129. Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы

Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы

129. Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы


Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»

 

Благотворительная стенгазета «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск 129, март 2019 года.

Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы

Самые необычные строения нашего города: они бросали вызов архитектурным предпочтениям публики своего времени и продолжают удивлять нас до сих пор

 

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Наша цель: школьникам – показать, что получение знаний может стать простым и увлекательным занятием, научить отличать достоверную информацию от мифов и домыслов, рассказать, что мы живём в очень интересное время в очень интересном мире; родителям – помочь в выборе тем для совместного обсуждения с детьми и планирования семейных культурных мероприятий; учителям – предложить яркий наглядный материал, насыщенный интересной и достоверной информацией, для оживления уроков и внеурочной деятельности. Мы выбираем важную тему, ищем ведущих специалистов, которые могут её раскрыть и подготовить материал, адаптируем текст для школьной аудитории, компонуем это всё в формате стенгазеты и печатаем. Волонтёры развозят тираж в ряд организаций Петербурга и Ленинградской области, выразивших заинтересованность в получении газет. Это районные отделы образования, библиотеки, школы, кружки, больницы, детские дома и т. д. Их сотрудники бесплатно распространяют газеты своими силами. Наш ресурс в интернете – сайт стенгазет к-я.рф, где наши стенгазеты представлены в двух видах: для самостоятельной распечатки на плоттере в натуральную величину и для комфортного чтения на экранах планшетов и телефонов. Есть также группа Вконтакте и ветка на сайте питерских родителей Литтлван, где мы обсуждаем выход новых газет. Отзывы и пожелания направляйте, пожалуйста, по адресу: pangea@mail.ru. Редактор проекта – Георгий Попов.

О чём этот выпуск

Дорогие друзья! Мы продолжаем нашу любимую рубрику «Любопытный Петербург», посвящённую необычным достопримечательностям города. Из построенного в первой четверти XVIII века в Петербурге сохранилась лишь малая часть. Но даже эти немногие здания подтверждают тот факт, что Петербург с самого основания был городом, совершенно непохожим на другие русские города. В прошлом выпуске мы познакомились с оригинальными зданиями Петербурга дореволюционной постройки. А сейчас – самое интересное: нас ждёт рассказ об «архитектурных причудах», созданных после 1917 года – от смелого конструктивизма до ультрасовременных небоскрёбов. Содержание этого двойного выпуска (к-я.рф/128 и к-я.рф/129) позволит нам проследить, как менялись в городе архитектурные стили и предпочтения.

Наш гость и автор материалов – известный краевед Андрей Дамиров. Он написал несколько книг об архитектуре Петербурга и разработал оригинальные экскурсии по разным районам города.

XX век

1. Фабрика «Красное знамя»

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
1-1. Фабрика «Красное знамя» (1925–1929 годы), фото: Андрей Дамиров.

Один из главных символов ленинградского конструктивизма – здание силовой подстанции (выражаясь современным языком – ТЭЦ) фабрики «Красное знамя» на Пионерской улице, 57а. В середине 1920-х планировалось создать на базе бывшей чулочно-вязальной фабрики образцовое социалистическое предприятие, и для его строительства была приглашена иностранная знаменитость – немецкий архитектор-экспрессионист Эрих Мендельсон. Внутренний двор фабрики он расположил на двух уровнях: на первом размещались склады и подсобные помещения, туда направлялся транспорт, а рабочие должны были идти к цехам по «второму двору», расположенному на три метра выше. Цеха, одноэтажные здания с трапециевидными вентиляционными шахтами, располагались во дворе параллельными корпусами. Для заводоуправления планировалась десятиэтажная башня с заводскими часами, видными с любого места фабрики. На угол автор вывел самую выразительную в композиционном отношении постройку – силовую подстанцию. В одной из статей Мендельсон сравнил подстанцию с «кораблём, который тянет за собой всё производство». Проект Мендельсона однако вызвал неприятие со стороны советских архитекторов, возмущённых тем, что договор с ним был заключён без проведения конкурса. Архитектор подвергся нападкам в прессе, считавшим его проект чересчур вычурным. Ходили по газетам такие стишки: «Архитектор Мендельсон предложил нам свой фасон, а мы, русские, – ретивы, внесём свои коррективы». Самого же Мендельсона не удовлетворяло осуществление проекта в натуре, поскольку чертежи производственных корпусов волюнтаристски дорабатывались на месте. В итоге в 1927 году архитектор прекратил участие в проекте и вскоре покинул Ленинград, отказавшись даже от авторства своих проектов. Из всех первоначальных замыслов была реализована только силовая станция фабрики. «Здание-корабль» стало на какое-то время главным символом новой эпохи.

2. Школа имени 10-летия Октября

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
2-1. Школа имени 10-летия Октября (1925–1927 годы), фото: Андрей Дамиров.
 
 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
2-2. Здание школы имени 10-летия Октября в плане, citywalls.ru.

Первым зданием, построенным в Советском союзе для размещения школы, стала школа имени 10-летия Октября, построенная в составе «образцового социалистического городка» на перекрёстке проспекта Стачек и улицы Гладкова по проекту Александра Никольского и Александра Крестина. Изогнутое полумесяцем здание считается возведённым «в виде серпа и молота», хотя на самом деле по форме напоминает их весьма отдалённо – это скорее какой-то их гибрид. Внутри все было продумано до мелочей: классы ориентированы на солнечную сторону, помещения для младших классов и гимнастический зал выделены в отдельные корпуса, в закруглённом торце разместились на разных уровнях столовая, актовый и читальный залы. Здание завершала небольшая обсерватория (знак эпохи: обсерватории в то время служили местом, где развенчивались мифы о религии). В самостоятельный малый блок вынесен спортивный зал, украшенный забавным символом – классические рабоче-крестьянские серп и молот тут дополнены изображением скрещенных теннисной ракетки и гантели. Орудия труда символизировали союз сельского хозяйства и промышленности, спортивные элементы – единство игрового и индивидуального спорта. Учитывалось и гендерное равноправие: серп и теннисная ракетка – женские атрибуты, молот и гантель – мужские.

Интересно, что здание в виде «настоящих» серпа и молота было возведено несколькими годами позже в Куйбышеве (Самаре) для фабрики-кухни.

3. «Дом-колбаса»

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
3-1. «Дом-колбаса» (1929–1932 годы), фото: Андрей Дамиров.

Одна из главных проблем, стоявших перед новой советской властью, – решение жилищного вопроса. Ситуацию с жильём удалось исправить с помощью «уплотнения» и создания коммунальных квартир. Но старого жилого фонда было недостаточно для расселения всех желающих, надо было строить новое комфортное жилье. И такое жилье, не имевшее прежде аналогов, появляется – это «жилмассивы» и дома-коммуны. В один дом заселялись рабочие одного предприятия – считалось, что соседские отношения будут способствовать укреплению производственных связей. И, в идеале, вся страна должна была быть собрана в такие сообщества «по производственному принципу».

В 1929–1932 годах на улице Бабушкина был построен жилмассив для работников Фарфорового завода, по названию местности названный Щемиловским. Здесь сохранился нетипичный для жилых домов того времени пример – «дом-колбаса», один из самых длинных домов Петербурга (больше 300 метров). Дом изгибается дугой вокруг жилмассива. Предположительно, изгиб должен был защищать жителей этих домов от ветров. Такая планировка, как планировалась, позволяла бы экономить на отоплении, так как уменьшалась площадь соприкосновения дома с внешней средой (банально – было меньше торцов). Автор проекта домов – архитектор Григорий Симонов. На своих постройках он оставлял «подпись» – особой формы подворотню, где находилась дворницкая. Интересной особенностью этого жилмассива является использование для декора сочетания штукатурки и открытого кирпича, что обычно встречается довольно редко в конструктивистских постройках. Увы, после ремонта 2018 года кирпичные стены были замазаны простой белой краской.

4. Первый дом Ленсовета

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
4-1. Первый дом Ленсовета (1931–1934 годы), фото: Андрей Дамиров.

Одновременно с домами для рабочих и домами для интеллигенции появились и дома для советской и партийной элиты. Первый дом для работников Ленсовета был построен на набережной Карповки по проекту Евгения Левинсона и Ивана Фомина. Конечно, никаких коммун тут не было. Всего здесь было 76 квартир разной площади, с числом комнат от двух до шести, с ванными комнатами и встроенной мебелью. Некоторые квартиры были двухэтажными. В проекте были предусмотрены детский сад, механическая прачечная, парикмахерская, магазин, солярий, комнаты для обслуживающего персонала. Жилые этажи были подняты на уровень третьего этажа, чтобы предотвратить затопление квартир во время наводнений. Двор дома ограждала от улицы каменная ограда с беседкой, рядом располагался теннисный корт. Вогнутая форма дома Ленсовета позволила увеличить длину его южного фасада, который, словно солнечная батарея, аккумулирует свет и тепло.

5. Дворец культуры работников связи

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
5-1. Дворец культуры работников связи (1932–1939 годы), фото: Андрей Дамиров.
 
 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
5-2. Немецкая реформатская кирха на месте современного ДК связи. Фото начала XX века из pastvu.com.
 
 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
5-3. Немецкая реформатская кирха на месте современного ДК связи. Открытка начала XX века из olegkolobov.livejournal.com.

Среди всех типов зданий, которых лишился наш город в XX веке, больше всего утрат было среди церквей и храмов. Большевики активно взялись за антирелигиозную политику, стали преследовать духовенство и верующих, закрывать храмы и монастыри. В 1920-е годы храмы закрывали, но не сносили. Их перестраивали под другие нужды – «Дома культуры», спортзалы, кинотеатры, музеи. Сносить храмы начнут лишь в 1930-х годах – тогда проводилась так называемая «безбожная пятилетка», в ходе которой было решено окончательно отказаться от религии в общественной жизни. Самым известным примером перестройки церкви является Дворец культуры работников связи (ДК связи) на наб. Мойки (Большая Морская улица, дом 58), перестроенный из здания немецкой реформаторской церкви 1860 годов авторства Гаральда Боссе. Верхняя часть башни была срезана, на фасаде появились балконы и скульптура. Сейчас трудно поверить, что это здание – бывшая церковь.

6. Общежитие на улице Подрезова

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
6-1. Общежитие на улице Подрезова (1930-е годы), фото: Андрей Дамиров.
 
 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
6-2. Церковь Божией Матери Казанской Вышневолоцкого Казанского женского монастыря (1910-1912 годы), перестроенная в советское время в общежитие.

Ещё одним одиозным примером перестройки храма в 1920-е годы является Церковь Божией Матери Казанской Вышневолоцкого Казанского женского монастыря на углу Малого проспекта ПС и улицы Подрезова. Построенный в 1910-1912 годах по проекту архитектора Андрея Аплаксина храм всего спустя 10 лет был перестроен в общежитие. Сохранились элементы церковного здания – гранитный цоколь, окна, апсиды алтарной части и ниша для иконы над входом.

7. Московский райсовет

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
7-1. Московский райсовет (1931–1935 годы), фото: Андрей Дамиров.

Здание Московского райсовета (Московский проспект, 129) построено архитектором Иваном Фоминым. Кроме райсовета в здании размещались также райкомы партии и комсомола, отделение почты, военкомат, прокуратура и суд, пенсионный фонд. Образ доминирующей цилиндрической части чем-то напоминает примеры древнеримской архитектуры, в частности Колизей и Замок святого Ангела. Внутренний двор цилиндрической части был перекрыт большим стеклянным фонарём, превратившим двор в атриум. В цилиндрической части вдоль открытых галерей вокруг атриума были собраны наиболее посещаемые отделы райсовета. Необычная структура заменила длинные и скучные коридоры и стала прорывом в будущее, предтечей новейших атриумных композиций.

8. Домик на набережной Макарова

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
8-1. Деревянный домик на набережной Макарова (1945 год), фото: Андрей Дамиров.

Вот такой сюрприз ожидает каждого, кто не поленится зайти в неприметный двор на набережной Макарова, 14 (на Васильевском острове). Это самый настоящий жилой деревянный дом с участком в центре парадного Петербурга. Как нам сказал его нынешний владелец, домик построил его дядя в 1945 году, после войны, как временное жилье. Но «нет ничего более постоянного, чем временное» – с тех пор семья тут и живёт.

9. «Дом с окном»

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
9-1. «Дом с окном» на Моховой улице (1950–1959), фото: Андрей Дамиров.

Ещё одно напоминание о военном времени. Этот дом удивляет, казалось бы, нелогичным овальным окном на углу. История его появления такова. Дом этот был построен в 1899–1900 годах по заказу купца Евментьева, и был разрушен буквально сразу после начала блокады Ленинграда – бомба прошила его сверху донизу. Значительная часть стены, выходящей на улицу Пестеля, рухнула, а угловой эркер невероятным образом устоял и возвышался над грудой обломков, словно превратившись в неприступную для врага башню. Уцелевшее стенное зеркало на на верхнем этаже качалось, как будто хотело отразить в себе весь ужас происходящего.

При восстановлении дома архитекторы Анна Лейман и Виктор Белов эркер делать не стали. Наоборот, угол скосили, а на самом его верху разместили овальное окно, которое напоминает то самое зеркало, висевшее над руинами дома в блокаду.

В 1942-м поэт Вадим Шефнер написал об этом в стихотворении «Зеркало»:

Мне не забыть, как, на ветру дрожа,

Висит над бездной зеркало стенное

На высоте шестого этажа.

Его теперь ночная душит сырость,

Слепят пожары дымом и огнём,

Но все пройдёт. И что бы ни случилось –

Враг никогда не отразится в нем!..

XIX век

10. Первая «хрущёвка»

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
10-1. Первая «хрущёвка» на улице Полярников (1955 год), первоначальный вид, фото: citywalls.ru.
 
 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
10-2. Первая «хрущёвка» на улице Полярников (1955 год), современное фото: Дим137 / domofoto.ru

В конце 1950-х советские семьи, долго делившие быт со случайными соседями, впервые получили счастье личной жилплощади. С 1955 по 1964 год новые, отдельные квартиры получили 54 млн человек – четверть населения всей страны. Это типовое счастье официально называлось «крупнопанельным домостроением», народ же называл его проще – «хрущёвки» – в честь первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва, в правление которого начался бум массового жилищного строительства.

У нас в городе, на улице Полярников, 10, находится одна из первых, ещё опытных «хрущёвок». Дом был собран летом 1955 года всего за 79 дней из типовых блоков, изготовленных в заводских условиях домостроительного комбината. Таким образом воплощались в реальность идеи массового типового строительства, напоминающего детский конструктор. Дом был спроектирован архитектором Александром Васильевым и инженером Зиновием Каплуновым. Фасад здания изначально был облицован декоративной плиткой двух цветов, хотя уже спустя пару месяцев подобные «украшательства» станут недопустимыми – грянет постановление ЦК КПСС «об устранении излишеств в строительстве», и фасады зданий окончательно упростятся.

Планировки квартир этого дома не похожи на всем известные «хрущёвки» – они, скорее, напоминают «сталинские» дома. Изолированные просторные комнаты, раздельные туалеты и ванные, очень высокие потолки (3,5 метра), большая кухня (12–14 квадратных метров), даже входные двери в каждую квартиру сделаны из дуба. Под окнами были смонтированы холодные кладовки, получившие название в народе «хрущёвские холодильники». В квартирах были оборудованы закрывающиеся антресоли и встроенные стенные шкафы, а в подвалах устроены специальные секции для хранения крупногабаритных вещей жильцов. Новаторским в этом здании было и то, что внутрь бетонных плит здесь были убраны коммуникации.

Поселили в этом доме рабочих Стройтреста № 3, который возводил эту экспериментальную «хрущёвку». Технология была отработана и готова к массовому строительству, но Хрущёв посчитал проект слишком дорогим. Нужно было строить проще и дешевле, в итоге потолки снизили до 2,5 метра, ванная и туалет стали совмещёнными, площадь комнат, кухни и прихожей была уменьшена. Изъяли за ненадобностью даже кладовки, и люди, которым где-то нужно было хранить вещи, начали складировать их на балконах. По слухам, когда архитекторы посоветовались с Никитой Хрущёвым: «Никита Сергеевич, может, хоть туалет побольше сделаем?», он в ответ погрозил кулаком: «Если я влез, значит, и они влезут!». И влезали…

11. Экспериментальная «хрущёвка»

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
11-1. Экспериментальная «хрущёвка» на Магнитогорской улице (1959 год), фото: Дмитрий Ратников / kanoner.com.
 
 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
11-2. Подъём четвёртого этажа экспериментальной «хрущёвки» на Магнитогорской улице, фото из cont.ws / @kgb

Поиск нового в архитектуре не ограничивался типовым строительством, были и попытки поиска новых материалов и новых технологий. Так, в 1959 году на Магнитогорской улице, 95 был смонтирован 4-этажный панельный дом, монтаж которого производили «методом подъёма этажей» – монтируя этаж целиком на земле и затем поднимая вверх. Суть этого амбициозного проекта заключалась в том, чтобы не использовать для строительства башенные краны – вместо них предлагалось поднимать домкратами уже собранные на земле этажи целиком. Вначале были установлены два ряда колонн – несущих свай, после чего подняли и зафиксировали крышу. На сплошной железобетонной плите толщиной 16 см, с вырезом для одномаршевой лестницы, был полностью собран из панелей верхний этаж. Затем с помощью домкратов он был плавно поднят наверх и закреплён. Аналогичным образом собрали и подняли остальные этажи.

Дом на 32 квартиры был сдан в кратчайшие сроки. Иван Спиридонов, на тот момент Первый секретарь Ленинградского обкома КПСС, высоко оценил труды строителей. И всё же описанная технология не получила распространения, и прежде всего в связи с тем, что требовала высокой квалификации от всех участников процесса, поэтому кадры получались очень дорогими. Не все в порядке было и с эксплуатацией готового дома, который многократно давал усадку и покрывался трещинами. Можно было однозначно сказать, что для грунта города на Неве данный метод строительства совершенно не подходил.

12. Дворы Свердловской набережной

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
12-1. «Итальянские дворики» Свердловской набережной (1969–1971 годы), фото: Андрей Дамиров.
 
 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
12-2. Дома 60–64 на Свердловской набережной. Фото из журнала Архитектура CCCР, 1972 год.

Охта оставалась вплоть до середины XX века провинциальным районом с преобладавшей частной деревянной застройкой. К 1960-м годам стало понятно, что такой вид не подобает району Ленинграда прямо напротив Смольного. В 1969–1971 годах вдоль Свердловской набережной сооружается комплекс жилых зданий, разработкой которых занималась архитектурная мастерская Александра Васильева. В 1970 году началось создание набережной, облицованной гранитом, – местного «променада» для прогулок. А главной достопримечательностью этого квартала стали двухъярусные «итальянские дворики». Не случайно ансамбль Свердловской набережной украшал наборы открыток и путеводители по Ленинграду. К тому же, в этих домах расположились важные общественные центры – универмаг для новобрачных «Юбилей», юношеский зал Публичной библиотеки и выставочный зал Союза художников. Последний своеобразно украсил набережную, установив здесь несколько скульптурных композиций, оставшихся с ежегодных выставок.

13. «Дом-змея» на улице Пионерстроя

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
13-1. «Дом-змея» на улице Пионерстроя (1970–1979 годы), фото: Андрей Орехов.

В конце 1960-х годов проектный коллектив мастерской № 18 Ленпроекта (теперь ЛенНИИпроект) решил доказать, что средствами массового индустриального домостроения тоже можно добиться архитектурной выразительности. Живописные изгибы бывших усадебных прудов Сосновой поляны подсказали идею своеобразного, огромного по протяжённости «дома-змеи». Этот квартал с его необычным силуэтом в течение ряда лет являлся выразительным «преддверьем» города со стороны Стрельны и Петергофа. Вот только с окраской вышла заминка. Авторы задумали выкрасить фасады свободной цветовой волной, с переходами тонов в тёплой коричнево-бежевой гамме. Однако начальство усомнилось – не слишком ли необычно? – и от волны пришлось отказаться. Дом был выкрашен по образцу, принятому для «кораблей». Создание этой градостроительной композиции совершило прорыв в архитектуре крупнопанельного строительства. После этого и в других районах Ленинграда стали появляться дома более разнообразные, чем прежде. «Дом-змея» состоит из пяти отдельных домов по улице Пионерстроя: дом 7 (корпуса 1, 2, 3), дом 15 (корпус 3) и дом 19 (корпус 2).

14. Башня НИИ робототехники

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
14-1. Башня НИИ обототехники (1973–1987 годы), фото: mimoa.eu

Конечно, неправильно думать, что строи­тельство 1960–1980-х годов было исключительно типовым и безликим. В эти годы на просторах Советского Союза появилось множество зданий и монументов, как будто возведённых пришельцами с других планет (недаром это была эпоха устремления в космос). В Петербурге из этого ряда стоит отметить башню НИИ робототехники. Внутри этой башни по-настоящему испытывали установки космического корабля «Буран».

15. «Садик-Крепость»

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
15-1. «Садик-крепость» в переулке Джамбула (1983 год), фото: Андрей Дамиров.

Ещё один пример необычного строения – детский сад в переулке Джамбула, дом 8. Местные жители прозвали почему-то его «Чебурашкой», хотя внешне здание напоминает не то военный корабль, не то крепость. Архитектор Сергей Шмаков, вспоминал: «Голь на выдумки хитра. Мы использовали железобетонные кольца канализационных колодцев, в качестве макетов пушек – чугунные канализационные трубы, применялись и железобетонные, квадратные по конфигурации элементы теплокамер». Судьба у здания оказалась довольно сложной. Дело в том, что критик Вячеслав Глазычев в статье для журнала «Архитектура СССР» неосторожно сравнил декоративные элементы с масонскими знаками. После появления этой публикации у здания появляются с проверкой обкомовские черные «Волги». Главному архитектору города Геннадию Булдакову пришлось долго объясняться и доказывать «на самом верху» непричастность проекта к тайным организациям. Но шёл уже 1984 год, ощущалось приближение перестройки. Наступали другие времена, и никаких санкций не последовало.

16. Общежития с трёхъярусными квартирами

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
16-1. Общежитие с трёхъярусными квартирами на улице Тухачевского (1982–1989 годы), фото: citywalls.ru.
 
 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
16-2. Общежитие с трёхъярусными квартирами на Канонерском острове (1982–1989), фото: citywalls.ru.
 
 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
16-3. Так выглядят трёхъярусные квартиры «в разрезе».

Очень любопытные образцы экспериментальной советской архитектуры находятся на Канонерском острове, 8 и Маршала Тухачевского, 31 – дома с трёхъярусными квартирами. Это дома галерейного типа с одной лестницей и длинным коридором, из которого можно войти в квартиры. На северную, шумную сторону фасада выходят освещённые окнами коммуникационные коридоры-галереи, расположенные через этаж, и окна кухонь. Гостиные же с окнами на тихую южную сторону находятся на уровне между ними. Для компактности часть квартир от галерей направлена вверх, часть – вниз. Такая компоновка помещений обеспечивала также хорошие условия для сквозного проветривания.

17. «Дома на курьих ножках»

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
17-1. «Дома на курьих ножках» на Новосмоленской набережной (1986–1993 годы), фото: news.boyarka.name.

Четыре здания на Новосмоленской набережной, 2–8 за внешний вид в народе прозвали «дома на курьих ножках». Они серьёзно отличались от типовых новостроек. Во-первых, высотой – 22 этажа. А главное – возводили эти дома не из готовых блоков или панелей, а из монолитного железобетона прямо на месте строительства. Два подобных дома уже поставили в середине 70-х по проекту архитектора Сперанского на площади Победы. В отличие от высоток на площади Победы, дома у Финского залива спроектировали на необычных опорах – центральном столбе и нескольких бетонных «ногах». Что касается дизайна знаменитых ножек-опор, то они имеют ряд прототипов-аналогов, в том числе, и в советской архитектуре. Дома на опорах стали одним из символов архитектуры модернизма, а потом и брутализма XX века. Среди знаменитых примеров не только дом Наркомфина в Москве или «Жилая единица» Корбюзье, но и множество домов Оскара Нимейера – очень популярного в СССР бразильского архитектора-коммуниста. Наиболее известный позднесоветский прототип – жилой дом на Беговой улице в Москве, он же «дом-сороконожка».

XXI век

Бизнес-центры и торговля

Но вот наступает новая эпоха. Архитекторам со времени знаменитого постановления ЦК 1955 года «Об устранении излишеств в архитектуре и строительстве» вновь дозволили творить самостоятельно. И начинается настоящий строительный бум. Лидерами направления становятся в 1990–2000-е годы торговые учреждения и бизнес-центры. По той же причине, по которой необычно украшались доходные дома в Петербурге в конце XIX века, в конце века XX архитекторы стараются выделиться при создании бизнес-центров – привлечь к ним внимание и арендаторов, и простых горожан.

18. «Дом-штрихкод»

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
18-1. «Дом-штрихкод» (2004–2007 годы), фото: Андрей Дамиров.

Здание было спроектировано АМ «Витрувий и сыновья» и открыто в 2007 году. Согласитесь, большинство торговых центров, открывающихся сейчас, – это некое преображение коробок от обуви в павильоны раздутых размеров. Их эстетикой хозяева как бы говорят публике: «Не в архитектуре дело, а в том, что внутри», то есть в товарах. Здесь же авторы придумали действительно запоминающийся ход. Нескучный фасад ярким пятном смотрится на фоне типовой застройки брежневских времён. Здесь использован язык не архитектуры, а современного торгово-промышленного дизайна. Изначально предполагалось возведение аналогичного здания с другой стороны площади, что было бы обосновано для создания симметрии при съезде с Володарского моста, но оно так и не было построено.

19. Деловой комплекс «Санкт-Петербург Плаза»

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
19-1. «Санкт-Петербург Плаза» на Малоохтинском проспекте (2008–2010 годы), фото: citywalls.ru.

В 2008–2010 годах на Малоохтинском проспекте, 64 был возведён деловой комплекс «Санкт-Петербург Плаза», центральным зданием которого стал головной 21-этажный офис банка «Санкт-Петербург». Это первое специализированное здание банка, построенное в городе за последние сто лет. В народе говорят, что небоскрёб сбоку напоминает электрический чайник.

20. Бизнес-центр EightEdges

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
20-1. «Дом-многогранник» на Малоохтинском проспекте (2017 год), фото: Андрей Дамиров.

Рядом на Малоохтинском проспекте, 45 в 2017 году был построен сложный многогранник бизнес-центра Eight Edges («Восемь краёв»). Проект был разработан лондонским архитектурным бюро Николаса Гримшоу. Эти два здания могут вызывать споры и критику среди жителей города, но они достойны внимания, поскольку оба их автора сегодня – известные европейские архитекторы: Сергей Чобан – уроженец России (ныне работающий в Германии), а Николас Гримшоу – Президент Королевской Академии художеств Великобритании.

22. Бизнес-центр «Бенуа»

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
22-1. Фасад бизнес-центра «Бенуа» (2008 год), фото: Андрей Дамиров.

Офисный центр «Бенуа» в бизнес-парке «Полюстрово» на Свердловской набережной, 44, признан лучшим зданием, построенным в Петербурге в 2008 году. Проект разработан немецким архитектурным бюро Сергея Чобана (одна из самых известных его работ – башня «Федерация» в Москве). Несомненно, необычное решение здания привлекает к нему внимание и арендаторов, и простых горожан: фасад здания оформлен большими витражами с использованием эскизов русского художника Александра Бенуа к балету Стравинского «Петрушка», поставленному для Дягилевских сезонов. Семья Александра Бенуа жила неподалёку от этого места.

23. Бизнес-центр «Преображенский двор»

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
23-1. Бизнес-центр «Преображенский двор» (2010–2012 годы), фото: Андрей Дамиров.

Многофункциональный комплекс «Преображенский двор» был построен по проекту архитектурной студии Станислава Савина на месте снесённого в 2006 году дома лейб-гвардии Артиллерийской бригады. Особенно интересно решение фасада со стороны улицы Короленко: новый стеклянный корпус словно «прорывается» через классический ордер. «Проект удачно сочетает в себе черты старого и нового Петербурга. Здание деликатно включено в линию Литейного проспекта», – указывает С. Савин.

24. Бизнес-центр «Приморский дворец»

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
24-1. Бизнес-центр «Приморский дворец» (2016 год), фото: Андрей Дамиров.

Несколько лет назад на Мебельной улице, на месте законсервированного мусорного полигона, изумлённой общественности явилось здание практически точно скопированного Воронцовского дворца на Садовой улице (работы самого Франческо Бартоломео Растрелли 1750-х годов). В отличие от оригинальной работы, этот новый «дворец» не имеет боковых флигелей, дворовый фасад его решён иначе, а на фронтоне вместо двуглавого орла расположен герб застройщика. Конечно, такое необычное решение для бизнес-центра вызвало неоднозначную реакцию как городской общественности, так и представителей архитектурного сообщества.

25. Пулково-аутлет

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
25-1. Пулково-аутлет (2015–2016 годы), фото: citywalls.ru.
 
 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
25-2. Пулково-аутлет, фото: Андрей Дамиров.

Проезжая по Пулковскому шоссе, многие обращают внимание на комплекс зданий, оформленный в духе XIX века со множеством триумфальных арок. Это – «Outlet Village Пулково», целый мини-город с брендовыми магазинами, где распродают вещи из прошлых коллекций со скидками. Построен этот торговый центр в стилистике ампира и напоминает узкие европейские улочки. Главный архитектор проекта – Андрей Переходцев, работающий в Hydea во Флоренции (Италия).

26. Этнопарк «Богословка»

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
26-1. Копия Покровской церкви села Анхимово (2003–2008 годы), фото: Андрей Дамиров.
 
 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
26-2. Церковь Всех Святых и Покрова Пресвятой Богородицы в селе Анхимово Вологодской области (1708 год). Фотография Сергея Прокудина-Горского, 1909 год.

В 2000-е годы в Невском лесопарке возник целый комплекс деревянных построек – этнопарк «Богословка». Цель этого этнопарка – воссоздать те уникальные постройки, которые когда-то украшали русские сёла, но ныне по тем или иным причинам утрачены, обеспечив при этом благоприятные условия для активного приобщения посетителей к народной культуре. Этнопарк был создан на территории бывшей усадьбы «Богословка», в XVIII веке принадлежавшей духовнику Елизаветы Петровны Фёдору Дубянскому, а в XIX веке – семейству Зиновьевых. Увы, от самого усадебного комплекса не сохранилось ничего. Центральный объект всего комплекса – многоглавая Покровская церковь, внешне очень напоминающая церковь в Кижах. Этот храм – копия знаменитой 25-главой Покровской церкви Вытегорского погоста села Анхимово, построенной в 1708 году и сгоревшей в 1963 году. Покровская церковь – непосредственная предшественница 22-главой Преображенской церкви Кижского погоста, возведённой в 1714 году. Сходство этих двух храмов породило предположение об их строительстве одними и теми же мастерами. По распространённой легенде церковь в Кижах построена «без единого гвоздя». На самом же деле в её строительстве кованые железные гвозди использовались в изобилии. Церковь в Вологодской губернии в начале XX века запечатлел пионер цветной фотографии, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи» Сергей Прокудин-Горский.

На фото Прокудина-Горского также видно, что позже, в 1780-е годы, к церкви была пристроена каменная колокольня, в Богословке не воспроизведённая. Кроме Покровской церкви в составе комплекса уже возведены: шатровая колокольня (копия колокольни XVII века из Нижнеуфтюгского погоста Вологодской губернии), часовня Спаса Нерукотворного XVIII века, которая располагалась в деревне Кириллово Каргопольского уезда, дом купца Костина из деревни Верховье в Карелии, где планируется открыть музей.

27. Станция метро «Горьковская»

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
27-1. Станция метро «Горьковская» (2009 год), фото: Андрей Дамиров.

С 2009 года, после реконструкции наклонного хода, станция «Горьковская» получила новый павильон с настоящим космическим оформлением, за что его называют в народе «Летающей тарелкой». Купол павильона украшен необычной композицией – красивой планетой ярко-розового цвета, имеющей кратеры. Разработчики композиции называют её Луной. Скорее всего, оформление станции, носящей имя писателя-классика, отсылает нас к тому, что в Петропавловской крепости в 1930-е годы находилась Газодинамическая лаборатория, разрабатывавшая космические двигатели.

28. Индуистский центр в Лахте

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
28-1. Лахтинский индуистский центр (2003 год), фото: Андрей Дамиров.

В 2003 году Лахта стала центром деятельности петербургских индуистов. Их культурный центр «Шри Чайтанья Сарасват Матх», или Лахтинский центр бхакти-йоги, был построен на берегу Финского залива в удивительном для нашего города индийском стиле. Храм зарегистрирован как индивидуальный жилой дом.

29. Храм Фёдора Ушакова

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
29-1. Храм святого праведного воина Фёдора Ушакова на проспекте Королева, дом 7 (2010–2012 годы), фото: Андрей Дамиров.

В том же Приморском районе в 2012 году была освящена уникальная церковь в составе жилого комплекса «Зенит» на проспекте Королёва. Церковь встроена в торговый центр, между фитнес-центром и парикмахерской, и расположена над магазином «Диета». Проект здания с современным вариантом домовой церкви подготовило «Петербургское архитектурное товарищество», авторы проекта часовни — архитекторы Александр Шретер и Антон Головин. Сейчас здесь действует Храм святого праведного воина Фёдора Ушакова.

30. Гостиница «Карелия»

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
30-1. Гостиница «Карелия» (2012 год), фото: Андрей Дамиров.

В 2012 году шестнадцатиэтажный корпус гостиницы «Карелия», построенной в 1970-е годы, удивительным образом преобразился. Теперь здание выглядит как два трёхмерных чемодана. Разрисовала корпус компания «RASKRASIMVSE», которая занимается художественным украшением зданий и помещений. Общая площадь рисунка составляет 15 тысяч квадратных метров. На покраску здания потратили около 10 тысяч литров краски, сделав из типичной постройки 70-х годов настоящий арт-объект. Благодаря этому «Карелию» в 2012 году увековечили на страницах книги рекордов Гиннесса как «самое большое расписанное здание в мире».

31. Академия танца Бориса Эйфмана

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
31-1. Академия танца Бориса Эйфмана (2010–2013 годы), фото: gov.spb.ru.

В 2010–2013 годах на Петроградской стороне было построено новое здание для Академии танца Бориса Эйфмана. Главный фасад нового здания украшает уникальное панно из кирпича, в котором зашифрованы высказывания о балете. Какие – вы можете попробовать узнать самостоятельно, если удастся сканировать выложенный кирпичом QR-код. Нетрудно представить, какой точности требовала от каменщиков эта работа. Кстати, по словам архитектора Никиты Явейна, эту стену пришлось при строительстве трижды ломать и строить заново – пока и заказчик, и подрядчик не оказались полностью удовлетворены качеством.

32. «Швейный Замок»

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
32-1. «Замок» в Обухово (2017 год), фото: Андрей Дамиров.

Новая городская достопримечательность из разряда «причуд» – построенный в 2017 году «Швейный замок» в Обухово. Оригинально решённый корпус швейной фабрики стал единственным украшением огромной промзоны.

33. «Лахта центр»

 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
33-1. «Лахта центр» (2012–2018 годы), фото: Андрей Дамиров.
 
 Стенгазета «Архитектурные причуды Петербурга, 1917–2019 годы»
33-2. «Лахта центр», стадион «Санкт-Петербург» и Ольгинский валун – современность и история.

С 2011 года Лахта была избрана для строительства первого небоскрёба в Петербурге – «Лахта центра», вокруг которого вскорости возникнет один из деловых центров города. Этот проект Газпрома изначально предполагалось возвести на Охте. «Лахта центр» высотой 462 метра занимает второе место среди самых высоких сооружений Европы, уступая лишь 540-метровой Останкинской телебашне. Башня зрительно закручивается вокруг своей оси на 90 градусов – для того, чтобы препятствовать давлению ветра. В строительстве небоскрёба впервые в России было применено множество новейших технологий, от непрерывной 49-часовой заливки бетона в фундамент до использования холодногнутого стекла. Конечно, строительство такого необычного сооружения не могло не вызвать противоречивую реакцию многих жителей города. Но, как знать, спустя немного времени они, вполне возможно, будут гордиться тем, что в Петербурге есть такой небоскрёб.

Что читать по теме?

Смотрите на компьютерах и смартфонах наши выпуски по теме «Петербурговедение» (сайт к-я.рф, стенгазеты к учебным предметам), заходите в группу стенгазет vk.com/nashiprazdniki, читайте книгу Андрея Дамирова «Нетуристический Петербург» и его группу vk.com/favoritepiter. Базовые сведения по теме выпуска содержатся в трёхтомнике «Зодчие Санкт-Петербурга» (сост. В. Г. Исаченко). Рекомендуем также замечательные интернет-ресурсы: citywalls.ru – архив систематизированных данных о домах, архитектурных стилях и архитекторах Петербурга; сайт pastvu.com – привязанный к карте фотоархив исторических снимков с комментариями и источниками.

Заключение

Петербург всегда отличало стилевое многообразие, и в этом – настоящее очарование нашего города. Во все эпохи архитекторы пытались создать что-то необычное и запоминающееся, но далеко не всегда это находило поддержку у современников: всё новое мы зачастую подсознательно не понимаем и принимаем. Но архитектура не может стоять на месте – она меняется вслед за развитием науки и общества, формированием новых представлений о комфорте и красоте, хотим мы того или нет. И когда-нибудь наши потомки станут говорить о «Лахта центре» или «домах на курьих ножках» как о классических городских достопримечательностях. Любите Петербург, изучайте его, и город откроет вам множество прекрасных мест, о существовании которых вы, возможно, не догадывались.


Спасибо, друзья, за внимание к нашей публикации. Мы были бы вам очень признательны за оставленный отзыв. В наших следующих выпусках мы планируем продолжить рассказ об архитектурных причудах Петербурга, рассказать о становлении Петровского флота, карело-финском эпосе «Калевала», минералах мира, геологическом прошлом окрестностей Петербурга, грибах Ленинградской области, а также и о многих других интересных вещах: увлекательно, основываясь на источниках, с картинками и дополнительными материалами.


Напоминаем, что наши партнёры в своих организациях бесплатно раздают наши стенгазеты.


 
Этот выпуск напечатан благодаря дружеской поддержке нашего полиграфического партнёра — типографии «Любавич».


Ваш Георгий Попов, редактор к-я.рф


Related Images: