных домов снимал квартиру видный деятель партии большевиков М. И. Калинин, тогда работавший на «Айвазе». В 1917 году в его квартире состоялось несколько совещаний под руководством В. И. Ленина, посвящённых выработке плана восстания. Впоследствии на фасаде дома была установлена мемориальная доска. В 1965 году её заменили на новую. Именно её мы и можем увидеть на здании.

Когда-то дом входил в экскурсионный маршрут, посвящённый истории революционных событий. Он часто менял своих владельцев, но сохранился до наших дней. Музея здесь нет, в нём располагается центр для оказания социальных услуг пожилым людям силами пожилых добровольцев.


Бюст В. И. Ленина на Сердобольской улице у дома 1/3.
В начале ХХ в. близ станции Ланской помимо деревянных домиков стали возводиться многоэтажные каменные доходные дома. Один из них был построен в 1909–1910 годах по проекту инженера Г. А. Коха на Сердобольской улице. После революции он стал едва ли не главной достопримечательностью – ведь именно здесь находилась последняя конспиративная квартира В. И. Ленина. Он жил в семье М. В. Фофановой. Отсюда поздним вечером 25 октября 1917 года Ильич ушёл в Смольный, чтобы вершить судьбу революции. В 1938 году тут был открыт музей. Обстановка комнаты, где жил Ленин, поражала скромностью и непритязательностью; экспозиция рассказывала о подготовке революционного восстания.

В конце 1950-х годов по проекту архитектора В. А. Потапова дом был реконструирован: «вырос» на два этажа, обзавёлся пристроенными справа и слева новыми зданиями. Получилось, что три дома слились в архитектурный ансамбль. Лестница, по которой ходил Ильич, сохранилась. Музей продолжал работать до 1992 года. В 1960 году на доме появилась мемориальная доска, в ноябре 1967 году перед ним установлен бюст Ленина работы скульптора Е. Г. Захарова. На торце дома напротив тогда же было помещено панно художника Э. X. Насибуллина «Рабочие Выборгской стороны в борьбе за Советскую власть» и барельеф «Путь В. И. Ленина в Смольный». К сожалению, панно с годами утратило множество фрагментов и при ремонте дома было разобрано.


Обелиск в память погибших за революцию в парке Лесотехнической академии.
В Выборгском районе есть и своё Марсово поле – малое. Это небольшой мемориал в честь погибших за революцию. 6 ноября 1917 года в юго-западной части парка Лесотехнической академии были похоронены рабочие завода «Новый Лесснер», жители Выборгской стороны, погибшие в боях под Гатчиной. Потом появились могилы и других революционеров, а через десять лет был открыт памятник в их честь. В 1953 году его заменили на гранитный обелиск архитектора Ю. Визенталя. Надпись на нём гласит: «Вечной памяти героям Октябрьской революции» .

Бункер запасного Командного пункта штаба Ленинградского фронта (фото: Дартай, wikimedia.org).
В годы Великой Отечественной войны территория Лесотехнической академии входила в Выборгский сектор обороны. Парк получил особое оборонное значение – ведь это был крупный зелёный массив на холмистой местности. И весной 1943 года здесь начали сооружать запасной командный пункт штаба Ленинградского фронта – объект «Нева». Была создана группа бункеров (семь штук), углублённых в землю на 10 метров. Каждый бункер – железобетонный цилиндр, толщина стен которого составляла полметра. Цилиндр опускали в вырытый котлован, затем делали изоляцию от подземных вод и бетонировали днище. В образовавшееся пространство встраивали рабочие кабинеты и вспомогательные помещения. На поверхность вела металлическая винтовая лестница, расположенная в центре бункера. Такое сооружение было очень надёжным – оно могло выдержать даже прямое попадание 500-килограммовой авиабомбы! Были созданы и другие бункеры для обеспечения работы «Невы» (например, подземная дизель-электростанция) – всего 15 сооружений, связанных между собой ходами сообщения. Наверху для маскировки соорудили дачные домики, беседки, цветники и загородную усадьбу в стиле начала XIX века. К счастью, вся эта система не пригодилась.

После войны входы в бункеры были засыпаны и накрыты плитами, сами они частично затоплены. О них в парке нам напоминают искусственные холмы, у некоторых из них видны бетонные стены и заделанные входы.

Огневая точка ЖБОТ Z-15 у Верхнего Суздальского озера.
В Выборгском районе сохранились небольшие оборонительные сооружения времён Великой Отечественной войны – сборные пулемётные железобетонные огневые точки (или сокращённо ЖБОТы). Эти конструкции венчает бетонный колпак, который обеспечивал пулемётчикам дополнительную защиту. ЖБОТы входили в состав внешнего обвода обороны блокированного города. Сейчас их (чаще всего верхушку, выступающую из земли) можно увидеть, прогуливаясь по берегам Суздальских озёр. 13 ЖБОТов – свидетелей тех страшных лет блокады, но пока ни один из них не стал памятником.
Возможно, больше повезёт двухамбразурному ЖБОТу, изготовленному из железобетонных плит, имеющих форму сектора круга. Это единственная точка подобной конструкции из тех, что сохранились в нашем городе. Он находится у Поклонной горы – там, где сейчас строится новый жилой квартал. Строители обещают, что он будет сохранён и приведён в порядок.


Памятник «Катюше» на территории завода им. Карла Маркса (фото: Ольга Исаева, lenww2.ru).
Во время блокады машиностроительный завод им. Карла Маркса, производивший ткацкие станки, перешёл на выпуск специальной боевой техники – изготавливал «Катюши». Так называли установку реактивных миномётов БМ-13 (боевая машина со снарядами калибра 132 мм) на базе грузовика «ЗИС-6». На заводе также ремонтировали «Катюши», получившие повреждения во время боёв, выпускали снаряды. Накануне январских боёв 1943 года завод получил сверхсрочный заказ – изготовить более 100 боевых машин. Рабочие не подвели и выполнили работу досрочно: их «Катюши» участвовали в операции «Искра», в результате которой была прорвана блокада Ленинграда. Среди «Катюш», участвовавших в штурме Берлина, были и машины, выпущенные в Ленинграде.

За свой трудовой подвиг завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а 5 мая 1985 года на его территории был открыт мемориал в память о военном лихолетье. В центре композиции на гранитном пьедестале стоит «Катюша». Надпись на постаменте гласит: «Вам, ушедшим отсюда на фронт, вам, кто остался ковать оружие Победы, воинам и труженикам Великой Отечественной войны, воздвигнут этот памятник». Справа и слева позади машины установлены бронзовые группы воинов и рабочих. Видя памятник, мы помним и тех, кто, превозмогая голод, создавал оружие для фронта, и тех, кто ушёл на фронт. Авторы памятника – скульптор Л. Г. Могилевский и архитектор В. А. Петров.

Памятник ленинградским лётчикам в Сосновке.
В лесопарке Сосновка в сентябре 1941 года началось строительство военного аэродрома. Это было связано с тем, что с началом блокады Ленинград потерял все крупные аэродромы, нужны были новые. К декабрю была построена взлётная полоса от Ольгинского пруда в направлении Суздальских озёр, ангары для самолётов, землянки для лётчиков, склады для боеприпасов и запасов горючего. Здесь базировались авиаполки: 44-й бомбардировочный, 26-й, 44-й и 159-й истребительные, 13-й отдельный разведывательный, 22-й отдельный авиаэскадрильи, 6-й транспортного авиаотряда, 38-й батальона аэродромного обслуживания связи. Лётчики жили в близлежащих домах. Аэродром начал свою работу с началом 1942 года. Самолёты выполняли задачи сопровождения бомбардировщиков и штурмовиков, охраны неба над городом от налётов вражеской авиации и защиты «Дороги жизни», доставки продовольствия. Именно сюда весной 1942 года была доставлена из Куйбышева партитура Седьмой симфонии Шостаковича, названной потом Ленинградской.

В 1945 году аэродром перестал существовать. Были посажены деревья и возрождён парк, вскоре снова ставший любимым местом прогулок горожан. В память о военных лётчиках на доме 65 по проспекту Мориса Тореза была установлена мемориальная доска. А 23 февраля 1978 года в северо-восточной части бывшего аэродрома, в конце аллеи Сосновского лесопарка был установлен памятник работы архитекторов Л. И. Матвеевой, В. В. Виноградовой, скульптора Н. А. Карповой, конструктора Б. М. Винера. Это обелиск высотой 8 метров на трёхступенчатом основании. В его центральной части – барельеф – изображение лётчика, который напряжённо вглядывается вдаль. Слева и справа от обелиска расположены блоки, символизирующие крылья самолёта. С тех пор в памятные даты блокады и в День Победы памятник в Сосновке служит местом проведения памятных мероприятий.


Мемориал на военном кладбище в Сосновке.
Близ взлётно-посадочной полосы аэродрома в Сосновке выросло воинское кладбище. Здесь были похоронены 56 участников обороны Ленинграда. В 1970 году по проекту архитектора Л. А. Герасименко в центре мемориала была установлена скульптура – коленопреклонённый солдат с опущенным знаменем. В мае больше всего цветов оказывается у двух могил. В одной похоронен герой Советского Союза П. Я. Лихолетов, в другой, братской, семеро лётчиков, среди них – герой Советского Союза А. П. Савушкин. На их счету десятки сбитых вражеских самолётов.


Памятник военным дрессировщикам в Сосновке.
В годы блокады в парке «Сосновка» находилась школа-питомник служебного собаководства Наркомата внутренних дел Ленинграда. Здесь содержалось около 200 собак. На базе школы была организована единственная в мире учебная воинская часть, где наравне с мужчинами-сапёрами служили и женщины. Этот 34-й отдельный минёрно-сапёрный батальон называли «Девичьей командой». Девушки вместе со своими четвероногими помощниками обнаружили и обезвредили более полумиллиона мин и снарядов и спасли тем самым сотни тысяч жизней бойцов Красной Армии и жителей блокадного Ленинграда.
В память о героической работе «Девичьей команды» 12 мая 2017 года в парке «Сосновка» был открыт памятник военным дрессировщикам и служебным собакам Ленинградского Фронта. Его автор – скульптор Александр Чернощёков. Монумент из бронзы изображает девушку-инструктора в военной форме, возле ног которой стоит служебный пёс. Для создания скульптуры собаки автору «позировала» овчарка по кличке Карай.


Памятник снайперу Смолячкову в сквере на улице его имени.
Жителем Выборгской стороны был Герой Советского Союза Феодосий Артемьевич Смолячков. До войны он окончил курсы снайперов, но никак не рассчитывал, что это умение пригодится в жизни. Он мечтал стать строителем. Но грянула война, и 17-летний юноша стал защитником Ленинграда. Правда, сначала его назначили кашеваром – ему ведь не было 18 лет. Затем Смолячкова перевели в разведывательный батальон, а вскоре он стал снайпером и инициатором боевого соревнования метких стрелков Ленинградского фронта. Имя Смолячкова пользовалось огромной популярностью, он учил мастерству точной стрельбы других красноармейцев и подготовил 10 снайперов. Но в одном из боёв Феодосий геройски погиб. В его честь уже в декабре 1942 года Роченсальмский и Бабурин переулки переименовали в улицу Смолячкова. 22 февраля 1968 года здесь в сквере был открыт памятник герою-снайперу. Его авторы – скульптор А. А. Киселёв и архитектор В. А. Потапов.

Памятник Александру Матросову.
Стрелок-автоматчик Александр Матросов геройски погиб 27 февраля 1943 года. Он закрыл своей грудью амбразуру немецкого дзота, дав возможность бойцам своего взвода совершить атаку. Это произошло близ деревни Чернушки Калининской области. Юноше было всего 19 лет. Красноармейцу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, и он стал первым советским воином, навечно зачисленным в списки воинской части.

Подвиг Матросова был известен каждому. 400 бойцов повторили его, ценою жизни позволяя товарищам идти вперёд. Во многих городах страны были установлены памятники Матросову. В 1953 году одна из улиц Выбогского района стала носить его имя. А 7 мая 1968 года здесь был открыт памятник работы скульптора Л. М. Торича и архитектора Л. И. Шимаковского. Облик молодого бойца полон решимости и отваги.


Здание блокадной трамвайной энергоподстанции на Лесном проспекте (фото: photo.gradpetra.net).
В годы блокады только трамвай был тем видом транспорта, который перевозил людей и грузы. Жители Ленинграда очень любили трамвай – ведь он был их провожатым и опорой. Но всё же 8 декабря 1941 года регулярное трамвайное движение в городе замерло. Ещё месяц отдельные вагоны двигались по улицам, но в январе 1942 года прекратилась подача электроэнергии – без неё трамвай ехать не мог. На улицах, проспектах и площадях на всю зиму застыли 52 состава. У людей иссякали силы, холод и голод терзали горожан. Трамвай должен был снова начать движение, оживляя Ленинград своим перезвоном. Для этого нужно было восстановить около 150 км контактной сети, расчистить рельсы и подать электричество. Три городские тяговые подстанции справились с самой главной задачей – дали энергию. И 8 марта 1942 года по городу пошли грузовые трамваи. С их помощью Ленинград расчищали от снега и мусора. А 15 апреля открылось пассажирское движение, и этот день стал праздничным для ленинградцев.

Одна из тяговых подстанций, героиня тех суровых дней, находится на Лесном проспекте (дом 26–28). Её здание было построено в 1913 году по проекту архитектора А. А. Ламагина. В память о подвиге трамвайщиков блокадного Ленинграда на нём была установлена мемориальная доска.

Памятная доска на тяговой энергоподстанции.

Портрет лётчика Ивана Кожедуба на Студенческой улице.
В последние десятилетия брандмауэры (противопожарные стены без окон) домов и стены небольших хозяйственных зданий стали украшаться граффити. Рисунок при этом преображает глухую стену или невзрачную постройку, а его сюжет способен превратить место, где он нарисован, в районную достопримечательность. Так, стали знаменитыми граффити «Алые паруса» на Лиговке и «Дворик космонавтов» на Петроградке. В 2015 году в нескольких районах города появились граффити-портреты героев Великой Отечественной войны. В Выборгском районе во дворе по адресу улица Студенческая, дом 5 на трансформаторной подстанции электросети № 7941 питерский художник Алексей Петров создал изображение Ивана Никитовича Кожедуба. Лётчик-ас стал трижды героем Советского Союза, был самым результативным истребителем в авиации союзников, а после войны дослужился до звания маршала авиации.

Памятник кошкам блокадного Ленинграда (фото: Валерий-1, etovidel.net).
Чёрный кот поселился в середине двора дома 4 на улице Композиторов 27 сентября 2016 года. Он словно греется на стуле под торшером, рядом с которым стоит табличка с надписью «В память о кошках блокадного Ленинграда». Автором скульптуры стала специалист по художественному литью Наталья Рысева. Её работа напоминает о подвиге животных, которые, как гласит городская легенда, спасли от нашествия крыс окружённый город: «В годы войны в Ленинграде царил страшный голод. Особенно тяжело было в конце 1941–1942 годах. Люди умирали от истощения прямо на улицах. В то же время сильно расплодились крысы – разносчики опасных инфекционных болезней. Кто устоял в голодное время, мог погибнуть от эпидемии. Тогда в Ленинград завезли кошек из Ярославля, а затем и из Сибири. Крысы были побеждены».

Можно ознакомиться с Проектом решения Исполкома Ленсовета «О мероприятиях по борьбе с грызунами» от 1942 года.

Пушка «ЗИС-3» на площади Мужества.
Безымянная площадь на пересечении Большой и Малой Спасских улиц (теперь это проспект Непокорённых и улица Карбышева), Старо-Парголовского и Алексеевского проспектов (современные проспект Тореза и часть Политехнической улицы) стала называться Спасской в 1960 году. Тогда проект её застройки разрабатывался архитектором Логином Людвиговичем Шрётером. Она задумывалась как средоточие всего района – въезд из центра города к Пискарёвскому мемориалу. Из-за сложного грунта замысел архитектора не был выполнен полностью. Но площадь начала преображаться. Были спрямлены Политехническая и Большая Спасская улицы (последнюю переименовали в проспект Непокорённых и расширили), появился круговой проезд, стала меняться застройка. 15 мая 1965 года площадь получила своё современное название в честь ленинградцев, выстоявших в суровые годы блокады.

Оформление площади Мужества посвящено подвигу солдат в годы Великой Отечественной войны. На двух высотных домах появились памятные надписи: «1941» и «1945». 6 мая 2011 года в центральной части площади близ пересечения трамвайных путей появилась мемориальная композиция: на постаменте были установлены пушка «ЗИС-3» калибра 76-мм образца 1942 года и четыре противотанковых «ежа». Постамент в тёплое время года оформляют цветами так, чтобы читалось слово «Помни». Эта пушка действительно принимала участие в войне. Тогда «ЗИС-3» являлись самыми массовыми советскими артиллерийскими орудиями, только за годы войны их выпустили около 103 тысяч.

Памятник «Мужеству ленинградцев, отстоявших наш город» (фото: gov.spb.ru).
В 2005 году в скверике на площади Мужества был установлен камень, надпись на котором гласила: «Камень заложен в честь 60-летия Великой Победы над фашизмом. Здесь будет памятник славы, мужеству, героизму, стойкости ленинградцев, отстоявших великий город». Безымянный сквер получил своё имя в 2010 году. Его назвали сквером Блокадников.

Многие скульпторы представили свои проекты памятника «Мужеству ленинградцев» на конкурс. По мнению профессионального жюри и горожан, лучшим оказался проект скульптора Евгения Ротанова и архитектора Леонида Копыловского. Жители города долго ждали установки памятника. Финансирование взял на себя фонд Грачьи Погосяна, почётного члена организации «Жители блокадного Ленинграда», и вот 26 января 2018 года монумент был открыт. Событие было посвящено 75-летию прорыва блокады Ленинграда и 74-й годовщине полного освобождения города от блокады.

На гранитном постаменте возвышается четырёхметровая скульптурная композиция, отлитая из бронзы. Она олицетворяет собой единение города: здесь изображены те, кто его защищал, жил в нём и работал. Мы видим символические фигуры солдат, рабочих, матери с ребёнком, горожан, слушающих блокадное радио. На постаменте высечены слова: «Мужеству ленинградцев, отстоявших наш город», а с оборотной стороны дата: «1941–1944».

Здание циклотрона Физико-технического института (фото: static.panoramio.com).
В завершение этого выпуска нам хотелось бы рассказать об уникальных памятниках и зданиях Выборгского района, которые делают его непохожим на другие районы города.
Так как в начале ХХ века район Лесного ещё являлся окраиной города, то здесь было пространство для постройки больниц и приютов. И вот напротив корпусов Политехнического института было построено «убежище для престарелых неимущих потомственных дворян в память 300-летия дома Романовых» (1912–1916). Но вскоре здание было перепрофилировано и стало в 1923 году Физико-техническим институтом. Именно здесь началось исследование ядерной энергии советскими физиками. А в 1946 году заработал циклотрон (ускоритель элементарных частиц), для которого построили специальное здание. На нём сейчас установлена мемориальная доска с надписью: «Циклотрон ФТИ. Крупнейший в Европе того времени».

Внешне циклотронный комплекс похож на планетарий, так как крыша здания спроектирована в форме купола. И этот циклотрон до сих пор работает! Учёные проводят здесь исследования. А в сквере перед главным корпусом института установлены бюсты А. Ф. Иоффе (скульптор Г. Д. Гликман, 1964 год) и Б. П. Константинова (скульптор М. К. Аникушин, 1975 год).

Мозаичное панно на стене здания Института цитологии (фото: ПАВ / etovidel.net).
Учёные Института цитологии Российской академии наук изучают живые клетки различных организмов. Научное заведение было создано в середине ХХ века, а современное здание для него было построено в 1980–1985 годах по проекту архитектора Дауда Еникеева. В наши дни в институте созданы Банк клеточных культур и Российская коллекция клеточных линий и гибридов, в которой более 200 тысяч единиц хранения. Проходя мимо здания, мы будем поражены, увидев монументальное мозаичное панно художника Владимира Лащинина. Оно украшает корпус института с 1987 года. В технике мозаики исполнена клетка с ядром и всеми её составляющими. Её обрамляют символические изображения различных созданий природы, состоящих из клеток: бородатый учёный и юноша-ученик олицетворяют стремление к познанию, причудливая ракушка-каури, в которую вплывает рыбка, и небольшой лесок с парящей над ним птицей представляют зрителю разнообразие творений природы, земного и подводного мира. Керамические барельефы причудливо дополняют картину: головы ласточки и лошади, молодых мужчин, фигура женщины в средневековой одежде. Молния, разделяющая композицию, символизирует воздействие, т. е. изучение клеточного мира.

Памятник капле на Выборгской набережной.
Оригинальная скульптура появилась 10 октября 2013 года на Выборгской набережной около здания узла регулирования стоков главного канализационного коллектора. Памятник выполнен из металла. В его центре – светлый символ капли, помещённый в центр большого чёрного кольца. Так авторы показали, что после очистки капля воды перестаёт быть загрязнённой. Здесь под обыкновенным с виду зданием расположен настоящий подземный город, сооружения которого уходят на 34 этажа вниз и на несколько десятков километров в стороны. Такая система позволяет ежедневно очищать огромный объём воды – здесь очистку проходят 98 % городских стоков.

Мемориальная доска в честь В. И. Алексеева.
В Выборгском районе в 1970 году по инициативе заслуженного мастера спорта и заслуженного тренера СССР Виктора Ильича Алексеева был построен спорткомплекс Школы Высшего спортивного мастерства. Впоследствии он стал носить имя В. И. Алексеева. В память о нём на здании спорткомплекса в 1982 году была открыта мемориальная доска из гранита с бронзовым барельефом. Авторы – скульптор А. А. Королюк и архитектор В. С. Васильковский. Также памятная доска была установлена на доме 13 по улице Комсомола, где жил Алексеев (в 1990 году).

Виктор Алексеев родился и вырос на Выборгской стороне. С детских лет он занимался лёгкой атлетикой, окончил Институт физкультуры имени Лесгафта. В 1936 году он стал чемпионом СССР, установив всесоюзный рекорд в метании копья, а затем много лет был сильнейшим копьеметателем страны. Тогда же, в 1936, Алексеев начал тренерскую работу и организовал детскую легкоатлетическую спортивную школу. Он воспитал много талантливых учеников.

В годы Великой Отечественной войны Виктор Алексеев работал инструктором и готовил бойцов для фронта, за что ему было присвоено звание «Заслуженный мастер спорта». После эвакуации из блокадного Ленинграда он продолжил тренироваться и тренировать. В 1945 году снова в 4-й раз стал чемпионом СССР по метанию копья, а в 1946 году – по метанию гранаты (тогда проводились и такие состязания). А когда в 1956 году было утверждено почётное звание «Заслуженный тренер СССР», то удостоверение под № 1 вручили именно Виктору Ильичу Алексееву. Тогда он был уже тренером сборной страны.

Памятник Пушкину на улице Пархоменко.
Близ площади Мужества на улице Пархоменко около дома 43 в 2000 году появился памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Здесь находится мастерская его автора, скульптора Валерия Избыткина. По его замыслу, скульптура передаёт взгляд поэта, устремлённый в небо, отражает самый трагический момент в его жизни – мгновения после дуэли. Жители окрестных домов назвали памятник «народным», теперь невысокий постамент фигуры окружает красивая цветочная клумба. И они гордятся тем, что не только в центре, но и на севере города есть памятник самому известному русскому поэту.

Памятник Есенину на улице его имени.
В Выборгском районе есть улица, названная в честь знаменитого русского поэта начала ХХ века Сергея Есенина. Здесь 7 октября 2009 года был открыт памятник поэту (к 115-летию со дня его рождения). Автор – скульптор Альберт Чаркин. Скульптура представляет поэта во время его первого визита в наш город: Есенин присел на парапет набережной и смотрит вдаль, в руках он держит ветку рябины. Поэт молод и полон новых планов и надежд. И памятник призван вдохновлять жителей района на новые свершения. Примечательно, что А. И. Чаркин создал уже несколько памятников С. Есенину в Петербурге: один из них установлен в Таврическом саду, другой – в Невском районе, в парке, носящем имя поэта.

Памятник Шостаковичу на улице его имени.
В 1960–1970-е годы в Выборгском и Калининском районе строились новые дома, появлялись новые улицы и кварталы. Многие из них решено было назвать в честь выдающихся деятелей культуры. Рядом друг с другом расположились улицы Композиторов и Шостаковича.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – один из крупнейших композиторов ХХ века, пианист и педагог. Наиболее известным его произведением стала Седьмая Ленинградская симфония, написанная в 1941 году и исполненная в осаждённом городе. Она вдохновила ленинградцев, вселила в них уверенность в победу. В память о композиторе и была названа одна из улиц Выборгского района; у дома на Кронверкской улице, где он жил, был открыт бюст. А в 2009 году музыкальный памятник композитору появился на пересечении улицы Шостаковича и проспекта Просвещения. Его автор – скульптор Константин Гарапач. Он изобразил композитора в момент сочинения музыки: Шостакович сидит на скамье, придумывая мелодию. По воспоминаниям, он не проигрывал её на рояле, а продумывал и записывал на бумаге. Почему же памятник музыкальный? Дело в том, что рядом установлены динамики и звучат фрагменты из наиболее известных произведений Д. Д. Шостаковича.

Декоративное оформление входа в Детскую школу искусств.
В 1986 году в Выборгском районе на проспекте Просвещения была построена первая в городе Детская школа искусств. В её помещениях разместились три отделения – художественное, хореографическое и музыкальное, а затем добавилось и театральное. Здание школы было спроектировано архитекторами Л. И. Шимановским, А. А. Столярчуком, работавшими над застройкой района Шувалово-Озерки, и архитектором А.  А. Морозовой. Они придумали и скульптурную группу у входа, который оформлен четырьмя колоннами, две из которых соединены пролётом. На пролёте установлен барельеф с изображением музыкальных инструментов. Он также соединяется с двумя полукруглыми нишами, в которых размещены фигуры прекрасных музыканток. В другой части здания фасад украшают ещё три «музыкальные» фигуры скульптуры. В 1999 году школе было присвоено имя русского композитора Георгия Свиридова, затем в ней был открыт его музей.


Фонтан «Времена года».
Есть в Выборгском районе место, где в летнее время можно полюбоваться фонтанами и – послушать музыку. Музыкальные фонтаны (скульптор Константин Гарапач) были открыты у торгово-развлекательного комплекса «Гранд-каньон». Первым в 2014 году появился фонтан «Времена года». У него нет чаши, строи бьют прямо из решетчатого покрытия, под которым, ниже уровня земли, находится небольшой бассейн. Скульптурная композиция изображает четырёх нимф, дочерей Зевса и Фемиды. Жители Древней Эллады называли их Орами – богинями четырёх времён года. Статуи Ор вознесены на гранитные столбы. Нимфы словно кружатся в танце между фонтанных струй, подыгрывая себе на музыкальных инструментах. А мы слышим классическую музыку в исполнении симфонического оркестра и, конечно же, «Времена года» Антонио Вивальди.

Фонтан «Мир Детям».
В сентябре 2015 года неподалёку появился музыкальный фонтан «Мир Детям», символизирующий дружбу всех детей на планете. Девочки и мальчики из разных стран, взявшись за руки, ведут хоровод вокруг земного шара и выпускают в небо голубя – символ мира. Такова композиция фонтанной чаши. А звуковым сопровождением служат детские песни. Композиция установлена на бронзовой мостовой, на каждом элементе которой выбито слово «мир» на разных языках.

Фонтан «Источник вдохновения».
А летом прошлого года появился ещё один скульптурно-фонтанный комплекс – «Источник вдохновения». Гранитный постамент фонтана увенчан статуей крылатого коня Пегаса, героя древнегреческих мифов. По замыслу скульптора, созерцание водяных искр, которые сыплются из-под копыт Пегаса, будет наполнять душу стремлением к творчеству и красоте.

Медный кораблик у гостиницы «Санкт-Петербург».
У гостиницы «Ленинград» (ныне «Санкт-Петербург») в 1973 году появилась медная скульптура кораблика. На высоком гранитном постаменте устремился ввысь трёхмачтовый фрегат петровского времени с парусами и пушками. Парусник сразу стал одним из символов города, многие туристы полюбили фотографироваться на его фоне. А создал этот памятник народный художник России скульптор Анатолий Дёма. Однажды с корабликом случилась беда. В декабре 2015 года в Петербурге бушевали сильнейшие ветры, и фрегат в буквальном смысле потерпел кораблекрушение: не выдержали крепления. Потребовалось время для восстановительных работ. Теперь кораблик снова радует петербуржцев и гостей города, прогуливающихся по Пироговской набережной.

Скульптура морского льва на ул. Руднева, д. 8, к. 3 (фото: Ophelia).

Дорогие друзья! Вот и закончилось наше фотопутешествие по Выборгской стороне. Мы, по традиции, предлагаем заинтересованному читателю ознакомиться как с печатной версией стенгазеты, так и с существенно более полной электронной версией выпуска (к-я.рф/118). Конечно, и электронная версия содержит далеко не все достопримечательности района. Например, в последний момент мы с удивлением узнали о такой скульптуре морского льва в натуральную величину, установленной у школы № 584 (скульптор Тимур Юсуфов).

Быть может, и вам попадалось что-то необычное, не очень известное, но о чём хочется рассказать? Скорее фотографируйте вашу находку и присылайте снимок к нам в редакцию по адресу pangea@mail.ru. Ведь мы живём с вами в очень интересное время в очень интересном месте!

Источники и литература

Глезеров С. Е. Петербург на север от Невы. – СПб.: Центрполиграф, 2004.

Глезеров С. Е. Северные окраины Петербурга: Лесной, Гражданка, Ручьи, Удельная… – СПб.: Центрполиграф, 2013.

Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / Сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Лик, 1997.

Гусенцова Т. М., Добрынина И. Н. Путешествие по Выборгской стороне. – СПб.: Остров, 2007.

Лисовский В. Г. Ленинград. Районы новостроек. – Л.: Лениздат, 1983.

Санкт-Петербургские ведомости. Статьи рубрики «Наследие».

Книга Памяти Великой Войны. Список памятников Выборгского района.

Администрация Санкт-Петербурга: Выборгский район.

Форум сообщества любителей истории фортификации.

 
 

Автор текста и фотографий (если не указано иное) этого номера – Маргарита Емелина, кандидат исторических наук, научный сотрудник Военно-исторического центра Северо-Западного федерального округа. Маргарита, вам – наша огромная благодарность!

 


Спасибо, друзья, за внимание к нашей публикации. В наших следующих выпусках: современные исследования Медного всадника и Гром-камня, Гранитный Петербург, лингвистика, Балтийское море и другие интересные темы. Напоминаем, что наши партнёры в своих организациях бесплатно раздают наши стенгазеты.

Ваш Георгий Попов, редактор к-я.рф

 
 
 
 
 

Related Images: