57. Каменное убранство метро СПб

Стенгазета «Каменное убранство подземных дворцов Петербурга»

57. Каменное убранство метро СПб


Стенгазета «Каменное убранство подземных дворцов Петербурга»

 

Благотворительная стенгазета «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск 57, апрель 2014 года.

Каменное убранство подземных дворцов Петербурга

 

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Наша цель: школьникам – показать, что получение знаний может стать простым и увлекательным занятием, научить отличать достоверную информацию от мифов и домыслов, рассказать, что мы живём в очень интересное время в очень интересном мире; родителям – помочь в выборе тем для совместного обсуждения с детьми и планирования семейных культурных мероприятий; учителям – предложить яркий наглядный материал, насыщенный интересной и достоверной информацией, для оживления уроков и внеурочной деятельности. Отзывы и пожелания пишите, пожалуйста, в диалоговом окошке сайта к-я.рф. Выражаем признательность Отделу образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всем тем, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. При подготовке этого номера использован материал книги М.С.Зискинда «Декоративно-облицовочные камни» (Л.: Недра, 1989). Благодарим Ирину Юрьевну Бугрову, доцента кафедры Динамической и исторической геологии Геологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета и рекомендуем посетить Палеонтолого-стратиграфический музей Геологического факультета СПбГУ – paleostratmuseum.ru. Наша особая благодарность Андрею Глебовичу Булаху, профессору кафедры Минералогии Санкт-Петербургского государственного университета, автору замечательных книг по истории использования камня в архитектуре Петербурга, среди которых книга «Порфир и мрамор, и гранит…» (вместе с И.Э.Воеводским) описывает станции нашего метро.

Мы выбираем важную тему, ищем специалиста, который может её раскрыть и подготовить материал, адаптируем его текст для школьной аудитории, компонуем это всё в формате стенгазеты, печатаем тираж и отвозим в ряд организаций Петербурга (районные отделы образования, библиотеки, больницы, детские дома, и т. д.) для бесплатного распространения. Наш ресурс в интернете – сайт стенгазет к-я.рф, где наши стенгазеты представлены в двух видах: для самостоятельной распечатки на плоттере в натуральную величину и для комфортного чтения на экранах планшетов и телефонов. Есть также группа Вконтакте и ветка на сайте питерских родителей Литтлван, где мы обсуждаем выход новых газет. Отзывы и пожелания направляйте, пожалуйста, по адресу: pangea@mail.ru.
 
 
В первое воскресенье апреля в нашей стране отмечается День геолога. Одна из наших стенгазет, «Каменный город», была посвящена горным породам окрестностей Петербурга – тем самым, из которых на протяжении трёх веков строился наш город. В этом выпуске мы обсудим каменное убранство «подземных дворцов Петербурга» – станций нашего метрополитена.

Что изучают геологи?

Полвека назад русские геологи открыли богатейшие запасы нефти в Западной Сибири. Это важное событие послужило поводом для учреждения праздника – Дня геолога. Время его проведения (первое воскресенье апреля) было выбрано потому, что в начале апреля геологи собираются в экспедиции, начинается «полевой сезон». Самая известная работа геологов – поиск полезных ископаемых: нефти, газа, песка, камня, драгоценных и «обычных» металлов, самоцветов… Даже подземная вода – тоже полезное ископаемое. Чтобы не копаться наугад, геолог должен буквально «видеть насквозь» местность, которая у него под ногами.

Не менее важно исследовать нашу планету целиком, как единый организм. Так хороший доктор знает всё о своём пациенте с самого рождения, предугадывая его возможные болезни. Пять миллиардов лет жизни Земли (а наша планета сейчас – «в самом расцвете сил») прошли бурно и интересно. Огромные метеориты шлёпались в густое гранитное месиво, как куски варенья в кипящую манную кашу. Исполинские вулканы извергали потоки раскалённой лавы. Расходились и вновь сталкивались континенты, образуя в местах столкновений гигантские складки – горные системы. Океаны заливали всю сушу, а затем пересыхали, оставляя «на память» километровые толщи отложений. Иногда планета превращалась в космический «снежок», полностью покрываясь снегом и льдом. Ледники, сползая с гор, отламывали куски скал и переносили их на большие расстояния. Землю внезапно «захватывали» диковинные растения и животные, после чего столь же стремительно погибали, превращаясь в окаменевшие скелеты. Все эти невероятные процессы – предмет будничной каждодневной работы учёных-геологов.

Петербург стоит на самом краю Русской плиты – необъятного гранитного блюда. Один его край выходит на поверхность Земли в виде скал на Карельском перешейке. Другой край показывается далеко на юге, на Украине. Внутри «блюда» лежит «слоёный пирог» из океанических осадков: это глины, окаменевшие пески, известняки с фрагментами вымерших организмов. Чем ниже слой, тем древнее горная порода. Этот слоёный пирог хорошо виден в обрывах долин многочисленных рек (Ижоры, Копорки, Поповки, Саблинки, Волхова, Сяси…), которые разрезают его своим течением. В самых ближайших окрестностях Петербурга сохранилось множество окаменевших свидетелей сотен миллионов лет и хранителей ещё не разгаданных головокружительных тайн. Всё так интересно, и всё рядом с нами.

Санкт-Петербург изначально был задуман Петром как непревзойдённый в своём великолепии, непременно каменный город. Лучшие архитекторы мира возводили на берегах Невы свои шедевры. Выбирая строительный материал, они использовали лучшее из того, что предлагал им наш северный край: многоликую и неповторимую красоту местного камня. И теперь перед нами – редкое по красоте сочетание рукотворного и природного идеалов. Одна из наших стенгазет – «Каменный город» – была посвящена местным камням, из которых он сделан.


Какими бывают горные породы?

Наверное, многие представляют себе, как выглядят золото, алмаз, кварц, каменная соль, графит. Это минералы – «кирпичики», из которых состоит окружающая нас неживая природа. Учёным известно около четырёх с половиной тысяч различных минералов. Однако широкое распространение получили не более ста. Как правило, минерал встречается не сам по себе, а как часть какой-нибудь горной породы.

Горная порода гранит, например, состоит из трёх главных минералов – кварца, полевого шпата и слюды. На полированном срезе гранита они хорошо видны как маленькие разноцветные полупрозрачные кристаллики и зёрна. Цвет гранита зависит в основном от цвета входящих в него полевых шпатов. Если полевых шпатов и других тёмных минералов в горной породе много, а кварца мало или совсем нет, то это уже не гранит, а, например – диорит или гáббро. Эти породы образуются при застывании расплавленной магмы на большой глубине. Длительное время застывания позволяет вырасти хорошо различимым кристаллам. Одно из мест, где гранит выходит на поверхность – окрестности карельского города Сортавала на северном берегу Ладожского озера. Здесь два миллиарда лет назад в глубине Земли образовались, а потом постепенно выкристаллизовались громадные массы расплавленной магмы. Со временем вышележащие породы разрушились, и красивые серые граниты показались на поверхности.

Горная порода известняк состоит из обломков морских организмов. Так, полмиллиарда лет назад в наших краях плескалось тёплое мелкое море. Среди зарослей морских лилий на глазастых трилобитов охотились ортóцерасы, похожие на современных кальмаров. Эти и другие удивительные животные умирали и падали на дно, со временем превращаясь в толстый слой осадочной горной породы – известняка. В наше время этот известняк выходит на поверхность Земли вдоль южных берегов Финского залива и Ладожского озера. Есть и другие осадочные горные породы – например, пористый травертин, образовавшийся из выпавшей в осадок извести.

Нередко породы «попадают в переделку» – в результате движений земной коры оказываются на большой глубине, где сильно нагреваются и сдавливаются со всех сторон, образуя причудливые складки. Так из гранита получается его «родственник» – гнейс, а из известняка – мрамор. Богатые залежи мрамора были обнаружены учёными на северных берегах Ладожского и Онежского озёр, куда они отправились по указу Екатерины II «на разыскание камня, годного для строительства и украшения». Сейчас на месте этих старинных разработок – живописное озеро с отвесными мраморными стенами, горный парк-музей «Рускеала», одно из красивейших мест Северного Приладожья.

Конечно, в природе всё гораздо сложнее, чем придуманные человеком классификации, поэтому существует множество переходных видов пород: это гнейсо-граниты, мраморизованные известняки, габбро-диабазы и многие-многие другие.


Немного истории

Слово «метрополитен» произошло от названия компании «Столичная железная дорога», владевшей первой в мире подземной дорогой – Лондонской, открытой в 1863 году. Второй метрополитен был открыт через пять лет в Нью-Йорке. В этих метрополитенах, кстати, вовсю чадили паровозы. Первый проект подземной железной дороги в Петербурге – тоннеля, соединяющего Васильевский остров с Адмиралтейской стороной, – предложил мещанин Торгованов в 1820 году. Император Александр I начертал на предложении такую резолюцию: «Выдать Торгованову из Кабинета 200 р. и обязать его впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных». Тем не менее, с тех пор проекты городской подземки предлагались много раз. Они преследовали главную цель – соединить все построенные к тому времени железнодорожные вокзалы.

Долгое время считалось невозможным строить крупные подземные сооружения в болотистых грунтах дельты Hевы. Однако геологи, проведя масштабные исследования, пришли к выводу, что такое строительство вполне допустимо, но тоннели следует прокладывать на большой глубине. Именно поэтому Петербургский метрополитен получился самым глубоким в мире.

Проектирование первой линии Ленинградского метрополитена было начато в 1941 году и продолжено сразу после окончания Великой Отечественной войны в 1945 году. Первая очередь протяжённостью 11 километров, включающая семь станций («Автово», «Кировский завод», «Нарвская», «Балтийская», «Технологический институт», «Витебская» и «Площадь Восстания») была открыта 15 ноября 1955 года – спустя всего десять лет после разрушительной войны.

Единый ансамбль первых станций носит торжественный, монументальный характер, все они, без преувеличения, являются вершиной архитектурной мысли советского периода. Облик каждой станции индивидуален, но в целом посвящён идее возрождения страны после поры тяжёлых испытаний. Подобный замысел не теряет актуальности для любой эпохи.

Петербургский метрополитен 2014 года — это 67 метровокзалов, 5 линий метро и 2,3 миллиона пассажиров в сутки.


Камень в метро

Побеседовать с нами о каменном убранстве «подземных дворцов Петербурга» любезно согласился Андрей Глебович Булах, доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры минералогии Санкт-Петербургского государственного университета, признанный знаток истории использования камня в архитектуре нашего города.

Красивый и прочный природный камень – главный и незаменимый материал в оформлении метро. Именно облицовка такими разными породами камня помогла архитекторам сделать каждую станцию неповторимой и узнаваемой. В истории метро отражена не только последовательная смена господствующих архитектурных течений, но и летопись освоения месторождений полезных ископаемых.

Для облицовочных работ на станциях первой линии требовалось около 10 тысяч квадратных метров гранита и вдвое больше мрамора. Камней из местных месторождений не хватало. В Ленинградской области действовало лишь несколько карьеров по добыче известняка и травертина (травертином из-под Гатчины, например, облицован снаружи круглый наземный павильон станции «Площадь Восстания»). Поэтому отделка станций первой линии выполнена уральскими, закавказскими, узбекскими мраморами и украинскими гранитами.

Ко времени открытия станций второй линии уже действовали горнодобывающие предприятия Ленинградской области: карьеры месторождений Возрождение, Каменногорское и Кузнечное. Чуть позже заработали гранитные карьеры на месторождениях Карелии: Кашина Гора, Сюскюянсари и Уккомяки. С тех пор начался период широкого использования местных разновидностей гранита. Мрамор по-прежнему в большом количестве завозился из других районов страны, главным образам с Урала. Иногда применялся и мрамор Рускеальского месторождения.

Мы насчитали в Петербургском метро не менее пятидесяти сортов камня широкой палитры цветов и рисунков. Какой же из них самый красивый? На какой станции наиболее полно раскрыты декоративные особенности того или иного камня? Предоставим читателю самому ответить на эти вопросы, совершив в компании друзей, учителей или родителей ряд экскурсий по метрополитену. В помощь заинтересованным исследователям мы подготовили краткое описание каменного убранства 16-ти станций и привели фотографии 16-ти наиболее, на наш взгляд, важных и интересных горных пород, представленных в их оформлении. Но описано специально не всё, чтобы побудить вас к собственным наблюдениям и своим исследованиям в прекрасном таинственном мире метро. Съездите, например, на станции Адмиралтейская, Бухарестская и Международная…

Желаем вам удачных экспедиций!

Гражданский проспект

В оформлении станции использованы материалы нарядных золотистых тонов: колонны и стены облицованы жёлтым, бежевым, серым Газганским мрамором из Узбекистана. Плиты мрамора разных оттенков подобраны в отдельные «поля» и хорошо освещены. Пол вымощен красноватым карельским гранитом месторождений Каменногорское, Возрождение, Сюскуянсаари. В центре торцевой стены расположен трёхметровый герб Советского Союза из бронзы с девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», написанным на языках всех 16-ти бывших советских республик. Остальные элементы оформления также сделаны «под золото». Фото: Florstein.

Выборгская

Подземный зал и мощные колонны станции облицованы необычным для Петербурга розовато-бежевым пористым травертином из месторождений Армении. Это создаёт впечатление монументальности и стилевого единства. Пол центральной части зала сложен плитами из приладожских коричневато-красных полосчатых разновидностей гранита месторождения Уккомяки, пол на посадочных платформах – из тёмно-серого Каменногорского гранита с Карельского перешейка. В отделке стен галереи, ведущей к эскалаторам, в кассовом зале и других помещениях использован желтоватый известняк из месторождений Крыма. Барельеф на стене перронного зала изображает восставших рабочих Выборгской стороны. Фото: A.Savin.

Чернышевская

Подбор плиток камня – очень трудоёмкое дело, требующее большого художественного чутья. Обратите внимание, как на стенах и колоннах станции «Чернышевская» из серо-белого Уфалейского уральского мрамора словно бы собраны извилистые реки и ручейки, моря и острова. На мраморных стенах гармонично смотрятся серебристые вентиляционные решётки. Стены около эскалаторов облицованы светло-коричневым с белыми прожилками крымским мрамором месторождения Гаспри. Станция является своеобразным памятником периода «борьбы с архитектурными излишествами». Например, проектировщики впервые полностью отказались от люстр и светильников. Фото: Florstein.

Площадь Восстания

Оформление станции с таким «говорящим» названием было задумано в красной революционной гамме. Этим замыслам как нельзя лучше соответствовали горные породы красивых красных тонов: гранит Лезниковского месторождения Украины (пол) и нижнетагильский мрамор с Урала (стены и основания мощных колонн, поддерживающих свод зала). Приглядевшись к мрамору колонн, можно кое-где увидеть белые окаменевшие фрагменты ископаемых животных. И.Ю.Бугрова (см. список литературы) указывает, что «в облицовке станции «Площадь Восстания» использованы чрезвычайно близкие по облику, но разновозрастные мраморизованные известняки: нижнеюрские – из месторождений в Грузии и нижнесилурийские – из Нижнетагильского месторождения на Урале. Достоверно отличить их можно лишь по составу органических остатков (головоногие моллюски, морские лилии, кораллы), однако последние часто не сохраняются из-за сильной перекристаллизации». Пол возле колонн выложен плитами чёрной породы габбро Слипчицкого месторождения Украины. В полу станции перед эскалаторами, ведущими на «Маяковскую», лежат плиты загадочно поблёскивающего чёрного украинского лабрадорита. Фото: A.Savin.

Пушкинская

Колонны облицованы изящным серовато-белым Коэлгинским уральским мрамором, в нишах – торшеры из чёрного мрамора. На полу в пространстве между колоннами – плиты из необычного голубовато-серого мелкозернистого гранита. «Ковровая дорожка» из тёмно-красного украинского Токовского гранита, окаймлённая многоцветной волнистой полосой из разных гранитов, ведёт к композиционному центру станции – памятнику А.С.Пушкину, выполненному Михаилом Аникушиным. Этот скульптор является также автором известного памятника поэту на площади Искусств у Русского музея. По кромке пола главного зала выложен узор из чёрного и белого мрамора. Эта станция считается одной из самых красивых в Санкт-Петербурге. Фото: Florstein.

Балтийская

Декоративные особенности уральского Уфалейского уральского мрамора здесь творчески использованы таким образом, что получился рисунок волны (по задумке художника – наверняка, волны балтийской). Особенно хорошо этот эффект заметен на сторонах колонн, обращённых к эскалаторам, если смотреть на них из окна движущегося поезда. Свод белого потолка напоминает вздувшийся парус. В конце зала – пятиметровое мозаичное панно «1917 год», для изготовления которого искусно подобраны не менее десяти разновидностей цветных мраморов и яшм: розовых, жёлтых, красных, голубых, чёрных. На полу станции – строгий орнамент из серого гранита украинских месторождений. Фото: Florstein.

Кировский завод

Стены станции покрыты Сванетским грузинским мрамором серо-белого волнистого, словно бы муарового рисунка (такого мрамора в метро нигде больше нет), а колонны облицованы серо-белым Уфалейским уральским мрамором. Нижняя часть путевых стен выполнена из чёрного с красивой сеткой извилистых белых жилок уральского мрамора месторождения Коркодинское. По полу вдоль всего зала тянется нарядная красная полоса Лезниковского (украинского) гранита. В нём чередуются тёмные и светлые квадраты, цветовая гамма строго выдержана по всей длине станции. Ясная перспектива и общий светлый тон пород в сочетании с хорошей освещённостью создают впечатление лёгкости, прозрачности и гармонии. Фото: Florstein.

Ленинский проспект

Художественную выразительность подземному залу станции «Ленинский проспект» придаёт колоннада из красного полосчатого и пятнистого, так называемого, Валаамского гранита, он из месторождения Сюскюянсари. Расширяющиеся кверху красно-коричневые колонны эффектно выделяются на фоне стен из белого уральского Коелгинского мрамора. Полы выложены плитами из светло-серого гранита месторождения Возрождение со вставками плиток Валаамского гранита. Глубина станции – всего восемь метров, поэтому в ней отсутствуют эскалаторы. Любопытно, что раньше в названии станции четыре раза упоминалось имя Ленина: «Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени Ленина. Станция “Ленинский проспект”». Фото: A.Savin.

Чёрная речка

Станция построена вблизи того места, где был смертельно ранен А.С.Пушкин и, также, как и «Пушкинская», посвящена памяти великого поэта. За памятником Пушкину в центре зала – стена из белого Рускеальского (Карелия) и Коелгинского (Урал) мрамора. Интересно, что почти все интернет-сайты, пишущие о станции «Чёрная Речка», повторяют друг за другом такую фразу: «Под каждой люстрой имеется рисунок в виде чёрного квадрата из Сааремского доломита». Это неверно. Чёрные прямоугольники пола (а также путевые стены) – карельский габбро-диабаз (Прионежье). А доломит эстонского острова Саарема – светлый, им, например, облицованы стены и колонны подземного зала метро «Горьковская». Фото: Florstein.

Московские ворота

Расширяющиеся кверху колонны отделаны красивым красно-коричневым Салиэтским грузинским мрамором и подчёркнуты вертикальными металлическими рёбрами. Светлые пятна в мраморе (среди которых можно найти окаменевшие фрагменты ископаемых организмов) гармонируют с белыми сводами и светлым мраморным полом. Путевые стены облицованы белым кафелем. Торцевую часть центрального зала украшает замечательная композиция из оружия и доспехов – копия одного из скульптурных фрагментов Московских ворот. Напомним, что Московские Триумфальные ворота, возле которых находится станция, сооружены в честь «подвигов победоносных российских войск в Персии, Турции и Польше». Фото: A.Savin.

Приморская

Станция выделяется своей простой, но нарядной отделкой, в которой впервые использован серый с белыми и зеленоватыми полосами мрамор Рускеальского месторождения северного Приладожья. Ими облицованы колоннада центрального зала и стены путевых тоннелей. Присутствует также плиты похожего полосчатого чёрно-серого Уфалейского уральского мрамора. Полы выложены светло-серым гранитом месторождения Возрождение (Карельский перешеек), украшены мозаичными вставками из рускеальского мрамора и чёрного прионежского габбро. В доме над наземным вестибюлем располагается Музей Петербургского метрополитена. Фото: A.Savin.

Пролетарская

Подземный зал этой станции отличается своеобразной отделкой: широкая полоса над колоннами (фриз) облицована розовым пятнисто-полосчатым мрамором из месторождения Буровщина у южной оконечности Байкала. По замыслу художника это стилизация развёрнутого красного пролетарского знамени. Торцевая стена – полосчатый гранито-гнейс карельского месторождения Уккомяки. Название станции на торцевой стене выполнено из мрамора. Там же – скульптурная композиция «Серп и молот». Колонны и путевые стены — белый и бело-розовый Коелгинский мрамор с Урала. Пол выложен чёрными, серыми и тёмно-красными гранитными плитами карельского месторождения Сюскюянсаари. Фото: A.Savin.

Спасская

Станция находится в историческом центре города на Сенной площади – там, где ранее находилась церковь Спас-на-Сенной. Это отразилось и в названии, и в оформлении. Петербургская тематика отражена в декоративных мозаичных панно на торцевых стенах переходов. Подземный зал станции привлекателен редким в метро жёлтым известняком из Китая (им облицованы колонны и путевые стены). Пол покрыт светло-серым гранитом Возрождение карельского перешейка и чёрным габбро-диабазом. «Спасская» является частью единственного в городе трёхстанционного пересадочного узла «Спасская» — «Садовая» — «Сенная площадь». Фото: A.Savin.

Улица Дыбенко

Оформление станции, открытой в 1987 году к 70-летию Октябрьской революции, посвящено теме революционной борьбы. Колонны из серого карельского гранита, по мнению архитектора, «в перспективе словно создают образ сомкнутых рядов борцов за революцию». Проёмы между колоннами и торцевая стена украшены мозаиками (из кусочков разных по цвету гранитов, чёрного лабрадорита, белого мрамора и подкрашенных известняков), посвящёнными советской символике. В пол вмонтированы красные квадратные «ковры» из приладожского гранита Кузнечное. Вдоль края перронов тянется полоса редкого белого гранита. Путевые стены выложены бело-жёлтым мрамором. Фото: A.Savin.

Комендантский проспект

Тема художественного оформления станции — небо и воздухоплавание. В отделке станции преобладают искусственные материалы: впервые в истории Петербургского метро были использованы разноцветные металлокерамические плиты. Зато пол станции – настоящая коллекция разноцветного гранита. Он выстлан светло-жёлтым гранитом, обрамлённым по краям зала полоской яркого красного приладожского гранита Кузнечное. В центре зала красные полосы очерчивают квадратный «ковёр». По краям – белый гранит, ближе к центру – коричневый гранит с Кашиной горы в Карелии, и снова белое гранитное поле в середине. Скамьи облицованы белым мрамором из Китая. Фото: Florstein.

Крестовский остров

Конструкция и оформление этой станции довольно необычны. Огромный стеклянный вестибюль неожиданно пересекается архаичной каменной аркадой (серией одинаковых арок, опирающихся на колонны). Таким приёмом авторы проекта обыграли единство прошлого и будущего. Также впервые в Санкт-Петербурге надземные и подземные сооружения станции выполнены единообразно: наружная аркада повторяется и в перронном зале. Она облицована Алексеевским известняком из Ленинградской области и, в сочетании с отделкой путевых стен пористым травертином, призвана создать образ старинных дворцово-парковых ансамблей – ведь парки Крестовского острова издавна любимы петербуржцами. Фото: Florstein.

Зоопарк ископаемых организмов станции «Московские воро­та»

Ирина Юрьевна Бугрова, доцент кафедры осадочной геологии Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета, рассказала нам о совершенно удивительных находках морских ископаемых организмов, которые каждый может разыскать, внимательно рассмотрев облицовку некоторых станций. Такие наблюдения нередко представляют большой интерес не только для начинающего, но и для опытного геолога, так как позволяют изучать особенности окаменелостей на полированных поверхностях большой площади.

В этой геологической газете мы хотим поделиться с вами находками окаменелостей на обли­цовочных плитах станции «Московские воро­та». А чтобы вы могли представить, как выглядели при жизни эти древние животные, рядом мы поместили фотографии их ныне живущих родственников. Ес­ли же вы придёте в Палеонтолого-стратиграфи­чес­кий музей Института наук о Земле СПбГУ, то сможете во всех подробностях рассмотреть полностью сохранившиеся скелетные остатки тех организмов, которые в метро можно увидеть только в виде срезов.


Звёздообразный фрагмент морской лилии (фото А. Москаленко)…

…и современные морские лилии (фото lostlab.ru).


Продольный срез одиночной морской губки (фото И. Бугровой)…

…и колония современных губок (фото mir-planeta.blogspot.ru).


Раковина гастроподы (фото А. Москаленко)…

…и современный черноморский брюхоногий моллюск (фото George Chernilevsky).


Раковина древнего моллюска наутилоидеи (фото А. Москаленко)…

…и современный Наутилус (фото OpenCage).


Обломок головоногого моллюска белемнита (фото А. Москаленко)…

…и реконструкция белемнита (илл. ferrebeekeeper.wordpress.com).


Игла ископаемого морского ежа (фото А. Москаленко)…

…и современный морской ёж (фото Xhienne).


Раковины ископаемых брахиопод (фото А. Москаленко)…

…и современные брахиоподы (фото oceana.org).


Фотографии горных пород

Гранит Каменногорский, Ленинградская область. Фото campri.ru

Гранит Возрождение, Ленинградская область. Фото stone-style.org

Гранит Кузнечное, Ленинградская область. Фото blog.tvorus.com

Лейкогранит Сюскуянсаари, Карелия. Фото Георгия Попова

Гранит Кашина гора, Карелия. Фото nwteh.ru

Гранит Токовский, Украина. Фото granit-elita.com.ua

Габбро-диабаз Прионежский, Карелия. Фото uralstone.ru

Лабрадорит, Украина. Фото ageofstone.com.ua

Мрамор Салиэти, Грузия. Фото Георгия Попова

Мрамор Рускеальский, Карелия. Фото misha-kamushkin.dreamwidth.org

Мрамор Уфалейский, Урал. Фото Георгия Попова

Мрамор Коелга, Урал. Фото budoulja.by

Известняк Алексеевский, Ленинградская область. Фото kp-progress.ru

Доломит Сааремаа, Эстония. Фото campri.ru

Травертин, Армения. Фото atlantis.ucoz.es

Мрамор Газганский, Узбекистан. Фото infogranit.ru

Источники и литература

– М.С.Зискинд. Декоративно-облицовочные камни. Л.: Недра, 1989.

– А.Г.Булах, И.Э.Воеводский. Порфир и мрамор, и гранит… СПб.: Эклектика, 2007.

Палеонтологические остатки в облицовочном камне станций Петербургского метрополитена / И.Ю. Бугрова, М.А. Калинина. Статья на сайте Палеонтолого-стратиграфического музея кафедры динамической и исторической геологии Санкт-Петербургского государственного университета.


Спасибо, друзья, за внимание к нашей публикации. Напоминаем, что наши партнёры в своих организациях бесплатно раздают наши стенгазеты. Геологическая тематика стенгазет для нас в какой-то степени приоритетная. Мы приложим усилия, чтобы рано или поздно увидели свет такие выпуски, как «Геологическое прошлое окрестностей Петербурга», «Рельеф Санкт-Петербурга и окрестностей», «Геологические памятники Санкт-Петербурга и Ленинградской области», «Интересные геологические объекты в каменном убранстве Санкт-Петербурга», «История Гром-камня – постамента Медного всадника», «Александровская колонна», «Геологические музеи Санкт-Петербурга», «Полезные ископаемые Ленинградской области» и др. Если у вас есть предложения, пожелания, вопросы, – присылайте их нам по почте pangea@mail.ru.

Ваш Георгий Попов, редактор к-я.рф

 
 
 
 
 

Related Images: